ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 2.2 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестация 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 3 11 11 20 21 21 21 22 24 28 29 31 31 32 40 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик семицветик» имеет художественную направленность и разработана для детей 5-7 лет. Ее реализация позволяет расширить представления детей о понятии оригами, его видах, о основных базовых формах в технике оригами, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формирует у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Образовательная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. Работая в стиле оригами, у детей формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Творческая деятельность способствует приобщению младших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность.. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует не только на развитие движений пальцев и кистей рук, но и внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. I. 3 В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобр науки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)") - Письмо Минобр науки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в социальном заказе образовательного учреждения МБДОУ Д/с № 17, а также детского и родительского запроса на дополнительные образовательные услуги по художественному направлению. В ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству, познают свою культуру и культуру других стран, приобретают практические навыки в оригами. Занятия оригами сегодня активно внедряются в педагогическую практику, через привлекательную для детей деятельность, которая способствует гармоничному развитию их личности. Благодаря тренировке 4 мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов и стимулирует развитие речи, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика. В процессе создания фигурки оригами вовлекаются самые разнообразные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата. Оригами не только развивает ребенка, эстетически, но и помогает ему учиться аккуратности и терпению, происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Дети дошкольного возраста хорошо усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какойто другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют обучающимся удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Новизна программы «Цветик семицветик» заключается в том, что данная программа является интегрированной. Программа направлена на развитие речи детей 5 – 7 лет через развитие мелкой моторики пальцев рук, 5 посредством занятий оригами. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления обучающихся, их творческого воображения, художественного вкуса. Педагогическая целесообразность. При организации воспитательнообразовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для обучающихся в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно - досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Отличительная особенность программы «Цветик семицветик» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности обучающихся.(изобразительной, конструктивно-модельной музыкальной и др.). Занимаясь по программе «Цветик семицветик»», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – 6 конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей дошкольного возраста. Адресат программы. Программа адресована детям от 5 до 7 лет. В детское объединение принимаются все желающие. Такой возраст – это период формирования личности во всех сферах: повышение интеллекта, выработка нравственных черт проявление характера и силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые индивидуальные качества, растут потребности детей в получении новых знаний, навыков и умений. Дети этого возраста стремятся расширить знания о тех предметах и явлениях, которые они лично не наблюдали. Проявляется ощущение «взрослости» и повышается качество общения и совершенствуется уровень практической деятельности. Попытки самоутвердиться и получить признание со стороны взрослых должны быть положены в основу построения грамотного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребѐнка, творческих проявлений и разумной инициативы на этом этапе действительно безграничны. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа реализовывается 2 года, занятия проходят 1 год обучения 2 раза в неделю, 2 год обучения 3 раза в неделю. Формы организации образовательного процесса. Программа предполагает форму совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы на занятии используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Данная программа рассчитана на очную форму бучения. Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания обучающимися. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Программа «Цветик семицветик» рассчитана на 2 года обучения (старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет). Полный объем программы:1 год обучения 144 учебных часа, 2 год обучения 216 учебных часа. Организация занятий: занятия планируется проводить 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин, перерыв 10 минут), 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. Содержание программы предусматривает два учебно-тематических плана. Программа строится на следующих основаниях: соответствие образовательной программы формам дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер; открытый характер реализации. 7 Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: поставленными целями и задачами; принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); наличие соответствующей материально-технической базы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают: практическую работу, самостоятельную работу, выставку Ведущими принципами программы являются: принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. принцип последовательности – постепенное изучение от простого к сложному. принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с изображаемыми явлениями и предметами. принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков. Программа адаптирована для реализации временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – обучающиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все элементы воспитания при обучении искусству оригами тесно связаны между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей, жизнеутверждающего, положительного отношения к окружающему миру, эстетическое воспитание детей, экологическое воспитание. 