ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VI. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Приложение 2 2 3 8 10 11 11 11 12 13 15 16 16 23 1. Пояснительная записка В последнее время в обществе большое внимание уделяется детям-инвалидам, детям с ОВЗ, идет поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. Необходимо создать такие условия, которые обеспечат его развитие, будут способствовать приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калякамаляка» имеет художественную направленность. Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности: - анализ и подбор содержания программы; - изменение структуры и временных рамок; - использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Программа направлена на создание базовых основ в области декоративно – прикладного творчества; удовлетворение познавательного интереса; формирование и развитие творческих способностей; успешную социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ в обществе; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа рассчитана на один год обучения детей. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Предлагаемая программа адаптирована к условиям дополнительного образования. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)") - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному 3 самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в социальном заказе образовательного учреждения МБДОУ Д/с № 17, а также детского и родительского запроса на дополнительные образовательные услуги по художественному направлению. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем Новизна программы. Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить различные виды декоративно-прикладного творчества и нетрадиционные техники рисования в соответствии с индивидуальными особенностями в развитии. Обучаясь прикладному искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественноэстетических способностей. Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Творческая деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития, обучающегося – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного художественного материала и нестандартных технологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Отличительною особенностью общеразвивающей (адаптированной) программы является ее адаптированность под запросы конкретных детей. 4 Программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Программа адаптирована для 2-х учащихся имеющих нарушения ЗПР. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Все это способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор тем, форм и методов деятельности. Адресат программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Это возраст наиболее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети старшего возраста с ЗПР, это дети с нереализованными возрастными возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запозданием и имеют качественное своеобразие. Выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики (главным образом страдает техника движений и двигательные качества), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, затруднено формирование графо моторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость, импульсивность действий, инертность, несформированность способности к произвольной регуляции деятельности и поведения. Зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа реализовывается 1 год с детьми старшей группы и подготовительной группы. Формы организации образовательного процесса. Форма занятия индивидуальная. Формой занятия является учебное занятие. Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ. Количество детей в группе 1 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. Программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Полный объем программы: 1 год обучения 144 учебных часа. Организация занятий: занятия планируется проводить 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин, перерыв 10 мин. Содержание программы предусматривает учебно-тематический план. Программа строится на следующих основаниях: 5 соответствие образовательной программы форам дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер; открытый характер реализации. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: поставленными целями и задачами; принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); наличие соответствующей материально-технической базы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают: практическую работу, самостоятельную работу, выставку. Ведущими принципами программы являются: принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. принцип последовательности – постепенное изучение от простого к сложному. принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с изображаемыми явлениями и предметами. принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков. Программа адаптирована для реализации временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – обучащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. Цель программы: формирование первоначальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами нетрадиционных техник рисования. Задачи: 6 Образовательные: - Приобретение определенных знаний и навыков работы с нетрадиционными техниками рисования; - Умение экспериментировать через применение нетрадиционных техник рисования; Развивающие: Развитие мотивации к нетрадиционных техник рисования, потребности в саморазвитии; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции на основе сенсорных эталонов; развивать мелкую моторику рук; Воспитательные: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность; воспитывать положительное отношение ребёнка к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности, результату. 