Программа Волшебная лепка 2023-2024 дс

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план 1 года обучения
2.2 Календарный учебный график 1 года обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
VII ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

3

3
8
8
10
11
11
11
12
14
17
18
20
20
21
28

I. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Волшебная лепка» имеет художественную направленность и
разработана для детей 5-7 лет. Ее реализация позволяет развивать
индивидуальные качества детей в прикладном творчестве, стимулировать
познавательную активность, приобщать к общечеловеческим ценностям.
Занятия лепкой формируют умения, которые пригодятся в жизни и помогут в
профессиональной ориентации.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии
с нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)")
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБУ ДО МДДиЮ.
Актуальность данной программы состоит в том, что отвечает потребностям
детей и их родителям, доступность теоретического и практического материала,
небольшие материальные затраты в работе. Обучающиеся могут применить
полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. В
ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной
художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с
новыми художественными материалами.
Новизна программы «Волшебная лепка» заключается в том, что
построение программы позволяет вводить в планы занятий появляющиеся
4

новинки декоративного искусства в области лепки, что делает творчество
модным и современным. Занятия лепкой также благотворно влияют на
психологическое состояние детей любого возраста: снимают стрессовые
состояния, успокаивают нервную систему детей. В лепке дети передают свое
внутреннее состояние, настроения, чувства. Тестопластика – это не только
лепка из соленого теста, это игра, в которой дети оживляют своих сказочных
персонажей; это познание окружающего мира по его формам и цветам; это
занятие на развитие мышления и воображения.
Педагогическая целесообразность определяется важностью и
востребованностью в детском саду, в том числе занятостью досуга детей.
Определяется учетом возрастных особенностей обучающихся, широкими
возможностями социализации в процессе трудовых навыков, развитие мелкой
моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Творческая деятельность создаёт благоприятные условия для
формирования социально активной, творческой личности, способной изменить
мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного
участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный
тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний
Отличительной
особенностью
данной
программы
от
уже
существующих является: многообразие для 144 часовой программы
преподаваемых технологий. Необходимо за такой короткий промежуток
времени показать палитру возможностей декоративно-прикладного творчества,
показать «изюминки», что позволит не только сделать содержание образования
более вариативным, но и смотивировать обучающихся на запись творческого
объединения на следующий год. Содержание данной программы
формировалось согласно проверенным временем эффективным принципам:
современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов
учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно,
эмоционально и интеллектуально, доступно и личностно ориентировано. Так
же отличительной особенностью является возможность использования
электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе
в условиях режима «повышенной готовности» других форс- мажорных
обстоятельств. Программа адаптирована для реализации в условиях
отдаленного поселения или временного ограничения (приостановки) для
обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые
инструменты электронного обучения.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5-7
лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов,
личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но
не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и
универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в
зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения.
Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет.
5

Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший
пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в
группу может производиться набор в течение всего года обучения.
Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа
реализовывается 1 год, занятия 2 раза в неделю.
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год.
Формы организации образовательного процесса.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть).
Формой занятия является учебное занятие (30 мин). Итоговые занятия –
демонстрация своих творческих работ.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся
осуществляется по желанию.
Предполагаются следующие формы организации занятий:
-изучение нового материала;
-формирование новых умений и навыков;
-практические занятия;
-защиты проектов;
-викторины;
-игры.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего
периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется:

поставленными целями и задачами;

принципами обучения: от практической деятельности – к развитию
всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;

возможностями обучающихся на данном этапе обучения
(возрастные особенности, уровень подготовленности);

наличие соответствующей материально-технической базы.
Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью
овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все
элементы воспитания при обучении изобразительному искусству тесно связаны
между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном
процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его
жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и
внеурочной работы: организация эффективных условий для получения
обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной
социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе
системе ценностей, создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого ребенка.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий,
так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях.
6

В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий
круг средств и методов воспитания:

личный пример и педагогическое мастерство педагога;

высокая организация учебного процесса;

атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

дружный коллектив.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей,
о жизни объединения и учреждения в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;

организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;



привлечение членов семей обучающихся к организации и
проведению дел (мероприятий) в объединении.
Цель данной программы – формирование художественно-творческих
способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия
действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного
мышления и воображения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить обучающихся с историей и современными направлениями
развития декоративно – прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное
мышление; память, воображение, внимание;

7

- развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую
умелость, моторику рук, глазомер;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности, духовность культуры; развивать
умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических
бесед.
Воспитательные:
- формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в
первоначальный замысел
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и
отечественной,
- формировать потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с
целью выполнения заданий.
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения
различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с
предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом,
условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это
является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

8

II. Учебный план. Календарный учебный график.
2.1 Учебный план 1 года обучения.

1

2

3

4

5

6

Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике
безопасности.
1.1Техника безопасности на занятиях.

