МУ Управление образования Миллеровского района Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский Дом детства и юношества ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБУ ДО МДДиЮ Протокол от « » августа 2023 г № УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО МДДиЮ Чередниченко Т.Н. Приказ от « » августа 2023 г № Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Знатоки родного края» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы: 2 года (360 часов) Разработчик: Дармосюк Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования ст. Мальчевская 2023 г ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 2.2 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 3 9 9 19 20 20 20 21 22 25 26 29 29 30 38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки родного края» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Ее реализация позволяет расширить представления детей об экономике, природе, истории, культуре, языке и быте коренных жителей определенной территории, развивает познавательный интерес. Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в социальном заказе образовательного учреждения МБДОУ Д/с № 18, а также детского и родительского запроса на дополнительные образовательные услуги по туристско-краеведческому направлению. Развитие исследовательского краеведения, в том числе для формирования патриотизма и гражданской ответственности – вовлечение обучающихся в изучение конкретной территории как природно-культурной целостности через интеграцию знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использование исследовательских методов и реализация проектов воспитанников, направленных на развитие территории своего проживания; разработка модулей программы, направленных на I. 3 сохранение и развитие этнокультурного многообразия страны, сохранения и приумножения культурного наследия народов России. Изучение краеведения играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании учащихся, основанные на уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу, раскрытие возможностей личностного роста учащегося. Новизна программы «Знатоки родного края» заключается в том, что данная программа является интегрированной. В программе четко прослеживаются процессы интеграции смежных направлений. В программе прослеживается взаимосвязь направлений туристско-краеведческого и декоративно-прикладного творчества, трудового воспитания, эстетического развития и формирования культурных ценностей и норм этики. Такой подход к обучению позволит в полной мере сформировать у учащихся следующие личностные компетенции: - персональная осознанная ответственность; - креативность и вариативность: - постоянная мотивация к обучению и развитию; - отношение к труду как личной и общественной ценности; - аккуратное и бережное отношение к используемым материалам; -способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи. Концептуальным приоритетом программы «Знатоки родного края» является мотивирование учащихся интересоваться происходящим вокруг, повышать свой культурный уровень. Педагогическая целесообразность. Краеведение открывает в прошлом малой родины нечто новое, совершенное, и это знание наполняет человека духовным содержанием, без которого он не может осмысленно существовать. Краеведение помогает сохранить культурную среду, которая необходима для нравственной и духовной жизни людей. Впечатления прошлого должны наполнить духовный мир людей и научить уважению к своим предкам. Ведь человеку просто жизненно необходимо найти себя в истории, понимать и принимать свое значение, и конечно, уметь хранить добрую память о других. Изучение прошлого просто необходимо для понимания народа, его особенностей и потребностей. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является: многообразие для 144 и 216 часовой программы преподаваемых технологий. Необходимо за такой короткий промежуток времени показать палитру возможностей туристско-краеведческой направленности, показать «изюминки», что позволит не только сделать содержание образования более вариативным, но и смотивировать обучающихся на запись творческого объединения на следующий год. Содержание данной программы формировалось 4 согласно проверенным временем эффективным принципам: современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно, эмоционально и интеллектуально, доступно и личностно ориентировано. Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс- мажорных обстоятельств. Программа адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения (приостановки) для обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5 – 7 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа реализовывается 1 год - занятия 2 раза в неделю, 2 год – занятия 3 раза в неделю. Формы организации образовательного процесса. Традиционные формы (групповая, индивидуальная), обучение - очное. Основная форма занятия групповая, но также может использоваться индивидуальная форма работы с обучающимися. Формой занятия является учебное занятие. Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. Программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Полный объем программы 144 учебных часа – 1 год обучения и 216 учебных часа – 2 год обучения. Организация занятий: занятия планируется проводить для I года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (1час - 30 мин, перерыв 10 минут); для II года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (1 час – 30 мин, перерыв 10 минут). Содержание программы предусматривает два учебнотематических плана. Программа строится на следующих основаниях: • соответствие образовательной программы формам дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; • вариативность, гибкость и мобильность; • ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; 5 • творческий и продуктивный характер; • открытый характер реализации. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: • поставленными целями и задачами; • принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; • возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); • наличие соответствующей материально-технической базы. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают: практическую работу, самостоятельную работу, выставку Ведущими принципами программы являются: • принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. • принцип последовательности – постепенное изучение от простого к сложному. • принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с изображаемыми явлениями и предметами. • принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое усвоение знаний, умений и навыков. Программа адаптирована для реализации временного ограничения (приостановки) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – учащиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все элементы воспитания при обучении тесно связаны между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание 6 условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Знатоки родного края» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: • личный пример и педагогическое мастерство педагога; • высокая организация учебного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель программы - создание условий для воспитания патриота и гражданина своего Отечества, знающего его историю, географию и культуру, любящего природу родного края. Задачи программы: Образовательные: 1. Формирование познавательного интереса к изучению родного города, края, страны; 2. Формирование знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, истории, достопримечательностях, знаменитых людях; 3.Обучение основам создания разных художественных образов; 4. Формирование навыков умения украшения изделия и самостоятельного выбора способов украшения. Развивающие: 1. Развитие личностных интегративных качеств: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу; 2. Развитие навыков познавательной деятельности; 7 3. Развитие творческих способностей; 4. Развитие воображения и пространственного мышления, мелкой моторики, тактильных ощущений рук. Воспитательные: 1. Воспитание активной жизненной позиции через изучение природы родного края; 2. Усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей; 3. Воспитание бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти. 4. Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к материалам, используемым в работе. 5. Воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности, эстетического вкуса. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи: 1. формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; 2. формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д; 3. развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. 8 1 2 3 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности 1.1Техника безопасности на занятиях. 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 1.4 Беседа по антитеррору и поведение в чрезвычайных ситуациях История моей семьи – история моего народа 2.1Что такое Родина 2.2 Что означает мое имя и фамилия. 2.3 Моя семья. Традиции и ценности. 2.4 Родословная 2.5 Дом, в котором я живу. 2.6 Мои домашние животные 2.7 Моя улица – это часть моего родного города. С чего начинается Родина 3.1 История моего любимого города Миллерово, улицы города. 3.2 Памятники города 3.3 Символика города Миллерово и Миллеровского района. 9 практик а всего № теория II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 год обучения Раздел / Тема занятия Количество Форма контроля, часов аттестации 4 4 беседа 2 2 беседа 2 2 беседа 2 2 0.5 1.5 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 2 0.5 1.5 0.5 1.5 1 3 0.5 1.5 2 2 4 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 беседа творческое задание опрос беседа практикум Раздел / Тема занятия теория № 3.4 Географическое положение, история, быт и традиции Миллеровского района. 3.5 Животный мир Миллеровского района. 3.6 Растительный мир Миллеровского района: - работа с гербарием (вишня, яблоко, клубника, малина); - витамины на грядке; - лиственные и хвойные растения; - сохраним первоцвет; - край подсолнухов; - хлеб всему голова 3.7 Чудеса Миллеровского района 3.8 Мой город во время Великой Отечественной войны. 3.9 Мои земляки: – герои ВОВ: (Бажора Ф.М., Ефимов, Романенко А.