ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………….. II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ 6 ГРАФИК…………………………………………………………… 2.1 Учебный план………………………………………………………. 6 2.2 Календарный учебный график……………………………………. 8 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………... 9 3.1 Условия реализации программы………………………………….. 9 3.2 Формы контроля и аттестации……………………………………. 9 3.3 Планируемые результаты…………………………………………. 9 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………. 11 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ……………… 13 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….. 14 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………... 16 Приложение 1……………………………………………………………. 16 Приложение 2……………………………………………………………. 18 2 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вдохновение» имеет художественную направленность (хореография). Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития подрастающего поколения. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером данного вида искусства, который объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана – в следствии чего, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоциональнообразной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитании 3 детей - попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным. Работа по данной программе обеспечивает знакомство с разными жанрами хореографического искусства. Искусство танца доставляет художественное наслаждение, помогает нашему нравственному и эстетическому воспитанию. И чем раньше ребёнок войдёт в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия хореографией: укрепляют физическое развитие и эмоциональное состояние детей; развивают силу, гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к занятиям хореографией; формируют жизненно важные навыки: правильную походку, красивую осанку. Программа позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение друг с другом. Это ведущие моменты в процессе обучения. Педагог стремится раскрыть способности детей, учит воспринимать искусство танца, раскрывает и повышает их мастерство, прививает вкус и любовь к прекрасному. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является то, что искусство танца не стоит на месте, оно продолжает развиваться, появляются различные новые направления. Танец позволяет расширить возможности воспитанников кружка в разных жанрах хореографии. Дети должны понимать, представлять и уметь выражать эмоции и чувства – для этого в обучение хореографией вводится «Актёрское мастерство». Программа ориентирована на детей в возрасте 5 – 7 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Программа разработана на 1 год, для детей 1 года обучения. Занятия будут проводиться 2 раза в неделю по 2 часа (1 час – 30 минут). Всего на освоение программы отводится 144 часа. Форма обучения – очная, но в случае временного ограничения реализации программы в очной форме (по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям) – могут быть использованы инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая 4 специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – учащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. Основная форма занятия групповая, но также может использоваться индивидуальная форма работы с обучающимися. Формой занятия является учебное занятие. Рассмотрим формы занятий в детском хореографическом коллективе: - Занятия-беседы; - Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются танцевальные движения; - Учебно-тренировочные занятия, изучается техника движения; - Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся танцевальные композиции, отрабатываются элементы актерского мастерства и сценические движения; - Концерт – участие в концертах. Цель – данной программы – физическое развитие, развитие эмоциональной сферы, эстетических и нравственных понятий через приобщение детей к искусству хореографии. Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач: 1. Оразовательные задачи: - осваивать простейшие танцевальные движения; - осваивать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические композиции на базе проученных движений; - приобретать навык эмоционального и образного исполнения хореографических композиций (танцев). 2. Развивающие задачи: - укреплять опорно – мышечный аппарат, формировать правильную осанку; - развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию; - развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память; - развивать эмоциональное восприятие, эмоциональную отзывчивость, фантазию. 3. Воспитательные задачи: - формировать художественный вкус; - воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться поставленной цели; - формировать интерес к хореографическому искусству; - воспитывать патриотические чувства, знакомить с элементами различных национальных культур. 5 II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план Всего Раздел/тема занятия Практика № п/п Теория Количество часов Форма контроля, аттестации Раздел 1. Вводное занятие 1.1 Введение в программу 1 1 беседа Правила поведения на 1.2 4 4 беседа занятии 1.3 Техника безопасности 4 4 беседа Раздел 2. Основы классического танца 2.1 Работа у станка 4 10 14 беседа, практикум, опрос 2.2 Работа на середине зала 4 10 14 беседа, практикум, опрос Раздел 3. Занятия по ОФП (общая физическая подготовка) 3.1 Растяжка 4 10 14 беседа, практикум 3.2 Силовые упражнения 4 10 14 беседа, практикум Раздел 4. Ритмика Развитие ориентации в беседа, практикум, творческое 4.1 2 5 7 пространстве задание Перестроение группы из беседа, практикум, творческое 4.2 одного танцевального 2 5 7 задание рисунка в другой беседа, практикум, творческое 4.3 Ритм и темп 2 5 7 задание 4.4 Танцевальный шаг 2 5 7 беседа, практикум, опрос Раздел 5. Развитие актерских навыков Важность эмоций в 5.1 3 3 6 беседа, игра, творческое задание танце Обсуждение правил 5.2 3 3 6 беседа сценической культуры Раздел 6. Изучение танцевальных постановок Теоретический разбор хореографической 6.1 4 2 6 беседа, творческое задание постановки «Художники» Репетиционно – 6.2 2 7 9 практикум постановочная работа Отработка 6.3 2 10 12 практикум танцевальных связок 6 Концертная 2 5 7 выступление деятельность Раздел 7. Подведение итогов Анализ проделанной 7.1 2 2 беседа работы 7.2 Отчетный концерт 1 2 3 выступление ИТОГО: 52 92 144 Раздел 1. Вводное занятие Цель: рассказать детям о предстоящих учебных планах в текущем году. Теоретическая часть: изучение расписания занятий, обсуждение программы занятий. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Правила техники безопасности на занятиях. Раздел 2. Основы классического танца. Цель: изучение основ классического танца Теоретическая часть: рассказ детям о важности аспектов классического танца в современной хореографии, его принципах и идеологии. Практическая часть: - работа у станка: правильная постановка корпуса, позиции ног, позиции рук, плие, релеве; - работа на середине зала: правильная постановка корпуса, позиции рук. Раздел 3. Занятия по ОФП (общая физическая подготовка) Цель: развитие физических данных ребенка. Теоретическая часть: рассказ об основных правилах во время растяжки и силовых упражнениях. Практическая часть: растяжка у станка; партерные упражнения, развивающие выворотность, гибкость, силу и выносливость, подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного сустава. Раздел 4. Ритмика Цель: овладеть музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах. Теоретическая часть: теоретические аспекты развития музыкальноритмических способностей детей Практическая часть: -упражнения на развитие ориентации в пространстве, перестроение группы из одного танцевального рисунка в другой (например, из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг); -упражнения, позволяющие ребенку научиться слушать ритм и усваивать различный темп движений -развитие танцевального шага ребенка. Раздел 5. Развитие актерских навыков Цель: развитие актерских способностей участника хореографического коллектива, фантазии, помогающие адаптироваться ребенку в коллективе и не бояться проявлять себя, как личность. 6.4 7 Теоретическая часть: рассказ детям о важности актерской игры во время исполнения хореографической постановки. Обсуждение правил сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Практическая часть: занятия – игры; применение полученных знаний и умений на практике. Развитие «сценической смелости» Раздел 6. Изучение танцевальных постановок Цель: изучение танцев для выступления Теоретическая часть: разбор теоретических аспектов номера, а именно танцевальный образ, эмоциональная составляющая Практическая часть: работа над хореографической постановкой «Художники»: постановка номера, отработка танцевальных связок и, как результат работы – выступление на сцене. Раздел 7. Подведение итогов Цель: подвести итоги работы за год Теоретическая часть: анализ проделанной работы (чего удалось достигнуть, что получилось лучше всего) Практическая часть: выступление на отчетном концерте и награждение детей грамотами за достижения в текущем учебном году. 2.2 Календарный учебный график - Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; - Дата начала обучения - 01.09.2023 г; - Дата окончания обучения - 31.05.2024; - Количество учебных недель – 36; - Каникулы – отсутствуют Календарный учебный график представлен в приложении 1 8 III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы Кадровое обеспечение: педагог, имеющий подготовку по направлению «Хореография». Материально-техническое обеспечение: - занятия танцем проходят в просторном, светлом, проветренном, чистом помещении; - для опоры используются танцевальные станки. Опора используется для поддержки тела в равновесии при разучивании различных упражнений; - аудио/видео аппаратура; - форма для занятий; - танцевальные атрибуты (если они предусмотрены). 3.2 Формы контроля и аттестации Для определения результата усвоения образовательной программы разработан ряд контрольно - измерительных материалов, который позволяет увидеть результат деятельности каждого ребенка. Основными формами контроля хореографического коллектива «Вдохновение» являются: музыкально – ритмические игры и упражнения, творческие задания, открытые занятия для родителей, концерты, конкурсы и фестивали. Виды и методы контроля можно разделить на следующие группы: - входной, направленный на выявление текущих знаний и навыков ребенка, дает информацию о музыкальном и ритмическом развитии обучающихся. Для этой формы контроля можно использовать такие методы: устные (беседа), наблюдения; - текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью усвоения проверки предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Для этой формы контроля можно использовать такие методы: устные (беседа), письменные (карточки – задания), наблюдения; - тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела и имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся. Этот вид контроля подготавливает детей к зачетным занятиям в будущем. Для этой формы контроля можно использовать такие методы: практические (сдача элементов танца), самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, устранение обнаруженных пробелов); - итоговый, проводимый в конце учебного года. Здесь целесообразно проводить отчетный концерт, участвовать в конкурсах и фестивалях. 