1 ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 года обучения 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения 2.3 Учебный план 2 года обучения 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения 2.5 Учебный план 3 года обучения 2.6 Календарный учебный график 3 года обучения 2.7 Учебный план индивидуального обучения 2.8 Календарный учебный график индивидуального обучения III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. VII ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 3 8 8 12 12 16 17 21 21 25 26 26 26 27 28 32 33 36 36 36 40 45 48 52 2 I. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Каприз» имеет художественную направленность и разработана для детей 7-18 лет. Ее реализация позволяет развивать индивидуальные качества детей в вокальном творчестве, стимулировать познавательную активность, приобщать к общечеловеческим ценностям. Занятия вокалом формируют умения, которые пригодятся в жизни и помогут в профессиональной ориентации. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Актуальность данной программы состоит в том, что отвечает потребностям детей и их родителям, доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты в работе. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. В ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми музыкальными материалами. Новизна программы «Каприз» заключается в том, что построение программы позволяет вводить в планы занятий появляющиеся новинки вокального искусства в музыкальной сфере, что делает творчество модным и современным Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармоний, не способствующих развитию слуха и интеллекта. Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка – вот сегодняшняя массовая культура. Программа кружка вокальной музыки охватывает широкий круг произведений – от поп-музыки до высот классической, от простых текстов песен до образного мышления бардов и вершин поэтической классики. Педагогическая целесообразность определяется важностью и востребованностью приобщения к основам мировой культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей. Творческая деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. 3 Отличительной особенностью «Каприза» является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может научиться петь, освоить элементарные навыки звукообразования. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Творческие мероприятия и концерты положительно влияют на коммуникативные качества ребенка, появляется много друзей единомышленников. Программа предполагает связь с предметами общеобразовательной школы: - музыка (разучивают песни, знакомятся с историей музыки) - мировая художественная культура (старшие классы изучают виды искусства, в том числе и музыку) Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 7-18 лет без медицинских противопоказаний. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности. Также программа предусматривает возможность индивидуального обучения одаренных детей. В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость, в коллективе. В кружок принимаются дети по желанию, на основе проверки музыкального слуха, певческого голоса, чувства ритма.Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Пол не имеет значения. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения: Срок реализации программы: 1 года. 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год. 2-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год, 3-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год. Формы организации образовательного процесса. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть). Формой занятия является учебное занятие (40 мин). Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. Предполагаются следующие формы организации занятий: -изучение нового материала; -формирование новых умений и навыков; -практические занятия; -выступления; -игры. 4 Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: поставленными целями и задачами; принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); наличие соответствующей материально-технической базы. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все элементы воспитания при обучении вокальному мастерству тесно связаны между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; 5 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель данной программы – является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. Задачи программы: Личностные: - развить гармонический и мелодический слух; - совершенствовать речевой аппарат; - развить вокальный слух; - развить певческое дыхание; - развить преодоление мышечных зажимов; - развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; - развить гибкость и подвижность мягкого нёба; - расширить диапазон голоса; - развить умение держаться на сцене. Метапредметные: - формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел - приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, - формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. - добиваться максимальной самостоятельности детского творчества. - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. - определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 6 - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. - корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. - использовать в работе литературу, инструменты, приборы. - оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Предметные: - сформировать навыки певческой установки обучающихся; - научить использовать при пении мягкую атаку; - сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; - сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно; - обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; - сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Программа предусматривает участие в конкурсах и концертах. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. 7 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план 1 года обучения. Количество часов № Раздел/ Тема занятия 1. Вводное занятие. Знакомство. Вводная Форма контроля аттестации общее теор ия пра кти ка 2 2 5 3 2 Беседа, практикум 10 5 2 3 8 2 Беседа, практикум Беседа беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1Техника безопасности на занятиях. 2. Вокально-педагогическая работа 2.1Совершенствование певческой технологии. 2.2Развитие голоса; 2.3Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков) 3. 4. 7 1,5 1,5 3 Беседа, практикум, 3,5 наблюдение 3,5 Беседа, практикум Беседа, практикум 10 10 5 2 5 8 4 2 2 4 2 2 Знакомство с общими принципами постановки голоса 5.1Изучение механизма голосообразования (анатомическое строение голосового аппарата); 5.2Типы дыхания (ключичное, грудобрюшное, нижнереберное, диафрагматическое); 5.3Певческая атака; 5.4Охрана голоса (беседа о ЗОЖ). 