8 Данная образовательная программа по оригами для дошкольников не ставит перед собой задачу по глубокому, всестороннему освящению предмета как «древнего японского искусства». Основная задача Программы – приобретение детьми знаний, умений и навыков по складыванию бумаги. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Цветик семицветик» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель программы – формировать всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приѐмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Образовательные: 1. Знакомство с техникой оригами, материалами и инструментами. 2. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, середина и т.д.). 3. Знакомство с базовыми формами оригами, техникой складывания. 4. Формирование навыков ориентироваться на листе бумаги, различать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий и т.д.), подбирать бумагу нужного цвета. 5. Формирование умения следовать устным инструкциям. Развивающие: 1. Развитие познавательного процесса: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. 9 2. Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании с бумагой для работы в техники оригами. 3. Развитие у детей способностей работать руками, приучать к точным движениям пальцев. 4. Развитие воображения и пространственного мышления, мелкой моторики, тактильных ощущений рук. Воспитательные: 1. Воспитание интереса к искусству оригами. 2. Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к материалам, используемым в работе. 3. Воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности, эстетического вкуса. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи: 1. формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; 2. формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 3. развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. 10 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план 1 год обучения 1 « Волшебный мир оригами». История возникновения оригами, понятие оригами. 2 Знакомство с условными приемами оригами. 3 Базовые формы оригами. 3.1 Базовая форма «треугольник». 3.2 Базовая форма «двойной треугольник». 3.3 Базовая форма «воздушный змей». 3.4 Базовая форма «книжка». 4 5 6 7 знаками всего Количество часов практика Раздел / Тема занятия теория № 1 1 2 и 1 1 2 1 1 1 1 3 3 3 3 4 4 4 4 Урожай давно поспел. 4.1 Оригами яблоко. 4.2 Оригами морковь. 4.3 Оригами репа. 4.4 Оригами кукуруза. 4.5 Коллективная работа «Огород». Осенние цветы. 5.1 Оригами тюльпан. 5.2 Оригами подсолнух. 5.3 Оригами листья. 5.4 Оригами гвоздика. 5.5 Коллективная работа «Цветущие цветы». Скоро Новый год. 6.1 Оригами снеговик. 6.2 Оригами снежинки. 6.3 Оригами ѐлка. 6.4 Новогодние игрушки. 6.5 Новогодние подарки. 6.6 Коллективная работа ѐлка». Зимушка – зима. 7.1 Кораблик оригами. 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3.5 2 2 2 2 4 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1.5 1.5 1.5 1.5 3 2 2 2 2 4 0.5 0.5 0.5 1 1 «Новогодняя 1 1.5 1.5 1.5 3 3 3 2 2 2 4 4 4 3 4 1 11 Форма контроля, аттестации Вводный беседа, обсуждение, педагогическое наблюдение. показ приемов складывания бумаги, беседа, рассуждение. беседа, объяснение, показ приѐмов бумаги, индивидуальная помощь. беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. Текущий устный опрос, анализ допущенных ошибок, беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа, рассматривание готовых поделок. беседа, объяснение, 7.2 Открытка ко дню Защитника Отечества. 2 7.3 Подарок папам и дедушкам 2 «Настольный календарь». 8 9 10 11 4 4 6 6 Сказка «Теремок» (пальчиковый театр). 8.1 Оригами заяц. 8.2 Оригами лиса. 8.3 Оригами лягушка. 8.4 Оригами волк. 8.5 Оригами медведь. 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 Идѐт Весна. 9.1 Подарок маме. 9.2 Бабочка оригами. 9.3 Цветы оригами. 9.4 Коллективная работа «Весна пришла». 1 2 2 1 3 4 4 3 4 6 6 4 2 1 1 «Подводный 1 4 3 3 3 6 4 4 4 1 1 1 3 3 3 4 4 4 Подводные чудеса. 10.1 Рыбки оригами. 10.2 Лягушонок оригами. 10.3 Кувшинка оригами. 10.4 Коллективная работа мир». Скоро лето. 11.1 Закрепим что знаем. 11.2 Свободная тема. 11.3 Коллективные работы. наблюдение, коллективная работа, рассматривание готовых поделок. беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа, рассматривание готовых поделок. беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа, рассматривание готовых поделок. беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа, рассматривание готовых поделок. Итоговый – итоговое занятие, индивидуальные творческие задания, коллективное творческое дело, проведение выставок. 144 Содержание учебного плана (1 год обучения). 1) «Волшебный мир оригами». История возникновения оригами, понятие оригами. Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использованием и применением в детском творчестве, показать какие интересные поделки мы с ними будем делать. Теория: Знакомим детей с новым видом искусства «Оригами, беседа об условных знаках и основных приѐмах складывания бумаги, какие 12 необходимы инструменты и материалы на занятиях оригами, беседа о правилах работы с этими материалами, технике безопасности. Практика: Складываем щенка в технике оригами. 2) Знакомство с условными знаками и приѐмами оригами. Задачи: Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, диагональ, нижняя сторона, верхняя и т.д.) Отработать с детьми самые простые приемы складывания квадрата. Научить аккуратно сгибать квадрат Теория: Рассказ об основных приѐмах складывания бумаги. Практика: Учимся складывать квадрат по диагонали. 3) Базовые формы оригами. Базовая форма «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей», «книжка». Задачи: научить выполнять точечные и аккуратные сгибы и правильно складывать базовые формы «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей» и поделки выполненные на основе этих базовых форм. Теория: беседа о базовых формах в оригами, о понятии что такое базовые формы, для чего они нужны, рассматривание образцов готовых поделок. Практика: учимся делать базовую форму» треугольник», делаем кораблик на основе этой базовой формы. 4) Урожай давно поспел. Оригами яблоко, морковь, репа, кукуруза. Коллективная работа «Огород». Задачи: научить детей самостоятельно делать овощи в технике оригами, создавать благоприятные условия для усвоения навыков выполнения поделок из бумаги. Теория: беседа об овощах, загадывание загадок, чтение сказок, показ образцов, иллюстраций. Показ схемы выполнения поделок. Практика: отрабатывать с детьми прием складывания квадрата по диагонали, складывать овощи в технике оригами. 