С., Пеньков, Водолазкин Н.С., Пахомов) - художники, поэты и писатели 4 5 Времена года родного края 4.1 Композиции на тему: Воспоминания о теплом лете Осень Зима Весна 0.5 1.5 10 2 творческое задание 1 3 4 иллюстрирование 1 3 4 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1.5 0.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 4.5 1.5 2 2 2 2 2 6 2 творческое задание наблюдение практикум беседа 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 4 4 4 4 беседа наблюдение творческое задание 0.5 1.5 2 беседа 0.5 1.5 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 2 творческое задание выставка работ 1 1 1 1 Мой край на карте Родины 5.1 Географическое положение Ростовской области. 5.2 Особенности животного мира - зимующие и перелетные птицы; - обитатели степей. 5.3 Особенности растительного мира Донского края. Форма контроля, аттестации практик а всего Количество часов 3 3 3 3 Раздел / Тема занятия теория № 5.3 История и традиции: - казачество на Дону; - быт и обычаи донских казаков; - культурная жизнь донских казаков. 5.4Достопримечательности и памятники Ростовской области: - г. Ростов и г. Азов; - г. Новочеркасск и г. Таганрог; ст. Вешенская и ст. Старочеркасская 5.5 В мире произведений донских писателей: - Шолохов М.А. «Нахаленок»; - Александрова-Минчакова Т.И. «Жила-была сосенка», «Посланец», «Заветная мечта», «Игра», «Новогодняя сказка». 6 7 История и традиции Российских праздников - День Матери; - Новый год и Рождество Христово; - День защитника Отечества; - Женский день – 8 марта; - Пасха – Воскресение Христово; - День Победы – 9 мая Закрепление полученных знаний 7.1 Проведение игр: - Фантазии природы; - Сохраним природу родного края. 7.2 Проведение здоровье сберегающих викторин: - Витамины на грядке; - Здоровье в порядке, спасибо зарядке; 7.3 Проведение краеведческих конкурсов: - Чудеса, да и только; 11 1 1 1 Форма контроля, аттестации практик а всего Количество часов 3 3 3 4 4 4 0.5 1.5 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 2 0.5 1.5 1 3 2 4 0.5 1 0.5 0.5 0.5 0.5 2 4 2 2 2 2 1.5 3 1.5 1.5 1.5 1.5 игра 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 0.5 1.5 0.5 1.5 2 2 игра игра 0.5 1.5 2 Раздел / Тема занятия теория № 7.4 Проведение социально-значимых акций: - Открытка солдату; 0.5 1.5 - Чтобы помнили 0.5 1.5 8 Подведение итогов 8.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 8.2 Творческий отчет 2 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 48 Форма контроля, аттестации практик а всего Количество часов 96 диагностика по проверочной карте, творческий отчет 144 2 год обучения 1 2 Раздел / Тема занятия теория № Беседы по технике безопасности 1.1Техника безопасности на занятиях. 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 1.4 Беседа по антитеррору, поведение в чрезвычайных ситуациях Наша Родина – Россия 2.1 Россия на карте мира. Форма контроля, аттестации 4 4 беседа 2 2 беседа 2 2 беседа 2 2 0.5 12 практик а всего Количество часов 1.5 2 беседа 2.2 Символика нашей страны: - герб, флаг 2.3 Времена года 3 4 С чего начинается Родина 3.1 История моей страны. - История Древней Руси - Царская власть в России - Советская власть - Современная Россия 3.2 География и климат, природный, растительный мир, народы России: - Русский север - Вдоль Волги матушки - Море и горы - Уральские горы - Край черного золота – Западная Сибирь - Золотые горы Алтая - На просторах Восточной Сибири - Дальний Восток - На краю земли Чукотка - подводный мир России 3.3 Сохраним природу России - Животные Красной книги - Растения Красной книги 3.4 История и традиции Российских праздников: - День Матери - Новый год и Рождество Христово - День защитника Отечества - Женский день – 8 марта - Пасха – Воскресение Христово - День Победы – 9 мая Русское искусство 4.1 Русский народный костюм: - Кокошник (роспись) - Сарафан (аппликация) - Рисунок (разукрашивание) 4.2 Русская живопись: 13 1 3 4 4 12 16 2 6 4 10 16 26 2 2 4 4 6 6 1 1 3 3 4 4 1 1 1 1 3 3 3 3 4 4 4 4 0.5 0.5 0.5 6 1.5 1.5 1.5 4 2 2 2 10 творческое задание практикум практикум творческое задание наблюдение иллюстрирование практикум беседа наблюдение - Левитан - Шишкин - Серов - Суриков - Айвазовский - Васнецов - Кустодиев 4.3 Архитектура: - Храмы и монастыри - Московский кремль - Казанский кремль - Храм Василия Блаженного - Петропавловская крепость - Дворцовая архитектура (Петергоф, Зимний дворец) - ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства 4.4 Скульптура: - Памятники ВОВ («РодинаМать Волгограде) - Памятники царям (Петру Ι, Екатерине ΙΙ) - Львы в Питере - Кони на Аничковом мосту в Питере - Памятники знаменитым людям России - Тысячелетия России в Новгороде - Рабочий и колхозница на ВДНХ 4.5 Знаменитые музеи: - Третьяковская галерея - Государственный русский музей в Питере 4.6 Чудесные города России. - Москва - Петербург - Казань - Великий Новгород - Псков 4.7 Народные промыслы - Городецкая роспись - Дымковская игрушка 14 творческое задание 6 4 10 6 4 10 4 4 6 6 6 - Полх-майданская роспись - Русская матрешка - Золотые травы Хохломы - Гжель 5 6 7 6 6 6 6 Сказка – основа нравственного воспитания 5.1 Русская народная сказка 5.2 Сказки Пушкина А.