7 II. Учебный план. Календарный учебный график. (группа ОВЗ) 1 1.1 Вводное занятие Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами 2 2 2 Рисование 48 6 42 2.1 Пальчиковое рисование 14 2 12 2.2 Кляксография 10 1 9 2.3 Монотопия 16 1 7 2.4 Нитеграфия 6 1 5 2.5 Итоговое занятие. 2 1 1 3 3.1 Аппликация Работа с различными видами бумаги 26 16 4 2 22 14 3.2 Работа с крупами 10 2 8 4 Работа с пластилином 40 4 36 4.1 Пластелинография 16 2 14 4.2 Лепка 24 2 22 5 Соленое тесто. 24 4 20 5.1 Тестопластика 14 2 12 5.2 Индивидуальная творческая работа по выбору учащегося. 10 2 8 6 Итоговое занятие. Итого: 8 Форма контроля, аттестации практика Количество часов теория Раздел / Тема занятия всего № п/п 2 2 беседа с игровыми элементами наблюдение аппликация творческое задание беседа презентация опрос плоскостная композиция творческое задание беседа наблюдение творческое задание беседа наблюдение творческое задание беседа наблюдение 4 2 2 144 24 120 Содержание учебного плана 1 Вводное занятие Теория: вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами Практика: тестирование. 2 Рисование Теория: формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Практика: выполнения работы с опорой на показ, воспитать у детей умение работать индивидуально. 3 Аппликация Теория: аппликация (из бумаги, природных материалов), бумагопластика; понятие аппликации из бумаги, картона, гофрокартона, ткани, креповой бумаги (гофротрубочки), природных материалов. Практика: создание композиций с помощью указанных выше материалов. 4 Работа с пластилином Теория: развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы. Учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Практика: лепка игрушек и миниатюрных скульптур. Декоративная роспись изделия гуашью: создание плоскостной композиции с использованием различного материала. 5 Соленое тесто. Теория: лепка из пластилина, соленого теста, бумажной массы; показ образцов миниатюрных скульптурных изделий. Технические приемы лепки пластилина, соленого теста, бумажная масса. Пластилиновая «живопись», образцы работ, приемы работы с пластилином. Практика: выполнение работы с опорой на показ. 6 Итоговое занятие. Практика: выставка работ. Творческий отчет. 9 2.1 Календарный учебный график 1 год обучения Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 15.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 1. 10 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы "Волшебный завиток" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Перечень инструментов и материалов необходимых для занятий: календарный учебный график; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки). Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумажных лент и техник работы с другими материалами, схемы работ, чертежи, эскизы будущих изделий трафареты, готовые изделия, книги, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого учащегося; систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формы входного контроля: опрос, игра Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. 11 3.3 Планируемые результаты Реализация дополнительной образовательной программы «Каляка-маляка» предполагает следующие ожидаемые результаты: Предметные результаты: Обучающийся имеет представления об основных способах рисования с использованием нетрадиционных техник (рисование мятой бумагой, ватными палочками, крупами и заваркой, пластилином, рисование с помощью сенсорных пакетов, рисование на снегу и др.) Знает: основные цвета и их оттенки, правила захвата кисти, правила работы с рисовальными средствами в нетрадиционных техниках рисования. Умеет: следовать устным инструкциям, следовать показу, воспроизводить определённые действия (подражать), ориентироваться на листе бумаги, определять направление движения объекта. Владеет понятием «экспериментирование», «свободная техника», «ассоциация». Метапредметные результаты: У обучающихся сформированы первоначальные навыки: самостоятельной деятельности, выбора средств для реализации художественного замысла; оценки и самооценки результатов художественно-творческой деятельности; восприятия проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, животные, природа, люди), мотивации к экспериментированию через применение нетрадиционных техник рисования. Имеется положительная динамика развития мелкой моторики рук. Личностные результаты: У обучающихся сформированы первоначальные навыки проявления чувства эстетического отношения к окружающей действительности, положительного отношения к сотрудничеству со взрослыми, детьми к собственной деятельности и результату. 12 IV. Методическое обеспечение Образовательный процесс по программе осуществляется в очной форме. При необходимости может быть использована очно-заочная форма с применением дистанционных технологий. Знакомство учащихся с материалом программы осуществляется в определенной последовательности, с постепенным продвижением от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от развлекательного к занимательному. При подборе учебного материала учитываются доступность, индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности детей. Все игры, упражнения, задания одновременно решают несколько учебных задач и являются универсальными. Теорию и практику разделить нельзя, так как они взаимосвязаны, дополняя и расширяя возможности обучения. Форма организации образовательной деятельности детей: индивидуальная. В процессе обучения используются занятия: - занятие – изучение нового материала. - занятие выполнения практической работы. - комбинированное занятие. Занятие - изучение нового материала. 1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия). 2. Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий). 3. Закрепление. Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы. Занятие - выполнение практической работы. 