5) Осенние цветы. Оригами тюльпан, подсолнух, листья, гвоздика. Коллективная работа «Цветущие цветы». Задачи: воспитывать интерес к окружающему миру, прививать любовь к природе, цветам, желание создавать прекрасное, развивать технические навыки работы с бумагой. Теория: показ схем выполнения базовых форм, цветов оригами. Рассказ о правилах изготовления базовых форм и цветов оригами. Практика: Изготовления цветов в технике оригами. 6) Скоро Новый год. Оригами снеговик, снежинки, ѐлка, новогодние игрушки, новогодние подарки. Коллективная работа «Новогодняя ѐлка». Задачи: учить детей самостоятельно изготавливать объемные детали по схеме, соединять их в определѐнной последовательности, вносить дополнения для украшения новогодней ѐлки. Создавать композиции. 13 Теория: беседа о празднике новый год, о традициях этого праздника, загадывание загадок. Правила изготовления игрушек с использованием различных базовых форм. Практика: делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать общую композицию, 7) Зимушка – зима. Кораблик оригами. Открытка ко дню Защитника Отечества. Подарок папам и дедушкам «Настольный календарь». Задачи: воспитывать любовь к своим близким, желание научиться самостоятельно делать подарки своими руками, вырабатывать усидчивость, развивать мелкую моторику рук. Теория: беседа о традициях праздника, о военной технике, рассматривание иллюстраций, различных открыток, показ схем выполнения кораблика оригами, беседа о разнообразии поздравительных открыток, как их можно украсить своими руками. Практика: изготовление кораблика в технике оригами, выполнение заготовок к праздничной открытке, заготовок к настольному календарю, работа по схемам. 8) Сказка «Теремок» (пальчиковый театр). Оригами заяц, лиса, лягушка, волк, медведь. Задачи: продолжать формировать у детей интерес к искусству оригами, закреплять умение изготавливать поделку поэтапно, используя освоенные ранее базовые формы оригами и познакомившись с условными обозначениями, учить детей работать по схемам, развивая пространственное мышление, способствовать развитию речи детей, умение составлять небольшой описательный рассказ о животных, используя схему-таблицу, содействовать воспитанию аккуратности. Теория: беседа о сказке «теремок», краткое чтение сказки, разговор о персонажах сказки, какие это животные, рассматривание картинок животных. Практика: изготовление животных на основе базовых форм «треугольник» и «воздушный змей». 9) Идѐт Весна. Подарок маме. Бабочка оригами. Цветы оригами. Коллективная работа «Весна пришла». Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чѐтко проглаживать линии сгиба, напомнить правила безопасного пользования бумагой и клеем, цветными карандашами, ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – подарок маме. Теория: беседа о временах года, о весенних праздниках, какие цветы просыпаются первые. Показ иллюстраций с цветами и бабочками, разговор о подарках к 8 марта. Практика: изготовление цветов и бабочек с взаимодействием изученных базовых форм в оригами, работа по схемам. 14 10) Подводные чудеса. Рыбки оригами. Лягушонок оригами. Кувшинка оригами. Коллективная работа «Подводный мир». Задачи: воспитывать любовь к природе, узнать о подводном мире, развивать навыки умения работы с бумагой. Теория: беседа о разнообразии рыбок, о их видах, загадывание загадок, рассматривание картинок с подводными жителями, беседа о подводных цветах, правила работы в технике оригами. Практика: изготовление рыбок, кувшинки, лягушонка в технике оригами. 11) Скоро лето. Закрепим что знаем. Свободная тема. Коллективные работы. 2 год обучения 3 4 2 2 2 2 4 4 4 4 6 6 6 6 Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми. Беседа, опрос, определение уровня развития детей, их творческих способностей. 2 2 2 2 4 4 4 4 6 6 6 6 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. 2 2 2 2 4 4 4 4 6 6 6 6 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. 2 2 4 4 6 6 1 1 1 3 3 3 4 4 4 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ Беседа, рассуждение, выставка готовых работ 1 Вводное занятие. Диагностика обученности 1 обучающихся. 2 Простые базовые формы оригами. Повторение. 2.1 Базовая форма – треугольник. 2.2 Базовая форма – двойной треугольник. 2.3 Базовая форма - воздушный змей. 2.4 Базовая форма - книжка Осенние композиции. 3.1 Осенние цветы. 3.2 Грибы оригами. 3.3 Осенние листья. 3.4 Оригами осенью. Учим новые базовые формы. 4.1 Базовая форма «двойной квадрат». 4.2 Базовая форма «конверт». 4.3 Базовая форма «рыба». 4.4 Базовая форма «дверь». Оригами на столе. 5.1 Цветы из салфеток. 5.2 Интересные формы. 3 4 5 6 Весѐлый праздник Новый год. 6.1 Снеговик почтовик. 6.2 Новогодние варежки. 6.3 Дед Мороз оригами. 15 Форма контроля, аттестации всего Количество часов практика Раздел / Тема занятия теория № 6.4 Подарочная коробка. 6.5 Новогодние звѐздочки. 6.6 Коллективная работа сказка». 7 8 9 10 11 12 1 1 «Новогодняя 1 Техника оригами. 7.1 Машина оригами. 7.2 Самолѐт оригами. 7.3 Кораблик оригами. 7.4 Танк оригами. 7.5 Подарок ко Дню Защитника Отечества. Скоро весна. 8.1 Платье оригами. 8.2 Тюльпаны оригами. 8.3 Подарок мамам и бабушкам. 8.4 Бант оригами. Оригами почта. 9.1 Конверт оригами. 9.2 Сумочка оригами. 9.3 Почтовый голубь. Оригами «Зоопарк». 10.1 Тигр оригами. 10.2 Жираф оригами. 10.3 Лисичка оригами. 10.4 Белый медведь оригами. 10.5 Коллективная работа «Зоопарк». Чудесные превращения бумажного листа. 11.1 Игрушки оригами. 11.2 Украшения оригами. 11.3 Хлопушка оригами. Впереди - лето! 12.1 Свободная тема. 12.2 Закрепим знания складывать оригами. 12.3 Выставка поделок оригами. 3 3 3 4 4 4 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 Текущий устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. 1 1 1 1 3 3 3 3 4 4 4 4 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ 1 1 1 3 3 3 4 4 4 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 Беседа, рассуждение, оценка полученного результата. Беседа, рассуждение, выставка готовых работ 2 1.5 1 6 4.5 3 8 6 4 2 1 1 6 5 3 8 6 4 Беседа, рассуждение, оценка полученного результата. Итоговый итоговое занятие, коллективное творческое дело. Проведения выставок детских работ. Определение результатов обучения. 216 Задачи: развивать навыки общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. 