ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 года обучения 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения 2.3 Учебный план 2 года обучения 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. VII ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 2 3 9 9 27 13 30 17 17 17 18 20 23 24 26 26 27 30 38 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность и разработана для детей 7-10 лет. Ее реализация позволяет развивать индивидуальные качества детей в прикладном творчестве, стимулировать познавательную активность, приобщать к общечеловеческим ценностям. Занятия рук формируют умения, которые пригодятся в жизни и помогут в профессиональной ориентации. Работа в объединении «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ № 273); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018г. - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629); - Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); -Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых 6 образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09); - Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям 3 воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). - Устав МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы состоит в том, что отвечает потребностям детей и их родителям, доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты в работе. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. В ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми художественными материалами. Новизна программы «Творческая мастерская» заключается в том, что построение программы позволяет вводить в планы занятий появляющиеся новинки декоративного искусства в области лепки, что делает творчество модным и современным. Занятия лепкой и другими видами рукоделия также благотворно влияют на психологическое состояние детей любого возраста: снимают стрессовые состояния, успокаивают нервную систему детей Педагогическая целесообразность определяется важностью и востребованностью в начальном звене школы, в том числе занятостью досуга детей. Определяется учетом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе трудовых навыков, развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса. Творческая деятельность создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. Отличительной особенностью «Творческой мастерской» является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Необходимо за такой короткий промежуток времени показать палитру возможностей декоративно-прикладного творчества, показать «изюминки», что позволит не только сделать содержание образования более вариативным, но и смотивировать обучающихся на запись творческого объединения на следующий год. Содержание данной программы формировалось согласно проверенным временем эффективным принципам: современность, гибкость, оригинальность нетрадиционных форм и методов учебной деятельности. Содержание занятий всегда разнообразно и необычно, эмоционально и интеллектуально, доступно и личностно ориентировано. Так же отличительной особенностью является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» других форс- мажорных обстоятельств. Программа адаптирована для реализации в условиях отдаленного поселения или временного ограничения (приостановки) для 4 обучающихся занятий в очной (контактной) форме по санитарноэпидемиологическим и другим основаниям и включает все необходимые инструменты электронного обучения. Программа предполагает связь с предметами общеобразовательной школы: -технологией(детям даются знания о лепке, народных промыслах, предметах украшения быта) -ИЗО (получают знания о художественной композиции, эстетике оформления изделий, сочетания цветов) - литературой (посредством использования сказочного сюжета усиливается нравственно этический и культурный аспекты) Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 7-10 лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения: Срок реализации программы: 2 года. 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год. 2-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год, Формы организации образовательного процесса. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть). Формой занятия является учебное занятие (40 мин). Итоговые занятия – демонстрация своих творческих работ. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся осуществляется по желанию. Предполагаются следующие формы организации занятий: -изучение нового материала; -формирование новых умений и навыков; -практические занятия; -защиты проектов; -викторины; -игры. Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: поставленными целями и задачами; принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; 5 возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); наличие соответствующей материально-технической базы. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все элементы воспитания при обучении изобразительному искусству тесно связаны между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель данной программы – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения через изготовление изделий из соленого теста. 6 Задачи программы: Личностные: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; - развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание; - развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер; - пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); - расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед. Метапредметные: - формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел - приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, - формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. - добиваться максимальной самостоятельности детского творчества. - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. - определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. - определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 7 - корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. - использовать в работе литературу, инструменты, приборы. - оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Предметные: - знакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста; - приобретение навыков учебно-исследовательской работы. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для обучающихся ставятся следующие задачи: 1. формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; 2. формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 3. развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. (см. Приложение 1) 8 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план 1 года обучения. 1 2 3 4 5 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1Техника безопасности на занятиях. 2 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 1.3Техника безопасности в период проведения Новогодних елок. Пожарная безопасность, безопасное пользование пиротехническими средствами. Мозаичная пластилинография. 2.1 Панно «Яблоки поспели». 2.2 Панно «Гроздь винограда». 2.3 Панно «Осень». 2.4 Панно «Миледи» Коллективная работа 1 1 1 1 Форма контроля, аттестации всего Количество часов практика Раздел / Тема занятия теория № 2 беседа 3 3 3 7 4 4 4 8 Беседа, практикум Иллюст, практикум Игра, практикум Игра, практикум 1 7 8 1 1 7 7 8 8 Творческое задание, практикум Иллюс., практикум Игра, практикум Модульная пластилинография. 4.1 Панно «Снеговик» 1 3 4 4.2 Панно «Елочка». 1 3 4 4.3 Картина – панно «Зимнее дерево». 4.4 Панно «Зимние забавы». 4.5 Панно «Каштановый мишка». 1 1 1 3 5 3 4 6 4 4.6 Панно «Мой любимый домашний питомец». 1 7 8 Практикум, выставка работ Изготовление объемных изделий 5.1 «Улитка» 1 5 6 5.2 «Совушка -сова» 5.3 «Дымковская игрушка» 1 1 5 5 6 6 Иллюстрации, практикум Творческое задание Иллюст. практикум Наглядное пособие, Контурная пластилинография 3.1 Изготовление панно «Божья коровка». 3.2 Панно «Дерево счастья». 3.3 Панно «Веселая радуга». Коллективная работа. 9 Иллюстрирование, практикум Наглядное пособие, практикум Практикум, беседа Практикум, беседа Практикум, беседа 6 5.4 «Хлеб, бублик, крендель» Обратная пластилинография. 6.1 Картина – панно « Герои мультфильмов» 1 3 4 практикум 2 8 10 1 7 8 Творческое задание, практикум Иллюстрации. Беседа, практикум иллюстрации. 6.3 Панно « 9 мая». 1 5 6 6.4Моя идея. 1 7 8 6.5 Путешествие по миру. 1 5 6 Наглядное пособие, практикум Подведение итогов. 7.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 7.2 Оформление выставки. 1 1 2 1 1 2 диагностика по проверочной карте итоговая выставка, творческий отчет 27 113 140ч 6.2 Картина «Мой любимый сказочный герой». 7 10 Беседа, практикум Викторина, Беседа, практикум Содержание учебного плана 1 года обучения. 1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий. Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике безопасности. Практика: изучаем технику и методы лепки. 