I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 год обучения 2.2 Учебный план 2год обучения 2.3 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 3 10 10 14 19 20 20 20 21 24 27 28 31 31 33 43 I. Пояснительная записка. Данная программа способствует физическому развитию дошкольного возраста, в котором закладываются основы здоровья, формируется личность ребенка. В период от 5 до 7 лет ребенок растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Движение под музыку – одно из самых органичных и любимых занятий детей, ведь еще не начав говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликается на звучание веселой мелодии. Научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп и динамику мелодии – важная задача педагога, особенно на первых порах работы с ним. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-Ф3; . - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в социальном заказе образовательного учреждения МБДОУ д/с № 2. Она позволит, с одной стороны, удовлетворить потребности дошкольников в двигательной активности, с другой стороны, выполнить требования ФГОС дошкольного образования: использовать упражнения, направленные на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, крупной и мелкой моторики, овладевать подвижными играми с правилами, способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, также 3 программа нацелена на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, на развитие творческих и коммуникативных способностей детей с разной физической подготовкой. Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 5-7 лет, правильное формирование опорно-двигательной системы детского организма. В двигательную деятельность воспитанников можно внести много новых и интересных упражнений и игр благодаря применению современных направлений и использованию спортивного оборудования и инвентаря. Также занятия позволяют повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности детей, знакомят детей с возможностями своего тела, формируют интерес к двигательной деятельности и, как следствие, способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Занятия «Аэробикой и гимнастикой »создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе. В разработанном перспективном планировании расписаны формы и методы работы с детьми, которые включают в себя и национально-региональный компонент. Педагогическая целесообразность. Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей, координации, силы, гибкости и выносливости, укрепления здоровья детей через виды оздоровительной и прикладной гимнастики не предусмотренные основной образовательной программой: оздоровительной аэробики, восточной гимнастики Йога и акробатики. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию двигательных навыков стало понятно, учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, темой занятий, интеграцией различных видов и форм обучения. Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей. В начале необходимо заинтересовать ребенка, показать и объяснить упражнения, затем приступать к обучению, а в последствии совершенствовать упражнения в комбинации с другими элементами. Для закрепления и совершенствования пройденного материала акробатические упражнения включаются в различные спортивные композиции, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне красивой музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой. 4 Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в специальном групповом журнале. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является: многообразие для 1года обучения -144 часовой , 2года – 216 часов программы преподаваемых технологий. Заключаются в том, что основной формой организации двигательной деятельности детей 5-7 лет является групповое занятие. Структура данного занятия строится в соответствии с требованиями программы «Аэробика и гимнастика» , позволит не только сделать содержание образования более вариативным, но и смотивировать обучающихся на запись в объединения на следующий год. Содержание данной программы формировалось согласно принципам: современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно, эмоционально, доступно и личностно ориентировано. Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5 – 7 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируется в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа реализовывается 2 год, 1год обучения -занятия 2 раза ,2год обучения -3 занятия в неделю Формы организации образовательного процесса. Традиционные формы: Поточный- (при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение); Фронтальный- (все дети одновременно выполняют одно и тоже упражнение); Групповой - (дети распределены на группы, каждая группа выполняет своё задание) Индивидуальный- (когда на примере одного ребёнка даётся показ и объяснение упражнения) Обучение - очное. Основная форма занятия групповая, но также может использоваться индивидуальная форма работы с обучающимися. Формой занятия является учебное занятие. Итоговые занятия – показ композиции Оптимальное количество детей в группе 18 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. 5 Программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Полный объем программы : 1год обучения -144 часа ,2 год обучения – 216 часов. Организация занятий: 1год обучения -занятия планируется проводить 2 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин), 2год обучения -занятия планируется проводить 3 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин). Программа строится на следующих основаниях: соответствие образовательной программы формам дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность; творческий и продуктивный характер; открытый характер реализации. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: поставленными целями и задачами; принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); наличие соответствующей материально-технической базы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают: участие внутри ДОУ (утренники, спортивные развлечения, семейные клубы и т. д. по плану ДОУ), методические объединения. Ведущими принципами программы являются: Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка. 1. принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. 2.принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно интересным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. 3.принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития. 4.принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Программа адаптирована для реализации временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий .Для представления нового учебного 6 материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – учащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи (социальная сеть «Однокласники» и «ВКонтакте»). Реализация воспитательной работы с целью совершенствования физического развития и увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста разработана программа объединения «Аэробика и гимнастика »,состоит в основном из простых упражнений, подвижных – сюжетных игр, с использованием разнообразного спортивного инвентаря: мячей (больших, маленьких), гантели, гимнастических палок, фитбол- мяч, т.д.. Упражнения в целом направлены на развитие всех физических качеств ребенка: гибкость, растяжка, сила, быстрота. Занятия направлены на развития детского организма и укрепления здоровья, способствуют подготовке ребенка к школе, к занятиям в спортивных кружках, на формирование у ребенка большого запаса двигательных умений и навыков, развивает и совершенствует все физические качества, данные ему от природы, в группе дети учатся общаться друг с другом, переживать спортивные неудачи и радоваться вместе победам, и конечно же, занятия под веселые детские песни улучшают настроение, общее физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий физкультурно-спортивного объединения «Аэробики и гимнастики » (см. Приложение 1) Движения под музыку, подобранные в соответствии с возрастом, повышают эмоциональный фон занятий, нравятся и детям и родителям. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. 7 Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий физкультурно-спортивного объединения «Аэробики и гимнастики » (см. Приложение 1) Движения под музыку, подобранные в соответствии с возрастом, повышают эмоциональный фон занятий, нравятся и детям и родителям. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель программы - создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности дошкольника Задачи программы: I. Образовательные задачи 1. Обеспечить занимающихся знаниями о влиянии занятий на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма. 2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт. 3. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений. 4.Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями и ЗОЖ. 8 II .Развивающие задачи 1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата. 2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту. 3.Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся. 4. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности. 5. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. III. Воспитательные задачи 1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях. 2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи). 3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели. 4. Прививать навыки личной и общественной гигиены . В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи: 1. Формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; 2.Формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 3. Развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4.Развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. Развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. 9 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план -1год обучения 1 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1.Техника безопасности на занятиях. 1.5 1.2. Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. 2.0 Правила дорожного движения. 1.3.Техника безопасности в период проведения массовых мероприятий . Пожарная безопасность, 2.0 безопасное пользование пиротехническими средствами. 2 3 Мир вокруг нас. 2.1Строевые упражнения, построение в шеренгу, 0.5 сцеплением за руки. 2.2 Совершенствование координации движений и чувства равновесия 0.5 Так палка - так лошадка . 3.1 Строевые упражнения: построение в шеренгу, 0.5 повороты переступанием и в прыжках. 3.2 Совершенствование координации движений и чувства ритма. 3.3Совершенствование координации движений и 0.5 чувства равновесия. . 10 Форма контроля, аттестации всего практика Количество часов теория № Раздел / Тема занятия 1.5 беседа, наблюдение, опрос 2 беседа сюжетные ,игры 2 беседы, эстафеты 2.5 3 объяснение,построе ние,перестроение 2.5 3 выполнение упражнений 2.5 3 3.5 3.5 наблюдение, занятие просмотр ,опрос ,упражнение 5 5.5 сюжетное занятие 4 .Я, ты, он, она... 4.1 Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение 1 сочетать движения с музыкой и словом. 4.2 Развивать способность к импровизации. 0.5 4 5 2.5 3 4.3 Ритмическая композиция «Веселые ритмы» 9 10 1 Наблюдение,опрос,с пециальные упражнения беседа,наблюдение опрос опрос сюжетное занятия 5 6 7 Кто-кто в теремочке живет. 5.1Разучивание «Прыжки в выпадах», «прыжок ноги 0.5 врозь, ноги вместе» 5.2 Упражнений общего воздействия и 0.5 танцевального характера. 5.3 Ритмической композиции «Попрыгунчики» 1 9 2 4.5 5 10 11 объяснение,показ, занятие, специальные упражнения объяснения ,показ,ритмическая композиция Ловкие и смелые. 6.1 Комбинации и упражнения с мячами. 0.5 5.5 6 Объяснение,упражне ние,игра 6.2Композиция «Загадочные шаги» 0.5 7.5 8 просмотр альбомов, беседа ,ритмическая композиция и 0.5 4.5 5 Объяснение ,показ, занятие игровое 1.0 7.0 8 7.3 Совершенствование координации движений и 0.5 чувства равновесия . 3.5 4 7.4 Закрепить умение сочетать движения с музыкой 0.5 и словом. Па солнечной полянке. 8.1Игровой стретчинг. 0.5 2.5 3 беседа ,опрос, игровые занятия объяснение, занятие-круговая тренировка игры ролевые 3.5 4 беседа, упражнения 8.2Учить чувствовать расслабление и напряжение 1 мышц корпуса. 3 4 объяснение, практикум 8.3Акробатические упражнения: «полу шпагат», 1. «мостик», «перевороты». 9 10 показ,опрос,упражне ния,композиция 4 4.5 4 4.5 объяснение, показ, упражнения, показ ,специальные Веселые обезьянки. 7.1Ознакомление с общей структурой содержанием занятия фитбол-аэробикой . 7.2 Комбинации и упражнения на фитболах . 8 1.5 Обруч – веселый помощник и друг. 9.1 Освоения упражнений общего воздействия; 0.5 упражнения танцевального характера. 9.2 Формировать умение выполнять прямой галоп, 0.5 прыжки с обручами. 11 опрос, 9.3 Композиция с обручами 10 11 1 Волшебное превращение. 10.1Самостоятельно изменять движения в 0.5 соответствии со сменой темпа музыки 10.2 Развивать чувства ритма, координации 0.5 движений, образного мышления. Подведение итогов. 11.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 11.2.Композиция «С шарами и обручами » 8 9 упражнения, объяснение, творческая композиция 6.5 7 беседа,эстафеты 6.5 7 объяснение,игры сюжетные 2.0 2 2.0 2 диагностика по проверочной карте итоговое выступление показ, 144ч Содержание программы первого года обучения. 1.Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с разными видами спорта. Теория: беседа о различных видах спорта. Практика: рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбомов. Форма работы: беседы 2.