Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский Дом детства и юношества ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБУ ДО МДДиЮ Протокол от «18 » июля 2023 г №6 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО МДДиЮ Чередниченко Т.Н. Приказ от «18 » июля 2023 г № 26 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы: 2 года (360 часов) Разработчик: Дармосюк Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования ст. Мальчевская 2023 г ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 2.2 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 3 9 9 19 20 20 20 21 22 25 26 29 29 30 38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» имеет художественную направленность и разработана для детей 5-7 лет. Ее реализация позволяет расширить представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с основами декоративноприкладного мастерства, с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формирует у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в социальном заказе образовательного учреждения МБДОУ Д/с № 18, а также детского и родительского запроса на дополнительные образовательные услуги по художественному направлению. Это позволяет формировать и совершенствовать у детей дошкольного возраста органы чувств, мышление, умение наблюдать, доводить начатое дело до конца, анализировать, запоминать и способствовать становлению гармонически развитой личности. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной I. 3 деятельности. В ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми художественными материалами. Осуществляется интеграция со смежными дисциплинами – историей изобразительного искусства, основами композиции, цветоведения, введения в дизайн и проектной деятельности, что значительно расширяет кругозор у обучающихся и способствует углублению знаний. Новизна программы «Радуга» заключается в том, что данная программа является интегрированной. В программе четко прослеживаются процессы интеграции смежных направлений. Декоративно-прикладное творчество и трудового воспитания, эстетического развития и формирования культурных ценностей и норм этики. Такой подход к обучению позволит в полной мере сформировать у учащихся следующие личностные компетенции: - персональная осознанная ответственность; - креативность и вариативность: - постоянная мотивация к обучению и развитию; - отношение к труду как личной и общественной ценности; - аккуратное и бережное отношение к используемым материалам; -способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. Концептуальным приоритетом программы «Радуга» является создание яркого, выразительного художественного образа и использование большого количества различных художественных и декоративно-прикладных техник. Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Творческая деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития обучающегося – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных технологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является: многообразие для 144 и 216 часовой программы преподаваемых технологий. Необходимо за такой короткий промежуток времени показать палитру возможностей декоративно-прикладного творчества, показать «изюминки», что позволит не только сделать содержание образования 4 более вариативным, но и смотивировать обучающихся на запись творческого объединения на следующий год. Содержание данной программы формировалось согласно проверенным временем эффективным принципам: современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно, эмоционально и интеллектуально, доступно и личностно ориентировано. Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс- мажорных обстоятельств. Программа адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5 – 7 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа реализовывается 1 год - занятия 2 раза в неделю, 2 год – занятия 3 раза в неделю. Формы организации образовательного процесса. Традиционные формы (групповая, индивидуальная), обучение - очное. Основная форма занятия групповая, но также может использоваться индивидуальная форма работы с обучающимися. Формой занятия является учебное занятие. Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. Программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Полный объем программы 144 учебных часа – 1 год обучения и 216 учебных часа – 2 год обучения. Организация занятий: занятия планируется проводить для I года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин, перерыв 10 минут); для II года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (1 час – 30 мин, перерыв 10 минут). Содержание программы предусматривает два учебно-тематических плана. Программа строится на следующих основаниях: • соответствие образовательной программы формам дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; 5 • вариативность, гибкость и мобильность; • ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; • творческий и продуктивный характер; • открытый характер реализации. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: • поставленными целями и задачами; • принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; • возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); • наличие соответствующей материально-технической базы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают: практическую работу, самостоятельную работу, выставку Ведущими принципами программы являются: • принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. • принцип последовательности – постепенное изучение от простого к сложному. • принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с изображаемыми явлениями и предметами. • принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков. Программа адаптирована для реализации временного ограничения (приостановки) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – учащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все элементы воспитания при обучении изобразительному искусству тесно связаны между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном 6 процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Радуга» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: • личный пример и педагогическое мастерство педагога; • высокая организация учебного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель программы - создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся средствами изобразительных и декоративных видов деятельности, направлений в дизайне, с использованием различных художественных материалов и инструментов. Задачи программы: Образовательные: 1.Знакомство с основными художественными и декоративноприкладными техниками, материалами и инструментами. 2.Обучение основам создания разных художественных образов. 3.Формирование представлений о средствах выразительности (линия, цвет, объем, тональность, ритм, форма, пропорции, композиция, симметрия). 7 4. Формирование навыков работы с палитрой и обращения с художественными материалами. 5. Формирование навыков умения украшения изделия и самостоятельного выбора способов украшения. Развивающие: 1. Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. 2. Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных художественных техниках. 3. Развитие умений планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; 4. Развитие воображения и пространственного мышления, мелкой моторики, тактильных ощущений рук. Воспитательные: 1. Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к материалам, используемым в работе. 2.Воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности, эстетического вкуса. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи: 1. формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; 2. формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д; 3. развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. 8 1 2 3 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности 1.1Техника безопасности на занятиях. 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. Работа по памяти, представлению, наблюдению 2.1 Точка и множество точек. Прямая линия. 2.2 Линии прямые, волнистые, ломаные. Линейный диктант – рисуем коврик. 2.3 Вертикаль – верх и низ: рисуем дерево. Горизонталь – лево и право: рисуем линию горизонта. 2.4 Танец линий – линии тонкие и толстые. 2.5 Левое и правое как мир зазеркалья – симметрия: «Бабочка». Цветоведение 1.1 Основные цвета в природе. 1.2 Цветовые оттенки составных цветов: «Свирепый лев», «Овощи и фрукты». 1.3 Нейтральные цвета – белый, 9 практик а всего № теория II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 год обучения Раздел / Тема занятия Количество Форма контроля, часов аттестации 4 4 беседа 2 2 игра 2 2 беседа 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 наблюдение иллюстрирование беседа 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 1.5 4.5 2 6 беседа практикум 1.5 4.5 6 творческое творческое задание опрос Раздел / Тема занятия теория № серый, черный: «Узор в круге», «Зайчик», «Черный кот». 1.4 Контрастные пары цветов: «Узор в квадрате», «Узор в полосе – ритм», «Узор в полосе – симметрия». 1.5 Теплые и холодные цвета: «Рисуем пейзаж». 1.6 Работа с черным цветом: «Плохая погода». 1.7 Работа с белым цветом – голубой, розовый, серый: «Сказочный образ моря», «Пятачок», «Мышонок». 1.8 Многоцветие мира – радуга. 4 5 6 Рисование и живопись отдельных предметов и их групп 4.1 Фантазия на тему «Круг». 4.2 Целый мир в квадрате. 4.3 Треугольник мировой горы. 4.4 Я вижу овал. 4.5 Где спрятался прямоугольник. Работа с натуры 5.1 Рисование осеннего листа. 5.2 Рисование с натуры яблока. 5.3 Рисование с натуры мягкой игрушки. Композиция на тему 6.1 Времена года. 6.2. Иллюстрация к прочитанной книге: «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке». 