2) Мозаичная пластилинография. Задачи: Познакомить с техникой «Пластилинография». Напомнить свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Теория: Справка о мозаичной пластилинографии. Изучение изделий, выполненных в данной технике. Практика: Изготовление панно «Яблоки поспели», «Гроздь винограда», «Осень». 3) Контурная пластилинография. Задачи: познакомить с контурная пластилинографией. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Теория: справка о контурной пластилинографии. Изучение изделий, выполненных в данной технике декорирования. Инструменты, материалы приспособления. Практика: Изготовление панно «Божья коровка», «Дерево счастья», «Веселая карусель». 4) Модульная пластилинография. Задачи: Познакомить с техникой модульная пластилинография. Просмотр презентации по теме. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Теория: справка о модульной пластилинографии.. Практика: выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление. 5) Изготовление объемных изделий Задачи: развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику руки, развивать глазомер. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда. 11 Занятия этой темы стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления. Теория: рассказать о форме, пропорции, объеме. Практика: изготавливаем формы для объемных деталей, лепим из пластилина. 6) Панно из соленого теста Задачи: развивать у обучающихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес. Развивать эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия. Познакомить обучающихся приемам обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. Теория: Справка об обратной пластилинографии. Просмотр презентации по теме. Практика: Изготовление панно «Герои мультфильмов», « Мой любимый сказочный герой», «9 мая». 7) Оформление выставок. Подведение итогов года. Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. Теория: итоговая беседа. Практика: подготовка выставки. 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 12 2.2 Учебный план 2 года обучения. 1 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1.1Техника безопасности на занятиях. 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 2 3 4 5 Техника «Пейп-арт» 2.1 Карандашница «Осень». 2.2 Панно «Гроздь винограда» 2.3 Изготовление панно «Дерево счастья» 2.4 Ваза «Волшебный сосуд» 2.5.«Волшебный сундучок». Коллективная работа. 2 2 Форма контроля, аттестации всего Количество часов практика Раздел / Тема занятия теория № 2 2 беседа беседа 2 1 1 6 7 9 8 8 10 Беседа, практикум Иллюст, практикум Игра, практикум 1 1 9 11 10 12 Беседа, практикум Иллюст, практикум Техника «Декупаж» 3.1 Панно на СDдисках. 2 8 10 3.2 Панно «День Победы» 2 8 10 3.3 Декупаж кухоной доски. 1 11 12 3.4 Декупаж подарочной банки. 1 9 10 3.5 Декупаж новогодних шаров 3.6 Изготовление елочных игрушек из лампочек. 1 1 11 9 12 10 3.7 Технология изготовления вазы «Осений блюз» в технике «терра». Технология изготовления изделий из бумажной лозы 4.1 Цветы « Кактус», «Ромашки» 4.2 «Котенок Мур» 4.3 «Совушка» 4.4 «Улитка» 4.5 Панно «Потапыч» 4.6 Панно «Буква» 4.7 Панно «Леди» 4.8 Панно «Волшебное дерево» Коллективная работа 2 10 12 Иллюстрирование, практикум Наглядное пособие, практикум Практикум, беседа Практикум, Наглядное пособие, практикум Иллюстрирование, Наглядное пособие, практикум. Выставка работ. 2 1 1 1 1 1 1 1 6 7 9 9 9 11 9 9 8 8 10 10 10 12 10 10 Творческое задание, практикум Иллюс., практикум Игра, практикум Викторина, практикум Практикум Выставка работ Подведение итогов. 13 5.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 5.2 Оформление выставки. 1 1 2 1 1 2 Итого 31 179 210 14 диагностика по проверочной карте итоговая выставка, творческий отчет Содержание учебного плана 2 года обучения. 1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и выполнять его задания. Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий. Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике безопасности. Практика: изучаем технику и методы лепки. 