С. Закрепление полученных знаний 6.1 Проведение игр: - Осеннее настроение; - Царство вежливости и доброты; - Зеленая планета. 6.2 Проведение здоровье сберегающих викторин: - Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья; - Чистота – залог здоровья; - Здорово быть здоровым. 6.3 Проведение краеведческих конкурсов: - Край, что мы зовем родной землей; - дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм»; - собери пазлы «Русский народный костюм»; 6.4 Проведение социальнозначимых акций: - Открытка солдату; - Этот подвиг не забудем никогда; - природоохранная акция «Растут цветы для красоты. Не рвите цветы» 4 8 Игра 2 2 2 2 2 2 Игра 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Игра Творческое задание Подведение итогов 7.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 7.2 Творческий отчет 100 15 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 116 216 диагностика по проверочной карте итоговая выставка, творческий отчет Содержание учебного плана 1 года обучения 1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Теория: Проведение техники безопасности на занятиях. Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. Введение в краеведение - это раздел программы, направленный на формирование начал краеведческой культуры, осознанноправильного отношения к родному краю. 2) История моей семьи – история моего народа Задачи: развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своей семьи, воспитать правильное отношение к семейным ценностям и традициям, уважение и любовь к родителям и родному дому, усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей. Теория: рассказать о значении имени и фамилии человека, семейных ценностях и традициях, о родословной, о значении жилища в жизни человека. На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен. Дать общее представление о расположении улиц в городе, на примере рассказать об одной из улиц. Практика: дети с помощью родителей узнают о значении своих имен и фамилий, готовят сообщения о членах своей семьи, дне рождения семьи, о профессиях родителей и родственников. Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево. Ребята готовят рассказ о любви к своему дому и улице, сообщают о достопримечательностях своей улицы и интересных людях. Изготовление дома с помощью конструирования из бумаги. Творческая работа-рисунок своей улицы, выполненный в реалистическом или сказочном представлении учеников. 3) С чего начинается Родина Задачи: развивать познавательный интерес к изучению родного города, края, формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности, истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Теория: раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении города Миллерово. Рассматривается история некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей города в развитии истории и культуры края. 16 Рассказать учащимся об истории возникновения и значения символики – герба, флага и гимна города Миллерово и Миллеровского района. Практика: творческая работа по созданию символов города и района – герба и флага в любой из техник декоративно-прикладного творчества. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать почетную грамоту, медаль, где может быть изображен герб города Миллерово и Миллеровского района. 4) Времена года родного края Задачи: формировать знания о природных богатствах края. Развивать наблюдательность, видеть изменения, которые происходят в разные календарные периоды, учить анализировать. Теория: рассказать о поведении животных, птиц и растений в зависимости от времени года. Практика: создание творческой композиции на тему времен года родного края с помощью природного или художественного материала. 5) Мой край на карте Родины Задачи: формировать знания о природных богатствах области, истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Прививать навыки познавательной деятельности. Развивать творческие способности детей. Теория: в этом разделе дети знакомятся с географическим положением Ростовской области, растительным и животным миром. Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам. Изучат историю и традиции, достопримечательности, ознакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Практика: сбор растений двора детского сада. Изготовление гербария. Создание энциклопедии животных нашего края. Изготовление иллюстрации к книге местных поэтов и писателей. 6) Закрепление полученных знаний Задачи: развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. Способствовать социализации воспитанников. Формировать активную жизненную позицию через изучение родного края. Практика: Проведение игр, викторин, краеведческих конкурсов по изучаемым темам. 7) Подведение итогов Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. Теория: итоговая беседа. Содержание учебного плана 2 год обучения 1) Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на 17 уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий. Теория: ознакомительная беседа, беседа по технике безопасности. 