16 Теория: повторить что такое техника оригами, какие базовые формы изучили, работа со схемами. Практика: закреплять умения самостоятельно складывать знакомые базовые формы, готовить заготовки на определѐнную тему, соединять детали в единое целое, создавать композиции Содержание учебного плана (2 год обучения). 1) Вводное занятие. Диагностика обученности обучающихся. Задачи: Повторить с детьми понятие техники оригами, вспомнить как работать с условными знаками и основными приѐмами складывания бумаги в оригами, показать наглядно какие интересные поделки мы с ними будем делать, провести технику безопасности. Теория: предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Практика: поэтапное выполнение фигурок. 2) Простые базовые формы оригами. Повторение. Базовая формы «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей», «книжка». Задачи: продолжать учить детей выполнять точечные и аккуратные сгибы и правильно складывать базовые формы «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей» и вспомнить какие фигурки оригами были выполненны на основе этих базовых форм. Развивать мелкую моторику рук. Теория: демонстрация поделок и фигурок оригами. Практика: поэтапное выполнение фигурки оригами. 3) Осенние композиции. Осенние цветы. Грибы оригами. Осенние листья. Оригами осенью. Задачи: научить детей самостоятельно делать композиции на тему осени в технике оригами, создавать благоприятные условия для усвоения навыков выполнения поделок из бумаги. Теория: беседа на тему осени, загадывание загадок, демонстрация образцов вспомнить правила безопасного пользования ножницами и клеем. Развивать внимание и усидчивость. Практика: поэтапное выполнение фигурок оригами, составление композиции. 4) Учим новые базовые формы. Базовые формы «двойной квадрат», «конверт», «рыба», «дверь». Задачи: научить детей выполнять новые базовые формы, закрепление знаний о базовых формах терминологии в оригами, навыков работы с бумагой. Развивать память. Теория: рассматривание образцов, поэтапный показ и объяснение как складывать базовые формы. Демонстрация поделок. Деление квадрата на два, четыре треугольника, на две части (два прямоугольника). Практика: выполнение поделок и фигурок с помощью новых базовых форм, сравнение, анализ. 5) Оригами на столе. Цветы из салфеток. Интересные формы. Задачи: учить детей самостоятельно изготавливать объемные цветы и формы из салфеток по схеме, соединять их в определѐнной последовательности. 17 Создавать красивое оформление стола к праздникам. Воспитывать эстетический вкус. Теория: беседа о сервировке стола, что это такое сервировка, по какому поводу мы можем накрывать праздничный стол (день рождения, свадьба и т.д). Показ схем изготовления интересных форм из салфеток в технике оригами. Практика: делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать фигурки оригами. 6) Весѐлый праздник Новый год. Снеговик почтовик. Новогодние варежки. Дед Мороз оригами. Подарочная коробка. Новогодние звѐздочки. Коллективная работа «Новогодняя сказка». Задачи: продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приѐмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Прививать любовь к традициям праздника. Теория: беседа о традициях праздника, рассматривание иллюстраций, различных открыток, показ схем выполнения варежки, деда мороза, звѐздочки оригами, показ игрушечной ѐлки, сравнение с оригами. Знакомство с атрибутикой праздника. Практика: изготовление фигурок оригами на новый год, выполнение заготовок к праздничной открытке, заготовок к украшению новогодней ѐлке, работа по схемам. 7) Техника оригами. Машина оригами. Самолѐт оригами. Кораблик оригами. Танк оригами. Подарок ко Дню Защитника Отечества. Задачи: познакомить детей с различными видами транспорта. Развивать продуктивные навыки. Воспитывать уверенность в своих силах. Формировать эстетическое восприятие, стремление доставлять радость близким. Теория: беседа о различных видах транспорта, о военной технике, рассматривание иллюстраций, показ схем выполнения фигурок оригами. Развивать умения осознанно применять знакомые приемы, переносить усвоенные навыки по складыванию на новые поделки. Практика: работа по схемам, изготовление транспорта в технике оригами, складывание бумаги, чѐтко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. 8) Скоро весна. Платье оригами. Тюльпаны оригами. Подарок мамам и бабушкам. Бант оригами. Задачи: продолжать формировать у детей интерес к искусству оригами, закреплять умение изготавливать поделку поэтапно, используя освоенные ранее базовые формы оригами, развивать чувства благодарности к близким (маме, бабушке, сестре), воспитывать эстетическое восприятие, отработать способности правильного исполнения устных инструкций. 18 Теория: рассматривание картинок по теме, загадывание загадок, чтение стихотворений, показать как можно оформить открытку с использованием фигурок выполненных в технике оригами. Практика: складываем бумагу разными способами, украшаем открытку для мамы и бабушки. 9) Оригами почта. Конверт оригами. Сумочка оригами. Почтовый голубь. Задачи: Формировать навыки складывания фигурок птиц и конвертов по схеме. Развивать умение оперировать образами, понятиями, формами. Пополнять словарный запас. Закреплять умения следовать устным инструкциям. Теория: беседа с детьми о профессии почтальон, для чего нужны конверты, загадывание загадок по теме, демонстрация образцов, готовых поделок, поэтапное выполнение в технике оригами Практика: складывать сумочку оригами, конверт, соединяя детали, совмещая вершины углов и стороны деталей. 10) Оригами «Зоопарк». Тигр оригами. Жираф оригами. Лисичка оригами. Белый медведь оригами. Коллективная работа «Зоопарк». Задачи: воспитывать любовь к животным, познакомить с понятием слова «зоопарк», расширить знания детей об обитателях «зоопарка», закрепить знания и представление детей о диких животных, развивать умение рассматривать созданные фигурки животных приемом оригами, формировать образное мышление. Теория: чтение стихов про животных, загадывание загадок, демонстрация готовых поделок животных выполненных в технике оригами. Практика: изготовление животных в технике оригами, выставка «Зоопарк». 11) Чудесные превращения бумажного листа. Игрушки оригами. Украшения оригами. Хлопушка оригами. Задачи: развивать способности к коллективному взаимодействию, общению, побуждать применять освоенные способы складывания для создания новых образов, вдумчиво оценивать получившиеся изделия. Теория: показ тематических картинок, загадывание загадок, работа по схемам, беседа о изготовлении поделок используя раннее полученные знания, повторить базовые формы. Практика: складывать базовую форму «двойной треугольник» и «воздушный змей», совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба, украшать готовую поделку. 