5.5Координация между слухом и голосом (навыки слухового контроля за качеством своего звучания); 5.6Пение с закрытым ртом. 6. 10 5 5 Выработка чистоты интонации 4.1 Уточнение штрихов и нюансов. 4.2 Проверка выученного материала. 5. Беседа, практикум Вокально-техническая работа 3.1 Качество звука (как его добиться); 3.2 Взаимное согласование между голосовыми складками и дыханием; 3.3 Речевая позиция гортани. Беседа, практикум, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, практикум 4 2 2 2 1 1 2 1 1 4 2 2 6 14 1 1 1 1 Обучение приемам развития 20 правильного звукообразования 6.1 Ровность тембра голоса в разных 2 регистрах; 2 6.2 Широта диапазона голоса. Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикумё Беседа, правктикум 8 6.3 Достижение ровности в окрасе звука; 6.4 Выработка единорегистрового звучания (головной и грудной регистры); 6.5 Прием прикрытия звука (округление гласных при пении); 6.6 Округлость звучания; 6.7 Вокальные упражнения; 6.8 Развитие индивидуальных творческих способностей. 2 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 7. Участие в концертах и мероприятиях 18 2 16 Практикум 8. Разучивание песен по выбору детей 10 2 8 Практикум 9. Подготовка к творческому отчету 9.1 Подбор материала; 9.2 Написание сценария; 9.3 Разучивание песен; 9.4 Репетиции. 10. Творческий отчет 10.1 Выступление детей с лучшими номерами. 1 2 1 Беседа, практикум 1 2 1 Беседа, практикум Беседа, практикум, наблюдение Беседа, практикум Беседа, практикум 2 1 3 4 1 1 1 2 4 Практикум 4 1 3 Беседа, практикум 144 51 93 1 Беседа, практикум Практикум Итого: 144 часа Содержание программы 1 года обучения. 1. Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с программой обучения. - Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; - Беседа по технике безопасности; 2. Вокально - педагогическая работа. Цель: Формирование устойчивого интереса к пению. Теория: - Совершенствование певческой технологии. Практика: - Развитие голоса; 9 - Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков) 3. Вокально - технологическая работа. Цель: Научить детей красиво и грамотно петь. Теория: - Качество звука (как его добиться); - Взаимное согласование между голосовыми складками и дыханием; Практика: - Речевая позиция гортани. 4. Выработка чистоты интонации при работе над музыкальном произведении. Цель: Научиться чисто интонировать при работе над произведением. Теория: - Уточнение штрихов и нюансов. Практика: - Проверка выученного материала. 5. Знакомство с общими принципами постановки голоса. Цель: Познакомить учащихся с механизмом голосообразования. Теория: - Изучение механизма голосообразования (анатомическое строение голосового аппарата); - Типы дыхания (ключичное, грудобрюшное, нижнереберное, диафрагматическое); - Певческая атака; - Охрана голоса (беседа о ЗОЖ). Практика: - Координация между слухом и голосом (навыки слухового контроля за качеством своего звучания); - Пение с закрытым ртом. 6. Обучение приемам развития правильного звукообразования. 10 Цель: Выработать правильные певческие навыки, развитие и тренировка голоса для вокального исполнения. Теория: - Ровность тембра голоса в разных регистрах; - Широта диапазона голоса. Практика: - Достижение ровности в окрасе звука; - Выработка единорегистрового звучания (головной и грудной регистры); - Прием прикрытия звука (округление гласных при пении); - Округлость звучания; - Вокальные упражнения; - Развитие индивидуальных творческих способностей. 7. Участие в концертах и мероприятиях. Цель: Реализовать творческий потенциал у обучающихся. 8. Разучивание песен по выбору детей. Цель: Достижение творческого самовыражения личности ребенка через сольное пение. 9. Подготовка к творческому отчету. Цель: Воспитание чувства ответственности к данному мероприятию и деятельности ребенка. Практика: - Подбор материала; -Написание сценария; - Разучивание песен; - Репетиции. 10. Творческий отчет. Цель: Повышение исполнительского уровня детей. Практика: - Выступление детей с лучшими номерами. 11 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 2.3 Учебный план 2 года обучения. № 1. Раздел/Тема занятий Количество часов об ще е 0,5 0,5 10 8 2 10 10 3 3 7 7 Беседа6 практикум Беседа, практикум 4 10 10 2 5 2 2 5 8 Беседа, практикум Беседа6 практикум 6 2 4 10 2 8 Развитие вокальной дикции 3.1 Правила орфоэпии. 3.2 Отчетливое произношение слов во время пения; 3.3 Развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата (достигается путем выполнения различных упражнений). 4. 0,5 0,5 Вокально-педагогическая работа. 2.1 Совершенствование певческой технологии. 2.2 Развитие голоса; 2.3 Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). 3. Форма контроля аттестации Беседа Вводное занятие. 1.1 Беседа о том, чем будем 1 заниматься на занятиях по вокалу; 1 1.2 Беседа по технике безопасности; 2. тео пр ри акт я ик а Беседа, практикум Бемеда6 практикум, наблюдение Развитие звуковысотного и ладогармонического слуха 4.1 Понятие определения звуковысотного и ладогармонического слуха 4.2 Умение чисто петь интервалы; Беседа, практикум 12 4.3 Развитие ладового чувства; 4.4 Узнавание мелодии и точное ее интонирование. 5. 2 2 8 8 10 5 5 10 2 8 Беседа, практикум, наблюдеине 15 10 5 Беседа, практикум, 15 5 10 Беседа, практикум 8 2 10 4 1 2 4 1 8 Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум6 наблюдение 8.1 Приобщение к общечеловеческим ценностям. -8.2 Формирование музыкально эстетического вкуса. 12 6 6 12 6 6 Беседа, практикум Участие в концертах и мероприятиях. Подготовка к творческому отчету 16 2 14 Практикум 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 1 д3 л Развитие музыкальноритмического чувства 5.1 Умение воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма. 5.2 Точное воспроизведение ритма в различных двигательных реакциях 6. Музыкальное интонирование 6.1 Понятие музыкальной интонации. 6.2 Пение упражнений на развитие чистоты звучания голоса. 7. Развитие ансамблевого пения 7.1 начальные навыки двуголосья. 7.2 Умение чисто петь в унисон. 7.3 Пение в терцию. 8. 9. 10 Развитие индивидуальных творческих способностей. 10.1 Подбор материала; 10.2 Написание сценария; 10.3 Разучивание песен; 10.4 Репетиции. 11 Беседа, практикум Беседа6 практикум Беседа, практикум, наблюдение 10 10 Итоговое занятие. Творческий отчет 1.1 Выступление детей с лучшими номерами. 222 76 Беседа, практикум, наблюдение Беседа, практикум Практикум Практикум 146 Итого: 222 часа 13 Содержание программы 2 года обучения. 1. Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с программой обучения. - Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; - Беседа по технике безопасности; 2. Вокально - педагогическая работа. Цель: Формирование устойчивого интереса к пению. Теория: - Совершенствование певческой технологии. Практика: - Развитие голоса; - Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). 3. Развитие вокальной дикции. Цель: Научить детей четко произносить тексты песен. Теория: - Правила орфоэпии. Практика: - Отчетливое произношение слов во время пения; - Развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата (достигается путем выполнения различных упражнений). 4. Развитие звуковысотного и ладогармонического слуха. Цель: Развить звуковысотный и ладогармонический слух. Теория: - Понятие определения звуковысотного и ладогармонического слуха. Практика: - Умение чисто петь интервалы; - Развитие ладового чувства; - Узнавание мелодии и точное ее интонирование. 14 5. Развитие музыкально – ритмического чувства. Цель: Научить осмыслению ритмических и звуковых соотношений, мотивов, мелодий. Теория: - Умение воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Практика: - Точное воспроизведение ритма в различных двигательных реакциях. 6. Музыкальное интонирование. Цель: Воспитание комплекса навыков и умений в слуховом восприятии и интонировании. Теория: - Понятие музыкальной интонации. Практика: - Пение упражнений на развитие чистоты звучания голоса. 7. Развитие ансамблевого пения. Цель: Воспитание гибкого активного слуха, способного функционировать в ансамблевом исполнении. Теория: - начальные навыки двуголосья. Практика: - Умение чисто петь в унисон. - Пение в терцию. 8. Развитие индивидуальных творческих способностей. Цель: Развитие музыкального мышления, творческих навыков, музыкальной памяти, внутренних слуховых представлений. Теория: - Приобщение к общечеловеческим ценностям. Практика: - Формирование музыкально эстетического вкуса. 15 9. Участие в концертах и мероприятиях. Цель: Реализовать творческий потенциал у обучающихся. 10. Разучивание песен по выбору детей. Цель: Достижение творческого самовыражения личности ребенка через сольное пение. 11. Подготовка к творческому отчету. Цель: Воспитание чувства ответственности к данному мероприятию и деятельности ребенка. Практика: - Подбор материала; -Написание сценария; - Разучивание песен; - Репетиции. 12. Творческий отчет. Цель: Повышение исполнительского уровня детей. Практика: - Выступление детей с лучшими номерами. 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 108; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 3. 16 2.5 Учебный план 3 года обучения. № Раздел/тема занятия 1. 3. 5 10 10 2 2 8 8 Беседа, практикум Беседа, практикум 4 10 3 5 1 5 Беседа, практикум Беседа, практикум 10 2 8 Беседа, практикум, наблюдение 6 15 15 4 5 5 2 10 10 Беседа, практикум, наблюдение Беседа, практикум Беседа, практикум 10 5 5 Беседа, практикум 10 5 5 Беседа, практикум 15 15 10 5 5 10 2 8 10 1 4 5 1 4 5 Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум 8 4 4 Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Развитие ансамблевого пения 7.1 Элементы двуголосья; 7.2 Умение чисто петь в унисон; 7.3 Умение исполнять элементарные упражнения на двуголосье. 8. 5 Особенности народного пения 6.1 Особенности народного исполнения. 6.2 Овладение элементарными навыками народного пения. 7. 10 Особенности джазового пения 5,1 Особенности джазового звукоизвлечения. 5.2 Овладение элементарными навыками джазового пения. 6. 0,5 0,5 Регулировочный образ как элемент самообучения в звукообразовании 4.1 Установка эталона; 4.2 Способы достижения этого эталона. 4.3 Сравнительный анализ своих результатов и эталона. 5. 0,5 0,5 Развитие артикуляционного аппарата 3.1 Правила орфоэпии; 3.2 Анатомическое устройство артикуляционного аппарата. 3.3 Развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата. 4. 1 1 Вокально-педагогическая работа 2.1 Совершенствование певческой технологии 2.2 Развитие голоса; 2.3 Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). Форма контроля аттестации Беседа Вводное занятие 1.1 Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; 1.2 Беседа по технике безопасности; 2. Количество часов обще теор пра е ия кти ка Развитие индивидуальных творческих способностей 8.1 Приобщение к общечеловеческим ценностям. 17 8.2 Формирование музыкально эстетического вкуса. Участие в концертах и мероприятиях. 10. Разучивание песен по выбору детей. 9. 8 4 4 Беседа, практикум 16 2 14 Практикум 8 2 6 Практикум 4 4 4 4 4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 3 222 90 132 Итого: 222 часа 11. Подготовка к творческому отчету 11.1 Подбор материала; 11.2 Написание сценария; 11.3 Разучивание песен; 11.4 Репетиции. 12. Творческий отчет 12.1 Выступление детей с лучшими номерами Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Практикум Содержание программы 3 года обучения. 1. Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с программой обучения. - Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; - Беседа по технике безопасности; 2. Вокально - педагогическая работа. Цель: Формирование устойчивого интереса к пению. Теория: - Совершенствование певческой технологии. Практика: - Развитие голоса; - Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). 3. Развитие артикуляционного аппарата. Цель: Познакомить учащихся с строением и работой артикуляционного аппарата, путем наглядно – практических методов. Теория: - Правила орфоэпии; 18 - Анатомическое устройство артикуляционного аппарата. Практика: - Развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата. 4. Регулировочный образ как элемент самообучения в звукообразовании. Цель: Достижение более высокого уровня художественного исполнения. Теория: - Установка эталона; - Способы достижения этого эталона. Практика: - Сравнительный анализ своих результатов и эталона. 5. Особенности джазового пения. Цель: Познакомить и научить детей элементарным навыкам джазового исполнения. Теория: - Особенности джазового звукоизвлечения. Практика: - Овладение элементарными навыками джазового пения. 6. Особенности народного пения. Цель: Познакомить и научить детей элементарным навыкам народного пения. Теория: - Особенности народного исполнения. Практика: - Овладение элементарными навыками народного пения. 7. Развитие ансамблевого пения. Цель: Воспитание гибкого активного слуха , способного функционировать в ансамблевом исполнении. 19 Теория: - Элементы двуголосья; Практика: - Умение чисто петь в унисон; - Умение исполнять элементарные упражнения на двуголосье. 