2

Изготовление подарков к праздникам.
2.1 «Рамка для фотографии»
2.2. «Елочные игрушки»
2.3 «Чудеса под елкой»
2.4 «Сладкая парочка»
2.5 «Народная масленица»
2.6 «Мужество, сила, отвага»
2.7 «Подарочный букет»

1
1
1
1
1
1
1

2.8 «Пасха пахнет миром»
2.9 «Голуби Победы»

Форма контроля,
аттестации

всего

Количество часов

практика

Раздел / Тема занятия

теория

№

2

беседа

3
3
3
3
3
3
3

4
4
4
4
4
4
4

1
1

3
3

4
4

Беседа, практикум
Иллюст, практикум
Игра, практикум
Игра, практикум
Беседа, практикум
Иллюст, практикум
Беседа, иллюстрац.,
практикум
Беседа, практикум
Иллюстрации,
практикум

Технология изготовления декоративных украшений
3.1 «Сувенир на удачу»

1

3

4

3.2 «Ангелочек»
3.3 «Рукавичка»

1
1

3
3

4
4

Цветочные композиции
4.1 «Подсолнушки»

1

3

4

4.2 «Цветик-семицветик»

1

3

4

4.3 «Весенний венок»
4.4 «Аленький цветочек»

1
1

3
3

4
4

Изготовление объемных изделий
5.1 «Колобок»

1

3

4

5.2 «Знакомство с хохломой»
5.3 «Гжельская роспись»

1
1

3
3

4
4

5.4 «Хлеб, бублик, крендель»

1

3

4

Панно из соленого теста
6.1 Работы со сказочными героями: «Смешарики»,

4

12

16

9

Творческое
задание, практикум
Иллюс., практикум
Игра, практикум
Иллюстрирование,
практикум
Наглядное пособие,
практикум
Практикум, беседа
Практикум,
выставка работ
Иллюстрации,
практикум
Творческое задание
Иллюстрации,
практикум
Наглядное пособие,
практикум
Творческое

«Курочка Ряба», «38 попугаев», «Сказочные герои»
6.2 Работы в зимней тематике: «Зимние забавы»,
«Нарядная елочка», «Капризы Деда Мороза»
6.3 Животные и насекомые: «Божья коровка»,
«Бабочка», «Братья наши меньшие», «Аквариум»,
«Дикие звери»
6.4 Объемные картины :«Пора урожая», «Грозовые
тучи», «Ракета в космос»

7

2.5

7.5

10

5

15

20

задание, практикум
Иллюстрации.
Беседа, практикум
иллюстрации.
Беседа, практикум
Викторина,

3

9

12

Беседа, практикум

Подведение итогов.
7.1 Проведение теста на наличие способностей,
1
умений, навыков после обучения.
7.2 Оформление выставки.
1

1

2

1

2

диагностика по
проверочной карте
итоговая выставка,
творческий отчет

144ч

Содержание учебного плана 1 года обучения.
1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности
Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим
ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на
уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и
выполнять его задания.
Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий.
Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике
безопасности.
Практика: изучаем технику и методы лепки.
2) Изготовление подарков к праздникам
Задачи: ознакомить детей с историей возникновения праздников, научить
детей творчески подходить к созданию и выбору подарка, привить детям
понимание ценности подарка сделанного своими руками, усовершенствование
навыков в лепке.
Путем легких, систематически подобранных и интересных работ
способствовать развитию у ребенка мелкой моторики и творческого
потенциала.
Теория: рассказать о традициях, истории и символах праздников, выбор
соответствующего подарка.
Практика: лепим композицию на выбранную тему, раскрашиваем
гуашью.
3) Технология изготовления декоративных украшений
Задачи: научить использовать соленое тесто в декоративных поделках для
украшения своего интерьера, приемы и правила окраски и оформления лепных
декоративных изделий.
Теория: просмотр иллюстраций для примера, беседа о цвете, оттенках,
тональности, теплых и холодных цветах, контрасте.
Практика: учимся на палитре смешивать краски, получая составные,
теплые, холодные, светлые, темные цвета.
4) Цветочная композиция
10

