Плескачева Е.Ф.Программа ЮИД Юные друзья светофора

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план 1 года обучения
2.2 Календарный учебный график 1 года обучения
2.3 Учебный план 2 года обучения
2.4 Календарный учебный график 2 года обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
VII ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

2

3
9
9
14
15
21
22
22
22
23
24
27
28
29
29
30
34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
резервного отряда ЮИД «Юные друзья светофора" разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», национального
проекта «Безопасные и качественные дороги», с учетом возрастных
особенностей детей.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми
актами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ Концепция развития дополнительного образования детей.
Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№1726-р.
- Приказ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4.4.1251–03 «Санитарно – эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской
Федерации. Москва. 2015 год.
- Устав МБУ ДО МДДиЮ.
Актуальность данной программы обусловливается тем, что в наше время
развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно
усложнили обстановку на дорогах. Опасность для детей постепенно
увеличивается. Одна из причин детского дорожно-транспортного травматизма
— несформированность элементарной культуры поведения в условиях
дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному
безопасному передвижению по улицам и дорогам. Полученные на занятиях
кружка знания позволят ребятам верно, оценивать и предвидеть развитие
дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Программа создает условия для обучения детей не только правилам дорожного
движения, но, владения навыками коммуникативной компетенции,
соответствующей возрасту, принятия адекватных решений в любых ситуациях,
помогает осознать ответственность за свою собственную жизнь и за жизнь
окружающих.
Знания, полученные после освоения программы по безопасности
дорожного движения, будут реализованы в дальнейшей жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
обучающиеся в процессе обучения научатся безопасно участвовать в дорожном
движении, ориентироваться в «дорожном» пространстве, приобретут
3

устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения,
оказания самопомощи и первой доврачебной помощи.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства и
изучения обучающихся с правилами дорожного движения, основами оказания
первой медицинской помощи; в проведении интегрированных занятий
совместно с учащимися других детских объединений, различных экскурсий,
акций, рейдов, патрулей; активном взаимодействии с ГИБДД; в практической
направленности программы; изготовлении наглядных материалов для
применения их на практике. Кроме этого, программа способствует в
ориентации на выбор будущей профессии, в определении жизненного пути.
Цель программы: обучение правилам дорожного движения и формирование
устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и
дорогах.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах
и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров и
велосипедистов на основе формирования умений и навыков безопасного
поведения на дороге;
- обучение безопасному участию в дорожном движении;
- обучение способам оказания самопомощи и первой доврачебной помощи;
- формирование умений прогнозировать свое поведение как участника
дорожного движения и применять на практике полученные знания.
Развивающие задачи:
- развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортном пространстве;
- развитие самостоятельности, ответственности и умения рационально
организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения,
внимания и памяти;
Воспитательные задачи:
- воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного
движения;
- воспитание коммуникативных качеств, чувства единения в команде,
взаимовыручки, умения прийти на помощь;
- формирование культуры и этики участника дорожного движения;
- воспитание устойчивой мотивации к соблюдению ПДД, бережного отношения
к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа резервного отряда ЮИД «Юные друзья
светофора» рассчитана на ребят от 9 до 12 лет, интересующихся техникой,
вождением велосипеда, имеющих желание участвовать в работе по пропаганде
ПДД и профилактике предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
4

Дети в возрасте 7-8 лет открыты для новых знаний, им интересен окружающий
мир, свободно и легко приобщаются к изучению безопасного поведения на
улицах и дорогах. Обучающиеся 8-9 лет, приобретая знания, включаются в
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, у
ребят складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Обучающиеся 9-12 лет не только обучаются сами, они передают свои
теоретические и практические знания другим, осваивают проектную
деятельность, имеют способность к публичным выступлениям, общению с
участниками дорожного движения во время акций.
Набор в группы свободный, уровень знаний и умений определяется по
собеседованию и на первых занятиях. В первый год обучения определен
возраст 7-8 лет, группа 15 человек. Во второй год обучения определен возраст
8-9 лет, группа по 12 человек. Разновозрастная группа, 9-12 лет, по 8-10
человек формируется только на третий год обучения. Это имеет свои
преимущества для образовательного и воспитательного процесса:
используются различные формы и методы взаимообучения и взаимоконтроля,
что позволяет организовать работу таким образом, что старшие помогают
младшим в обучении и приобретении практических навыков.
Сроки реализации программы, этапы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
резервного отряда ЮИД «Юные друзья светофора» рассчитана на 3 года
обучения. Общее количество учебных часов по программе обучения – 576
часов. Продолжительность первого учебного года составляет 144 учебных
часов, второго - 216 учебных часа, третьего – 216 часа.
Методы и формы обучения. Процесс достижения поставленных цели и задач
программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При
этом реализуются различные методы осуществления целостного
педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают
отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности
(словесные – объяснение, рассказ, беседа, сообщение, диалог, дискуссия;
наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, стендов,
демонстрация видеофильмов, видеороликов, презентаций, фотоматериалов).
Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения,
углубленно проектной деятельностью занимаются в третий год обучения.
Метод проектов способствует включению ребят в проектную деятельность для
развития пространственного мышления, приобретения знаний в процессе
планирования и выполнение постоянно усложняющихся практических заданийпроектов, формированию у обучающихся адекватной самооценки.
5