10 Форма контроля, аттестации практик а всего Количество часов задание 1.5 4.5 6 иллюстрирование 2.0 6.0 8 0.5 1.5 2 творческое задание наблюдение 1.5 4.5 6 практикум 0.5 1.5 2 беседа 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 4 4 4 4 4 иллюстрирование практикум беседа наблюдение творческое задание 0.5 1.5 0.5 1.5 1.0 3.0 2 2 4 творческое задание выставка работ 2.0 6.0 8 1.5 4.5 6 творческое задание, игра практикум, иллюстрирование Раздел / Тема занятия 7 8 9 теория № Декоративные и прикладные работы 7.1 Подготовка к праздникам. 7.2 Работа с цветной бумагой. 7.3 Работа с крупами: «Снеговик», «Цыпленок». 7.4 Работа с фантиками: «Пасхальные яйца», «Машина». 7.5 Работа с фольгой: «Украшение на елку», «Замок снежной королевы». 7.6 Работа с салфетками: «Мимоза», «Пасхальное яйцо», «Овечка». Знакомство с искусством 8.1 Знакомство с жанрами искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. 8.2 Знакомство с видами искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. Подведение итогов 9.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 9.2 Оформление выставки. 2.5 7.5 1 3 1 3 10 4 4 1 3 4 1 3 4 практикум, выставка работ творческое задание просмотр выполненных работ беседа, творческое задание, выставка работ 1.5 4.5 6 1.5 4.5 6 беседа, опрос 1 3 4 практикум 2 2 2 2 диагностика по проверочной карте итоговая выставка, творческий отчет 144ч 11 Форма контроля, аттестации практик а всего Количество часов 2 год обучения 1 2 3 4 Беседы по технике безопасности 1.1Техника безопасности на занятиях. 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. Рисование и живопись отдельных предметов и их групп 2.1 Учимся рисовать животных: «Амурский тигр» 2.2 Учимся рисовать птиц: «Снегирь» 2.3 Учимся рисовать цветы. 2.4 Учимся рисовать рыбок: «Рыбки в аквариуме» 2.5Учимся рисовать людей: «Мама – мой ангел» Работа с натуры 3.1 Рисование овощей. Натюрморт. 3.2 Рисование фруктов. Натюрморт. 3.3 Рисование посуды. Натюрморт. Композиция на тему 4.1 Времен года: «Дождик» «Осеннее дерево» «Зимняя деревня» «Зимний узор с цветами из 12 всего Раздел / Тема занятия теория № практик а Количество часов Форма контроля, аттестации 4 4 беседа 2 2 игра 2 2 беседа наблюдение иллюстрирование беседа 1 3 4 1 3 4 1 3 4 творческое задание опрос 1 3 4 1.5 4.5 6 1 1 3 3 4 4 1 3 4 практикум творческое задание наблюдение 1 1 1 1 3 3 3 3 4 4 4 4 иллюстрирование практикум беседа наблюдение фольги» «Весна красна» 4.2. Иллюстрация к прочитанной книге: «Снегурочка» «Кошкин дом» 5 6 7 Народные промыслы 5.1 Городецкая роспись 5.2 Дымковская игрушка. 5.3 Полх-майданская роспись. 5.4 Русская матрешка. 5.5 Золотые травы Хохломы. 5.6 Гжель Освоение техник изобразительного искусства 6.1 Освоение техники отпечатка: «Дерево с кроной» «Осенний букет» «Узор в квадрате» «Зимний лес» 6.2 Освоение техники набрызга: «Осенние листья» «Салют» 6.3 Рисование по-сырому: «Солнышко» «Цветы» 6.3 Техника граттаж: «Ночной город» Декоративные и прикладные работы 7.1 Подготовка к праздникам: Открытка на Новый год 23 февраля 8 марта Светлый праздник – Пасха Великий праздник – День Победы 7.2 Работа с цветной бумагой в технике «Оригами»: «Лягушка на кувшинке» «Кораблики» «Тюльпаны» 13 творческое задание 1 4 4 3 1.0 1.0 4 3.0 3.0 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 4.5 4.5 4.5 4.5 4.5 4.5 6 6 6 6 6 6 иллюстрирование творческое задание выставка работ 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 творческое задание 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2 игра 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2 1.5 4.5 6 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 2 Практикум 3 3 3 4 4 4 выставка работ 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1 1 практикум «Первые подснежники» «Кошечка» «Шишки на еловой ветке» «Птичка в окошке» «Сова» «Домики» 7.3 Работа с цветной бумагой в технике «Петелечки»: «Осенние цветы» «Елочка» 7.4 Работа с цветной бумагой в технике «Гармошка»: «Подсолнухи» 7.5 Работа с фантиками: «Бабочки и цветы» 7.6 Работа с фольгой: «Украшение на елку» 7.7 Работа с салфетками: «Веточка рябины» 8 9 Знакомство с искусством. 8.1 Знакомство с выдающимися художниками. Подведение итогов. 9.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. Отчетное занятие 9.2 Оформление выставки. 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 1 1 3 3 4 4 творческое задание 1 3 4 1 3 4 просмотр выполненных работ 1 3 4 1 3 4 8 8 беседа, опрос практикум 2 2 2 2 диагностика по проверочной карте итоговая выставка, творческий отчет 216 14 творческое задание выставка работ Содержание учебного плана 1 года обучения 1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий. Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике безопасности. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью. 2) Работа по памяти, наблюдению, представлению Задачи: научить детей творчески подходить к своей работе, учить их последовательно выполнять свою работу, схватывать и выделять главное, отбрасывая второстепенное. Развивать память, воображение, пространственное представление. Ознакомить с такими средствами выразительности как линия, цвет, тональность. Путем легких, систематически подобранных и интересных работ способствовать развитию у ребенка глазомера и техники рисования. Теория: рассказать о средствах выразительности – линии, композиции, форме, основных цветах, составных цветах. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью, рисуем гуашью. 3) Цветоведение Задачи: познакомить детей с наукой об изучении цвета – цветоведении. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину. Теория: беседа о цвете, оттенках, тональности, теплых и холодных цветах, контрасте. Практика: учимся на палитре смешивать краски, получая составные, теплые, холодные, светлые, темные цвета. 4) Рисование и живопись отдельных предметов и их групп Задачи: научить детей находить основную форму предмета; расчленять предмет, если он сложен, на отдельные формы и отыскивать взаимоотношение этих частей. Обратить главное внимание детей на то, что все многообразие форм окружающего мира сводится к нескольким основным типовым формам. Ознакомить с техникой работы акварелью, гуашью, цветными карандашами. Подобные упражнения сообщают руке свободу движений и уверенность, а также способствуют усвоению характерных очертаний предметов и восприятию цвета и объема. Теория: беседа об основных формах предметов, силуэте. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью, рисуем гуашью, цветными карандашами. 5) Работа с натуры Задачи: развивать интерес к окружающему миру, навыки построения линейного рисунка, дать основные понятия перспективы, пропорции, объема. 15 Развивать точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам – легкости и плотности, звонкости и монотонности. В процессе рисования учить наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей, цвет. Такие работы будут способствовать концентрации внимания, так как заставляют ребенка сосредоточиться на процессе работы, чтобы получить желаемый результат. Теория: рассказать о форме, пропорции, объеме, блике, тени. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью. 6) Композиции на тему Задачи: ознакомить с композиционным решением листа, совершенствовать постановку руки у маленьких рисовальщиков, совершенствовать навыки работы простым карандашом, акварелью и гуашью. Закреплять знание о цвете, об оттенках цвета, перспективе, развивать первоначальные навыки, наблюдения в связи с рисованием на темы. Развивать эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия. Данные упражнения развивают мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус. В этом могут помочь задания, требующие выражения чувства, отношения, настроения, замысла юного автора. Теория: беседа о перспективе, композиции, цвете, оттенках цвета. Практика: рисуем карандашом, акварелью, гуашью. 7) Декоративные и прикладные работы Задачи: развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику руки, развивать глазомер. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда. Занятия этой темы стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления. Теория: рассказать о композиции, природных материалах, орнаменте, симметрии, ритме. Практика: работаем с природными материалами, цветной бумагой. 8) Знакомство с искусством Задачи: при показе репродукций и картин открывать детям смысл изображаемого, развивать и обогащать их духовно, воспринимать прекрасное, отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности. Данные занятия приобщают к истории, что необходимо для всестороннего развития ребенка. Теория: беседа о жанрах искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), о видах искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура), о выдающихся художниках. 9) Оформление выставок. Подведение итогов года. Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. 16 Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. Теория: итоговая беседа. Практика: подготовка выставки. Содержание учебного плана 2 год обучения 1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий. Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике безопасности. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью. 2) Рисование и живопись отдельных предметов и их групп Задачи: научить детей находить основную форму предмета; расчленять предмет, если он сложен, на отдельные формы и отыскивать взаимоотношение этих частей. Обратить главное внимание детей на то, что все многообразие форм окружающего мира сводится к нескольким основным типовым формам. Ознакомить с техникой работы акварелью, гуашью, цветными карандашами. Подобные упражнения сообщают руке свободу движений и уверенность, а также способствуют усвоению характерных очертаний предметов и восприятию цвета и объема. Теория: беседа об основных формах предметов, силуэте. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью, рисуем гуашью, цветными карандашами. 