Задачи: научить детей технологии изготовления листьев и соцветий,
ознакомить с многообразием видов цветов, с их особенностями и местами их
произрастания, развивать интерес к окружающему миру. Развивать точность
глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам –
легкости и плотности, звонкости и монотонности. В процессе разукрашивания
учить наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей, цвет.
Теория: беседа об основных формах частей цветка.
Практика: лепим из теста приготовленного по специальному рецепту для
мелких и тонких деталей
5) Изготовление объемных изделий
Задачи: развивать у детей способность работать руками под контролем
сознания, совершенствовать мелкую моторику руки, развивать глазомер.
Развивать творческое воображение, художественный вкус. Совершенствовать
трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.
Занятия этой темы стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы
сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления.
Теория: рассказать о форме, пропорции, объеме.
Практика: изготавливаем формы для объемных деталей, лепим из
соленого теста.
6) Панно из соленого теста
Задачи: развивать у обучающихся наглядно-образное мышление;
развивать моторику рук, познавательный интерес. Развивать эмоциональность,
богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия.
Данные упражнения развивают мышление детей, их творческое
воображение, художественный вкус. В этом могут помочь задания, требующие
выражения чувства, отношения, настроения, замысла юного автора.
Теория: беседа о перспективе, о деталях композиции.
Практика: лепим из цветного теста.
7) Оформление выставок. Подведение итогов года.
Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых
трудолюбивых.
Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания
развиваться и достигать определенных программой целей и задач.
Теория: итоговая беседа.
Практика: подготовка выставки.
2.2 Календарный учебный график 1 года обучения.

Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;

Дата начала обучения - 01.09.2023 г;

Дата окончания обучения - 31.05.2024;

Количество учебных недель – 36;

Количество учебных дней – 72;

Каникулы – отсутствуют;

Календарный учебный график см. в Приложении 2.
11

III. Содержание программы
3.1 Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы
"Волшебная лепка" с целью достижения планируемых результатов освоения
данной образовательной программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий
соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся
стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол
и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения
дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой
деятельности.
Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер,
проектор, фотоаппарат.
Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы
работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами,
подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их
изготовления.
Кадровое обеспечение программы - для работы по данной
образовательной программе необходим педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания
дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и
творческие способности,
организаторские и артистические способности,
умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку.
3.2 Формы контроля и аттестации
Требования к организации контроля:
 индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого обучающегося;
 систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах
процесса обучения;
 разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его
обучающей развивающей и воспитывающей функции;
 объективность;
 дифференцированный подход, учитывающий специфические
особенности учебного курса.
Формы контроля:
 Формы входного контроля: опрос, игра
 Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра
– путешествие
 Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ,
игра – путешествие
 При проведении аттестации используются методы: педагогическая
диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания.
12

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое
решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность
выбранных средств, использование различных приемов и способов
изображения), соответствие заданной теме, название рисунка. Особое внимание
уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует
лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность
каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
3.3 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты 1 года обучения
Личностные:

научатся уважительному отношению к труду и бережному отношению к
материалам, используемым в работе.
 научатся творчески, аккуратно завершать начатую работу.
В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с
применением дистанционных технологий, обучающиеся:
1. Сформируют навыки владения техническими средствами обучения и
программами;
2. Сформируют навыки самостоятельного поиска информации в
предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах,
сайтах, блогах и т.д;
3. Научатся работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять
задания самостоятельно бесконтактно;
4. Научатся самостоятельно анализировать и корректировать собственную
деятельность;
5. Научатся использовать социальные сети в образовательных целях.
Метапредметные:
 научатся самостоятельно решать творческие задачи;
 научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный
замысел;
 научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 научатся уметь работать индивидуально и в группе
Предметные:
 будут иметь представления о современных технологиях в тестопластике;
 овладеют различными приемами работы с соленым тестом, необходимыми
инструментами;
научатся передавать в работах простейшую форму предметов, общее
пространственное положение предметов;
 научатся изображать предметы различной формы; использовать простые
формы для создания точных образов в лепке;
 узнают технику безопасности работы с инструментами и материалами;
13

 научатся различным приёмам работы с тестом разной рецептуры;
 научатся украшать изделия и самостоятельно выбирать способы украшения.
.