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности (познавательные и развивающие игры, праздники с ГИБДД,
викторины, конкурсы, практическая направленность, акции, рейды, патрули).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование,
создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение,
анализ результатов, коллективно-творческая деятельность (создание
коллективного проекта, проведение общих мероприятий в объединении вне
занятий).
Методы контроля - соревнования, викторины, контрольные задания в конце
каждой темы, тестирование, контрольные опросы, технические диктанты,
кроссворды, игры, защита творческих проектов и исследовательских работ.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и
опыта учащихся. Комплексное использование методов на занятиях позволяет
создать творческую атмосферу освоения образовательных задач программы и
условия для саморазвития личности обучающихся, формирования у них
навыков безопасного поведения на дороге, воспитание законопослушного
гражданина и заинтересованности в дальнейшем изучении предмета.
Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская и
пропагандистская деятельность.
Проведение пропаганды знаний ПДД, профилактики детского дорожнотранспортного травматизма осуществляется через реализацию творческих
возможностей детей, используя следующие формы проведения занятий:
- тематическое занятие (занятие по ознакомлению учащихся с новым
материалом);
- учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- занятие – презентация и защита проектов (приобретение знаний в процессе
планирования и выполнение постоянно усложняющихся практических заданийпроектов);
- комбинированные учебные занятия;
- интегрированные занятия по безопасности дорожного движения
(разработанные совместно с педагогами других детских объединений);
- занятия – игры (использование дидактических игр в обучении детей правилам
дорожного движения, ролевые игры);
- занятия – экскурсии (улица, ДРСУ, учреждения здравоохранения, техникум,
РОВД).;
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
- занятие – практика (выполнение практических заданий в тетрадях, создание и
решение проблемных ситуаций, с помощью которых проверяются знания ПДД,
решение дорожных ситуаций на настольных играх и настенном макете,
решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по поселку с целью
закрепления программного материала).
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
6

- освещение результатов деятельности в уголке безопасности дорожного
движения;
-встреча с работниками ГИБДД и проведение совместных акций;
- просмотр видеофильмов;
- создание роликов и другие.
Программой используются групповые (коллективные) и массовые
занятия.
Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем
коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.
Сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом,
учитываются индивидуальные склонности к выбранной деятельности. Наравне
с развитием познавательных способностей уделяется особое внимание
развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Массовая форма работы направлена на формирование целостного
мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности,
позволяющая ему активизировать знания, умения и навыки поведения на
дорогах и в общественном транспорте, а также активно участвовать в
агитационной работе и профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Уровень освоения: Срок реализации программы: 3 года.
1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год.
2-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год,
3-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год.
Формы организации образовательного процесса.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть).
Формой занятия является учебное занятие (40 мин). Итоговые занятия –
демонстрация своих творческих работ.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Прием обучающихся
осуществляется по желанию.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет
сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего
периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется:

поставленными целями и задачами;

принципами обучения: от практической деятельности – к развитию
всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;

возможностями обучающихся на данном этапе обучения
(возрастные особенности, уровень подготовленности);

наличие соответствующей материально-технической базы.
Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью
овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все
элементы воспитания при обучении изобразительному искусству тесно связаны
7

между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном
процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его
жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и
внеурочной работы: организация эффективных условий для получения
обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной
социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе
системе ценностей, создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого ребенка.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий,
так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях.
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий
круг средств и методов воспитания:

личный пример и педагогическое мастерство педагога;

высокая организация учебного процесса;

атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

дружный коллектив.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их
детей,
о жизни объединения и учреждения в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;

организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;



привлечение членов семей обучающихся
проведению дел (мероприятий) в объединении.