8. Развитие индивидуальных творческих способностей. Цель: Развитие музыкального мышления, творческих навыков, музыкальной памяти, внутренних слуховых представлений. Теория: - Приобщение к общечеловеческим ценностям. Практика: - Формирование музыкально эстетического вкуса. 9. Участие в концертах и мероприятиях. Цель: Реализовать творческий потенциал у обучающихся. 10. Разучивание песен по выбору детей. Цель: Достижение творческого самовыражения личности ребенка через сольное пение. 11. Подготовка к творческому отчету. Цель: Воспитание чувства ответственности к данному мероприятию и деятельности ребенка. Практика: - Подбор материала; -Написание сценария; - Разучивание песен; - Репетиции. 12. Творческий отчет. Цель: Повышение исполнительского уровня детей. Практика: - Выступление детей с лучшими номерами. 20 2.6 Календарный учебный график 3 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 108; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 4. 2.7 Учебный план индивидуального обучения. № Раздел/тема занятия 1. 3. 0,5 0,5 0,5 0,5 10 5 5 10 10 2 2 8 8 Беседа, практикум Беседа, практикум 4 10 3 5 1 5 Беседа, практикум Беседа, практикум 10 2 8 Беседа, практикум, наблюдение 18 6 12 Беседа, практикум, наблюдение 18 6 12 Беседа, практикум Беседа, практикум Сценический вокал 3.1 создание сценического образа; 3.2 умение свободного сценического исполнения; 3.3 работа с микрофоном; 4. 1 1 Вокально-педагогическая работа 2.1 Совершенствование певческой технологии 2.2 Развитие голоса; 2.3 Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). Форма контроля аттестации Беседа Вводное занятие 1.1 Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; 1.2 Беседа по технике безопасности; 2. Количество часов обще теор пра е ия кти ка Музыка и драматический характер. 4.1 эмоциональное воздействие на зрителя; 4.2 умение выражать свое отношение к исполняемому произведению; 21 5. Вокальное исполнение и сценическое действие. 5.1 инсценировка зримых песен; 5.2 применение музыкально-ритмических движений; 5.3 определение мезонсцен в постановке определенного произведения; 6. 3 3 5 5 5 2 2 3 3 Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа Беседа Беседа,практикум 15 5 5 2 10 3 2 8 1 4 1 4 10 5 5 6 5 5 2 2 2 4 3 3 Беседа, практикум Практикум Беседа, практикум 16 2 14 Практикум 8 2 6 Практикум 4 4 4 4 4 2 2 2 2 1 2 2 2 2 3 222 90 132 Итого: 222 часа Беседа Работа с солистами. 7.1 индивидуальный подход к учащимся; 7.2 интеллектуальное и духовное развитие ребенка; 7.3 проверка состояния певческих голосов и динамика их развития; 8. 2 2 5 Гигиена певческого голоса. 6.1 охрана певческого голоса; 6.2 значение ЗОЖ для сохранности голосового аппарата; 6.3 соблюдение общегигиенического режима; 6.4 пагубное воздействие вредных привычек на состояние голоса; 7. 5 5 10 Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Свободные репетиции. 8.1 агитационный процесс; 8.2 разучивание песен по выбору детей; 8.3 репетиционные занятия при подготовке к мероприятию; Участие в концертах и мероприятиях. 10. Разучивание песен по выбору детей. 9. 11. Подготовка к творческому отчету 11.1 Подбор материала; 11.2 Написание сценария; 11.3 Разучивание песен; 11.4 Репетиции. 12. Творческий отчет 12.1 Выступление детей с лучшими номерами Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум Практикум 22 Содержание программы индивидуального обучения. 1. Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с программой обучения. - Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; - Беседа по технике безопасности; 2. Вокально - педагогическая работа. Цель: Формирование устойчивого интереса к пению. Теория: - Совершенствование певческой технологии. Практика: - Развитие голоса; - Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков). 3. Сценический вокал Цель: Научить детей создавать сценический образ. Теория: - Сценические образы и формулы их создания Теория : - создание сценического образа; - умение свободного сценического исполнения; - работа с микрофоном 4. Музыка и драматический характер. Цель: Научить выражать эмоциональное отношение к исполняемому произведению. Теория: - Характеры исполняемых произведений; Практика: - эмоциональное воздействие на зрителя; - умение выражать свое отношение к исполняемому произведению; 23 5. Вокальное исполнение и сценическое действие Цель: Научить соединять в одно целое сценическое действие и вокальное исполнение Теория: - разбор инсценировки зримых песен Практика: - инсценировка зримых песен; - применение музыкально-ритмических движений; - определение мезонсцен в постановке определенного произведения; 6. Гигиена певческого голоса. Цель: Научить соблюдать гигиенический режим здорового голоса Теория: - охрана певческого голоса; - значение ЗОЖ для сохранности голосового аппарата; - пагубное воздействие вредных привычек на состояние голоса; Практика: - соблюдение общегигиенического режима; 7. Работа с солистами. Цель: Разучить сольные песни с одаренными детьми Теория: - индивидуальный подход к учащимся; - интеллектуальное и духовное развитие ребенка; Практика: - проверка состояния певческих голосов и динамика их развития; - разучивание песенного материала 8. Свободные репетиции Цель: Выучить песни по выбору детей Теория: - агитационный процесс; Практика: - разучивание песен по выбору детей; - репетиционные занятия при подготовке к мероприятию; 24 9. Участие в концертах и мероприятиях. Цель: Реализовать творческий потенциал у обучающихся. 10. Разучивание песен по выбору детей. Цель: Достижение творческого самовыражения личности ребенка через сольное пение. 11. Подготовка к творческому отчету. Цель: Воспитание чувства ответственности к данному мероприятию и деятельности ребенка. Практика: - Подбор материала; -Написание сценария; - Разучивание песен; - Репетиции. 12. Творческий отчет. Цель: Повышение исполнительского уровня детей. Практика: - Выступление детей с лучшими номерами. 2.8 Календарный учебный график индивидуального обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 108; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 5. 25 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Каприз" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: звукоусиливающая аппаратура, компьютер. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, записи концертов, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки музыкального материала. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания школьной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого обучающегося; систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формы входного контроля: опрос, игра Формы текущего контроля: игра, беседа, концерт, творческая встреча. Формы итогового контроля: беседа, концерт, опрос, творческий отчет. При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. Критериями оценивания работ являются следующие параметры: музыкальность исполнения, композиционное решение, вокальная техника 26 исполнения, соответствие заданной теме, название песни. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация концертов дает детям возможность заново увидеть и оценить свои творческие спопобности, ощутить радость успеха. 3.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты 1 года обучения Предметные: -будут иметь представления о современных музыкальных стилях; -овладеют различными приемами работы с голосом, необходимыми инструментами; -научатся передавать в песнях прост, общее пространственное положение предметов; - владеть певческим голосом, петь одноголосовые мелодии - развивать гибкость артикуляционного аппарата; - применять элементарные навыки джазового исполнения при пении определенного произведения, петь народные песни - петь двуголосьем, слушать своего соседа при пении в ансамбле; - формировать свой музыкальный вкус; - сравнивать свои результаты в начале года и в конце. - понимать целостность стихов в песнях, уметь находить в них свой собственный смысл, чувствовать радость постижения мира, удивляться его красоте и гармонии. Метапредметные: научатся самостоятельно решать творческие задачи; научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; научатся уметь работать индивидуально и в группе. Личностные: научатся уважительному отношению к труду и бережному отношению к материалам, используемым в работе. научатся творчески, аккуратно завершать начатую работу. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, обучающиеся: 1. Сформируют навыки владения техническими средствами обучения и программами; 27 2. Сформируют навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 3. Научатся работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. Научатся самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. Научатся использовать социальные сети в образовательных целях. IV. Методическое обеспечение С первых же занятий по вокальному мастерству у обучающихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точностям ритма и осмысленности в пении. Использование музыкально-игровых, образно-сценических методов преподавания на всех этапах обучения. Упражнения и вокализы, тренинги, предшествующие работе над произведениями с текстом, являются необходимым материалом для развития голосовых навыков. В комплекс речевого тренинга входят специальные упражнения: • для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности; • упражнения для формирования навыков носового дыхания; • упражнения для выработки координации в работе мышц органов внешней и внутренней артикуляции (нижней челюсти, губ, языка и гортани); • упражнения для развития правильного, свободного голосового звучания и работы над текстом песен. Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в вокальном исполнении. Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала. 28 В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры. Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется, обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного развития личности ребенка. К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся: • внимание к объекту; • органы восприятия: зрение, слух и др.; • память на ощущения и создание на ее основе образных видений; • воображение; • способность к взаимодействию; • логичность и последовательность действий и чувств; • чувство правды; • вера и наивность, • ощущение перспективы действия и мысли; • чувство ритма; • обаяние, выдержка; • мышечная свобода и пластичность; • владение голосом, произношение; • чувство фразы; • умение действовать словом. Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия. Проявление максимального внимания к каждому ребенку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство. В самом начале обучения исполнительские задачи, стоящие перед обучающимся, должны быть ему доступны. По мере совершенствования навыков голосообразования на протяжении всего обучения эти задачи следует постепенно усложнять, но в соответствии с возможностями воспитанника. Подбор произведений, подходящих воспитаннику по его голосу и тембру, поиск индивидуальности в манере исполнения. Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам, в соответствии с их способностями, с учетом физиологии каждого. В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по- разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно, учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне. Так как вокальное 29 искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, обработка, магнитофон и т.д.), то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить воспитанника пользоваться ими в учебном процессе является одной из задач педагога в работе с обучающимися. Практически все воспитанники, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того, чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, следует использовать разговор с ним, когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы: как его зовут, как зовут членов его семьи и т.д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого стоит переходить к постановке речевого голоса с использованием микрофона и звукозаписи; Обучающиеся знакомятся с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, им рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, воспитанники получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении. Вокально-исполнительский потенциал обучающихся должен реализовываться через концертные и конкурсные мероприятия как внутри центра, так и за его пределами. В работе по программе необходимо использовать фильмотеку и разнообразный дидактический материала. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: • I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. • II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). 30 • III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. • IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и ребенка требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с 31 большим объемом заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). V. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения программы «Уровень подготовки знаний школьников» (Т.С.Комарова) ( см. Приложение 5) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. 32 Цель - выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. 1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним. 2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося аккордами (для определения природного регистра голоса). 