14

IV. Методическое обеспечение
Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с
художественными материалами, инструментами и техническими приёмами
работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (акварельные
краски, тесто, скалка, гуашь, кисти), нетрадиционные материалы. Это
пластиковые вилки, зубные щетки, шприц, трубочки для коктейля, пластиковые
пробки от бутылок, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может
быть любой предмет из окружающего мира.
В рабочей программе объединения «Волшебная лепка» планируются занятия
по лепке с использованием различных нетрадиционных техник, декоративных
и прикладных работ:
 Мозаичная лепка;
 Модельная лепка;
 Лепка тестовыми жгутами;
 Фактурная лепка;
 барельеф;
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу лепки
и декоративно прикладному искусству. Занятие превращается в созидательный
творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного
изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий
процесс скульптора. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают рабочие
материалы, материал, на котором будет располагаться изображение.
Разнообразие способов лепки рождает у детей оригинальные идеи, развивается
речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые
композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами:
камнями, песком, веревочками и др. В процессе работы на занятиях
обучающиеся вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают
предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному
развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении
техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания,
творчества.
Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное
звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения
задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более
глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и
назначению занятие представляет собой ограниченную о времени,
организованную систему обучения – воспитательного коллективно –
индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате
которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их
способностей и совершенствование опыта педагога.
Алгоритм учебного занятия:
15

• I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
• II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
• III этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных
представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания,
которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием.
3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания,
выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование
целостного представления знаний по теме. Распространенными способами
работы являются беседа и практические задания.
• IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения
знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса,
вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации
присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени
на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической
переработки и усвоения обучающимися учебного материала.
Комбинированное занятие включает:
1. Организационную и содержательную установку.
2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся,
изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и
письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных
практических заданий.
3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений
и навыков.
4. Закрепление изученного материала и упражнения.
5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков.
16

6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на
дом.
Диалектика обучающего взаимодействия педагога и ребенка требует,
чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной.
Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью
закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков;
самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной
информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с
большим объемом заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая
деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.
Организация образовательного процесса в условиях электронного
обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в
соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся
являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для
обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения
программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут
применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:
видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве
ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для
проведения вебинаров);
видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя
инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.);
онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров);
видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные
конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии.
Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка
заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн –
проведение
опросов
может
осуществляться
посредством
видеоконференцсвязи).

17

V. Диагностический инструментарий.
Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая
его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического
состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в
участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на
прогнозирование перспектив этих изменений.
В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено
проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения
программы «Уровень подготовки знаний дошкольников» (Т.С.Комарова)
( см. Приложение 3)
Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития
ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической
деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса.
Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и
итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По
результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном
или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании
принимается решение о необходимости его развития или коррекции.
Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в
управление этими процессами.

18

VI. Список литературы.
Список литературы для педагога и подготовки программы.
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее–ФЗ№273).
3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря2018г.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р).
6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019
года № МР-81/02вн);
7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан
ПиН).
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в образования детей в

19

Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
12.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по
разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ,
2021. – 67 с.
14. Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000
лучших поделок. Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010.
15. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой
всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
16. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
17. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной
деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.Григорьев
Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
18. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная
программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель»
2010 г.
19. Кэтрин Дьюи «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и
природных материалов» Автор: перевод с польского Прушковской М.
Издательство: Мой мир ГмбХ &Ко Год: 2006г.
20.Синеглазова М. О., Удивительное соленое тесто, М. Издательский Дом
МСП, 2005.
21.Видеоуроки рисования для детей https://tiflist.ru/rukodelie/dymkovskayaigrushka-iz-testa.html
22.Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/
23.Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
24. Мастер-класс по лепке https://infourok.ru/masterklass-po-testoplastikena-temu-rukami-rebenka-3424154.html

20

VII. Приложения
Приложение 1
Список воспитательных мероприятий творческого объединения
«Волшебная лепка»
месяц
ноябрь

тематика
День матери

мероприятие
Конкурс подарков, посвященных Дню
матери
декабрь Новогодние украшения
Изготовление игрушек на елку из
соленого теста
февраль День защитников отечества Выставка работ, посвященных Дню
защитника отечества
Масленица
Викторина «Народная Масленица»
март
Международный женский Изготовление сувениров и подарков для
день
бабушек и мам
апрель
Праздник Светлой Пасхи
Подготовка к муниципальному
конкурсу «Пасху празднует Россия!»
май
День Победы
Оформление коллективной работы

21

Приложение 2
Календарный учебный график 1 года обучения
№
п/
п

Дата

Тема
занятия

1

19.09.
2023

2

21.09.
2023

3

26.09.
2023

4

28.09.
2023

5

03.10.
2023

6

05.10.
2023

7

10.10.
2023

8

12.10.
2023

9

17.10.
2023

10

19.10.
2023

11

24.10.
2023

12

26.10.