12) Впереди - лето! Свободная тема. Закрепим знания складывать оригами. Выставка поделок оригами. Задачи: закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда. Теория: повторить что такое техника оригами, какие базовые формы изучили, работа со схемами. 19 Практика: применять освоенные способы складывания для создания новых образов, вдумчиво оценивать получившиеся поделки. 2.2 Календарный учебный график 1 год обучения Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 15.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2 2 год обучения Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 38; Количество учебных дней – 114; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 20 III. Содержание программы. 3.1 Условия реализации программы. Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Цветик семицветик" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Для занятий кружка не требуется специального оборудования инструментов. Цветная бумаг, которую готовятся заранее (в соответствии с планом занятий двухцветная или одноцветная бумага, нарезанная прямоугольники и квадраты необходимого размера), альбомная белая бумага или картон для композиций, фломастеры, ножницы, клей. Размеры квадратов прямоугольников определяет педагог. Для образца и показа предназначается квадрат и прямоугольник больших размеров. В качестве материала могут быть очень интересно использованы различные обои, журналы и рекламные буклеты. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого учащегося; систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формы входного контроля: опрос, игра Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие 21 Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие рисунка заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. 3.3 Планируемые результаты. При реализации дополнительной образовательной программы «Цветик семицветик» обучающийся овладеет комплексом определенных знаний и умений, приобретут навыки изготовления предметов техникой оригами. Ожидаемые результаты: 1 года обучения Предметные: Расширить и усвоить понятия: Искусства оригами и его историю. Основных условных обозначений. Простых приемов складывания бумаги. «квадрат», «диагональ квадрата», «угол квадрата», «треугольник». Основных базовых форм. Основ геометрии. Приобрести навыки: Выполнения сложных сгибов и приемов выворачивания складок; Последовательного выполнения приемов складывания; Чтения простых схем оригами; Точно соединять углы и стороны квадрата. Делить квадрат на три части. Складывать квадрат по диоганали. Самостоятельно сделать квадратную заготовку. Складывать простые и основные базовые формы. Метапредметные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 22 овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Личностные: Развить: память и способность концентрировать внимание; пространственное воображение; уверенность в своих силах и способностях. Ожидаемые результаты: 2 года обучения Предметные: уметь читать чертежи и схемы оригами; выполнять более сложные сгибы и приемы, выворачивать складки и делать их закрутку; знать сложные базовые формы; знать философический смысл оригами (исторические корни); различные технические приемы складывания: вывернуть, вогнуть ит.д.; взаимосвязь между складками и характеристиками подвижных моделей; правила составления композиции; делать неклеевые соединения; складывать движущиеся, модульные и объемные модели. Метапредметные: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по оригами, моделированию и т.д.; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий. Личностные: Развить: память и способность концентрировать внимание; пространственное воображение; уверенность в своих силах и способностях. 23 IV. Методическое обеспечение Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские народные сказки, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами сказок. Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких способов. 1 способ - «Обезьянка» - педагог изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения. 2 способ – «Бумажный лабиринт» - педагог выполняет несколько ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов. 3 способ – «Внештатная ситуация» - педагог объясняет ребенку действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных знаков оригами. 4 способ – «Загадка» - педагог показывает фигурку оригами ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает поделку оригами (при затруднении), разбирает ее со взрослым и изготавливает копию. 5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам, моделям. Для работы по обучению детей изготовлению поделок в стиле оригами необходимо начать с того, что из 12 базовых форм, принятых в данной технике, необходимо отобрать наиболее простые. Например: для детей 5-6 лет – «книжка», «треугольник», «воздушный змей», для детей 6-7 лет – «дверь», «конверт», «двойной треугольник». При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих действий: 1. знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из которой получается поделка. 2. поэтапное, одновременное складывание поделки с проговариванием действий, производимых с бумажным квадратиком. 3. оказание индивидуальной помощи. 4. самостоятельное изготовление поделки. Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно проводить игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и другие. Конечно, при организации занятий по обучению детей с речевой патологией технике оригами педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Необходимость этого очевидна, ведь дети по различным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следует учитывать и такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при 24 выполнении заданий частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при непрерывной зрительной работе, поэтому проведение физ.минуток и гимнастики для глаз на занятии обязательно. Задача педагога, проводящего занятия с детьми с нарушениями речи, включать всех в активное и систематическое усвоение программного материала. Структура занятия: 1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы. 2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них уверенность. 