3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Можно к предложенной диагностике добавить тестирование глубины дыхания по секундомеру и определение уровня развития звуковысотного слуха. Результаты диагностики заносятся в таблицу. В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. VI. Список литературы. Список литературы для педагога и подготовки программы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 33 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 14. Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010. 34 15. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. 16. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г. 17. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г. 18. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г. 19. Кадобнова И.В, Усачева В.О. Учебная книга «Искусство слышать»Изд-во «Панас-аэро».1990. 20. В.И Петрушин «Слушай, пой, играй» М., - 1997 г. 21. Емельянов В.В. «Развитие голоса: координация и тренинг». Из-во «Лань», - 1997 г. 22. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации. Из-во «Наука», 1991 г. 23. Суртаев В.Я. «Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика». – СПб.: изд. Санкт-Петербургского гос. Университета К. и И., - 2006 г. 24. .Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ 25. .Международный образовательный портал https://www.maam.ru/ 35 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий творческого объединения «КАПРИЗ» месяц тематика ноябрь День матери декабрь Новогодние утренники февраль День Защитника Отечества мероприятие Концерт, посвященный Дню матери Выступление на новогодних елках Выступления на патриотических мероприятиях март Выступления на праздничных концертах Участие в концертах Выступление на концертах апрель май Международный женский день День космонавтики День Победы Приложение 2 Календарный учебный график 1 года обучения № п/п 1 Дата Тема занятия Время проведения занятия Форма занятия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1Техника безопасности на занятиях 2 Колво часов Вокальнопедагогическая работа Место проведен ия Форма контроля МБОУ лицей № 7 2 теория беседа МБОУ лицей №7 36 2.1Совершенствов ание певческой технологии. 2.2Развитие голоса; 3 4 5 2.3Формирование певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков) Вокальнотехническая работа комбини рованная Беседа, практикум Беседа , практикум 10 комбини рованная 5 комбини рованная 5 Беседа , практикум, наблюдение МБОУ лицей №7 3.1Качество звука (как его добиться); 10 комбини рованная Беседа, практикум, наблюдение 3.2 Взаимное согласование между голосовыми складками и дыханием; 3.3 Речевая позиция гортани. Выработка чистоты интонации 5 комбини рованная Беседа, практикум 5 комбини рованная Беседа, практикум 4.1 Уточнение штрихов и нюансов. 10 комбини рованная Беседа, практикум 4.2 Проверка выученного материала. 10 комбини рованная Беседа, практикум, наблюдение Знакомство с общими принципами постановки голоса 5.1Изучение механизма голосообразования (анатомическое МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 4 Комбини рованная Беседа, наблюдение 37 строение голосового аппарата); 5.2 Типы дыхания (ключичное, грудобрюшное, нижнереберное, диафрагматическо е) 5.3 Певческая атака; 6 4 Беседа, наблюдение Комбини рованная 4 Комбини рованная Беседа, практикум 5.4 Охрана голоса (беседа о ЗОЖ). 2 Комбини рованная Беседа, наблюдение 5.5Координация между слухом и голосом (навыки слухового контроля за качеством своего звучания); 2 Комбини рованная Беседа, практикум 5.6 Пение с закрытым ртом. 4 Комбини рованная Беседа, практикум Обучение приемам развития правильного звукообразования МБОУ лицей №7 6.1 Ровность тембра голоса в разных регистрах; 2 Комбини рованная Беседа, практикум 6.2 Широта диапазона голоса. 2 Комбини рованная Беседа, практикум 38 7 6.3 Широта диапазона голоса. 2 Комбини рованная Беседа, практикум 6.4 Выработка единорегистрового звучания (головной и грудной регистры); 4 Комбини рованная Беседа, практикум 6.5 Прием прикрытия звука (округление гласных при пении); 2 Комбини рованная Беседа, практикум 6.6 Округлость звучания; 2 Комбини рованная Беседа, практикум, наблюдение 6.7 Вокальные упражнения; 2 Комбини рованная Беседа, практикум 6.8 Развитие индивидуальных творческих способностей. Участие в концертах и мероприятиях 2 Комбини рованная Беседа, практикум 18 практик а 10 практик а 8 Разучивание песен по выбору детей 9 Подготовка творческому отчету к МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 9.1 Подбор материала; 2 Комбини рованная Беседа, практикум 9.2 Написание сценария; 1 Практика Практикум 39 9.3 Разучивание песен; 3 Комбини рованная Беседа, практика 9.4 Репетиции. 4 Практика Практикум МАУК МГП «ЦКиД» Творческий отчет 10 10.1 Выступление детей с лучшими номерами. Комбини рованная 2 Беседа, практикум Приложение 3 Календарный учебный график 2 года обучения № п/п 1 Дата Тема занятия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. Колво часов Время проведения занятия Форма занятия Место проведе ния Форма контроля МБОУ лицей №7 40 02.09.2023 02.09.2023 2 05.09.2023 07.09.2023 09.09.2023 12.09.2023 14.09.2023 16.09.2023 19.09.2023 21.09.2023 23.09.2023 26.09.2023 28.09.2023 30.09.2023 03.10.2023 05.10.2023 07.10.2023 3 10.10.2023 12.10.2023 14.10.2023 17.10.2023 19.10.2023 21.10.2023 24.10.2023 26.10.2023 28.10.2023 31.10.2023 02.11.2023 07.11.2023 09.11.2023 1.1 Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; 1 теория беседа 1.2 Беседа по технике безопасности Вокальнопедагогическая работа 1 теория беседа МБОУ лицей №7 2.1Совершенство вание певческой технологии. 10 2.2Развитие голоса; 2.3Формировани е певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков) Развитие вокальной дикции комбиниро ванная Беседа, практикум комбиниро ванная Беседа , практикум 10 10 комбиниро ванная Беседа , практикум, МБОУ лицей №7 3.1 Правила орфоэпии. 4 комбиниро ванная Беседа, практикум 3.2 Отчетливое произношение слов во время пения; 3.3 Развитие гибкости и подвижности артикуляционног о аппарата (достигается путем выполнения различных упражнений). 10 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение 41 Развитие звуковысотного и ладогармоническ ого слуха 4 11.11.2023 14.11.2023 16.11.2023 18.11.2023 21.11.2023 23.11.2023 25.11.2023 28.11.2023 30.11.2023 02.12.2023 05.12.2023 07.12.2023 09.12.2023 12.12.2023 14.12.2023 16.12.2023 19.12.2023 21.12.2023 5 23.12.2023 26.12.2023 28.12.2023 30.12.2023 09.01.2024 11.01.2024 13.01.2024 16.01.2024 18.01.2024 20.01.2024 6 23.01.2024 25.01.2024 27.01.2024 30.01.2024 01.02.2024 03.02.2024 06.02.2024 4.1 Понятие определения звуковысотного и ладогармоническ ого слуха 4.2 Умение чисто петь интервалы; МБОУ лицей №7 6 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, 4.3Развитие ладового чувства; 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, 4.4 Узнавание мелодии и точное ее интонирование. Развитие музыкальноритмического чувства 5.1 Умение воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма. 