2) Наша Родина – Россия Задачи: развивать познавательный интерес к изучению страны, в которой мы живем. Формировать знания о природных богатствах нашей Родины, быте, традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности. Теория: раздел направлен на знакомство с богатой природой, животным и растительным миром. Рассказать учащимся об истории возникновения и значения символики – герба, флага и гимна нашей Родины. Практика: творческая работа по созданию символов – герба и флага в любой из техник декоративно-прикладного творчества. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать почетную грамоту, медаль, где может быть изображен герб города Миллерово и Миллеровского района. 3) С чего начинается Родина Задачи: развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны, что необходимо для понимания народа, его особенностей и потребностей. Научить уважению к своим предкам, хранить добрую память о них. Теория: раздел направлен на знакомство с историей возникновения страны, легендами и преданиями, на знакомство с богатой природой, животным и растительным миром. Практика: творческая работа по созданию композиции н заданную тему. 4) Русское искусство Задачи: развивать познавательный интерес к культуре русского народа, к опыту предшествующих поколений, передавать культурные инструменты, позволяющие ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать Теория: беседа о выдающихся русских художниках, архитекторах, скульпторах, народных промыслах. Практика: показ репродукций картин, архитектурных и скульптурных творений. Изучение техник рисования народных промыслов. 5) Закрепление полученных знаний Задачи: развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. Способствовать социализации воспитанников. Формировать активную жизненную позицию через изучение родного края. Практика: Проведение игр, викторин, краеведческих конкурсов по изучаемым темам. 6) Подведение итогов Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. 18 Теория: итоговая беседа. 2.2 Календарный учебный график 1 год обучения • Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; • Дата начала обучения - 15.09.2023 г; • Дата окончания обучения - 31.05.2024; • Количество учебных недель – 36; • Количество учебных дней – 72; • Каникулы – отсутствуют; • Календарный учебный график см. в Приложении 2 2 год обучения • Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; • Дата начала обучения - 01.09.2023 г; • Дата окончания обучения - 31.05.2024; • Количество учебных недель – 38; • Количество учебных дней – 114; • Каникулы – отсутствуют; • Календарный учебный график см. в Приложении 2. 19 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Знатоки родного края" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого учащегося; • систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; • объективность; • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: • Формы входного контроля: опрос, игра • Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие • Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие • При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. 20 Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие рисунка заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. 3.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты: Личностные: • научатся уважительному отношению к труду и бережному отношению к материалам, используемым в работе. • научатся творчески, аккуратно завершать начатую работу. Метапредметные: • научатся самостоятельно решать творческие задачи; • научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; • научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; • научатся умению работать индивидуально и в группе. Предметные: • познакомятся с семейными ценностями и традициями, родословной своей семьи; • узнают об истории названия улиц города, о символике города, района, области, истории ее происхождения и геральдическим описанием; • узнают о памятниках города, района и области, о событиях, в честь которых возникли архитектурные сооружения; • приобретут знания о природных богатствах края, об охраняемых местах района и области; красоте и величии заповедников, о реках, протекающих по нашему району и области; охране водных ресурсов; • узнают о знаменитых людях, прославивших город, район, область; • научатся проявлять познавательный интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, района, области, страны; • приобретут знания о, быте, традициях народа, культуре, достопримечательностях; • научатся наблюдать за изменением состояния природы, животных, птиц в зависимости от времени года; • познакомятся с творчеством выдающихся русских художников; • изучат технику рисования народных промыслов. 21 В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, обучающиеся: 1. Сформируют навыки владения техническими средствами обучения и программами; 2. Сформируют навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д; 3. Научатся работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. Научатся самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. Научатся использовать социальные сети в образовательных целях. 