3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику. 4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой. 5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой, образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов. 6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а при необходимости и помогая им. 7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах. 8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о начала до конца. 9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали должны предлагаться детям для приклеивания. 10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и умений детей, необходимо использовать игры и упражнения . 11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно - ролевых игр, в качестве подарков, устраивать выставки и т.д. При изготовлении поделок дети могут испытывать трудности, что будет огорчать их. С целью сохранения терпения необходимо учить детей использовать правила преодоления трудностей при выполнении поделок: Не огорчайся при неудаче. Если устал – оставь свою работу. Понаблюдай за работой других детей. Полежи на ковре. Посети уголок природы. Посмотри в окошко, сделай зрительную гимнастику. Обязательно вернись к своей работе. 25 Вернись к первоначальной базовой форме. Рассмотри карту-схему и условные обозначения. Обратись за помощью. За правильное поведение, умение планировать свою деятельность необходимо хвалить детей, поощрять – например, дарить интересные игрушки-оригами, при этом акцентировать внимание на том, что вскоре дети сами научатся делать подобные игрушки, если будут работать по плану и соблюдать правила. Это вселяет в детей веру в свои силы и возможности. Когда дети освоят приемы работы с бумагой и некоторые базовые формы, то, конечно, у них возникнет желание самостоятельно сделать поделку. Необходимо научить детей как организовать работу. Для этого нужно познакомить детей правилами самостоятельной работы. Правила для самостоятельной работы детьми. 1. Подготовь рабочее место: квадратики цветной бумаги, дополнительные детали, клей, кисточку, клеенку и салфетку, карту схему. 2. Складывай на столе. 3. Выполняя поделки, не отвлекайся, строго следи за совпадением сторон и углов, не забывай проглаживать сгибы пальцем. 4. При работе с картой схемой располагай фигурки так, как они изображены на карте, следи за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах. 5. В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз. При необходимости обратись за помощью. 6. Научи своих близких выполнять игрушки, которые умеешь делать сам. 7. Не забудь навести порядок после занятия. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. 26 Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи) 27 V. Диагностический инструментарий. Основная задача диагностической деятельности педагога заключается в том, чтобы определить степень освоения обучающегося данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае. Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. (см. Приложение 3) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. 28 VI. Список литературы. Нормативные правовые акты: 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки 29 качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. Основная и дополнительная: 1. Афонькин С.Ю, Афонькина Е., редактор- Раделов.С.Ю/ издательство: Оникс, 2021г. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей" 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е., « Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей», Издательство: СПб.: СЗКЭО, 2021 г., 22 с. 3. Гриб Алѐна/ издательство:VoiceBook, 2022г., "Животные с загадками. Для детей 4-6 лет" 4. Гриффит Лиа/ переводчик Парнюк Л.В., редактор - ДрамашкоЮ., Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих", издательство: Эксмо 2019г. 5. Дени Гийом/ певодчик Магомедова П.М., «Оригами. Конструирование из бумаги». Эксмо, 2019г. 6. Дени Гийом/ переводчик: Агафодорова Е.В., Аннотация к книге "Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Новый уровень сложности" Эксмо, 2022 год. 7. Кобаяси Кадзуо/ переводчик Барменкова А.А/ издательство: Эксмо,2021г., "Японское искусство оригами. 35 моделей с 1000-летней историей" Интернет – источники: 1. Интернет – ресурс портала «Урок.рф». 2. www.oriqami.ru – сайт для всех, кто итересуется оригами. 30 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Цветик семицветик» месяц ноябрь декабрь тематика Ты одна такая – любимая, родная Новогодние забавы февраль Папин праздник март май Международный женский день Победный май мероприятие Конкурс поделок оригами, посвященных Дню матери. Украшение новогодней ѐлки игрушками выполненными в техники оригами (коллективная работа, чтение стихов про новый год.) Конкурс на лучшую открытку для папы на 23 февраля Изготовление сувениров и подарков для бабушек и мам Изготовления подарков к Дню победы 31 Приложение 2 № п/п 1 2 3 Дата Календарный учебный график (1 год обучения). Тема Кол-во Время Форма занятия занятия часов проведения занятия 19.09.23 « Волшебный мир оригами». История возникновения оригами, понятие оригами. 21.09.23 Знакомство с условными знаками и приемами оригами. Базовые формы оригами. Базовая форма «треугольник», выполняем на основе базовой формы: 26.09.23 - щенок 28.0923 - простой тюльпан Базовая форма «двойной треугольник», выполняем на основе базовой формы: 03.10.23 - зайчик 05.10.23 - рыбка Базовая форма «воздушный змей», выполняем на основе базовой формы: 10.10.23 - простой лист для тюльпана 12.10.23 - уточка Базовая форма «книжка», выполняем на основе базовой формы: 17.10.23 - дом 2 2 15.40-16.50 Место проведения Форма контроля Беседа. Вводный инструктаж. МБДОУ д\с № 17 Показ. Объяснение. МБДОУ д\с № 17 Беседы, тестирование, педагогическое наблюдение. Показ приемов складывания бумаги, беседа, рассуждение. Беседа, рассуждение, выставка готовых работ 11.30-11.40 16 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Практическая. МБДОУ д\с № 17 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Практическая. Практическая. МБДОУ д\с № 17 2 15.40-16.50 Комбинированная. МБДОУ 4 5 6 7 19.10.23 - сложный дом Урожай давно поспел. 24.10.23 -Оригами яблоко. 26.10.23 -Оригами морковь. 31.10.23 -Оригами репа. 02.11.23 -Оригами кукуруза. 07.11.23 - Коллективная работа «Огород». 09.11.23 -Коллективная работа «Огород». Осенние цветы. 14.11.23 -Оригами тюльпан. 16.11.23 -Оригами подсолнух. 21.11.23 -Оригами листья. 23.11.23 -Оригами гвоздика. 28.11.23 -Коллективная работа «Цветущие цветы». 30.11.23 -Коллективная работа «Цветущие цветы». Скоро Новый год. 05.12.23 -Оригами снеговик. 