3) Работа с натуры Задачи: развивать интерес к окружающему миру, навыки построения линейного рисунка, дать основные понятия перспективы, пропорции, объема. Развивать точность глазомера, чуткость зрения к цвету, его тончайшим, разнообразным оттенкам – легкости и плотности, звонкости и монотонности. В процессе рисования учить наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей, цвет. Такие работы будут способствовать концентрации внимания, так как заставляют ребенка сосредоточиться на процессе работы, чтобы получить желаемый результат. Теория: рассказать о форме, пропорции, объеме, блике, тени. Практика: рисуем карандашом, рисуем акварелью. 4) Композиции на тему Задачи: ознакомить с композиционным решением листа, совершенствовать постановку руки у маленьких рисовальщиков, совершенствовать навыки работы простым карандашом, акварелью и гуашью. Закреплять знание о цвете, об оттенках цвета, перспективе, развивать первоначальные навыки, наблюдения в связи с рисованием на темы. Развивать 17 эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия. Данные упражнения развивают мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус. В этом могут помочь задания, требующие выражения чувства, отношения, настроения, замысла юного автора. Теория: беседа о перспективе, композиции, цвете, оттенках цвета. Практика: рисуем карандашом, акварелью, гуашью. 5) Народные промыслы Задачи: развивать интерес к опыту предшествующих поколений, передавать культурные инструменты, позволяющие ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать Теория: рассказать о народных промыслах. Практика: изучаем городецкую роспись, дымковскую игрушку, полхмайданскую роспись, роспись русской матрешки, золотые травы Хохломы, гжель. 6) Освоение техник изобразительного искусства Задачи: создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм. Развивать творческое воображение. Теория: рассказать о новых способах получения изображений способом «принт» (печать), графическими и пластическими средствами. Практика: осваиваем техники изобразительного искусства. 7) Декоративные и прикладные работы Задачи: развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику руки, развивать глазомер. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда. Занятия этой темы стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления. Теория: рассказать о композиции, природных материалах, орнаменте, симметрии, ритме. Практика: работаем с природными материалами, цветной бумагой. 8) Знакомство с искусством Задачи: при показе репродукций и картин открывать детям смысл изображаемого, развивать и обогащать их духовно, воспринимать прекрасное, отличать красивое от уродливого, оценивать факты действительности. Данные занятия приобщают к истории, что необходимо для всестороннего развития ребенка. Теория: беседа о жанрах искусства (портрет, пейзаж, натюрморт), о видах искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура), о выдающихся художниках. 9) Оформление выставок. Подведение итогов года. 18 Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. Теория: итоговая беседа. Практика: подготовка выставки. 2.2 Календарный учебный график 1 год обучения • Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; • Дата начала обучения - 15.09.2023 г; • Дата окончания обучения - 31.05.2024; • Количество учебных недель – 36; • Количество учебных дней – 72; • Каникулы – отсутствуют; • Календарный учебный график см. в Приложении 2 2 год обучения • Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; • Дата начала обучения - 01.09.2023 г; • Дата окончания обучения - 31.05.2024; • Количество учебных недель – 38; • Количество учебных дней – 114; • Каникулы – отсутствуют; • Календарный учебный график см. в Приложении 2. 19 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Радуга" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого учащегося; • систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; • объективность; • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: • Формы входного контроля: опрос, игра • Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие • Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие • При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. 20 Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие рисунка заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. 3.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты: Личностные: • научатся уважительному отношению к труду и бережному отношению к материалам, используемым в работе. • научатся творчески, аккуратно завершать начатую работу. Метапредметные: • научатся работать в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации; • научатся самостоятельно решать творческие задачи; • научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; • научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; • научатся умению работать индивидуально и в группе. Предметные: • познакомятся с основными художественными и декоративноприкладными техниками, материалами и инструментами; • научатся создавать разные художественные образы; • научатся передавать в работах простейшую форму предметов, общее пространственное положение предметов, их тональность, перспективу; • научатся изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи. • научатся уметь работать с палитрой, обращаться с художественными материалами; • научатся различным приёмам работы с акварелью, гуашью и другими материалами; • научатся выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге; • научатся украшать изделия и самостоятельно выбирать способы украшения. 