22 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с необходимым материалом, направленным на формирования патриотизма и гражданской ответственности. В работе используются, кроме традиционных (беседы, творческие задания), нетрадиционные (виртуальные экскурсии, проектная деятельность) формы проведения занятий. В рабочей программе объединения «Знатоки родного края» планируются занятия с использованием: • раздаточного материала; • наглядного материала; • материала для проведения игр, викторин, конкурсов; • природного материала; • рисование традиционными техниками с использованием акварели. гуаши, цветных карандашей, фломастеров; • рисование с использованием нетрадиционных техник; • аппликация с использованием техники оригами. Дети осваивают необходимый материал через ненавязчивое привлечение к процессу познания своего края. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразных форм деятельности. Разнообразие форм деятельности на занятии рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе работы на занятиях обучающиеся вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, которое дарит детям радость познания, творчества. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и учащихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: • I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. • II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). 23 Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). • III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. • IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения учащимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и учащихся требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с большим объемом 24 заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 25 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения программы «Уровень подготовки знаний дошкольников» (Т.С.Комарова) ( см. Приложение 3) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативные документы: 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 27 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 2. Основная литература: 1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2016. 2. Астапенко Г.Д., «Быт, обычаи и праздники донских казаков». – Ростов на Дону: НПК «Гефест», 2020. – 256с 3. Бросалина Л.М., «Чудеса России». – Москва: Издательство АСТ, 2017.– 127 с. 4. Вехотина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». – Детство-Пресс, 2013. 5. Кукушин В.С. «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья» - Ростовна-Дону: ГинГо, 2016 - с.275 6. Матова В.Н. «Краеведение в детском саду». – Детство-пресс, 2015. 7. Миронов Е.В. «Миллерово и Миллеровский район» // Города и районы Ростовской области : историко-краеведческие очерки. - Ростов н/Д. –Рост. кн. изд-во, 1987. - с.87-222. 8. Петрусенко И.А. «Миллерово»: историко-краеведческий очерк. – Ростов н/Д. –Рост. кн. изд-во, 1984. -112с. 3. Дополнительная литература для родителей: 1. Обитатели степей России. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «ПрофПресс», 2017.– 48с. 2. Искусство. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2017.– 48с. 3. Чудеса и загадки России. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2021.– 96с. 4. Дополнительная литература для детей. 1. Алексеева Л.Н. «Стихи о растениях» сост. Л.Н. Алексеева. – СПб: Тритон, 2017. 2. Бродовска З.В. «В стране экологических загадок» / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013. 3. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2000. 3. Электронные образовательные ресурсы: 1.Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ 2.Международный образовательный портал https://www.maam.ru/ 3.Педагогическая копилка воспитателя https://vk.com/ped_kopilka_vospitatelya 4.Онлай-школа развития правого полушария, интеллекта и умственных способностей «Мудрая сова» https://my22.ru/ 28 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Знатоки родного края» месяц ноябрь тематика День матери декабрь Мастерская деда мороза февраль День защитников отечества март Международный женский день апрель Праздник Пасхи мероприятие Конкурс рисунков, посвященных Дню матери Изготовление игрушек на елку из различных материалов Конкурс на лучшую открытку для папы Изготовление сувениров и подарков для бабушек и мам Подготовка к муниципальному конкурсу «Пасху празднует Россия!» 29 Приложение 2 Календарный учебный график 1 год обучения Врем № Кол я п -во прове Дата Тема занятия / час дения п ов занят ия 1 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности 18.09 1.1Техника безопасности 4 05.02 на занятиях. 13.11 1.2 Правила поведения в 2 местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 28.12 1.3Техника безопасности 2 в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 09.10 1.4 Беседа по 2 антитеррору и поведение в чрезвычайных ситуациях 2 19.10 23.10 26.10 30.10 02.11 09.11 15.04 История моей семьи – история моего народа 2.1Что такое Родина 2.2 Что означает мое имя и фамилия. 2.3 Моя семья. Традиции и ценности. 