1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия). 2. Основная часть. - Повторение материала, необходимого для выполнения работы. - Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у учащихся затруднения. - Выполнение работы. - Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы. 3. Подведение итогов. Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях, как по времени, так и по сочетанию применения. Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс). 13 Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий: Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий. Проводятся при постоянной смене деятельности. 1. Организационный момент. 2. Теоретическая часть 3. Динамическая пауза 4. Практическая часть. 5. Подведение итогов занятия Материалы из опыта работы педагога 1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок 2. Инструкционные карты сборки изделий 3. Образцы изделий, узоров 4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний 5. Инструкции по техники безопасности (см. Приложение 2) 14 V. Список литературы 1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. -М.: Изд-во Эксмо,2005.-С. 64. 2. Васильева М.А. «Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством». - М.: изд-во «Просвещение»,2000 3. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 6. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). – Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64. 7. Куликова Л.Г, Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: Издательский дом МСП, 2005. – С.100. 8. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург - «Детство», 2004. 9. Лындина Ю.С. Фигурки из бисера: Культура и традиции, 2003, – С. 76. 10. Лепка в детском саду А.А. Грибовская,М.Б.Хаизова – Зцепина Москва Сфера 2010. 11. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г. 12. Свешникова Т.А. Природные материалы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.80с.:ил.-(Мастер-класс на дому) Интернет-ресурсы: 1.http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ единая образовательных ресурсов; 2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет; 3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию 15 коллекция Приложение V. Приложение 1 Календарный учебный график № п/ п Врем я Дата Форма занятия Колво часо в Тема занятия Место проведени я Форма контроля Первый год обучения 2 1 11:30 18.09.23 Беседа. Вводный инструктаж 2 11:30 20.09.23 Практическое занятие. 3 11:30 25.09.23 4 11:30 27.09.23 5 11:30 02.10.23 6 11:30 04.10.23 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 48 2 2 2 Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами и инструментами Знакомство с МБДОУд/с Беседа, инструментами и №17 наблюдение приспособлениями . Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. Рисование Рисование МБДОУд/с Беседа, пальчиками наблюдение №17 «Дождик». практическа я работа Рисование МБДОУд/с Беседа, пальчиками наблюдение №17 «Весёлые мухоморы». Рисование МБДОУд/с практическа пальчиками «Ветка я работа №17 рябины». 2 Рисование ладошками: «Осеннее дерево». МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение 2 Рисование печаткой осеннего листика: «Листья желтые летят». МБДОУд/с №17 Наблюдение практическа я работа 16 7 11:30 09.10.23 8 11:30 11.10.23 9 11:30 16.10.23 10 11:30 18.10.23 11 11:30 23.10.23 12 11:30 25.10.23 13 11:30 30.10.23 14 11:30 01.11.23 15 11:30 08.11.23 16 11:30 13.11.23 17 11:30 15.11.23 18 11:30 20.11.23 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 Рисование МБДОУд/с методом тычка №17 «Разноцветный ковёр из листьев». практическа я работа 2 Рисование пальчиками, ладошкой «Воробей». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 2 Кляксография МБДОУд/с трубочкой из под №17 сока: «Осеннее дерево». Беседа, наблюдение 2 Кляксография МБДОУд/с трубочкой: №17 «Путешествие в осенний лес» Кляксография МБДОУд/с трубочкой из - под №17 сока: «В стране художников» Кляксография. МБДОУд/с Натюрморт из №17 овощей «Что нам осень подарила? практическа я работа 2 Кляксография МБДОУд/с «Животные, №17 которых я сам придумал» практическа я работа 2 Монотипия «По замыслу». МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 2 Монотипия: «Пейзаж». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 2 Монотипия МБДОУд/с «Растения в нашей №17 группе» (с натуры). Беседа, наблюдение 2 Монотипия «Сказочные цветы». МБДОУд/с №17 практическа я работа 2 Монотипия «Чудесный букет». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 2 2 17 наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 Монотипия «По замыслу». МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение 2 Монотипия «Бабочки, которые я видел летом». МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение 29.11.23 Показ, объяснения, практическая работа 2 Рисование в технике «монотипии»: «Чудесный букет» МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 11:30 04.12.23 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Волшебная сказка на ладошках». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 23 11:30 06.12.23 Показ, объяснения, практическая работа 2 Нитеграфия «Волшебное путешествие в зимний лес». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 24 11:30 11.12.23 Показ, объяснения, практическая работа 2 Нитеграфия «Волшебное путешествие в зимний лес». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 25 11:30 13.12.23 Показ, объяснения, практическая работа 2 Рисование пальчиками «Смешной рисунок». МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа 26 11:30 18.12.23 26 2 Аппликация «Варежки» (из МБДОУд/с полосок бумаги). №17 27 11:30 20.12.23 2 «Снегири» салфетных комочков). (из МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа практическа я работа 28 11:30 25.12.23 2 «Зимнее дерево» МБДОУд/с (из конфетти). №17 практическа я работа 29 11:30 27.12.23 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 «Рыбка» конфетти). Беседа, наблюдение практическа я работа 19 11:30 22.11.23 20 11:30 27.11.23 21 11:30 22 18 (из МБДОУд/с №17 30 11:30 10.01.