3.3 Предполагаемый результат Личностные планируемые результаты: - знать правила поведения в коллективе и на сцене; - уметь воспринимать замечания и задания педагога; - научиться индивидуально и коллективно работать; -уметь анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении; - стремиться к личностному развитию. 9 Метапредметные планируемые результаты: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - осознанное использование художественных средств в соответствии с поставленной задачей для выражения своих чувств и мыслей; - оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности; - соблюдение норм и правил культуры; - соблюдать нормы этики и этикета. Предметные образовательные результаты: - иметь представление о правильности постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений; - иметь навыки координации движений; - уметь различать музыкальный размер – 2/4, 3/4, 4/4; - получить знания специфики танцевального шага и бега; - расширить представления об артистической этике и культуре; - знать названия изученных движений и элементов; - уметь правильно и технично исполнять отдельные па, отдельные комбинации; - передавать в танце необходимые эмоции. 10 IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков управления их познавательной и практической деятельностью всестороннего развития и воспитания, есть средства обучения. Средства обучения являются основной образовательной работой детского хореографического коллектива. Они должны быть заложены в учебно-нормативной документации, с помощью которой планируются и реализуются основные задачи хореографического воспитания детей. Планирование работы коллектива заключается в создании и реализации учебной документации. Учебная документация включает в себя: 1. Рабочий учебный план. 2. Рабочая учебная программа. 3. Календарно-тематический план. 1.Рабочий учебный план определяет параметры обучения: -сроки обучения исходя из форм обучения, -график учебного процесса, -перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин по курсам, семестрам, группам, полугодиям. -виды учебных занятий, -виды профессиональной, сценической практики, -формы промежуточной аттестации, -виды итоговой аттестации. 2.Рабочая учебная программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования, основывающегося на модифицированных или авторских дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программах по различным направленностям. 3.Календарно-тематический план – это учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины и график учебного процесса, в котором зафиксировано распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимом на их изучение. Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Овладение психологией обучения многократно умножает силы педагога: он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Выбор методов обучения не может быть выбран единожды, и на долгое время: Личный показ является основным методом обучения на уроках хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает 11 движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до тех пор, пока не усвоится материал. Зеркальный показ применяется тогда, когда преподавателю необходимо контролировать методику исполнения движения или комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а выполняем левой. Показ при помощи ученика используется тогда, когда ученики уже имеют определенные навыки и умения, и могут пользоваться своими знаниями (3-4 год обучения). Методика исполнения движения или комбинации должна быть не сложной. Показ движения или комбинации со слов преподавателя используется только при наличии танцевального опыта у учеников. Этот метод самый сложный, так как предполагает наличие у исполнителей теоретических знаний и практических навыков исполнения. Между педагогом и учениками должно присутствовать полное взаимопонимание. Познавательные игры так же являются методом показа и усвоения движений и комбинаций, и используется в работе с детьми младшей и средней возрастной категории. Образное объяснение педагога и творческая импровизация детей во время игры поможет успешно усвоить новый материал. 12 V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще всего и наиболее успешно используется метод тестирования. Тесты разделяются на два вида – индивидуальные и групповые, которые позволяют диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом, что даёт более развернутую картинку исследуемой проблемы. Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического коллектива несколько отличается от общепринятой, здесь применяются тест – игра, тест – движение, тест – импровизация. Примеры таких тестов и критерии оценивания предоставлены в приложении 2 («Диагностический инструментарий». 13 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты: 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки 14 качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. Основная и дополнительная литература: 1. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» М.: Просвещение,2001 2. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т.Барышникова – СПб, 2020 3. Звездочкин В. А. «Классический танец». – Ростов н/Д., 2003 4. Кох И.Э. Основы сценического движения – Л., 2016. 5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003. 6. Руднева С., Фиш Э. «Ритмика», Просвещение, 1972 г Список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет – источники: 1. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А.Михайлова, Н.В.Воронина – Ярославль, 2018. 2. Рубштейн Н. «Секреты успешной тренировки». Москва 2001 3. «Хореограф на миллион» (интернет ресурс): https://www.horeograf.com/ 4. «Танец, как образ жизни» (интернет ресурс): https://31horeograf.ru/ 5.«Энциклопедия по хореографии» (интернет ресурс): https://need4dance.ru/ 6. «Хореографический ресурс» (интернет ресурс): https://choreoresour.ru/ 15