21 В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, обучающиеся: 1. Сформируют навыки владения техническими средствами обучения и программами; 2. Сформируют навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д; 3. Научатся работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. Научатся самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. Научатся использовать социальные сети в образовательных целях. 22 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы. Это восковые и масляные мелки, ватные палочки, печатки из поролона, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для процарапывания, салфетки, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира. В рабочей программе объединения «Радуга» планируются занятия по художественной деятельности с использованием различных нетрадиционных техник, декоративных и прикладных работ: • тычок жесткой кистью; • восковые мелки и акварель; • отпечатки листьев; • рисунки пальчиками и ладошками; • печать по трафарету; • оттиск смятой бумагой; • набрызг; • аппликация с использованием техники оригами. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования и декоративно прикладному искусству. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе работы на занятиях обучающиеся вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и учащихся, в результате которых 23 происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: • I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. • II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). • III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. • IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения учащимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 24 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и учащихся требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с большим объемом заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 25 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения программы «Уровень подготовки знаний дошкольников» (Т.С.Комарова) ( см. Приложение 3) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативные документы: 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 27 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 2. Основная литература: 1. Батова И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет. Весна. Дидактические карты и 8 карт с шаблонами. ФГОС ДО / И.С. Батова. – М.: Учитель, 2016. - 492 c. 2. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству. Н.В. Дубовская. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 128с. 3. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. — Москва: Академический Проект, 2020. — 155 c. 4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / Т.С. Комарова. – М.: МозаикаСинтез, 2021.– 120 c. 5. Корнева, Г.М. Бумага. Г.М. Корнева. – СПб.: Кристалл, 2017.– 176с. 6. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве/Т.С. Комарова, А. В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2017.– 144с. 7. Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г.В. Кушнир. – М.: Сфера, 2020.– 286 c. 8. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа худо-жественно эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). [Текст]/И.А.Лыкова – М.: ИД «Цветной мир», 2019 – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп. 3. Дополнительная литература для родителей: 1. Сэвидж Хаббард, К. Приключения в мире живописи /Сэвидж Хаббард, К., Спейшер Роуз. – М.: РОСМЭН, 2017.– 48с. 2. Уотт Ф. Я умею рисовать. Ф. Уотт. – М.: РОСМЭН, 2017.– 96с. 3. Родина, Н.Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста)/Н. Н. Родина. – Текст: непосредственный//Вопросы школьной педагогики.– 2018№2(12).– С.29-33. 4. Шаляпина, И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий/И. А. Шаляпина. – М.: ТЦ Сфера, 2017.– 64 с. 4. Дополнительная литература для детей. 1. Л.В.Лункевич «Страна чудес. Рисование 6-7 лет», М., Издательство АСТ, 2013. 2. И.А.Коротеев «Как долететь до Оригами», М., Детское издательство «Два жирафа», 2016. 3. Л.А.Неменская «Твоя мастерская», М., «Просвещение», 2018. 4. И.А.Лыкова «Веселый городец», ООО Издательский дом «Цветной мир», 2019. 28 3. Электронные образовательные ресурсы: 1.Видеоуроки рисования для детей https://risuemdoma.com/vide 2.Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ 3.Международный образовательный портал https://www.maam.ru/ 4.Педагогическая копилка воспитателя https://vk.com/ped_kopilka_vospitatelya 5.Онлай-школа развития правого полушария, интеллекта и умственных способностей «Мудрая сова» https://my22.ru/ 6.