8

к

организации

и

II. Учебный план. Календарный учебный график.
2.1 Учебный план 1 года обучения.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности на
занятиях кружка. Для чего
нужно знать и соблюдать
Правила дорожного движения.
Проведение входного
контроля.
Оформление уголка по безопасности дорожного
движения.
Дорога, ее элементы и правила
поведения на ней.

Форма контроля,
аттестации

всего

2

Количество часов

практика

1

Раздел / Тема занятия

теория

№

4

4

8

Анкетирование.
Вопросы общего
представления об
обучении и
элементарных
знаний ПДД.
Оформление уголка

4

4

8

Рисование по
памяти элементов
дороги.

8

Ролевая игра

3

Правила поведения на тротуаре, пешеходной
дорожке, обочине.

4

4

Мы идем в школу

2

2

4

Составление схемы
«Дом – школа –
дом»

5

Встреча с работниками ГИБДД. Значение
деятельности объединения ЮИД. О совместных
мероприятиях ГИБДД и ЮИД Миллеровского
района.

2

2

4

Экскурсия

6

Пешеходный переход.

4

4

8

Работа на настенном
макете «Дорожное
движение»,

7

Светофор. Виды и сигналы светофора.

4

4

8

Викторина.

8

Промежуточная аттестация (за первое
полугодие). Конкурс.

2

2

4

Игра «Мы учимся
соблюдать правила
безопасного
поведения на дороге»

9

Подготовка и проведение мероприятия
«Вступление в основной отряд ЮИД».

4

4

8

Мероприятие
«Вступление в отряд
ЮИД»

10

Участники дорожного движения. Движение
пешеходов.

2

2

4

Подвижная ролевая
игра

9

4

11

Общие правила перехода проезжей части.

2

2

4

Работа на
настольных макетах
дорог и перекрестков

12

Проведение акции «Иди туда, где переход, ты
отличный пешеход»

4

4

8

Проведение акции.

13

Дорожные знаки.

10

10

20

Загадки. Рисунки.
Таблицы

14

Интегрированное занятие «Дорожные знаки»
совместно с учащимися детского объединения
«Фантазия»

2

2

4

Закрепление
значений дорожных
знаков.

15

Места для игр.

2

2

4

Звуковая настенная
игра.

16

Правила юного велосипедиста.

4

4

8

Ответы на вопросы.

17

Проведение акции «Велосипедист, будь
примером!»

4

4

8

Акция

18

Подготовка к районному конкурсу рисунков «Мир
глазами детей».

4

4

8

Конкурс-выставка
рисунков

19

Подготовка и проведение итогового мероприятия
«Мы соблюдаем ПДД».

4

4

8

Викторины, игры

20

Итоговая аттестация (за год).

4

4

8

Контрольный опрос.
Практические
занятия.

ИТОГО:

72

72

144

10

Тесты.

Содержание программы первого года обучения (144 часа).
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу.
Проведение инструктажа по технике безопасности. О культуре поведения на
учебных занятиях. О значении соблюдения Правил дорожного движения.
Практика: Проведение входного контроля. Анкетирование. Вопросы общего
представления об обучении и элементарных знаний ПДД (при возможности
проведение совместно с родителями)
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Теория: Формирование у учащихся целостного восприятия окружающей
дорожной среды, наблюдательности, представления о значении новых
терминов – элементов дороги: «проезжая часть», «тротуар», «пешеходная
дорожка», и «обочина», «пешеходные ограждения». Дорога с двусторонним и с
односторонним движением. Знакомство учащихся с особенностями движения
пешеходов и транспорта на улице.
Практика: Рисование по памяти дороги и обозначение ее элементов.
Проведение экскурсии на улице Горького,9, закрепление элементов дороги,
наблюдение за движением на улице транспорта и пешеходов. Рассматривание
опасностей, которые несет транспорт человеку.
3. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Теория: Обучение правилам дисциплинарного поведения, умению предвидеть
опасность. Воспитание наблюдательности, осторожности.
Практика: Примеры детей об их поведении на дороге при различных ситуациях.
Устное описание ситуаций по картинкам. «Строительство» улицы города,
используя макеты элементов дороги, домов, различных объектов, машинок,
пешеходов и ролевая игра (организация движения транспорта и пешеходов).
4. Мы идем в школу.
Теория: Определение: наиболее безопасного пути в школу и обратно, опасных
мест; объектов, закрывающих обзор улиц и дорог. Обучение детей видеть
движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум
приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную
обстановку. Воспитание культуры поведения на улице.
Практика: Составление маршрута дорога в школу и домой. Обсуждение
опасных ситуаций, встречающихся на маршруте
5. Встреча с работниками ГИБДД.
Теория: Значение деятельности объединения ЮИД. О совместных
мероприятиях ГИБДД и ЮИД Миллеровского района.
11