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение 10 Комбинир ованная Беседа, практикум, наблюдение 5.2 Точное воспроизведение ритма в различных двигательных реакциях Музыкальное интонирование 10 Комбинир ованная Беседа, практикум, наблюдение 6.1 Понятие музыкальной интонации. 15 МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 Комбинир ованная Беседа, практикум 42 08.02.2024 10.02.2024 13.02.2024 15.02.2024 17.02.2024 20.02.2024 22.02.2024 6.2 Пение упражнений на развитие чистоты звучания голоса. 15 Развитие ансамблевого пения 7 27.02.2024 29.02.2024 02.03.2024 05.03.2024 07.03.2024 12.03.2024 14.03.2024 16.03.2024 19.03.2024 21.03.2024 МБОУ лицей №7 7.1 начальные навыки двуголосья. 8 Комбинир ованная Беседа, практикум 7.2 Умение чисто петь в унисон. 2 Комбинир ованная Беседа, практикум 7.3 Пение в терцию. 10 Комбинир ованная Беседа, практикум, наблюдение Развитие индивидуальных творческих способностей. 8 23.03.2024 26.03.2024 28.03.2024 30.03.2024 02.04.2024 04.04.2024 06.04.2024 09.04.2024 11.04.2024 13.04.2024 16.04.2024 18.04.2024 9 20.04.2024 23.04.2024 25.04.2024 27.04.2024 02.05.2024 04.05.2024 07.05.2024 14.05.2024 16.05.2024 18.05.2024 МБОУ лицей №7 8.1 Приобщение к общечеловеческ им ценностям. 12 Комбинир ованная Беседа, практикум 8.2 Формирование музыкально эстетического вкуса. 12 Комбинир ованная Беседа, практикум Участие в концертах и мероприятиях. 16 Подготовка творческому отчету 10 Беседа, практикум Комбинир ованная 10.1 Подбор материала; Практика к МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 4 Комбинир ованная Беседа, практикум 43 21.05.2024 23.05.2024 25.05.2024 10.2 Написание сценария; 4 Практика Практикум 10.3 Разучивание песен; 2 Комбинир ованная Беседа, практика Творческий отчет 11 28.05.2024 11.1 Выступление детей с лучшими номерами. Практика 2 МАУК МГП «ЦКиД » практикум Приложение 4 Календарный учебный график 3 года обучения № п/п 1 Дата Тема занятия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. Колво часов Время проведения занятия Форма заня-тия Место провед ения Форма контроля МБОУ лицей №7 44 02.09.2023 02.09.2023 2 06.09.2023 07.09.2023 09.09.2023 13.09.2023 14.09.2023 16.09.2023 20.09.2023 21.09.2023 23.09.2023 27.09.2023 28.09.2023 30.09.2023 04.10.2023 05.10.2023 07.10.2023 3 11.10.2023 12.10.2023 14.10.2023 18.10.2023 19.10.2023 21.10.2023 25.10.2023 26.10.2023 28.10.2023 01.11.2023 02.11.2023 08.11.2023 1.1 Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; 1 теория беседа 1.2 Беседа по технике безопасности Вокальнопедагогическая работа 1 теория беседа 2.1Совершенств ование певческой технологии. 2.2Развитие голоса; 2.3Формировани е певческого звука (индивидуальное воздействие на формирование певческих навыков) Развитие артикуляционно го аппарата МБОУ лицей №7 комбиниро ванная Беседа, практикум комбиниро ванная Беседа , практикум 10 10 комбиниро ванная 10 Беседа , практикум, МБОУ лицей №7 3.1 Правила орфоэпии. 4 комбиниро ванная Беседа, практикум 3.2 Анатомическое устройство артикуляционно го аппарата. 3.3Развитие гибкости и подвижности артикуляционно го аппарата. 10 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение 45 Регулировочный образ как элемент самообучения в звукообразовани и 4 4.1 Установка эталона; 6 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение 4.2 Способы достижения этого эталона. 15 комбиниро ванная Беседа, практикум, 02.12.2023 06.12.2023 07.12.2023 09.12.2023 13.12.2023 14.12.2023 16.12.2023 4.3 Сравнительный анализ своих результатов и эталона. 15 комбиниро ванная Беседа, практикум, 20.12.2023 21.12.2023 23.12.2023 27.12.2023 28.12.2023 Особенности джазового пения 5.1 Особенности джазового звукоизвлечения . 09.11.2023 11.11.2023 15.11.2023 16.11.2023 18.11.2023 22.11.2023 23.11.2023 25.11.2023 29.11.2023 30.11.2023 5 30.12.2024 10.01.2024 11.01.2024 13.01.2024 17.01.2024 6 18.01.2024 20.01.2024 24.01.2024 25.01.2024 27.01.2024 31.01.2024 01.02.2024 03.02.2024 07.02.2024 08.02.2024 10.02.2024 14.02.2024 15.02.2024 17.02.2024 7 МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 10 Комбинир ованная 5.2 Овладение элементарными навыками джазового пения. Особенности народного пения 10 Комбинир ованная 6.1 Особенности народного исполнения. 15 Комбинир ованная Беседа, практикум 6.2 Овладение элементарными навыками народного пения. 15 Комбинир ованная Беседа, практикум Развитие ансамблевого пения Беседа, практикум Беседа, практикум МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 46 21.02.2024 22.02.2024 28.02.2024 29.02.2024 02.03.2024 06.03.2024 07.03.2024 13.03.2024 14.03.2024 16.03.2024 8 20.03.2024 21.03.2024 23.03.2024 27.03.2024 28.03.2024 30.03.2024 03.04.2024 04.04.2024 9 10 06.04.2024 10.04.2024 11.04.2024 13.04.2024 17.04.2024 18.04.2024 20.04.2024 24.04.2024 25.04.2024 27.04.2024 02.05.2024 04.05.2024 11 08.05.2024 15.05.2024 7.1 Элементы двуголосья; 2 Комбинир ованная Беседа, практикум 7.2 Умение чисто петь в унисон. 8 Комбинир ованная Беседа, практикум 7.3 Умение исполнять элементарные упражнения на двуголосье. Развитие индивидуальных творческих способностей. 10 Комбинир ованная Беседа, практикум 8.1 Приобщение к общечеловеческ им ценностям. 8 Комбинир ованная Беседа, практикум 8.2 Формирование музыкально эстетического вкуса. 8 Комбинир ованная Беседа, практикум Участие в концертах и мероприятиях. 16 Разучивание песен по выбору детей. 8 Подготовка творческому отчету 11.1 Подбор материала; МБОУ лицей №7 Практика Практика к МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 4 Комбинир ованная Беседа, практикум 11.2 Написание сценария; 4 Практика 16.05.2024 18.05.2024 Практикум 22.05.2024 23.05.2024 11.3 Разучивание песен; 4 Комбинир ованная Беседа, практика 11.4 Репетиции. 