07.12.23 -Оригами снежинки. 12.12.23 -Оригами ѐлка. 14.12.23 -Новогодние игрушки. 19.12.23 -Новогодние игрушки. 21.12.23 -Новогодние подарки. 26.12.23 -Новогодние подарки. 28.12.23 -Коллективная работа «Новогодняя ѐлка». 09.01.24 -Коллективная работа «Новогодняя ѐлка». Зимушка – зима. 11.01.24 -Кораблик оригами. 2 12 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 16.01.24 -Открытка ко дню Защитника Отечества. 18.01.24 -Открытка ко дню Защитника Отечества. 23.01.24 -Открытка ко дню Защитника Отечества. 2 2 2 25.01.24 -Подарок папам и дедушкам «Настольный 33 11.30-11.40 Комбинированная. д\с № 17 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 Традиционная Практическая Традиционная Практическая Традиционная Практическая 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 Традиционная Практическая Традиционная Практическая Традиционная Практическая 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 32 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 Комбинированная. Комбинированная. Традиционная Практическая Традиционная Практическая Комбинированная. Практическая. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 11.30-11.40 Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 Комбинированная. Традиционная Практическая 15.40-16.50 Традиционная МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 Педагогическое наблюдение. Выставка готовых изделий. Выставка готовых изделий, рассуждение. Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. Выставка готовых изделий, рассуждение. 8 9 10 календарь». 30.01.24 -Подарок папам и дедушкам «Настольный календарь». 01.02.24 -Подарок папам и дедушкам «Настольный календарь». Сказка «Теремок» (пальчиковый театр). 06.02.24 -Оригами заяц. 08.02.24 -Оригами заяц. 2 15.40-16.50 Практическая 11.30-11.40 Практическая 2 20 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 13.02.24 -Оригами лиса. 15.02.24 -Оригами лиса . 20.02.24 -Оригами лягушка. 22.02.24 -Оригами лягушка. 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Традиционная Практическая МБДОУ д\с № 17 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Традиционная Практическая МБДОУ д\с № 17 27.02.24 -Оригами волк. 29.02.24 -Оригами волк. 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Практическая. МБДОУ д\с № 17 05.03.24 -Оригами медведь. 07.03.24 -Оригами медведь. Идѐт Весна. 12.03.24 -Подарок маме. 14.03.24 -Платье для мамы 19.03.24 -Бабочка оригами. 21.03.24 -Бабочка оригами. 26.03.24 -Бабочка оригами. 28.03.24 -Цветы оригами. 02.04.24 -Цветы оригами. 04.04.24 -Цветы оригами. 09.04.24 -Коллективная работа «Весна пришла». 11.04.24 -Коллективная работа «Весна пришла». Подводные чудеса. 16.04.24 -Рыбки оригами. 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Практическая. МБДОУ д\с № 17 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. Практическая. Практическая. МБДОУ д\с № 17 15.40-16.50 Комбинированная. МБДОУ 2 34 МБДОУ д\с № 17 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. МБДОУ д\с № 17 Беседа, опрос, подбор наиболее 11 18.04.24 -Рыбки оригами. 23.04.24 -Рыбки оригами. 2 2 11.30-11.40 15.40-16.50 Комбинированная. Комбинированная. д\с № 17 25.04.24 -Лягушонок оригами. 02.05.24 -Лягушонок оригами. 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 07.05.24 -Кувшинка оригами. 14.05.24 -Кувшинка оригами. 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Комбинированная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 16.05.24 -Коллективная работа «Подводный мир». 21.05.24 -Коллективная работа «Подводный мир». Скоро лето. 23.05.24 -Закрепим что знаем. 28.05.24 -Закрепим что знаем. 30.05.24 -Свободная тема. 2 2 12 2 2 2 15.40-16.50 11.30-11.40 Практическая. Практическая. МБДОУ д\с № 17 № Дата п/п 1 2 15.40-16.50 11.30-11.40 15.40-16.50 Комбинированная. Комбинированная. Комбинированная. . Календарный учебный график (2 год обучения). Тема Кол-во Время Форма занятия занятия часов проведения занятия Вводное занятие. Диагностика обученности обучающихся. - повторение базовых форм. - повторение базовых форм. Простые базовые формы оригами. Повторение. На основе базовых форм выполняем фигурки оригами. -Базовая форма – треугольник. -Базовая форма – треугольник. -Базовая форма – треугольник. Беседа. Вводный инструктаж. 4 2 2 24 МБДОУ д\с № 17 эффективных методов и средств обучения. Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. Место проведения Форма контроля МБДОУ д\с № 17 Наблюдение, беседы, собеседование с детьми. МБДОУ д\с № 17 Практическая. Практическая. Практическая. 2 2 2 35 МБДОУ д\с № 17 Беседа, опрос, определение уровня развития детей, их -Базовая форма – двойной треугольник. -Базовая форма – двойной треугольник. -Базовая форма – двойной треугольник. 3 4 Практическая. Практическая. Практическая. 2 2 2 -Базовая форма - воздушный змей. -Базовая форма - воздушный змей. -Базовая форма - воздушный змей. 2 2 2 Практическая. Практическая. Практическая. -Базовая форма – книжка -Базовая форма – книжка -Базовая форма - книжка Осенние композиции. -Осенние цветы. -Осенние цветы. -Осенние цветы. 2 2 2 24 2 2 2 Практическая. Практическая. Практическая. -Грибы оригами. -Грибы оригами. -Грибы оригами. 2 2 2 Тематическая совместная деятельность. -Осенние листья. -Осенние листья. -Осенние листья. 2 2 2 Тематическая совместная деятельность. -Оригами осенью. -Оригами осенью. -Оригами осенью. Учим новые базовые формы. Выполняем на основе базовых форм поделки оригами. -Базовая форма «двойной квадрат». -Базовая форма «двойной квадрат». -Базовая форма «двойной квадрат». 2 2 2 24 Тематическая совместная деятельность. 2 2 2 Практическая. Практическая. Практическая. Тематическая совместная деятельность. 36 МБДОУ д\с № 17 творческих способностей. МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная -Базовая форма «конверт». -Базовая форма «конверт». -Базовая форма «конверт». 5 6 Практическая. Практическая. Практическая. 2 2 2 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 -Базовая форма «рыба». -Базовая форма «рыба». -Базовая форма «рыба». 2 2 2 Практическая. Практическая. Практическая. -Базовая форма «дверь». -Базовая форма «дверь». -Базовая форма «дверь». Оригами на столе. -Цветы из салфеток. -Цветы из салфеток. -Цветы из салфеток. 2 2 2 12 2 2 2 Практическая. Практическая. Практическая. Тематическая совместная деятельность. МБДОУ д\с № 17 -Интересные формы. -Интересные формы. -Интересные формы. Весѐлый праздник Новый год. -Снеговик почтовик. -Снеговик почтовик. 