1.1Техника
безопасности
на занятиях.
Изготовление
объемных
изделий
«Колобок»
Изготовление
объемных
изделий
«Колобок»
Объемная
картина «Пора
урожая»
Объемная
картина «Пора
урожая»
Изготовление
объемных
изделий
«Хлеб, бублик,
крендель»
Изготовление
объемных
изделий
«Хлеб, бублик,
крендель»
Цветочная
композиция
«Подсолнушки
»
Цветочная
композиция
«Подсолнушки
»
Панно со
сказочными
героями
«Курочка ряба»
Панно со
сказочными
героями
«Курочка ряба»
Панно из

Кол Время
-во
проведени
часо я занятия
в
2

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

теория

МБДОУ
д/с №14

беседа

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро

МБДОУ

Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.
Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.
Беседа,

22

2023
13

31.10.
2023

14

02.11.
2023

15

07.11.
2023

16

09.11.2
3

17

14.11.
2023

18

16.11.
2023

19

21.11.
2023

20

23.11.
2023

21

28.11.
2023

22

30.11.
2023

23

05.12.
2023

24

07.12.
2023

25

12.12.

соленого теста
«Аквариум»
Панно из
соленого теста
«Аквариум»
Панно из
соленого теста
«Бабочка»
Панно из
соленого теста
«Бабочка»
Празднование
день рождения
Деда Мороза
«Капризы Деда
Мороза»
Празднование
день рождения
Деда Мороза
«Капризы Деда
Мороза»
Изготовление
подарка к дню
матери «Рамка
для
фотографии»
Изготовление
подарка к дню
матери «Рамка
для
фотографии»
Панно из
соленого теста
«Дикие звери»
Цветочная
композиция
«Аленький
цветочек»
Цветочная
композиция
«Аленький
цветочек»
Панно из
соленого теста
«Сказочные
герои»
Панно из
соленого теста
«Сказочные
герои»
Панно из

ванная

д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Иллюстрации.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Викторина
Практикум,
выставка работ

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Практикум,
выставка работ

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро

МБДОУ

Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.
Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.
Беседа,

23

практикум
Викторина
Беседа,
практикум
Викторина
Беседа,
практикум
Викторина
Беседа,
практикум
Викторина
Беседа,
практикум
Иллюстрации.

2023

соленого теста
«Зимние
забавы»
Панно из
соленого теста
«Зимние
забавы»
Панно в
зимней
тематике
«Нарядная
елочка»
Панно в
зимней
тематике
«Нарядная
елочка»
Изготовление
подарка к
Новому году
«Елочные
игрушки»
Изготовление
подарка к
Новому году
«Елочные
игрушки»
Технология
изготовления
декоративных
украшений
«Сувенир на
удачу»
Технология
изготовления
декоративных
украшений
«Сувенир на
удачу»
Изготовление
декоративного
украшения
«Рукавичка»

ванная

д/с №14

практикум
Иллюстрации.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Иллюстрации.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Иллюстрации.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Иллюстрации.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Игра,
практикум

26

14.12.
2023

27

19.12.
2023

28

21.12.
2023

29

26.12.
2023

30

28.12.
2023

31

09.01.
2024

32

11.01.
2024

33

16.01.
2024

34

18.01.
2024

Изготовление
декоративного
украшения
«Рукавичка»

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Игра,
практикум

35

23.01.
2024

Изготовление
объемных

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание

24

36

25.01.
2024

37

30.01.
2024

38

01.02.
2024

39

06.02.
2024

40

08.02.
2024

41

13.02.
2024

42

15.02.
2024

43

20.02.
2024

44

22.02.
2024

45

27.02.
2024

46

29.02.

изделий
«Знакомство с
хохломой»
Изготовление
объемных
изделий
«Знакомство с
хохломой»
Изготовление
объемных
изделий
«Гжельская
роспись»
Изготовление
объемных
изделий
«Гжельская
роспись»
Изготовление
подарка
«Сладкая
парочка»
Изготовление
подарка
«Сладкая
парочка»
Панно из
соленого теста
«Братья наши
меньшие»,
Панно из
соленого теста
«Братья наши
меньшие»
Изготовление
подарка к Дню
защитника
отечества
«Мужество,
сила, отвага»
Изготовление
подарка к Дню
защитника
отечества
«Мужество,
сила, отвага»
Панно из
соленого теста
«38 попугаев»
Панно из

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Викторина.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Викторина.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрирование,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрирование,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

2

комбиниро

МБДОУ

Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.
Творческое

25

2024

соленого теста
«38 попугаев»