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 31 11:30 15.01.24 2 32 11:30 17.01.24 33 11:30 22.01.24 34 11:30 24.01.24 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 35 11:30 29.01.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 36 11:30 31.01.24 2 37 11:30 05.02.24 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 38 11:30 07.02.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 39 11:30 12.02.24 Показ, 2 2 2 2 40 2 «Месяц, месяц, МБДОУд/с мой дружок, №17 позолоченный рожок»(из конфетти). «Одеяльце для МБДОУд/с Мишки» №17 (лоскутная аппликация). Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение практическа я работа «Зайка» (обрывная МБДОУд/с Беседа, аппликация). №17 наблюдение практическа я работа «В городе зима» 1- МБДОУд/с Беседа, е занятие (из №17 наблюдение ватных дисков). практическа я работа Рисование с МБДОУд/с Беседа, помощью печатки №17 наблюдение из картофеля практическа «Зайчата в гостях у я работа ребят». Рисование МБДОУд/с Беседа, методом оттиск №17 наблюдение печатками практическа «Украсим я работа рукавичку – домик». Оттиск капустным МБДОУд/с Беседа, листом: «Зимний №17 наблюдение лес» практическа я работа Оттиск печатками МБДОУд/с Беседа, из картофеля №17 наблюдение (круги разной практическа величины) я работа «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» Оттиск печатками МБДОУд/с Беседа, из картофеля, №17 наблюдение пробкой, практическа шерстяными я работа нитками «Волшебные цветы» Работа с пластилином «Игрушка МБДОУд/с Беседа, 19 40 11:30 14.02.24 41 11:30 19.02.24 42 11:30 21.02.24 43 11:30 26.02.24 44 11:30 28.02.24 45 11:30 04.03.24 46 11:30 06.03.24 47 11:30 11.03.24 48 11:30 13.03.24 49 11:30 18.03.24 50 11:30 20.03.24 объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа новогодняя» №17 2 «Игрушка новогодняя» МБДОУд/с №17 2 «Кораблик для папы» МБДОУд/с №17 2 «Кораблик для папы» МБДОУд/с №17 2 «Пасхальное яйцо». МБДОУд/с №17 2 «Бабочка красавица!». МБДОУд/с №17 2 «Ромашки». МБДОУд/с №17 2 «Весенние цветы для мамы». МБДОУд/с №17 2 «Весенние цветы для мамы». МБДОУд/с №17 2 Составление несложной композиции «Урожай». Составление несложной композиции «Урожай». Композиция «Цирк» МБДОУд/с №17 2 2 20 МБДОУд/с №17 МБДОУд/с №17 наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Беседа, наблюдение практическа я работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 Композиция «Цирк» 2 Композиция «Цирк» 2 Барельефная композиция «На морском дне» 2 Барельефная композиция «На морском дне» 08.04.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 Барельефная композиция «На морском дне» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 11:30 10.04.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 Лепка пластилиновыми шариками «Репка» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 57 11:30 15.04.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 Лепка пластилиновыми шариками «Репка» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 58 11:30 17.04.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 Лепка пластилиновыми шариками «Репка» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 59 11:30 22.04.24 24 2 60 11:30 24.04.24 61 11:30 29.04.24 Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Соленое тесто. «Лепка грибов из МБДОУд/с Беседа, соленого теста» №17 наблюдение практическа я работа «Лепка грибов из МБДОУд/с Беседа, соленого теста» №17 наблюдение практическа я работа Раскрашивание МБДОУд/с Беседа, красками №17 наблюдение «Грибочков» из практическа соленого теста. я работа 51 11:30 25.03.24 52 11:30 27.03.24 53 11:30 01.04.24 54 11:30 03.04.24 55 11:30 56 2 2 21 МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа Показ, объяснения, практическая работа 2 2 «Лепка божьей коровки из соленого теста». 20.05.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Лепка божьей коровки из соленого теста». МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 11:30 22.05.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Калачи для бабушки» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 67 11:30 27.05.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Калачи для бабушки» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 68 11:30 29.05.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Плюшкизавитушки» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 69 11:30 03.06.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Ягода-малинка» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 70 11:30 05.06.24 Показ, объяснения, практическая работа 2 «Ягода-малинка» МБДОУд/с №17 Беседа, наблюдение практическа я работа 4 Итоговое занятие 2 По замыслу 2 Выставка работ 62 11:30 06.05.24 63 11:30 13.05.24 64 11:30 15.05.24 65 11:30 66 71 11:30 10.06.24 72 11:30 17.06.24 Показ, объяснения, практическая работа Показ 2 Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста. «Лепка божьей коровки из соленого теста». 22 МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение практическа я работа МБДОУд/с Беседа, №17 наблюдение Приложение 2 Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал педагог. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. Правила обращения с ножницами. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Правила обращения с клеем. 1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой. 2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея. 4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой. 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду. Правила обращения с бумагой. 1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину. 23