2) Техника «Пейп-арт». Задачи: ознакомить детей с с техникой «Пейп-арт», основными приемами работы и материалами. Способствовать развитию художественного вкуса. Создание условия для развития умений делать красоту из бросового, подручного материалов. Путем легких, систематически подобранных и интересных работ способствовать развитию у ребенка мелкой моторики и творческого потенциала. Теория: Историческая справка о технике декорирования «пейп – арт». Изучение изделий, выполненных в данной технике декорирования. Инструменты, материалы приспособления. Композиция. Подготовка поверхности. Правила выкладывания жгутов из салфетки. Правила работы с акриловой краской. Практика: Изготовление органайзера для канцелярских принадлежностей, панно «Дерево счастья». Декор предметов «Волшебный сосуд», «Волшебный сундучок». 3) Технология изготовления декоративных украшений Задачи: научить использовать соленое тесто в декоративных поделках для украшения своего интерьера, приемы и правила окраски и оформления лепных декоративных изделий. Теория: просмотр иллюстраций для примера, беседа о цвете, оттенках, тональности, теплых и холодных цветах, контрасте. Практика: учимся на палитре смешивать краски, получая составные, теплые, холодные, светлые, темные цвета. 4) Техника «Декупаж». Задачи: Познакомить с техникой «Декупаж» основными приемами работы и материалами. Способствовать развитию художественного вкуса. Создание условия для развития умений делать красоту из бросового, подручного материалов. Изучение правил техники безопасности с красками, лаками, клеем, феном. Теория: Историческая справка о технике декорирования «Декупаж». Практика: Прямой декупаж разделочной доски с салфеткой. Обратный декупаж бутылки с салфеткой. Панно на СD диске. Декор стеклянной баночки. Изготовлени вазы «Осений блюз». 7) Оформление выставок. Подведение итогов года. 15 Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых. Необходимо для развития у ребенка ответственности, желания развиваться и достигать определенных программой целей и задач. Теория: итоговая беседа. Практика: подготовка выставки. 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 108; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 3. 16 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Волшебная лепка" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами, подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их изготовления. Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого обучающегося; систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; объективность; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формы входного контроля: опрос, игра Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра – путешествие Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра – путешествие При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. 17 Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие заданной теме, название рисунка. Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. 3.3 Планируемые результаты Ожидаемые результаты обучения. Личностные: научатся уважительному отношению к труду и бережному отношению к материалам, используемым в работе. научатся творчески, аккуратно завершать начатую работу. В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, обучающиеся: 1. Сформируют навыки владения техническими средствами обучения и программами; 2. Сформируют навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; 3. Научатся работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; 4. Научатся самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; 5. Научатся использовать социальные сети в образовательных целях. Метапредметные: научатся самостоятельно решать творческие задачи; научатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; научатся уметь работать индивидуально и в группе. Предметные: будут иметь представления о современных технологиях в пластилинографии; овладеют различными приемами работы с пластилином, необходимыми инструментами; научатся передавать в работах простейшую форму предметов, общее пространственное положение предметов; научатся изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания точных образов в лепке; 18 узнают технику безопасности работы с инструментами и материалами; научатся различным приёмам работы с тестом разной рецептуры; научатся украшать изделия и самостоятельно выбирать способы украшения. 19 IV. Методическое обеспечение Рабочая программа наглядно знакомит детей школьного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (клей, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы. Это пластиковые вилки, зубные щетки, шприц, трубочки для коктейля, пластиковые пробки от бутылок, салфетки,, СDдиски, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира. В рабочей программе объединения «Творческая мастерская» планируются занятия по рукоделию с использованием различных нетрадиционных техник, декоративных и прикладных работ: Пластилинография; Пейп Арт; Бумажная лоза; Декупаж. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рукоделия и декоративно прикладному искусству. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс скульптора. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают рабочие материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов лепки и декора рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками и др. В процессе работы на занятиях обучающиеся вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: • I этап - организационный. 20 Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. • II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). • III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. • IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 21 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и ребенка требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации, выполнение художественных творческих конкурсных работ с большим объемом заданий. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 22 V. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения программы «Уровень подготовки знаний школьников» (Т.С.Комарова) ( см. Приложение 4) Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. 23 VI. Список литературы. Список литературы для педагога и подготовки программы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в 24 Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 14. 3. В.С. Горичева Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002 15. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. 16. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г. 17. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М. Просвещение, 2010 г. 18. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г. 19. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996. 20. Вешкина О.Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010. 21. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань/Александра Быстрицкая. – М.: Айриспресс, 2010. 22.Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/ 23.Социальны интернет-сервис https://ru.pinterest.com/bolt1379/ 24. Сайт о прикладном творчестве https://stranamasterov.ru/ 25 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Волшебная лепка» месяц ноябрь тематика День матери мероприятие Конкурс подарков, посвященных Дню матери декабрь Новогодние украшения Изготовление игрушек на елку из соленого теста февраль День защитников отечества Выставка работ, посвященных Дню защитника отечества Масленица Викторина «Народная Масленица» март Международный женский Изготовление сувениров и подарков для день бабушек и мам апрель Праздник Светлой Пасхи Подготовка к муниципальному конкурсу «Пасху празднует Россия!» май День Победы Оформление коллективной работы 26 Приложение 2 Календарный учебный график 1 года обучения № п/п Дата Тема занятия Колво часо в Время проведения занятия Форма заня-тия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1 19.09 1.1Техника безопасности на занятиях. 20.09 26.09 27.09 3.10 2.1 Панно «Яблоки поспели». 2.2. Панно «Гроздь винограда». Форма контроля Кривор ожская СОШ Теория Беседа 2 Мозаичная пластилинография. 2 Место провед ения Кривор ожская СОШ Комбинир ованная Комбинир ованная 4 Беседа, практикум Иллюстрации, практикум 4 4.10 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 Комбинир ованная Комбинир ованная 2.3 Панно «Осень». 2.4 Панно «Миледи» 4 8 Контурная пластилинография 3 Игра, практикум Игра, практикум Кривор ожская СОШ 25.10 31.10 1.11 7.11 8.11 14.11 15.11 21.11 3.1 Панно «Божья коровка». 8 Комбинир ованная Творческое задание, практикум 3.2 Панно «Дерево счастья». 8 Комбинир ованная Иллюстрация, практикум 22.11 28.11 29.11 5.12 3.3Панно «Веселая радуга». Комбинир ованная Игра, практикум 8 27 Модульная пластилинография. 4 Кривор ожская СОШ 6.12 12.12 4.1 Панно «Снеговик» 13.12 19.12 4.2 Панно «Елочка». 20.12 26.12 4.3 «Картина – панно «Зимнее дерево». 4 Комбинир ованная 27.12 9.01 10.01 4.4 Панно «Зимние забавы». 