Рисование для детей «Мишкины книжки» https://mishka-knizhka.ru/urokirisovanijadlja-detej-4-6-let/ 29 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Радуга» месяц ноябрь тематика День матери декабрь Мастерская деда мороза февраль День защитников отечества март Международный женский день апрель Праздник Пасхи мероприятие Конкурс рисунков, посвященных Дню матери Изготовление игрушек на елку из различных материалов Конкурс на лучшую открытку для папы Изготовление сувениров и подарков для бабушек и мам Подготовка к муниципальному конкурсу «Пасху празднует Россия!» 30 Приложение 2 Календарный учебный график 1 год обучения Врем Кол я № -во прове п/ Дата Тема занятия час дения п ов занят ия 1 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности 19.09 1.1Техника безопасности 4 16.04 на занятиях. 28.11 1.2 Правила поведения в 2 местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 26.12 1.3Техника безопасности 2 в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 2 21.09 26.09 28.09 03.10 18.04 Работа по памяти, представлению, наблюдению 2.1 Точка и множество точек. Прямая линия. 2.2 Линии прямые, волнистые, ломаные. Линейный диктант – рисуем коврик. 2.3 Вертикаль – верх и низ: рисуем дерево. Горизонталь – лево и право: рисуем линию горизонта. 2.4 Танец линий – линии тонкие и толстые. 2.5 Левое и правое как Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 игра беседа очная 2 2 2 2 2 31 беседа МБД ОУ д/с №18 наблюде ние иллюстр ирование беседа творческ ое задание опрос № п/ п Дата Тема занятия Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 мир зазеркалья – симметрия: «Бабочка». 3 28.11 26.10 31.10 07.11 09.11 14.11 16.11 21.11 23.11 12.12 24.10 14.12 19.12 23.01 25.01 30.01 4 06.02 08.02 13.02 15.02 Цветоведение 3.1 Основные цвета в природе. 3.2 Цветовые оттенки составных цветов: «Свирепый лев», «Овощи и фрукты». 3.3 Нейтральные цвета – белый, серый, черный: «Узор в круге», «Зайчик», «Черный кот». 3.4 Контрастные пары цветов: «Узор в квадрате», «Узор в полосе – ритм», «Узор в полосе – симметрия». 3.5 Теплые и холодные цвета: «Рисуем пейзаж». 3.6 Работа с черным цветом: «Плохая погода». 3.7 Работа с белым цветом – голубой, розовый, серый: «Сказочный образ моря», «Пятачок», «Мышонок». 3.8 Многоцветие мира – радуга. Рисование и живопись отдельных предметов и их групп 4.1 Фантазия на тему «Круг». 4.2 Целый мир в квадрате. 2 6 Беседа практику м творческ ое задание 6 наблюде ние 6 практику м беседа 8 2 иллюстр ирование 6 2 очная 4 4 4 32 МБД ОУ д/с №18 Иллюстр ирование Практик ум № п/ п Дата Тема занятия 20.02 27.02 29.02 12.03 14.03 4.3 Треугольник мировой горы. 4.4 Я вижу овал. 4.5 Где спрятался прямоугольник 5 05.10 10.10 19.03 21.05 6 12.10 11.01 23.05 21.03 26.03 28.03 02.04 7 30.11 21.12 22.02 07.03 05.12 16.01 14.05 09.04 11.04 16.05 28.12 09.01 Работа с натуры 5.3 Рисование осеннего листа. 5.4 Рисование с натуры яблока. 5.2 Рисование с натуры мягкой игрушки. Композиция на тему 6.1 Времена года. 6.2. Иллюстрация к прочитанной книге: «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке» Декоративные и прикладные работы 7.1 Подготовка к праздникам. 7.2 Работа с цветной бумагой. 7.3 Работа с крупами: «Снеговик», «Цыпленок». 7.4 Работа с фантиками: «Пасхальные яйца», «Машина». 7.5 Работа с фольгой: «Украшение на елку», «Замок снежной королевы». Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения Беседа 4 4 очная 2 2 МБД ОУ д/с №18 4 очная 8 6 очная 10 4 4 4 4 6 33 МБД ОУ д/с №18 МБД ОУ д/с №18 творческ ое задание выставка работ творческ ое задание, иллюстр ирование практику м, выставка работ творческ ое задание беседа, выставка работ № п/ п Дата Тема занятия Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 23.04 7.6 Работа с салфетками: 25.04 «Мимоза», «Пасхальное 07.05 яйцо», «Овечка» 8 17.10 19.10 07.12 18.01 04.04 9 Знакомство с искусством 8.3 Знакомство с жанрами искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. 8.4 Знакомство с видами искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура. Подведение итогов 28.05 9.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 30.05 9.2 Оформление выставки. 6 практику м 4 2 беседа, опрос МБД очная ОУ д/с №18 2 диагност ика по провероч ной карте итоговая выставка , творческ ий отчет 144 Календарный учебный график 2 год обучения Дата Время Кол прове Форм -во дения а № Раздел / Тема занятия час занят занят ов ия ия 1 Беседы по технике безопасности очная 34 Форма Место контро прове ля дения МБД ОУ 04.09 1.1Техника безопасности 17.04 на занятиях. 13.11 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 27.12 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 2 10.01 15.01 17.01 22.01 06.05 08.05 01.11 08.11 15.11 20.11 3 02.10 04.10 09.10 11.10 4 д/с №18 4 беседа 2 игра 2 беседа Рисование и живопись отдельных предметов и их групп 2.1 Учимся рисовать животных: «Амурский тигр» 2.2 Учимся рисовать птиц: «Снегирь» 2.3 Учимся рисовать цветы. 