«Мир вокруг нас». Цель: Упражнять в сохранении осанки, в положении сидя, стоя и ходьбе. Теория: Закрепить умение действовать сообща в процессе выполнения задания. Практика: Учить ходьбе с ускорением и замедлением движений. Ходьба мелкими, широкими шагами с изменением направлений. Развивать точность движений, ориентироваться в пространстве. Форма работы: ОРУ, ходьба, бег с заданиями, прыжки. 3.«Так палка – так лошадка». Цель: Воспитывать привычку сохранять правильную осанку, развивать в играх, эстафетах быстроту, ловкость, выносливость. Теория: закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Практика: Разучить бег, спиной сохраняя направление и равновесие, бег чередовать с ходьбой, прыжками, подлезанием, бег на скорость (30 м). Форма работы: игры, бег, прыжки 4.«Я, ты, он, она…» Цель: Развивать способность к перевоплощению, Теория: умение входить в игровой образ, стимулировать самостоятельное выполнение различных движений Практика: Разучить выполнение гимнастических фигур после кружения. Развивать равновесие – при ходьбе по скамейке с приседанием и поворотами 12 вокруг себя; с приседаниями; прыжки на кубе; стойка на 1 ноге закрыв глаза; на носках. Формы работы: игры, бег, прыжки. 5.«Кто-кто в теремочке живет» Цель: Совершенствовать коллективное двигательное творчество. Теория: развивать навыки пространственной ориентировки. Практика: Упражнять в прыжках по переменно на правой, левой ноге, вперед – назад, через предметы, перепрыгивание с места на ориентир. Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться. Формы работы: Прыжки через длинную скакалку, бег, ходьба. 6 .«Ловкие и смелые» Цель: . Теория: разучить бросок мяча. Практика: Бросок мяча из – за головы и ловя его, бросая в цель. Стоя на коленях, сидя. Бросание мяча из-под ноги. Метание в даль в движущуюся цель. Форма работы: игры, эстафеты, занятия. 7.«Веселые обезьянки» Цель: Формировать умение целесообразно использовать ранее приобретенные двигательные навыки, приучать к самоконтролю и самооценки. Теория: Совершенствовать экспромтные реакции, развивать двигательное творчество. Практика: Укреплять в лазании по гимнастической стене с заданием, с изменением темпа, лазание по канату, подлезание под дуги, ползание на скамье разными способами. Формы работы: игры, эстафеты, занятия. 8. «Па солнечной полянке» Цель: Учить детей ставить перед собою цель и достигать ее, преодолевая различные ситуации. Теория: воспитывать в себе необходимые для этого психологические и физические качества. Практика: Закрепить и разучить акробатические упоажнения «Улитка в домике». «Кольцо». «Березка». «Спящий лебедь». «Мост», «Аист», «Стрела», «Ласточка». Форма работы: беседа, рассматривание иллюстраций, занятие. 9. «Обруч – веселый помощник и друг» Цель: Повышать интерес к физическим упражнениям, систематическим двигательным занятиям. Теория: учить владеть своим телом в движении, заботиться о своем здоровье. Практика: Совершенствовать построение в колону, шеренгу, перестроение из одного круга – в два, перестроение парами, тройками. Развивать выносливость, умение ориентироваться в пространстве. Формы работы: занятия ,игровая форма построения . 10. «Волшебное превращение» Цель: развивать способности к перевоплощению, 13 Теория :умение входить в игровой образ, стимулировать выполнение правил подвижных игр. Практика: Разучить и закрепить правила игр. Формы работы: разучивание правил подвижных игр. 11. «Итоговые занятия» Цель: развивать способности к перевоплощению, Теория :умение входить в игровой образ, стимулировать выполнение правил подвижных игр. Практика: Разучить и закрепить правила игр. Формы работы: разучивание правил подвижных игр. 2.2 Учебный план -2год обучения 1 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1.Техника безопасности на занятиях. 1 1 1.2.Техника безопасности в период проведения 1 массовых мероприятий. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 2 Элементы музыкальной грамоты в передач движениями 0.5 2.1Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия 0.5 2.2 Совершенствование защитных сил организма. 2.3 Освоение упражнений общего воздействия, 1.5 интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. 0.5 2.4 Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции. 3 Связь музыки и движения на примерах игровых эпизодов ,образов. 3.1Ознакомление с общей структурой и 0.5 содержанием занятия . 3.2Освоение техники базовых шагов, изучение 0.5 14 Форма контроля, аттестации всего практика Количество часов теория № Раздел / Тема занятия 1 0.5 Беседа, ,опрос, иллюстрации беседа, рассматривание картинок. беседа,опрос рассматривание иллюстраций игры 1.5 2 6.5 8 беседа, игры, упражнения, 7.0 7.5 практикум,игры тематические 3.5 , 0.5 беседа 4 просмотр, практикум 4 5 6 7 комбинаций и упражнений. 3.3Совершенствование координации движений и 0.5 чувства равновесия. 4.0 4.5 объяснения подвижные 3.4Закрепить умение сочетать движения с музыкой и 0.5 словом. 8.5 9 беседа, опрос, , занятие сюжетные 5 5.5 5.5 6.0 6.0 6.5 Набор танцевальных элементов. Разучивание. 4.1 Освоение техники основных базовых 0.5 танцевальных шагов. 4.2 Разучивание связок, блоков с использованием 0.5 основных движений . 4.3Разучивание правильно и ритмично двигаться 0.5 под музыку разного характера. Упражнения и этюды на развитие ориентировки в пространстве. Ходьба и маршировка в различных на 5.1Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия ,правлениях. 5.2Развивать мышцы шеи, ног; плавность движений. 5.3 Освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений . 1.0 ,игры Наблюдение ,упражнения,занятия просмотр ,игры, беседа ,тематические занятия,создание поисковых ситуаций 1 беседа, опрос эстафеты, игры игровая форма построения , занятие круговая тренировка 0.5 0.5 4.0 8.5 4.5 9 5.4 Развитие чувства ритма, координации, точности, 0.5 выразительности исполнения 9.0 9.5 занятия,творческие композиции, Упражнять в выполнении упражнений и танцев на развитие художественно-творческих способностей детей. 6.1 Развитие чувства ритма, координации, точности, 0.5 выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции. 6.5 7 упражнения беседа ,практикум 6.2Совершенствовать умение сочетать движения с 0.5 музыкой и словом. 6.5 7 игры ,эстафеты 6.3 Упражнять в танцевальных движениях 11.5 12 беседа, ,творческие композиции 4.5 5 6.5 7 7 8 0.5 Упражнения, ритмические разминки . 7.1 Закрепить умение сочетать движения с музыкой 0.5 и словом . 7.2Развитие чувства ритма, координации, точности, 0.5 выразительности исполнения движения. 7.3Учить самостоятельно изменять движения в 1.0 соответствии со сменой темпа музыки. 15 беседа,практикум,уп ражнения практикум рассказ,упражнения эстафеты,практикум упражнения, ритмическая 7.4 Упражнять в танцевальных движениях. 8 9 10 11 композиция,творчес кое задание 10 10 4 6 4 8 6 6 6 6 5 7 9 11 9.3 Учить чувствовать расслабление и напряжение 1 мышц корпуса. 1 9.4 Умение сочетать движения с музыкой и словом. «Путешествие в лесу» -создание музыкальнопластических образцов. 10.1Совершенствование координации движений и 0.5 чувства ритма. 