Практика: Совместная экскурсия по маршруту перекресток ул. Советской.
Беседа о правилах поведения на дороге.
6. Пешеходные переходы.
Теория: Изучение правил перехода через дорогу. Нерегулируемый пешеходный
переход, его обозначения (знаки, разметка). Назначение дорожных знаков
«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», Надземный
пешеходный переход.
Практика: Работа на настенном макете «Дорожное движение» с
использованием дорожных знаков на магнитах.
7. Светофор. Виды и сигналы светофора.
Теория: История появления светофора, его значение? Знакомство с видами и
сигналами светофора. Пешеходный светофор и его сигналы. Порядок работы
двух, трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со
светофором. Наиболее безопасный путь в школу и домой.
Практика: Изготовление светофоров с привлечением родителей. Викторина.
8. Проведение промежуточной аттестации (за первое полугодие).
Теория: Подготовка к конкурсу. Повторение правил поведения на дороге.
Ознакомление с правилами игры.
Практика: Игра «Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на
дороге».
9. Подготовка и проведение мероприятия «Вступление в основной отряд
ЮИД».
Теория: Подготовка и проведение мероприятия «Вступление в основной отряд
ЮИД».
Практика: Изучение речевки, девиза, стихотворений и песен. Мероприятие
«Вступление в основной отряд ЮИД» совместно с родителями.
10. Участники дорожного движения. Движение пешеходов.
Теория: Формирование у учащихся понятия «участник дорожного движения»,
представления о безопасности дорожного движения при передвижении по
дорогам. Развитие умения оценивать действия пешеходов, пассажиров,
водителей.
Практика: Проведение подвижных ролевых игр «Водители, пассажиры и
пешеходы».
11. Общие правила перехода проезжей части.
Теория: Повторение и закрепление учащимися знаний о значении и сигналах
светофора, о безопасном поведении пешехода на дороге.
Практика: Построение в кабинете улицы, перекрестка и организация движения
пешеходов. Переход дороги и перекрестка пешеходами по сигналам светофора,
используя настольные макеты дорог, перекрестков и пешеходов.
12

12. Проведение акции «Иди туда, где переход, ты отличный пешеход!».
Практика: Акция проводится совместно с ГИБДД. Изготовление, рисование
памяток для проведения акций.
13. Дорожные знаки.
Теория: Ознакомление учащихся со значениями дорожных знаков для
пешеходов, «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,
Надземный пешеходный переход.
понимание их схематического изображения для правильной ориентации на
улицах и дорогах. Просмотр мультипликационного фильма «Уроки тетушки
Совы».
Практика: Рисование дорожных знаков.
14.Интегрированное занятие «Дорожные знаки» совместно с учащимися
творческого объединения «Фантазия».
Теория: Закрепление значений дорожных знаков.
Практика: Изготовление знака из современного материала – фоамирана.
15. Места для игр.
Теория: Убеждение детей в опасности игр рядом с проезжей частью на
проезжей части дороги.
Практика: Создание различных ситуаций игры в опасных местах и оценивание
детьми предлагаемого материала. Использование настенной звуковой игры.
16. Правила юного велосипедиста.
Теория: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его
устройством, элементарными правилами велосипедиста.
Практика: Ответы учащихся на вопросы: «Основные требования к
техническому состоянию велосипеда», «ПДД велосипедиста на придомовой
территории, улице, дороге», используя наглядно-методический материал,
соответствующий данному возрасту.
17. Проведение акции «Велосипедист, будь примером!».
Практика: Акция проводится совместно с ГИБДД.
18. Подготовка к районному конкурсу рисунков «Мир глазами детей».
Практика: Выполнение работ к конкурсу-выставке рисунков ПДД.
19. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы учимся
соблюдать правила безопасного поведения на дорогах и в транспорте».
Теория: Повторение и закрепление знаний и умений учащихся по пройденным
темам.
13

Практика: Викторины, игры, проведение акций с родителями и ГИБДД.
20. Итоговая аттестация (за год). Контрольный опрос.
Практика: Практические занятия по карточкам, задания на память по
соблюдению дорожных знаков пешеходом, велосипедистом.
2.2 Календарный учебный график 1 года обучения.

Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;

Дата начала обучения - 15.09.2023 г;

Дата окончания обучения - 31.05.2024;

Количество учебных недель – 36;

Количество учебных дней – 72;

Каникулы – отсутствуют;

Календарный учебный график см. в Приложении 2.

14

2.2 Учебный план 2 года обучения.

1.

всего

Количество часов

практика

Раздел / Тема занятия

теория

№

8

16

Введение.
8

1.1

Форма контроля,
аттестации

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка. Задачи на
новый учебный год. Встреча с работниками
ГИБДД. О совместных мероприятиях ГИБДД и
ЮИД Миллеровского района. «Что я знаю о
ПДД?»

4

4

8

Вопросы-ответы.

4

Определение
безопасного
маршрута «дом школа-дом».

1.2

Занятие - повторение. Основные правила
поведения учащихся на улице, дороге.

2

2

1.3

Входной контроль.

2

2

4

2.

Правила дорожного движения

56

56

112

2.1

История возникновения правил дорожного
движения.

2

4

2.2

Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый
перекресток

2

2

4

Игра на макете

2.3

Дорожные знаки.

20

20

40

Игра – лото
«Дорожные знаки»

2.4

Светофор - наш верный друг. Назначение
светофора, его сигналы, виды.

2

2

4

2.5

Сигналы регулировщика.

2

2

4

Конкурс между
двумя
командами
Работа с жезлом.

2.6

Промежуточная аттестация (за первое
полугодие).

2

2

4

2

15

Технический
диктант, вопросы
первого года
обучения

Работа с
карточкамииллюстрациями

Викторина на
знания ПДД «АВС»

2.7

Виды транспортных средств и дорожное
движение.

2

2

4

Игра командами.

2.8

Интегрированное занятие «Дорожная разметка»
совместно с учащимися детского объединения
«Акварелька»

2

2

4

Практическая
работа.

2.9

Правила движения велосипедистов, группы
велосипедистов по проезжей части. Знакомство с
устройством велосипеда.

2

2

4

Конкурс по сборке
и разборке
велосипеда.

20

20

40

Прохождение
трассы

9.10
Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

Фигурное вождение велосипеда.
Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой.
Дополнительные требования к движению
велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков.

3.

Основы оказания первой доврачебной помощи
при ДТП.

40

20

60

3.1

Что такое первая помощь при ДТП. Понятие о
травмах и объеме первой помощи.

4

2

6

3.2

Раны. Кровотечения, виды кровотечений, порядок
оказания первой помощи.

4

2

6

3.3

Правила наложения повязок. Аптека автомобиля
и ее содержимое.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.

4

2

6

4

2

6

3.5

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

4

2

6

3.6

Обморок, оказание помощи.

4

2

6

3.7

Правила оказания первой помощи при солнечном и
тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой
помощи.

4

2

6

4

2

6

3.4

3.8
Сердечный приступ, первая помощь.

16

Выполнение
теоретических и
практических
заданий

3.9

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

4

2

6

3.10

Итоговое занятие по разделу
«Основы доврачебной медицинской помощи»

4

2

6

4.

Правила дорожного движения

14

14

28

4.1

Правила пользования транспортом. Мы
пассажиры.

2

2

4

Составление
памяток

4.2

Дорожные ловушки

2

2

4

Работа по
картинкам

4.3

Проведение акций по предупреждению детского
ДТП и профилактике нарушений ПДД.

4

4

8

4.4

Подготовка к районным и областным конкурсам,
в том числе к районному конкурсу «Безопасное
колесо»

4

4

8

Изготовление
памяток
«Соблюдай ПДД»
Подготовка и
участие в
конкурсах

4.5

Экскурсия по селу. Дорожное патрулирование.