2.4 Учимся рисовать рыбок: «Рыбки в аквариуме» 2.5 Учимся рисовать людей: «Мама – мой ангел» очная 4 МБД ОУ д/с №18 4 4 беседа 4 творче ское задани е опрос 6 Работа с натуры 3.1 Рисование овощей. Натюрморт. 3.2 Рисование фруктов. Натюрморт. 3.3 Рисование посуды. Натюрморт. очная 4 4 МБД ОУ д/с №18 4 Композиция на тему 4.1 Времен года: очная 35 наблю дение иллюс триров ание МБД ОУ творче ское задани е выстав ка работ иллюс «Дождик» «Осеннее дерево» «Зимняя деревня» «Зимний узор с цветами из фольги» «Весна красна» 4.2. Иллюстрация к прочитанной книге: «Снегурочка» 11.03 «Кошкин дом» 16.10 18.10 23.10 25.10 04.12 06.12 29.01 31.01 5 13.12 20.12 05.02 07.02 12.02 14.02 19.02 26.02 28.02 13.03 6 06.09 11.09 13.09 24.01 18.09 13.05 15.05 20.05 08.04 10.04 15.04 7 д/с №18 4 4 4 4 4 3 3 Народные промыслы 5.1Городецкая роспись 5.2 Дымковская игрушка. 5.3 Полх-майданская роспись. 5.4 Русская матрешка. 5.5 Золотые травы Хохломы. 5.6 Гжель очная 6 6 6 МБД ОУ д/с №18 6 6 триров ание практи кум беседа наблю дение творче ское задани е беседа практи кум творче ское задани е 6 Освоение техник изобразительного искусства 6.1 Освоение техники отпечатка: «Дерево с кроной» «Осенний букет» «Узор в квадрате» «Зимний лес» 6.2 Освоение техники набрызга: «Осенние листья» «Салют» 6.3 Рисование по-сырому: «Солнышко» «Цветы» 6.3 Техника граттаж: «Ночной город» очная 2 МБД ОУ д/с №18 2 2 2 2 2 2 2 6 Декоративные и прикладные работы 7.1 Подготовка к очная 36 МБД ОУ д/с творче ское задани е, игра практи кум, иллюс триров ание 25.12 21.02 06.03 15.04 08.05 27.11 29.11 22.11 11.03 04.03 03.04 18.01 20.03 25.03 27.03 20.09 11.12 25.09 27.09 22.04 24.04 13.12 20.12 30.10 8 праздникам: Открытка на Новый год 23 февраля 8 марта Светлый праздник – Пасха Великий праздник – День Победы 7.2 Работа с цветной бумагой в технике «Оригами»: «Лягушка на кувшинке» «Кораблики» «Тюльпаны» «Первые подснежники» «Кошечка» «Шишки на еловой ветке» «Птичка в окошке» «Сова» «Домики» 7.3 Работа с цветной бумагой в технике «Петелечки»: «Осенние цветы» «Елочка» 7.4 Работа с цветной бумагой в технике «Гармошка»: «Подсолнухи» 7.5 Работа с фантиками: «Бабочки и цветы» 7.6 Работа с фольгой: «Украшение на елку» 7.7 Работа с салфетками: «Веточка рябины» Знакомство с искусством 22.11 8.1 Знакомство 18.03 выдающимися 01.04 художниками. 22.05 №18 практи кум, выстав ка работ творче ское задани е просмо тр выпол ненны х работ беседа, творче ское задани е, выстав ка работ 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 очная 8 с МБД ОУ д/с №18 беседа, опрос практи кум 37 9 Подведение итогов 27.05 9.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. Отчетное занятие 29.05 9.2 Оформление выставки. очная 2 2 216 38 МБД ОУ д/с №18 диагно стика по провер очной карте итогов ая выстав ка, творче ский отчет Приложение 3 Уровень подготовки знаний дошкольников Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова) Анализ продукта деятельности 1. Форма • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение; • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо; • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. 2. Композиция • 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. 3. Цвет • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков, • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 4. Ассоциативное восприятие пятна • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; • 2 балла – справляется при помощи взрослого; • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности 1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно. 2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности. 39 3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень. Педагогический анализ Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности: 1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества. 2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа. 3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. 4. Индивидуальный «почерк» детской продукции. 5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности. 6. Общая ручная умелость. Ожидаемый результат 1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 2. Расширение и обогащение художественного опыта. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. 4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.). 5. Формирование навыков трудовой деятельности Диагностическая карта 0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 – соответствует возрасту полностью. 40 н Креативность н н н к к к н 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 0-6 баллов – низкий уровень; 7-13 баллов – средний уровень; 14-16 баллов – высокий уровень. 41 к н н н к к Уровень развития Способность к самооценке к Самостоятельность и ответственность Инициативность Произвольность и свобода поведения Эмоциональность (возникновение «умных эмоций») к Творческая активность Эстетическая компетентность Ф.И. ребенка № п/п Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста н к