4 5 беседа,практикум 8 9 наблюдение ,упражнения, сюжетные занятие 9.5 10 10.2Повторение комбинаций танцевальной 0.5 аэробики Подведение итогов. 11.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 9.5 10 1 1 1 1 «Ребята, давайте жить дружно» - создание музыкальных пластических образов. 8.1 Ознакомление с общей структурой и 2 содержанием занятия . 8.2 Изучение комбинаций и упражнений для 4 создание образов. 8.3 Закрепить правильно и ритмично двигаться под музыку разного характера. 8.4 Упражнять в выполнении композиции Русский танцевальный фольклор на занятиях . 9.1 Развитие чувства ритма, координации, 2 точности, выразительности исполнения. 9.2 Освоения упражнений общего воздействия; 2 упражнения танцевального характера беседа,опрос ,игры просмотр, практикум творческие композиции, тематические сюжеты беседа, презентация ,практикум ,занятия тематические беседа,опрос сюжетные –занятия беседа,опрос, тематические – занятия диагностика по проверочной карте выступление 11.2Итоговый праздник. 216 Содержание программы второго года обучения. 1.Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с техникой безопасности Теория: беседа о по ОБЖ Практика: рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбомов. Форма работы: беседы ,просмотр презентаций 2. «Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями». Цель: формировать интерес детей к занятиям физической культуры и спорта; двигательных и музыкально ритмических способностей дошкольников. 16 Теория: знакомить детей с содержанием сказки, обучать основным упражнениям комплекса; Практика: изучение , последовательности выполнения упражнений, формирование выразительность движений. Формы работы: игры, упражнения, общеразвивающие упражнения . 3. «Связь музыки и движения на примерах игровых эпизодов, образов». Цель: определение характера музыки: веселый, грустный, темп купленной формы: марш, полька, вальс, передача движений в танцах. Теория: знакомство обучающихся с видами музыки: марш, вальс, полька; Практика: развитие двигательных способностей, силы, быстроты, гибкости, координации. Формы работы: общеразвивающие упражнения, игровые упражнения, танцевальные движения, разные виды ходьбы. 4.«Набор танцевальных элементов. Разучивание.» Цель: научить детей двигаться в характере музыки. Теория: совершенствовать двигательные навыки детей, вырабатывать умение владеть своим телом, укреплять мышцы; Практика: совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения. Формы работы: беседа – занятие, марши, упражнения, практические занятия. 5«Упражнения и этюды на развитие ориентировки в пространстве. Ходьба и маршировка в различных направлениях». Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к занятиям, воспитывать чувства коллективизма и взаимовыручки. Теория: развивать у детей ловкость движений, гибкость, быстроту реакции, умение владеть телом; Практика: закрепить ходьбу с заданием и перестроением. Формы работы: практические занятия, игры, эстафеты 6«Упражнять в выполнении упражнений и танцев на развитие художественно-творческих способностей детей». Цель: закреплять навыки выполнения русских танцевальных движений, знакомить с народными играми, забавами; Теория: развивать самостоятельность и умение импровизировать. Практика: формировать способность к двигательному сопереживанию, осознанному выполнению упражнений, творческому воображению. Формы работы: беседы – занятия, практические занятия, игры. 7.«Упражнения, ритмические разминки.» Цель: закреплять навыки выполнения ритмической гимнастики; Теория: совершенствовать навыки импровизации. Практика: закреплять навыки выполнения игровых упражнений с прыжками, обручами, лентами, воспитывать чувство товарищества, смелость, фантазию. Формы работы: практические занятия, сюжетно-игровые занятия, релаксация, эстафеты. 17 8. «Ребята, давайте жить дружно» - создание музыкальных пластических образов. Цель: стимулировать выполнение детьми отдельных композиций комплекса за счет использования различных методических приемов. Теория: обучать и совершенствовать основные виды движений; Практика: раскрыть творческие потенциалы ребенка, способствовать формированию правильной осанки. Формы работы: сюжетно-игровые занятия, точечный массаж, двигательные загадки, занятие – тренировка, игры. 9. «Русский танцевальный фольклор на занятиях ритмикой». Цель: совершенствовать пластику рук, туловища, добиваться легкости, грации и красоты движений, их точного совпадения с музыкой. Практика: разучить ритмические упражнения в русском народном стиле, совершенствовать дыхательную гимнастику. Формы работы: занятия – беседы, двигательные рассказы, игровые занятия, занятия – тренировки. 10. «Путешествие в лесу» - создание музыкально-пластических образцов. Цель: совершенствовать качество движений умение переключаться с одного движения на другое, использовать релаксацию для снятия мышечного напряжения. Теория: закрепить технику основных движений программы; Практика: стимулировать самостоятельное выполнение детьми композиций за счет использования различных методических приемов, развивать силу, гибкость, выносливость. Формы работы: занятия – беседы, упражнения, игры. 11.Итоговые занятия. Цель: совершенствовать качество движений умение переключаться с одного, совершенствовать пластику рук, туловища, добиваться легкости, грации и красоты движений, их точного совпадения с музыкой. Теория: закрепить технику основных движений программы; Практика: закреплять навыки выполнения игровых упражнений с прыжками, обручами, лентами, воспитывать чувство товарищества, смелость, фантазию Формы работы: занятия – тренировки, занятия – итоговое 18 2.3 Календарный учебный график. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала 1года обучения – 15.09.2022 г; Дата окончания обучения – 31.05.2023; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Дата начала 2 года обучения – 01.09.2022 г; Дата окончания обучения – 31.05.2023; Количество учебных недель – 38; Количество учебных дней – 114; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2 19 III. Содержание программы. 3.1 Условия реализации программы. Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Аэробика и гимнастика» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении музыкальнофизкультурном зале находятся гимнастические лавки ,стулья. Стеллажи для хранения пособий: коврики, мячи разных размеров ,скакалки ,обручи, ленточки, султанчики, гантели гимнастические палки, мячи разные, помпоны, и тд.; Техническое оснащение занятий: аудио- магнитофон, звуковые колонки , ноутбук, проектор, фотоаппарат, аудио – видео записи, диски. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы выполнения упражнений , книги, журналы, альбомы с различными видами спорта, подборки рисунков по спорту, фотографий спортсменов. Кадровое обеспечение программы – для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, делать самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации. Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого учащегося; систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формы входного контроля: опрос, игра Формы текущего контроля: игра, беседа, физкультурный досуг, спортивные праздники Формы итогового контроля: беседа, опрос, творческие композиции, праздники При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. 20 3.3 Планируемые результаты В результате занятий по программе у обучающихся будут развиты личностные качества: развитая работоспособность; умение слушать и слышать музыку, анализировать музыкальный материал, устанавливать соотношения между музыкой и движением; инициативность; воображение; умение взаимодействовать с другими учащимися; доброжелательное отношение и внимание к партнёрам. личностные результаты: проявление интереса к занятиям ритмикой и подвижному образу жизни; соблюдение норм и правил поведения на занятиях и в учреждении; мотивация к участию в концертных номерах, выступлениях; желание продемонстрировать свои достижения; метапредметные результаты: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение слушать педагога и поддерживать сотрудничество со сверстниками; умение работать индивидуально и в группе; развитие фантазии, образного мышления, воображения, танцевальной выразительности, эмоциональной отзывчивости на музыку, зрительной и музыкальной памяти, слуха, координации движений, гибкости, развитие моторных навыков; умение соблюдать правила безопасности при выполнении танцевальных упражнений. Предметные результаты: формирование практических навыков в области ритмики; освоение терминологических знаний; умение демонстрировать образ в движении; умение согласовывать движение с речью, с характером музыки; умение различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. Д.); умение держать осанку; умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом; Ожидаемый результат 1-го года обучения: знают правила поведения в зале; 21 правила постановки корпуса; назначение поклона; понятие «танцевальный шаг»; музыкальные понятия (характер музыки, темп); виды ходьбы, бега; упражнения с речевым сопровождением; умеют: исполнять поклон, танцевальный шаг, шаг на п/п, шаг с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, «пружинку», тройной притоп; прыжки на месте и с продвижением, галоп; непринужденно двигаться под музыку в соответствии с заданным образом; расслаблять и напрягать мышцы; правильно ставить руки на пояс; выполнять круговую разминку; выполнять разминку для всех групп мышц по показу педагога; выполнять упражнения стретчинга; определять динамику музыкального произведения (громко – тихо); исполнять несложные танцевальные комбинации с текстом и без текста; согласовывать движения с музыкой; согласовывать темп речи с темпом движения и музыки; построится и перестроится в круг (большой, маленький), колону, шеренгу; владеют: навыком постановки корпуса; навыком начала движения после вступления; приемами выполнения шагов: танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени; навыками исполнения несложных танцевальных комбинаций с текстом и без текста, с музыкальным сопровождением. Ожидаемый результат 2-го года обучения: знают: основные музыкальные понятия (вступление, динамические оттенки и т.д.); основную терминологию для обозначения частей тела; основные понятия по теме «ориентация в пространстве» (линия, круг, колонна и т.д.; понятие «Комбинация»; порядок исполнения движений в комбинации; позиции ног ; подготовительную позицию рук; программные упражнения с речевым сопровождением; умеют: выполнять круговую разминку и разминку на все группы мышц; построиться и перестроиться в шеренгу, 2 шеренги, колонну, 2 колонны; выполнять программные упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса; 22 выполнять комплексы ОРУ без предмета и с предметом; повторять движения за педагогом; определять динамику и темп музыки; исполнять изученные движения в заданной комбинации; выполнять стретчинговые упражненияя, преодолевая трудности; выполнять дыхательную гимнастику; выполнять мимическую зарядку; владеют: навыками отображения динамического оттенка музыки в движении; приёмами исполнения разминочной части занятия; навыками импровизации образа животных, птиц и т.д.; навыками правильного дыхания. 23 IV. Методическое обеспечение. Для полноценного физического развития детей, на кружке по «Аэробика и гимнастика»созданы определенные условия. В зале достаточно места для активного движения группы из 20 человек. Всё это повышает интерес детей к занятиям, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет организовывать различные виды образовательных событий в помещении. - Гимнастическая скамья – 3 шт. - Гимнастические стенки – 3 шт. - Мешочки для метания – 20 шт. -Коврики для занятия -20шт - Флажки разноцветные – 60 шт. - Мячи резиновые (большого диаметра) – 10шт. - Мячи резиновые (среднего диаметра) – 10 шт. - Мячи резиновые (малого диаметра) – 10 шт. - Прыгающий мяч с ручкой (д - 45 см) – 2 шт. - Коврик со следами (для отработки различных способов ходьбы) – 2 шт. - Обруч пластмассовый диаметром 55 см –10 шт. - Обруч пластмассовый большой (диаметр 77 см) – 8 шт. - Кубики пластмассовые – 30 шт. - Мат гимнастический 2,0×1,0×0,1м -1 шт. - Канат для перетягивания х/б 10м диам.30мм – 1 шт. - Конус сигнальный – 6 шт. - Набор (конусы 4 цветов с отверстиями -8 шт., гимнастические палки 4 цветов – 8 шт, плоские обручи 3 цветов – 4 шт.) - султанчики – 25 шт. - Кегли – 30 шт. - Бубен – 1 шт. - Дуга для подлезания (разной высоты) – по 2 шт. - доска наклонная с гладкой поверхностью – 2 шт. - доска ребристой поверхностью – 2 шт. - Свисток судейский – 2 шт. - аудио картотека. - колонки, компьютер. Основной и ведущей формой обучения является занятия , как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся , в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм занятия: 24 Занятия начинаются с разминки, которая должна продолжаться не менее 3 минут, и начинаться очень плавно. Начинать следует с ходьбы на месте, потом перейти к подъемам колен, далее выполнить растяжки и наклоны и лишь, после прейти к прыжкам на месте и легкому бегу как на месте, так и по залу. После разминки ребенок может перейти непосредственно к тренировки, которая продолжается обычно от 10 до 15 минут. Завершается тренировка плавным переходом ребенка в нормальное состояние. Ребенку надо остыть и отдышаться. Для этого плавно начинаем ходьбу на месте выполняем растяжки и перейдем к различного рода плавным махам и подъемам рук, как верх, так и в низ при этом следите, что бы ребенок глубоко дышал и постепенно отходил от нагрузки. Приветствия 1мин. Разминка по кругу (+ игроритмика) 3-5мин. Цель: подготовить тело к увеличению нагрузки во время аэробной части , согреть связки и суставы Содержание: несложные движения, выполняемые в среднем темпе Предварительный стретчинг 1мин. ( растягиваем мышцы плеча, предплечья, спины, ног) Основная часть7-10мин. Цель: тренировка сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и костной систем, развитие координации движений, увеличение подвижности в суставах Содержание: продолжительные непрерывные движения с участием больших мышечных групп, игроритмика, базовые шагами, гармонично прорабатывающих все суставы и мышцы рук, плечевого пояса, шеи, туловища и ног; прыжковые движения, включающие различные подскоки на одной и двух ногах; Силовая часть-5-7мин, самомассаж. Цель: повышение тонуса мышц. Содержание: ОРУ – упражнения на развитие силы и выносливости основных групп мышц, игровые упражнения Подвижные игры –3 мин. Заключительный стретчинг-2мин. Релаксация. В работе с детьми используются различные формы занятий: учебнотренировочные, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольноучетные. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет25 ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн – с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн – семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 26 V. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения программы «Уровень подготовки знаний дошкольников» ( см. Приложение 3) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. 27 V. Список литературы. Нормативно правовые акты - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-Ф3; . - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Основная и дополнительная литература 1. Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозайка-Синтез, М., 2014г. 2. Горькова Л.Г., Л.А. Обухова. Занятия физической культурой в ДОУ. М. 2005 3. Гусева Т.А. «Вырастай – ка!». Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика: - Тобольск., 2004 28 4. Гофман Р.В. . Программа «Знай и люби своё тело», Р - н а -Д, 1998 5. Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 № 4 6. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г. «Методика преподавания оздоровительной аэробики» учебное пособие //Изд-во Волгогр. Гос ун-та (Серия «Современные оздоровительные технологии») 2014г. 7. Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления» М. 1999 8. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. Р-на-Д, Феникс, 2004 9. Журнал «Институт по физической культуре», 2009 – 2011г . 10. Кулик , Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» программа для ДОУ //Москва2012г. 11. Машукова Ю.М. Гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г. 12. Моисеева Т.Ю.«Физическая культура с малышом» 13. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г. 14.Прищепа «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» // Москва 2009г. 15. Щербак П.А.. Тематические культурные занятия и праздники вДОУ.М.2001 16. Щебенко В.Н. , Н.Н. Ермак. Физкультурные праздники в детском саду М, Просвещение, 2000. Литература для обучающихся, родителей, интернет источники 1. Ефименко Н.Н.. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Веста: «Ранок», 2004 2. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Танюшки и Андрюшки.» 3.Журнал «Обруч». -http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25 . 4. Журнал «Современное дошкольное образование.Теория и практика» -http://www.sdojournal.ru . 5. Захаркина В.А., Яных Е.А. «Аэробика дома», АСТ,2006 г. 6. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, 2005 7.Лавров Н.Н «Искусство фитбола для всей семьи», Феникс, 2009 г. 8. Моисеева Т.Ю. «Физическая культура с малышом» 9.Международный образовательный портал. -https://www.maam.ru/ 10.Педагогическая копилка -https://vk.com/ped kopilka vospitatelya. 11.Учебно-методический кабинет.- https://ped-kopilka.ru/ 12. Фомина Н.А.,ЗайцеваГ.А.,Игнатьева Е.Н.,Чернякина С.С.»Сказочный театр физической культуры».Издательство «Учитель» Волгоград 2002 29 13. Шорыгина Т.А., Спортивные сказки. – Издательство: ТЦ «СФЕРА», 2019 30 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий физкультурно-спортивного объединения «Аэробика и гимнастика » 1год обучения месяц тематика мероприятия Сентябрь День дошкольного работника Октябрь День здоровья Декабрь Новый год Февраль День защитников Отечества Март Международный женский день Апрель Мы любим природу Развлечение : «Мы дружим с вами» Спортивное –развлечение: «Мы растем здоровыми» Праздник : «Новогодние приключения» Праздник к 23 февраля «В честь защитников Отечества» Развлечение с элементами фольклора «Весенний хоровод» Спортивное развлечение экологического характера «Спешим на помощь» Май День Победы Праздник :«Вы победили! Мы не забыли!». 31 Список воспитательных мероприятий физкультурно-спортивного объединения «Аэробика и гимнастика » 2год обучения месяц тематика мероприятия Сентябрь Дорожное движение Спортивный праздник по ПДД «Знатоки правил дорожного движения». Октябрь Осенние забавы Развлечение -«Осенний марафон» Ноябрь День единства Спортивный праздник Народного Единства Декабрь Зимние забавы Спортивно-тематическое развлечение :«Мы мороза боимся» Февраль 23 февраля Март Мы любим спорт Апрель Май День космонавтики День Победы ко Дню не Тематический праздник-«День защитников Отечества» Спортивный праздник «Карусель народных подвижных игр» Развлечение :«Юные космонавты» Праздник :«Вы победили! Мы не забыли!». Выпускной бал «Звездный выпускной – 2023» Прощание с детским садом 32 Приложение 2 Календарный учебный график 1 года обучения № п/ п Дата Тема занятия 1 Сен: 19, Техника безопасности занятиях. 2 Сен: 20 3 4 5 Колво часо в Форма занятия Время проведения заняти й Место проведени я 1.5 беседа опрос 9,3510,30 спортив ный зал Правила 2 поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. сюжетно– игровые занятия 10.2011,15 Сен: 26 Техника 2 безопасности в период проведения массовых мероприятий . Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническим и средствами. беседы, эстафеты 9,3510,30 спортивны беседы, й эстафеты зал Сен: 27 Окт: 3 Строевые 3 упражнения, построение в шеренгу, сцеплением за руки. Совершенствован 3 ие координации движений и чувства равновесия занятиятрадиционны е 10.2011,15 спортивны объяснение, й просмотр зал иллюстраци й, занятиятрадиционны е 10.2011,15 Окт: 4 на 33 9,3510,30 Форма контроля беседа, наблюдение , опрос спортивны беседы, й игры зал сюжетныеролевые спортивны выполнение й упражнений зал 6 Окт: 10 11 7 Окт: 17 18 8 Окт: 24 25 9 Окт: 31 Нояб. 1. 