6 Комбинир ованная Наглядное пособие, практикум 16.01 17.01 4.5 Панно «Каштановый мишка» 4.6 Панно «Мой любимый домашний питомец». Изготовление объемных изделий 4 Комбинир ованная Практикум, беседа 8 Комбинир ованная Практикум, выставка работ 5.1 «Улитка» 6 14.02 20.02 21.02 5.2 «Совушка сова» 6 27.02 28.02 5.03 5.3 «Дымковская игрушка» 6 6.03 12.03 5.4 «Хлеб, бублик, крендель» 4 23.01 24.01 30.01 31.01 5 6.02 7.02 13.02 6 Комбинир ованная 4 4 Комбинир ованная Иллюстрирование, практикум Комбинир ованная Наглядное пособие, практикум Практикум, беседа Кривор ожская СОШ Иллюстрации, практикум Комбинир ованная Комбинир ованная Творческое задание Иллюстрации, практикум Комбинир ованная Наглядное пособие, практикум Комбинир ованная Обратная пластилинография. Кривор ожская СОШ 28 13.03 19.03 20.03 26.03 27.03 6.1 Картина – панно « Герои мультфильмов» 2.04 3.04 9.04 10.04 6.2 Картина-панно «Мой любимый сказочный герой», «Любимый сюжет из сказки». 16.04 17.04 23.04 6.3 Панно « 9 мая». 24.04 7.05 8.05 14.05 6.4 Моя идея! 15.05 21.05 22.05 6.5 Путешествие по Миру 10 Комбинир ованная Творческое задание, практикум 8 Комбинир ованная Иллюстрации. Беседа, практикум 6 Комбинир ованная 8 Комбинир ованная Беседа, практикум Комбинир ованная Иллюстрации, беседа, практикум 6 Подведение итогов. 7 28.05 29.05 7.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 7.2 Оформление выставки. Беседа, практикум Викторина, Кривор ожская СОШ диагностика по проверочной карте 2 Теория 2 Выставоч ная работа 29 итоговая выставка, творческий отчет Приложение 3 Календарный учебный график 2 года обучения (1 группа) № п/п Дата Тема занятия Колво часов Время проведения занятия Форма заня-тия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1 Место проведен ия Форма контроля Криворо жская СОШ 1.09 1.1Техника безопасности на занятиях. 2 теория беседа 5.09 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 2 теория беседа Техника «ПейпАрт» 2 7.09 8.09 12.09 14.09 2.1 Карандашница «Осень». 15.09 19.09 21.09 22.09 26.09 28.09 29.09 3.10 5.10 2.2 Панно «Гроздь винограда» 6.10 10.10 12.10 13.10 17.10 2.4 Ваза «Волшебный сосуд» Криворо жская СОШ комбини рованная Беседа, практикум 8 комбини рованная Иллюстрации, практикум 10 комбини рованная Игра, практикум 8 2.3 Изготовление панно «Дерево счастья» комбини рованная 10 30 Игра, практикум 19.10 20.10 24.10 26.10 27.10 31.10 2.5.«Волшебный сундучок». Коллективная работа. Техника «Декупаж 3 Беседа, практикум комбини рованная 12 Криворо жская СОШ 2.11 3.11 7.11 9.11 10.11 3.1 Панно на СDдисках 10 комбини рованная Творческое задание, практикум 14.11 16.11 17.11 21.11 23.11 24.11 28.11 30.11 1.12 5.12 7.12 8.12 12.12 14.12 15.12 19.12 21.12 22.12 26.12 28.12 29.12 9.01 3.2 Панно «День Победы» 10 комбини рованная Иллюстрация, практикум 3.3 Декупаж кухоной доски. 12 комбини рованная Игра, практикум 3.4 Декупаж подарочной банки. 10 комбини рованная Иллюстрация, практикум 3.5 Декупаж новогодних шаров 12 комбини рованная Иллюстрация, практикум 11.01 12.01 16.01 18.01 19.01 23.01 25.01 8.02 9.02 13.02 15.02 3.6 Изготовление елочных игрушек из лампочек. 10 комбини рованная Творческое задание, практикум 3.7 Технология изготовления вазы «Осений блюз» в технике «терра» 12 комбини рованная Игра, практикум 31 Технология изготовления изделий из бумажной лозы 4 16.02 20.02 22.02 27.02 29.02 1.03 5.03 7.03 12.03 14.03 15.03 19.03 21.03 22.03 26.03 28.03 29.03 02.04 04.04 05.04 9.04 11.04 12.04 16.04 18.04 19.04 23.04 25.04 26.04 2.05 3.05 7.05 14.05 16.05 17.05 21.05 23.05 24.05 28.05 5 30.05 Криворо жская СОШ 4.1 Цветы «Кактус», «Ромашки» 8 комбини рованная Иллюстрирование, практикум 4.2 «Котенок Мур» 8 комбини рованная Наглядное пособие,практикум 4.3 «Совушка» 10 комбини рованная Практикум, беседа 4.4 «Улитка» 10 комбини рованная Иллюстрирование, практикум 4.5 Панно «Потапыч» 10 комбини рованная Наглядное пособие,практикум 4.6 Панно «Буква» 12 комбини рованная Практикум, беседа 4.7 Панно «Леди» 10 комбини рованная Практикум, выставка работ 4.8. Панно «Волшебное дерево» Коллективная работа Подведение итогов. 10 комбини рованная Викторина 5.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 2 Криворо жская СОШ Теория 32 диагностика по проверочной карте 31.05 5.2 Оформление выставки. Выставо чная работа 2 33 итоговая выставка, творческий отчет Календарный учебный график 2 (2 группа) года обучения № п/п Дата Тема занятия Колво часов Время проведения занятия Форма заня-тия Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 1 Место проведен ия Форма контроля Криворо жская СОШ 6.09 1.1Техника безопасности на занятиях. 