2

2

Патрулирование

4.6

Итоговая аттестация (за год).

2

Игра «Знатоки
ПДД»

2

Итого

118

17

98

216

Содержание программы второго года обучения (216 часов).
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводное занятие.
Теория: Задачи на новый учебный год. О значении соблюдения Правил
дорожного движения. Встреча с работниками ГИБДД. Значение деятельности
объединения ЮИД. О совместных мероприятиях ГИБДД и ЮИД
Миллеровского района.
Практика: Вопросы-ответы «Что я знаю о ПДД?»
1.2. Занятие - повторение. Основные правила поведения учащихся на
улице, дороге.
Теория: Повторить элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с
односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов.
Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса,
кювет.
Практика: Определение и изображение безопасного маршрута «дом -школадом».
1.3. Входной контроль.
Теория: Обзор изученного материала за первый год обучения.
Практика: Технический диктант, вопросам первого года обучения.
Раздел 2. Правила дорожного движения.
2.1. История возникновения правил дорожного движения.
Теория: Ознакомление с историей возникновения правил дорожного движения.
Практика: По иллюстрационным картинкам воспроизвести полученные знания
по истории ПДД.
2.2. Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток.
Теория: Понятия перекрестка, регулируемого и нерегулируемого перекрёстка.
Регулирование светофором и регулировщиком. Опасность на регулируемом
перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в
начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. Понятие
нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого
перекрёстка.
Практика: Игра на макете.
2.3. Дорожные знаки.
Теория: Изучение групп дорожных знаков, их отличительные особенности.
Роль дорожных знаков в безопасности дорожного движения.
Практика: Игра-лото «Дорожные знаки».

18

2.4. Светофор - наш верный друг. Назначение светофора, его сигналы,
виды.
Теория: Назначение светофора, его сигналы. Изучение видов светофора.
Практика: Работа на макете «Дорожное движение», используя светофоры на
магнитах. Конкурс между двумя командами.
2.5. Сигналы регулировщика.
Теория: Знакомство с сигналами регулировщика.
https://disk.yandex.ru/i/mmjepOMLdlchEA-фильм для детей «Консультация
регулировщика».
Практика: Сооружение перекрестка и работа с жезлом на нем.
2.6. Промежуточная аттестация (за первое полугодие).
Практика: Викторина на знания ПДД за первое полугодие. (вопросы истории
возникновения ПДД; обязанности пешехода, пассажира; сигналы светофора и
регулировщика, дорожные знаки и их предназначение, элементы улиц и дорог)
2.7. Виды транспортных средств и дорожное движение.
Теория: Познакомить учащихся с видами транспортных средств, условиями их
использования и значением в жизни людей.
Практика: Игра командами Движение фишками, один правильный ответ – один
шаг (карточки с изображением транспорта). Работа с карточками с
изображением транспорта различного вида, разделить на 2 группы по способу
передвижения.
2.8. Интегрированное занятие «Дорожная разметка» совместно с
учащимися детского объединения «Акварелька».
Теория: Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для
регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой,
ориентирование в движении по пешеходному переходу.
Практика: Работа с карточками, на макете. Изготовление пешеходного перехода
из подручного материала – флиса с помощью учащихся детского объединения
«Акварелька», с целью использования на практических занятиях.
2.9. Правила движения велосипедистов, группы велосипедистов по
проезжей части. Знакомство с устройством велосипеда.
Теория: Движение группы велосипедистов по проезжей части. Правила
движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. (Основные
узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие
руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода,
контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц.
Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Элементарные правила
велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
Практика: Работа с пазлами по сбору из элементов велосипеда. Конкурс на
скорость.
19