2 2 2 24 2 2 Тематическая совместная деятельность. МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 -Новогодние варежки. -Новогодние варежки. 2 2 -Дед Мороз оригами. -Дед Мороз оригами. 2 2 -Подарочная коробка. -Подарочная коробка. 2 2 -Новогодние звѐздочки. 2 Тематическая совместная деятельность. Тематическая совместная деятельность. Тематическая совместная деятельность. Тематическая совместная деятельность. Тематическая 37 работа. МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. Беседа, объяснение, наблюдение, коллективная работа. -Новогодние звѐздочки. 7 8 9 совместная деятельность. Тематическая совместная деятельность. 2 МБДОУ д\с № 17 -Коллективная работа «Новогодняя сказка». -Коллективная работа «Новогодняя сказка». 2 2 Техника оригами. Машина оригами. Машина оригами. 20 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 Самолѐт оригами. Самолѐт оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 Кораблик оригами. Кораблик оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 Танк оригами. Танк оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 Подарок ко Дню Защитника Отечества. Подарок ко Дню Защитника Отечества. Скоро весна. -Платье оригами. -Платье оригами. 2 2 16 2 2 Практическая. Практическая. МБДОУ д\с № 17 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Тюльпаны оригами. -Тюльпаны оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Подарок мамам и бабушкам. -Подарок мамам и бабушкам. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Бант оригами. -Бант оригами. Оригами почта. 2 2 12 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 МБДОУ 38 Устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. 10 11 -Конверт оригами. -Конверт оригами. 2 2 д\с № 17 -Сумочка оригами. -Сумочка оригами. 2 2 -Почтовый голубь. -Почтовый голубь. Оригами «Зоопарк». -Тигр оригами. -Тигр оригами. 2 2 12 2 2 Практическая, игра. Практическая, игра. МБДОУ д\с № 17 -Жираф оригами. -Жираф оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Лисичка оригами. -Лисичка оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Белый медведь оригами. -Белый медведь оригами. 2 2 Традиционная. Комбинированная. МБДОУ д\с № 17 -Коллективная работа «Зоопарк». -Коллективная работа «Зоопарк». Чудесные превращения бумажного листа. -Игрушки оригами. -Игрушки оригами. -Игрушки оригами. -Игрушки оригами. 2 2 18 2 2 2 2 Практическая. Практическая. МБДОУ д\с № 17 Практическая, игра. Практическая, игра. Практическая, игра. Практическая, игра. МБДОУ д\с № 17 -Украшения оригами. -Украшения оригами. -Украшения оригами. 2 2 2 Практическая, игра. Практическая, игра. Практическая, игра . Беседа, рассуждение, выставка готовых работ 39 МБДОУ д\с № 17 МБДОУ д\с № 17 Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. Беседа, рассуждение, оценка полученного результата. 12 -Хлопушка оригами. -Хлопушка оригами. Впереди - лето! -Свободная тема. -Свободная тема. -Свободная тема. -Свободная тема. 2 2 18 2 2 2 2 Практическая, игра. Практическая, игра. МБДОУ д\с № 17 Традиционная. Традиционная. Традиционная. Традиционная. МБДОУ д\с № 17 -Закрепим знания складывать оригами. -Закрепим знания складывать оригами. -Закрепим знания складывать оригами. 2 2 2 Практическая, игра. Практическая, игра. Практическая, игра МБДОУ д\с № 17 -Выставка поделок оригами. -Выставка поделок оригами. 2 2 Практическая, игра. Практическая, игра. МБДОУ д\с № 17 40 МБДОУ д\с № 17 Итоговое занятие, коллективное творческое дело. Проведения выставок детских работ. Определение результатов обучения. Приложение 3 Методика и критерии диагностического обследования по программе «Цветик семицветик» Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Задание №1 Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Инструкция: «Сложи лист пополам» Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; 2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога; 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения Задание №2 Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Инструкция: «Сложи лист по диагонали». Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; 2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога; 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения Задание№3 Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь». Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры; 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры; 1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры. Задание №4 Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)». Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия; 2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия; 1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия. 41 Задание№5 Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии. Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии». Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии; 2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя; 1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии. 42 Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами) детей среднего возраста Умение складывать лист бумаги № п/п Фамилия имя ребенка прямоугольный пополам н.г к.г. квадратный по диагонали н.г к.г. Знает геометрические фигуры н.г к.г. геометрические понятия н.г 1 2 3 4 5 6 Соответствует возрасту (с): (15 до20 баллов) Частично соответствует возрасту (ч/с): (от 9 до 14 баллов) Не соответствует возрасту (н): (ниже 9 баллов) 43 к.г. Умение резать ножницами по прямой линии н.г к.г. Общее количество баллов Уровень н.г н.г к.г. к.г. Качественная характеристика уровней развития программы «Цветик семицветик» Соответствует возрасту (с): (от 15 до 20 баллов) Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии. Частично соответствует возрасту (ч/с): (от 9 до 14 баллов) Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии. Не соответствует возрасту (н): (ниже 9 баллов) Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии. 44 Требования к уровню подготовки воспитанников При успешном освоении данной Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка: Ребенок Различает: Может: Умеет: геометрические понятия (сторона, угол, линия сгиба); геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); базовые формы «треугольника», «дверь». правильно держать ножницы. резать по прямой линии; сгибать квадратный лист пополам, по диагонали; сгибать прямоугольный лист пополам; следовать устным инструкциям; пользоваться клеем, кисточкой; работать аккуратно. 45