2 теория беседа 7.09 1.2 Правила поведения в местах массового скопления людей. Правила поведения в транспорте. Правила дорожного движения. 2 теория беседа Техника «ПейпАрт» 2 8.09 13.09 14.09 15.09 2.1 Карандашница «Осень». 20.09 21.09 22.09 27.09 28.09 29.09 4.10 5.10 6.10 2.2 Панно «Гроздь винограда» 11.10 12.10 13.10 18.10 19.10 2.4 Ваза «Волшебный сосуд» Криворо жская СОШ комбини рованная Беседа, практикум 8 комбини рованная Иллюстрации, практикум 10 комбини рованная Игра, практикум 8 2.3 Изготовление панно «Дерево счастья» комбини рованная 10 34 Игра, практикум 20.10 25.10 26.10 27.10 1.11 2.11 2.5.«Волшебный сундучок». Коллективная работа. Техника «Декупаж 3 Беседа, практикум комбини рованная 12 Криворо жская СОШ 3.11 8.11 9.11 10.11 15.11 3.1 Панно на СDдисках 10 комбини рованная Творческое задание, практикум 16.11 17.11 22.11 23.11 24.11 29.11 30.11 1.12 6.12 7.12 8.12 13.12 14.12 15.12 20.12 21.12 22.12 27.12 28.12 29.12 10.01 11.01 3.2 Панно «День Победы» 10 комбини рованная Иллюстрация, практикум 3.3 Декупаж кухоной доски. 12 комбини рованная Игра, практикум 3.4 Декупаж подарочной банки. 10 комбини рованная Иллюстрация, практикум 3.5 Декупаж новогодних шаров 12 комбини рованная Иллюстрация, практикум 12.01 17.01 18.01 19.01 24.01 25.01 26.01 31.01 1.02 2.02 7.02 8.02 9.02 3.6 Изготовление елочных игрушек из лампочек. 12 комбини рованная Творческое задание, практикум 3.7 Технология изготовления вазы «Осений блюз» в технике «терра» 14 комбини рованная Игра, практикум 35 Технология изготовления изделий из бумажной лозы 4 5 Криворо жская СОШ 14.02 15.02 16.02 4.1 Цветы «Кактус», «Ромашки» 6 комбини рованная Иллюстрирование, практикум 21.02 22.02 28.02 29.02 4.2 «Котенок Мур» 8 комбини рованная Наглядное пособие,практикум 6.03 7.03 13.03 14.03 15.03 20.03 21.03 22.03 27.03 28.03 29.03 3.04 4.04 5.04 10.04 11.04 12.04 17.04 18.04 19.04 24.04 25.04 26.04 2.05 3.05 8.05 15.05 16.05 17.05 22.05 23.05 24.05 29.05 4.3 «Совушка» 12 комбини рованная Практикум, беседа 4.4 «Улитка» 10 комбини рованная Иллюстрирование, практикум 4.5 Панно «Потапыч» 10 комбини рованная Наглядное пособие,практикум 4.6 Панно «Буква» 12 комбини рованная Практикум, беседа 4.7 Панно «Леди» 12 комбини рованная Практикум, выставка работ 4.8. Панно «Волшебное дерево» Коллективная работа Подведение итогов. 10 комбини рованная Викторина Криворо жская СОШ 36 30.05 5.1 Проведение теста на наличие способностей, умений, навыков после обучения. 2 Теория диагностика по проверочной карте 31.05 5.2 Оформление выставки. 2 Выставо чная работа итоговая выставка, творческий отчет 37 Приложение 4 Уровень подготовки знаний школьников Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова) Анализ продукта деятельности 1. Форма 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. 2. Композиция 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. 3. Цвет 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков, 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 4. Ассоциативное восприятие пятна 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности 1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно. 2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности. 38 3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень. Педагогический анализ Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Индивидуальный «почерк» детской продукции. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности. Общая ручная умелость. Ожидаемый результат Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. 4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.). 5. Формирование навыков трудовой деятельности 1. 2. 3. Диагностическая карта 0 – не соответствует возрасту; 1 – частично соответствует возрасту; 2 – соответствует возрасту полностью. 39 н Креативность н н н к к 1. к н 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 0-6 баллов – низкий уровень; 7-13 баллов – средний уровень; 14-16 баллов – высокий уровень. 40 к н н н к к Уровень развития Способность к самооценке к Самостоятельность и ответственность Инициативность Произвольность и свобода поведения Эмоциональность (возникновение «умных эмоций») к Творческая активность Эстетическая компетентность Ф.И. ребенка № п/п Показатели художественно-творческого развития детей школьного возраста н к