2.4 Родословная 2.5 Дом, в котором я живу. 2.6 Мои домашние животные Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 игра беседа очная 2 2 2 2 2 4 30 беседа МБД ОУ д/с №18 наблюде ние иллюстр ирование беседа творческ ое задание № п Дата / п 27.11 3 27.11 29.11 07.12 11.12 14.12 18.12 22.04 25.04 28.09 02.10 04.03 05.10 12.10 15.01 18.01 25.01 29.01 01.02 Врем Кол я -во прове Тема занятия час дения ов занят ия 2.7 Моя улица – это часть 2 моего родного города. С чего начинается Родина 3.1 История моего любимого города Миллерово, улицы города. 3.2 Памятники города 3.3 Символика города Миллерово и Миллеровского района. 3.4 Географическое положение, история, быт и традиции Миллеровского района. 3.5 Животный мир Миллеровского района. 3.6 Растительный мир Миллеровского района: - работа с гербарием (вишня, яблоко, клубника, малина); - витамины на грядке; - лиственные и хвойные растения; - сохраним первоцвет; - край подсолнухов; - хлеб всему голова 3.7 Чудеса Миллеровского района 3.8 Мой город во время Великой Отечественной войны. 3.9 Мои земляки: – герои ВОВ: (Бажора Ф.М., Ефимов, Форм а занят ия опрос очная 2 2 2 2 Мест о Форма прове контроля дения МБД ОУ д/с №18 Беседа практику м творческ ое задание наблюде ние практику м 4 беседа 4 иллюстр ирование 2 2 2 6 2 2 31 № п Дата / п 08.02 4 21.09 25.09 12.10 11.01 08.04 11.04 5 12.02 15.02 04.12 26.02 26.02 29.02 25.04 14.03 16.05 20.05 23.05 Тема занятия Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия Романенко А.С., Пеньков, Водолазкин Н.С., Пахомов) - художники, поэты и писатели Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 2 Времена года родного края 4.1 Композиции на тему: Воспоминания о теплом лете Осень Зима Весна 4 4 4 4 Мой край на карте Родины 5.1 Географическое положение Ростовской области. 5.2 Особенности животного мира - зимующие и перелетные птицы; - обитатели степей. 5.3 Особенности растительного мира Донского края. 5.3 История и традиции: - казачество на Дону; - быт и обычаи донских казаков; - культурная жизнь донских казаков. 5.4Достопримечательнос ти и памятники Ростовской области: - г. Ростов и г. Азов; очная 2 2 2 2 4 4 4 2 32 МБД ОУ д/с №18 Иллюстр ирование Практик ум Беседа творческ ое задание выставка работ № п Дата / п 18.03 21.03 25.03 28.03 01.04 04.04 6 23.11 21.12 25.12 22.02 07.03 18.04 06.05 7 20.11 11.03 13.05 16.10 15.11 Тема занятия - г. Новочеркасск и г. Таганрог; - ст. Вешенская и ст. Старочеркасская 5.5 В мире произведений донских писателей: - Шолохов М.А. «Нахаленок»; - АлександроваМинчакова Т.И. «Жилабыла сосенка», «Посланец», «Заветная мечта», «Игра», «Новогодняя сказка». Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия 2 Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения очная МБД ОУ д/с №18 2 2 4 История и традиции Российских праздников - День Матери; - Новый год и Рождество Христово; - День защитника Отечества; - Женский день – 8 марта; - Пасха – Воскресение Христово; - День Победы – 9 мая 2 4 2 творческ ое задание, иллюстр ирование 2 2 2 Закрепление полученных знаний 7.1 Проведение игр: - Фантазии природы; - Сохраним природу родного края. 7.2 Проведение здоровье сберегающих викторин: - Витамины на грядке; очная 2 4 2 2 33 МБД ОУ д/с №18 практику м, выставка работ творческ ое задание № п Дата / п Тема занятия Врем Кол я -во прове час дения ов занят ия - Здоровье в порядке, спасибо зарядке; 7.3 Проведение краеведческих 22.01 конкурсов: - Чудеса, да и только; 7.4 Проведение социально-значимых 19.02 акций: 02.05 - Открытка солдату; - Чтобы помнили 8 27.05 30.05 Форм а занят ия Мест о Форма прове контроля дения беседа, выставка работ 2 2 2 Подведение итогов 8.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 8.1 Творческий отчет очная 2 МБД ОУ д/с №18 2 диагност ика по провероч ной карте творческ ий отчет 144 Календарный учебный график 2 год обучения Дата Время Кол прове Форм -во дения а № Раздел / Тема занятия час занят занят ов ия ия 1 Беседы по технике безопасности 06.09 1.1Техника безопасности 07.02 на занятиях. 15.11 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в очная 4 2 34 Форма Место контро прове ля дения МБД ОУ д/с №18 беседа игра транспорте. Правила дорожного движения. 28.12 1.3Техника безопасности 2 в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. 11.10 1.4 Беседа по антитеррору и поведение в чрезвычайных ситуациях 2 Наша Родина – Россия 14.09 2.1 Россия на карте мира. 28.09 2.2 Символика нашей страны: - герб, флаг 07.09 2.3 Времена года 13.09 18.10 19.10 10.01 11.01 17.04 18.04 3 04.10 05.10 07.12 25.10 20.09 21.09 26.10 беседа очная МБД ОУ д/с №18 очная МБД ОУ д/с №18 2 4 16 С чего начинается Родина 3.1 История моей страны. - История Древней Руси, Царская власть в России - Советская власть, Современная Россия 3.2 География и климат, природный, растительный мир, народы России: - Русский север - Вдоль Волги матушки - Море и горы 4 26 - Уральские горы 35 беседа творче ское задан. иллюс триров ание творче ское задани е выстав ка работ 01.11 08.11 17.01 18.01 24.01 25.01 09.11 23.11 13.12 14.12 22.11 21.12 27.12 21.02 22.02 06.03 07.03 10.04 11.04 08.05 - Край черного золота – Западная Сибирь - Золотые горы Алтая - На просторах Восточной Сибири - Дальний Восток - На краю земли Чукотка - подводный мир России 3.3 Сохраним природу России - Животные Красной книги - Растения Красной книги 3.4 История и традиции Российских праздников: - День Матери - Новый год и Рождество Христово - День защитника Отечества - Женский день – 8 марта - Пасха – Воскресение Христово - День Победы – 9 мая 6 6 4 4 4 4 4 4 4 20.12 15.02 28.02 29.02 Русское искусство 4.1 Русский народный костюм: - Кокошник (роспись) - Сарафан (аппликация) - Рисунок (разукрашивание) 4.2 Русская живопись: - Левитан - Шишкин - Серов - Суриков - Айвазовский - Васнецов очная 2 2 2 10 36 МБД ОУ д/с №18 иллюс триров ание практи кум беседа наблю дение творче ское задани е 20.03 21.03 27.03 28.03 - Кустодиев 4.3 Архитектура: - Храмы и монастыри - Московский кремль - Казанский кремль - Храм Василия Блаженного - Петропавловская крепость - Дворцовая архитектура (Петергоф, Зимний дворец) - ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства 4.4 Скульптура: - Памятники ВОВ («Родина-Мать Волгограде) - Памятники царям (Петру Ι, Екатерине ΙΙ) - Львы в Питере - Кони на Аничковом мосту в Питере - Памятники знаменитым людям России - Тысячелетия России в Новгороде - Рабочий и колхозница на ВДНХ 4.5 Знаменитые музеи: - Третьяковская галерея - Государственный русский музей в Питере 4.6 Чудесные города России. - Москва - Петербург - Казань - Великий Новгород - Псков 10 10 4 6 37 27.09 29.11 30.11 31.01 08.02 13.03 14.03 15.05 5 4.7 Народные промыслы - Городецкая роспись - Дымковская игрушка - Полх-майданская роспись - Русская матрешка - Золотые травы Хохломы - Гжель 6 6 6 6 6 6 Сказка – основа нравственного воспитания 03.04 5.1 Русская народная сказка 04.04 5.2 Сказки Пушкина А.С. 6 12.10 16.11 06.12 24.04 25.04 16.05 22.05 очная 8 Закрепление полученных знаний 6.1 Проведение игр: - Осеннее настроение; - Царство вежливости и доброты; - Зеленая планета. 6.2 Проведение здоровье сберегающих викторин: - Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья; - Чистота – залог здоровья; - Здорово быть здоровым. 6.3 Проведение краеведческих конкурсов: - Край, что мы зовем родной землей; - дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм»; - собери пазлы «Русский народный костюм»; 6.4 Проведение социально-значимых акций: очная 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38 МБД ОУ д/с №18 МБД ОУ д/с №18 беседа творче ское задани е творче ское задани е, игра 14.02 - Открытка солдату; 02.05 - Этот подвиг не забудем никогда; 23.05 - природоохранная акция «Растут цветы для красоты. Не рвите цветы» 7 2 2 2 Подведение итогов 29.05 8.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 30.05 8.1 Творческий отчет очная 2 2 216 39 МБД ОУ д/с №18 диагно стика по провер очной карте творче ский отчет Приложение 3 Уровень подготовки знаний дошкольников Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова) Анализ продукта деятельности 1. Форма • 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение; • 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо; • 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. 2. Композиция • 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; • 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; • 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. 3. Цвет • 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; • 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков, • 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 4. Ассоциативное восприятие пятна • 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; • 2 балла – справляется при помощи взрослого; • 1 балл – не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности 1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно. 2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности. 40 3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень. Педагогический анализ Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности: 1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества. 2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа. 3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. 4. Индивидуальный «почерк» детской продукции. 5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности. 6. Общая ручная умелость. Ожидаемый результат 1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 2. Расширение и обогащение художественного опыта. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. 4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.). 5. Формирование навыков трудовой деятельности Диагностическая карта 0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 – соответствует возрасту полностью. 41 Творческая активность Эмоциональность (возникновение «умных эмоций») Креативность н н н н к к к к 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 0-6 баллов – низкий уровень; 7-13 баллов – средний уровень; 14-16 баллов – высокий уровень. 42 н к н н н к к Уровень развития Способность к самооценке к Самостоятельность и ответственность Инициативность Произвольность и свобода поведения Эстетическая компетентность Ф.И. ребенка № п/п Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста н к