Раздел 3. Основы оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
3.1. Что такое первая доврачебная помощь при ДТП? Понятие о травмах и
первой помощи.
Теория: Понятие о первой доврачебной помощи при ДТП. Изучение порядка
действий при обнаружении пострадавших от ДТП. Понятие о травмах, видах
травм и объеме первой помощи. Практика: Ответы на вопросы, используя
презентационный материал.
3.2. Раны. Кровотечения, виды кровотечений, порядок оказания первой
помощи.
Теория: Порядок оказания первой помощи при ранении. Изучение видов
кровотечений. Доврачебная помощь при артериальном, венозном, капиллярном
и внутреннем кровотечении у человека. Правила наложения повязок, жгута для
остановки крови.
Практика: Выполнение практических заданий – наложение повязок при
капиллярном и венозном кровотечении, жгута при артериальном.
3.3. Правила наложения повязок.
Теория: Изучение общих 10-ти правил наложения повязок.
Практика: Закрепление теоретических знаний на практике. Учащиеся по
группам выполняют практическую часть ситуационной задачи - наложение
повязки на голову, на палец, крестообразная повязка на кисть, наложение
повязки на стопу, наложение повязки на грудь.
3.4. Итоговое занятие по разделу «Основы доврачебной медицинской
помощи»
Практика: Выполнение практических заданий по оказанию первой доврачебной
помощи.
Раздел 4. Правила дорожного движения.
4.1. Правила пользования транспортом. Мы пассажиры.
Теория: Знакомство с правилами пользования общественным транспортом и
обязанностями пассажиров.
Практика: Ролевая игра.
4.2. Дорожные ловушки.
Теория: Опасности на дороге. Дорожные ловушки, подстерегающие пешехода
на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт,
встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
Практика. Анализ ситуационных моментов по картинкам.
4.3. Проведение акций по предупреждению детского ДТП и профилактике
нарушений ПДД.
Практика: Изготовление памяток «Соблюдай ПДД». Проведение акций.
4.4. Подготовка к районным и областным конкурсам, в том числе к
участию в районном этапе Всероссийского конкурса юных велосипедистов
«Безопасное колесо».
20

Теория: знакомство с Положениями конкурсов. Повторение ПДД и основ
оказания первой помощи.
Практика: Подготовка и участие в конкурсах.
4.5. Экскурсия по селу.
Практика: экскурсия по селу с целью предупреждения нарушений правил
дорожного движения. Дорожное патрулирование.
4.6. Итоговая аттестация (за год).
Практика: Игра – «Знатоки ПДД». Вопросы по программе за год.
2.7 Календарный учебный график 2 года обучения.










Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;
Дата начала обучения - 01.09.2023 г;
Дата окончания обучения - 31.05.2024;
Количество учебных недель – 36;
Количество учебных дней – 108;
Каникулы – отсутствуют;
Календарный учебный график см. в Приложении 3.

21

III.

Содержание программы

3.1 Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы
"Волшебная лепка" с целью достижения планируемых результатов освоения
данной образовательной программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий
соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся
стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол
и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения
дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой
деятельности.
Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер,
проектор, фотоаппарат.
Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, схемы
работ, трафареты, готовые изделия, книги, журналы, альбомы с образцами,
подборки рисунков, фотографий различных изделий и описания их
изготовления.
Кадровое обеспечение программы - для работы по данной
образовательной программе необходим педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания
дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и
творческие способности,
организаторские и артистические способности,
умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку.
3.2 Формы контроля и аттестации
Требования к организации контроля:
 индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого обучающегося;
 систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах
процесса обучения;
 разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его
обучающей развивающей и воспитывающей функции;
 объективность;
 дифференцированный подход, учитывающий специфические
особенности учебного курса.
Формы контроля:
 Формы входного контроля: опрос, игра
 Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ, игра
– путешествие
 Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ,
игра – путешествие
22

 При проведении аттестации используются методы: педагогическая
диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания.
3.3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения по данной программе учащиеся будут:
- оценивать свое поведение на дороге и уметь объяснить товарищу правила
поведения на улице и дороге;
- строить безопасные маршруты по дороге из дома;
- переходить улицы и дороги по пешеходным переходам, а также проезжую
часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, при
езде на велосипеде, при игре на улице;
- осуществлять посадку и высадку как пассажир из общественного транспорта;
- ориентироваться при переходе дороги в сигналах светофора и дорожных
знаках.
К концу второго года обучения по данной программе учащиеся будут:
- соблюдать правила поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора, сигналам регулировщика,
а также проезжую часть дороги, регулируемый и нерегулируемый перекресток;
- работать на макетах дорог и перекрестков;
- выполнять требования дорожных знаков;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- иметь первые навыки оказания первой доврачебной помощи.
К концу третьего года обучения по данной программе учащиеся будут:
- оценивать поведение на дороге всех участников дорожного движения, уметь
объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- иметь представление об истории возникновения правил дорожного движения;
- различать виды транспортных средств;
- различать виды регулирования дорожного движения;
- работать на макетах дорог и перекрестков;
- организовывать работу регулировщика на перекрестке в игровой форме;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- выполнять требования дорожных знаков;
- ориентироваться в транспортном и дорожном пространстве;
- применять правила юного велосипедиста;
- определять скрытые опасности на дорогах и улицах;
- создавать и реализовывать собственные проекты;
- оказывать первую доврачебную помощь.