4 Практика Практикум 25.05.2024 29.05.2024 47 Творческий отчет 12 30.05.2024 10.1 Выступление детей с лучшими номерами. Практика 2 МАУК МГП «ЦКиД » практикум Приложение 5 Календарный учебный график индивидуального обучения № п/п Дата Тема занятия Колво часов Время проведения занятия Форма занятия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1 05.09.2023 05.09.2023 2 06.09.2023 07.09.2023 12.09.2023 13.09.2023 14.09.2023 Место провед ения Форма контроля МБОУ лицей №7 1.1 Беседа о том, чем будем заниматься на занятиях по вокалу; 1 теория беседа 1.2 Беседа по технике безопасности Вокальнопедагогическая работа 1 теория беседа 2.1Совершенст вование певческой технологии. МБОУ лицей №7 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 48 19.09.2023 20.09.2023 21.09.2023 26.09.2023 27.09.2023 28.09.2023 03.10.2023 04.10.2023 05.10.2023 10.10.2023 3 11.10.2023 12.10.2023 17.10.2023 18.10.2023 19.10.2023 24.10.2023 25.10.2023 26.10.2023 31.10.2023 01.11.2023 02.11.2023 07.11.2023 2.2Развитие голоса; 2.3Формирован ие певческого звука (индивидуально е воздействие на формирование певческих навыков) Сценический вокал 3.1. создание сценического образа; 3.2 умение свободного сценического исполнения; 3.3 работа с микрофоном; 10 комбиниро ванная 10 комбиниро ванная 08.11.2023 09.11.2023 14.11.2023 15.11.2023 16.11.2023 21.11.2023 22.11.2023 23.11.2023 28.11.2023 29.11.2023 30.11.2023 05.12.2023 06.12.2023 07.12.2023 12.12.2023 13.12.2023 14.12.2023 19.12.2023 4 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 комбиниро ванная Беседа, практикум 10 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение МБОУ лицей №7 4.1 эмоциональное воздействие на зрителя; 18 комбиниро ванная Беседа, практикум, наблюдение 4.2 умение выражать свое отношение к исполняемому произведению; 18 комбиниро ванная Беседа, практикум, МБОУ лицей №7 Вокальное исполнение и сценическое действие. 5 20.12.2023 21.12.2023 26.12.2023 Беседа , практикум, МБОУ лицей №7 Музыка и драматический характер. 4 Беседа , практикум 5.1 инсценировка зримых песен; 5 Комбинир ованная Беседа, практикум 49 27.12.2023 28.12.2023 09.01.2024 10.01.2024 11.01.2024 16.01.2024 17.01.2024 18.01.2024 5.2 применение музыкальноритмических движений; 5.3 определение мезонсцен в постановке определенного произведения; 5 10 Комбинир ованная Беседа, практикум Комбинир ованная Беседа, практикум МБОУ лицей №7 Гигиена певческого голоса. 6 23.01.2024 24.01.2024 25.01.2024 30.01.2024 31.01.2024 01.02.2024 06.02.2024 07.02.2024 08.02.2024 13.02.2024 14.02.2024 15.02.2024 20.02.2023 21.02.2024 22.02.2024 6.1 охрана певческого голоса; 5 Комбинир ованная Беседа, практикум 6.2 значение ЗОЖ для сохранности голосового аппарата; 5 Комбинир ованная Беседа, практикум 6.3 соблюдение общегигиениче ского режима; 15 Комбинир ованная Беседа, практикум 6.4 пагубное воздействие вредных привычек на состояние голоса; 5 Комбинир ованная Беседа МБОУ лицей №7 Работа с солистами. 7 27.02.2024 28.02.2024 29.02.2024 05.03.2024 06.03.2024 07.03.2024 12.03.2024 13.03.2024 14.03.2024 19.03.2024 7.1индивидуаль ный подход к учащимся; 7.2интеллектуа льное и духовное развитие ребенка; 7.3 проверка состояния певческих голосов и 2 Комбинир ованная Беседа, практикум 8 Комбинир ованная Беседа, практикум 10 Комбинир ованная Беседа, практикум 50 динамика их развития; 20.03.2024 21.03.2024 26.03.2024 8.1 агитационный процесс; 6 Комбинир ованная Беседа, практикум 27.03.2024 28.03.2024 02.04.2024 8.2 разучивание песен по выбору детей; 5 Комбинир ованная Беседа, практикум 8.3 репетиционные занятия при подготовке к мероприятию Участие в концертах и мероприятиях. 5 Комбинир ованная 03.04.2024 04.04.2024 9 10 МБОУ лицей №7 Свободные репетиции. 8 09.04.2024 10.04.2024 11.04.2024 16.04.2024 17.04.2024 18.04.2024 23.04.2024 24.04.2023 25.04.2024 02.05.2024 07.05.2024 08.05.2024 16 Практика Практикум МБОУ лицей №7 Практикум МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 Практикум 8 Практика 14.05.2024 15.05.2024 Разучивание песен по выбору детей. Подготовка к творческому отчету 11.1 Подбор материала; 4 Комбинир ованная Беседа, практикум 16.05.2024 21.07.2024 11.2 Написание сценария; 4 Практика Практикум 22.05.2024 23.05.2024 11.3 Разучивание песен; 4 Комбинир ованная Беседа, практика 28.05.2024 29.05.2024 11.4 Репетиции. 4 Практика Практикум 11 Творческий отчет 12 30.05.2024 10.1 Выступление детей с 2 Практика МАУК МГП «ЦКиД » практикум 51 лучшими номерами. Приложение 6 Диагностика певческих способностей̆ детей̆. № ФИО Певческий Сила Особенности Продолжитель Точность диапазон звука тембра Звуковысотный Чувство ность дыхания интонирования слух ритма Определение уровней развития голоса и вокально-хоровых навыков № Критерии 1 Показатели Особенности Сила звука Уровень Низкий Средний Голос слабый Голос не очень Голос сильный. сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко. В голосе слышен хрип и сип. Голос тусклый, не выразительный Нет ярко выраженного тембра, но старается петь голоса 2 Особенности тембра Высокий Голос звонкий, яркий 52 выразительно. Певческий диапазон 3 4 Развитие дыхания 5 6 Развитие звуковысот ного слуха Певческий диапазон в пределах 2-3 звуков Диапазон в пределах возрастной нормы Широкий диапазон Продолжительность Менее 13 сек. (звуковая проба «М») 13-15сек. Более 15сек. Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) Менее 14 сек. 14-16сек. Более 15сек. Муз. слуховые представления. Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Пение знакомой мелодии при незначительной поддержке педагога. Пение знакомой мелодии самостоятельно Неумение пропеть незнакомую мелодию с сопровождением после многократного ее повторения. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний 7 Точность интонирования Интонирование мелодии голосом отсутствует, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука Интонирует общее направление движения мелодии, чистое интонирование 23звуков Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. 8 Различение звуков по высоте Не различает Различает в пределах октавы и септимы Различает в пределах сексты и квинты 53 Певческая установка Поза расслабленная, плечи опущены Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время. Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого 10 Звуковедение. Пение отрывистое, крикливое. Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик Пение естественным голосом без напряжения, протяжно 11 Дикция. Невнятное произношение, значительные речевые нарушения Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении. Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении 12 Дыхание Дыхание берется непроизвольно. Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами Умение брать дыхание между фразами 13 Умение петь в ансамбле Неумение петь, слушая товарищей. Стремление выделиться в хоровом исполнении (раньше вступить, громче петь) Умение начинать и заканчивать вместе 14 Выразительность исполнения Пение не эмоциональное Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой 9 Вокальнохоровые навыки 54 Низкий - 1 балл средний – 2 баллавысокий – 3 балла При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально – хоровыминавыками все баллы суммируются. 14 – 22 – низкий уровень 23 – 33 – средний уровень 34 – 44 – высокий уровень 55