10 Нояб. 7 8 11 Нояб. 14 15 Строевые 3 упражнения: построение в шеренгу, повороты переступанием и в прыжках. наблюдение ,занятиятематичес кие 9,3510,30 Совершенствован 3.5 ие координации движений и чувства ритма. просмотр, опрос, занятияритмические 9,3510,30 Совершенствован 5.5 ие координации движений и чувства равновесия. занятиясостоящие из набора подвижных игр 9,3510,30 Развитие 5 координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом. просмотр видио, занятиясюжетные 9,3510,30 Развивать способность импровизации беседа сюжетно– игровые занятия 9,3510,30 ,ритмические занятия 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* спортивны й ,опрос, зал композиция объяснение показ занятиетематическое 10.2011,15* спортивны объяснение й показ зал занятие тематическо е 3 к Ритмическая композиция «Веселые ритмы» 10 21 22 28 12 Нояб. 29 Разучивание 2 «Прыжки в выпадах», «Прыжок ноги врозь, ноги 34 10.2011,15 10.2011,15 10.2011,15 спортивны наблюдение й ,занятия зал спортивны просмотр, й опрос, зал упражнения спортивны практикум, й подвижные зал игры спортивны й занятиязал сюжетные 10.2011,15 10.2011,15 спортивны Беседа й Наблюдени зал е опрос вместе» 13 Дек. 5 6 14 Дек. 12 13 19 20 26 15 Дек. 27 Январь 9 10 Упражнений 5 общего воздействия и танцевального характера; Ритмической 11 композиции «Попрыгунчики» занятиятренировки объяснения, показ ,ритмическая композиция 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* спортивны объяснения, й показ зал ,ритмическа я композиция Комбинации упражнения мячами. и 6 с сюжетно– игровые занятия 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны объяснения, й упражнения зал , игры 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны й специальны зал е упражнения 16 Январь 17 23 24 30 Комбинации упражнения мячами. и 8 с занятияритмическая композиция 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* спортивны просмотр, й альбомов, зал показ, ритмическа я композиция 17 Январь 31 Февр. 6 7 Комбинации упражнения мячами. и 5 с тематическое занятия 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны объяснения й показ, зал игровое занятие Февр. Комбинации упражнения фитболах . и 8 на игровые занятие 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны объяснения й опрос зал ,игровые занятия 18 13 14 20 21 35 19 Февр. 27 28 Совершенствован 4 ие координации движений и чувства равновесия . круговая тренировка 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны объяснения, й занятиязал круговая тренировка 20 Март 5 сюжетноролевые игры 9,3510,30 спортивны сюжетной ролевые зал игры 21 Март 6 12 Закрепить умение 3 сочетать движения с музыкой и словом. Игровой 4 стретчинг. беседа сюжетноезанятия 10.2011,15* 9,3510,30 спортивны беседа й опрос зал игры 22 Март Учить 4 чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса. беседа занятия– соревнования 10.2011,15* 9,3510,30 спортивны объяснения й практикум зал Март 20 26 27 Акробатические 10 упражнения: «полу шпагат», «мостик», «перевороты». занятие построено не акробатическ их упражнениях 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны показ й опрос зал упражнения композиции Апрель 2 3 Освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характера . занятия– зачеты 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны объяснения й показ зал упражнения 25 Апрель 9 10 16 Формировать 4.5 умение выполнять прямой галоп, прыжки с обручами. занятия традиционны е 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* спортивны Упражнени й я зал занятия 26 Апрель 17 23 24 Композиция обручами ритмические - 10.2011,15* занятия спортивны объяснения й показ зал композиция 13 19 23 24 4.5 с 9 9,3510,30* 10.2011,15* 36 27 Апрель 30 Май 2 7 28 Май 8 14 15 29 11. 1 30 Май 21 22 Май 28 29 Самостоятельно 7 изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки Развивать чувства 7 ритма, координации движений, образного мышления занятия– соревнования Проведение теста 2 на наличие способностей, умений, навыков после обучения. Композиция «С 2 шарами и обручами » занятия– зачеты 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны диагностика й зал ритмическая гимнастика 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны Итоговое й выступлени зал е сюжетные занятия 9,3510,30* 10.2011,15* 9,3510,30* - 10.2011,15* 9,3510,30* 10.2011,15* спортивны беседа й эстафеты зал спортивны объяснения й игры зал сюжетные Календарный учебный график 2 года обучения № п/ п Дат Тема а занятия Кол Форма занятия -во часо в 1 Беседа,игры 1 Сен. 4 Техника безопасности на занятиях. 2 Сен. 4 Техника 1 безопасности в период проведения массовых мероприятий . Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехнически ми средствами. беседа игры 37 Время проведен ия занятий Место проведен ия Форма контроля 15.40-16.40 спортивн ый зал 15.40-16-40 спортивн ый зал беседа, опрос, иллюстраци и беседы, рассматрива ние альбома 3 Сен. 6 Ознакомление с 0.5 общей структурой и содержанием занятия беседа игры 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, игры 4 Сен. 6 Совершенствов 2 ание защитных сил организма занятиясостоящие набора подвижных 15.40-16.40 спортивн ый зал рассматрива ние иллюстраци й, игры Сен. 7 Освоение 8 упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. Развитие 7.5 координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции. сюжетно– игровые занятия 15.40-16.40 спортивн ый зал беседы, упражнения, игры спортивн ый зал практикум, игры тематически е 5 11 13 14 6 из 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 занятие закрепление 7 Сен. 6 Ознакомление с 0.5 общей структурой и содержанием занятия . занятиеознакомление 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа 8 Сен. 18 Освоение 4 техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений. занятиеознакомление 15.40-16.40 спортивн ый зал занятия 20 38 15.40-16.40 9 Совершенствов 4.5 ание координации движений и чувства равновесия. занятиясостоящие из набора подвижных игр 15.40-16.40 Закрепить 9 умение сочетать движения с музыкой и словом. занятия сюжетные 15.40-16.40 Окт. 5 9 11 Освоение техники основных базовых танцевальных шагов. ритмическая гимнастика Окт. 12 Разучивание 6 связок, блоков с использованием основных движений . занятие совершенствова ние движений Разучивание 6.5 правильно и ритмично двигаться под музыку разного характера. Занятия – тематические Сен. 21 25 10 27 28 Окт. 2 4 11 12 16 18 13 Окт. 19 23 25 5.5 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал объяснения, игры подвижные спортивн ый зал беседа, опрос, занятия сюжетные спортивн ый зал наблюдения, упражнения, занятия спортивн ый зал показ, игры, занятия спортивн ый зал беседа, тематически е занятия спортивн ый зал беседа, опрос спортивн ый зал игры, эстафеты 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 14 Окт. 26 Ознакомление с 1 общей структурой и содержанием занятия ,правлениях. занятиеознакомление 15 Окт. 30 Нояб 1 Развивать 4.5 мышцы шеи, ног; плавность движений занятиесовершенствова ние движений 39 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 16 Нояб 2 8 9 13 17 Нояб 15 16 20 22 23 18 Нояб 27 29 30 19 Дек. 4 6 7 11 20 21 Освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений . 9 Развитие чувства ритма, координации, точности, выразительност и исполнения 9.5 занятия круговая тренировка – 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал эстафеты, занятия: круговая тренировка 15.40-16.40 15.40-16.40 ритмическая гимнастика 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал занятия, творческая композиция Развитие 7 чувства ритма, координации, точности, выразительност и исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции Совершенствов 7 ать умение сочетать движения с музыкой и словом занятия– соревнования, 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, упражнения, практикум занятия– соревнования, 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал игры, эстафеты Дек. 13 14 18 20 21 25 Упражнять в 12 танцевальных движениях занятиезакрепление 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, опрос, видеоролик, тематическа я композиция Дек. 27 28 Закрепить 5 умение сочетать движения с музыкой и словом . занятия комплексные 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, упражнения, практикум 40 Развитие 7 чувства ритма, координации, точности, выразительност и исполнения движения Учить 8 самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой темпа музыки. занятии совершенствова ния движений Янв. 29 31 Фев. 1 5 7 Упражнять в 10 танцевальных движениях занятия комплексные 25 Фев. 8 12 14 Ознакомление с 6 общей структурой и содержанием занятия . познавательные -занятия 26 Фев 15 19 21 22 Изучение 8 комбинаций и упражнений для создание образов. 27 Фев 26 28 29 28 Март 22 Янв. 10 11 15 17 23 Янв. 18 22 24 25 24 4 6 7 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал просмотр иллюстраци й, практикум 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал рассказ, опрос, эстафеты, практикум 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал упражнения, ритмическая композиция 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, опрос, игры занятия по традиционной схеме 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал показ, практикум Закрепить 6 правильно и ритмично двигаться под музыку разного характера. ритмическая гимнастика 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал упражнения, творческая композиция Упражнять выполнении композиции занятиятематические 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал просмотр альбомов, тематически е сюжеты занятия закрепления двигательных навыков 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 в 6 41 29 Март 30 Март 31 Апр. 3 4 8 10 32 11 13 14 18 20 21 25 27 28 Апр. 1 Апр. 15 17 18 22 25 33 Май 34 Май 35 Май 6 8 13 15 16 16 20 21 22 23 29 Развитие 7 чувства ритма, координации, точности, выразительност и исполнения занятие совершенствова ние движений 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, презентация, практикум Освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характера познавательные -занятия 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал занятиятематически е, сюжетные Учить 5 чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса занятия комплексные 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, практикум Умение сочетать движения музыкой словом. сюжетно– игровые занятия 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал наблюдения, упражнения, сюжетные занятия Совершенствов 10 ание координации движений и чувства ритма. смешанного типа-занятия 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, опрос, сюжетные занятия Повторение комбинаций танцевальной аэробики аэробика 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 15.40-16.40 спортивн ый зал беседа, опрос, тематически е занятия занятияконтрольного и учетного характера 15.40-16.40 спортивн ый зал диагностика 11 9 с и 10 Проведение 1 теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 42 36 Май 30 Итоговый праздник занятияитоговое 1 спортивн ый зал выступление Приложение 3 Уровень подготовки знаний дошкольников Анализ процесса деятельности Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5-7 лет (утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916) № Наименование показателя Пол 5 лет 6 лет 7 лет Бросок набивного мяча Мал 160-230 175-300 220-350 Дев 150-225 170-280 190-330 Мал 85-130 100-140 130-155 Дев 85-125 90-140 125-150 Наклон туловища вперед из Мал положения стоя (см) Дев 3-6 4-7 5-8 6-9 7-10 8-12 Бег на дистанцию 10 метров Мал схода Дев 3,8-3,7 2,5-2,1 2,3-2,0 4,0-3,8 2,6-2,2 2,5-2,1 Бег на дистанцию 30 метров Мал 8,2-7,0 7,0-6,3 6,2-5,7 Дев 8,5-7,4 7,5-6,6 6,5-5,9 Челночный бег 3x10 метров Мал 9,2-8,0 8,0-7,4 7,2-6,8 Дев 9,5-8,4 8,5-7,7 7,5-7,0 Мал 9,2-8,0 8,0-7,4 7,2-6,8 Дев 9,5-8,4 8,5-7,7 7,5-7,0 Подъем туловища в сед за Мал 30 сек. (количество) Дев 9-11 10-12 12-14 7-9 8-10 9-12 Прыжки через скакалку 1-3 3-15 7-21 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Прыжок в длину с места Бег зигзагом Мал 43 Дев 2-5 3-20 15-45 10 Бег на дистанцию Мал 90,120,150 метров Дев 31,6-34,6 31,9-35,0 31,5-35,2 32,0-35,0 32,0-36,0 32,5-37,0 11 Поднимание ног в Мал положении лежа на спине Дев 9-10 10-11 11-13 6-8 7-9 10-12 Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста Темпы прироста (%) До 8 Оценка За счет чего достигнут прирост Неудовлетворительно За счет естественного роста 8-10 Удовлетворительно 10-15 Хорошо Свыше 15 Отлично За счет естественного роста и естественной двигательной активности За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений Во время тестирования важно учитывать: индивидуальные возможности ребёнка; особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка. Тест по определению прироста показателей психофизических качеств Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым: 100(V1 – V2) W = ½ (V1+V2) где W - прирост показателей темпов в % V1 - исходный уровень V2 - конечный уровень. Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств. Ожидаемые результаты - овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений; - овладение выразительностью и красотой движения; - соответствие возрастным показателям уровня физического развития; - возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической гимнастикой; - укрепление иммунной системы организма; - формирование навыков трудовой деятельности. 44 н к н к н к н к н к н к н к н к Итоговый результат Итоговый результат Групповые упражнения с переходами Ловля метание Катание бросание Прыжки в прыжки в прыжки вверх Ползание лазание Упражнения равновесии Ходьба и бег Ф.И. ребенка № п/п в длину высоту Уровни развития физических качеств детей дошкольного возраста н 1. 2. Таблица уровня сформированности специальных умений и навыков № Фамилия Имя гимнастика начало года музыкальноспортивные игры конец года начало года творческая деятельность конец года 0-8 баллов – низкий уровень; 8-10 баллов – удовлетворительный уровень; 10-15 баллов – хороший уровень; выше 15 баллов - отличный уровень. 45 начало года конец года к