ванная

д/с №14

47

05.03.
2024

Изготовление
подарка к 8
марта
«Подарочный
букет»

48

07.03.
2024

49

12.03.
2024

50

14.03.
2024

51

19.03.
2024

52

21.03.
2024

53

26.03.
2024

54

55

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Изготовление
подарка к 8
марта
«Подарочный
букет»

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
иллюстрации,
практикум

Изготовление
поделки к
празднованию
масленицы
«Народная
масленица»
Изготовление
поделки к
празднованию
масленицы
«Народная
масленица»
Изготовление
цветочной
композиции
«Весенний
венок»
Изготовление
цветочной
композиции
«Весенний
венок»
Работа со
сказочными
героями:
«Смешарики»

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Практикум,
беседа

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Практикум,
беседа

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.

28.03.
2024

Работа со
сказочными
героями:
«Смешарики»

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Творческое
задание,
практикум,
Иллюстрации.

02.04.
2024

Объемная
картина
«Ракета в
космос»

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

26

задание,
практикум,
Иллюстрации.
Беседа,
иллюстрации,
практикум

56

04.04.
2024

57

09.04.
2024

58

11.04.
2024

59

16.04.
2024

60

18.04.
2024

61

23.04.
2024

62

25.04.
2024

63

02.05.
2024

64

07.05.
2024

65

14.05.
2024

66

16.05.
2024

67

21.05.
2024

Объемная
картина
«Ракета в
космос»
Цветочные
композиции
«Цветик
семицветик»
Цветочные
композиции
«Цветик
семицветик»
Технология
изготовления
декоративных
украшений
«Ангелочек»
Технология
изготовления
декоративных
украшений
«Ангелочек»
Изготовление
подарка к
празднику
«Пасха пахнет
миром»
Изготовление
подарка к
празднику
«Пасха пахнет
миром»
Изготовление
открытки
«Голуби
Победы»
Изготовление
открытки
«Голуби
Победы»
Объемные
картины
«Грозовые
тучи»
Объемные
картины
«Грозовые
тучи»
Панно из
соленого теста
«Божья

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Наглядное
пособие,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрация,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрация,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Иллюстрации,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Викторина,

27

68

23.05.
2024

69

28.05.
2024

70

30.05.
2024

коровка»
Панно из
соленого теста
«Божья
коровка»,
«Бабочка»,
«Братья наши
меньшие»,
Подведение
итогов.
Проведение
теста на
наличие
способностей,
умений,
навыков после
обучения.
Оформление
выставки.

2

комбиниро
ванная

МБДОУ
д/с №14

Беседа,
практикум
Викторина,

2

теория

МБДОУ
д/с №14

Диагностика по
проверочной
карте

2

выставочна МБДОУ
я работа
д/с №14

28

итоговая
выставка,
творческий
отчет

Приложение 3
Уровень подготовки знаний дошкольников
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития
их творчества (Т.С.Комарова)
Анализ продукта деятельности
1. Форма
 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно,
пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано
неопределённо;
 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета
расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение
статическое.
2. Композиция
 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов;
 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные
искажения;
 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер;
пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет
 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание
нескольких цветов и оттенков,
 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение
выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна
 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и
фантастические образы;
 2 балла – справляется при помощи взрослого;
 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники,
владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла –
испытывает затруднения при действиях с изобразительными
материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует
неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания
взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально
реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,
занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен
к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен)
продуктом собственной деятельности.
29

3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами,
самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла –
требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко,
оригинальность изображения, стремление к наиболее полному
раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не
обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию
замысла.
Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 –
высокий уровень.
Педагогический анализ
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных
видах деятельности:
1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
развития творчества.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания
художественного образа.
3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами.
4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции,
художественных материалов и средств художественно-образной
выразительности.
6. Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом.
4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести
и т.п.).
5. Формирование навыков трудовой деятельности
Диагностическая карта
0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 –
соответствует возрасту полностью.

30

н
н к
н
к
н
к
н

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

0-6 баллов – низкий уровень;
7-13 баллов – средний уровень;
14-16 баллов – высокий уровень.

31

к
н
к
н
к
н
к

Уровень развития

Способность к
самооценке

Самостоятельность и
ответственность

Инициативность

Произвольность и
свобода поведения

Креативность

Эмоциональность
(возникновение
«умных эмоций»)

к

Творческая
активность

Эстетическая
компетентность

Ф.И. ребенка

№ п/п
Показатели художественно-творческого развития детей
школьного возраста

н
к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».