23

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организации занятий:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 4 человек);
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами,
последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основными принципами в освоении данной программы являются наглядность,
систематичность и последовательность обучения, доступность, а также
принцип социальной безопасности.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления,
обобщения учащимися изучаемого материала и повышает эффективность
обучения. Использование на занятиях какого-либо наглядного материала
должно быть согласовано с изложением нового материала, и не в коем случае
не разделять его. На отдельных этапах изучения учебного материала
наглядность выполняет различные функции. При изучении новой темы
представленный наглядный материал служит источником знаний. При
повторении, выполнении практических заданий, средства наглядности
являются для учащегося помощником. Применение в ходе занятия наглядности
значительно снижается утомляемость. Обучение должно быть систематичным и
последовательным. Необходимо руководствоваться правилами дидактики: от
близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более
трудному, от известного к неизвестному. Знания по дорожной тематике даются
постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом
информации от раздела к разделу.
Учёт возрастных различий и особенностей учащихся находит выражение в
принципе доступности обучения, которое должно проводиться так, чтобы
изучаемый материал, по содержанию и объёму, был посилен учащимся, с
учетом особенностей познавательной деятельности. Учебный материал должен
быть изложен в доступной форме, потому что дети не воспринимают сложную
дорожную информацию с детализацией общепринятых определений.
Применяемые методы обучения должны соответствовать возрасту учащихся,
развивать их силы и способности.
Принцип социальной безопасности обозначает, что дети должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила
поведения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей
24

безопасности, так как неправильные действия детей на улице и дороге опасны и
для него самого, и для окружающих.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
проведения занятий. Это рассказ, беседы, лекции, работа со
специализированной литературой и интернет-ресурсами, из которых учащиеся
узнают много новой информации, практические задания для закрепления
теоретических знаний. Занятия сопровождаются использованием наглядного
материала.
Программно-методическое и информационное обеспечение помогают
проводить занятия интересно и грамотно. Разнообразные занятия, игры,
конкурсы, викторины, проводимые в рамках объединения, помогают на
практике закреплять теоретические знания, дают возможность учащимся
проявить творчество, свою индивидуальность, самостоятельность,
способствуют гармоничному развитию личности. Занятия по программе
формируют устойчивые навыки поведения на дороге, развивают
внимательность, дисциплинированность, организованность, ответственность за
себя и за других участников дорожного движения.
Эффективность обучения по данной программе зависит от
организациипроводимых с применением следующих методов по способу
получения знаний:
− объяснительно-иллюстративный – представление информации различными
способами (объяснение, рассказ, беседа, видео уроки, презентации);
− проблемный – постановка проблемы и поиск её решения учащимися;
− репродуктивный– воспроизводство знаний и способов деятельности (формы:
практическая работа на макетах дорог, перекрестков, беседа, упражнения по
аналогу);
− частично- поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
− поисковый – самостоятельное решение проблем;
− метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее
самим педагогом, соучастие учащихся при решении.
Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между
педагогом обучающимся, величины, характера и обоснованности
корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает
правильные действия и вовремя устраняет ошибки, ребенок быстро научится
безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Методический материал: разработки занятий «Инфоурок», настольные игры,
стенд ПДД, макеты перекрестка, кругового движения, «Дорожное движение»,
«Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов и
родителей.
Собственные методические разработки:
https://disk.yandex.ru/i/vMqQH54LSSXEvQ - видеоролик «Минутки
безопасности»;
https://disk.yandex.ru/i/JMNpUUrbN-1XwA - презентация «Наш друг светофор»;
25

https://disk.yandex.ru/i/UtNWU9f9aQajzA - презентация «Виды дорожных
знаков»;
https://disk.yandex.ru/i/1xUVw1Zx7GvquQ - презентация «Дорожные знаки
велосипедиста»;
https://disk.yandex.ru/i/0x0Iz-9sJmNwcw – разработка интегрированного занятия
«Путешествие роботов в страну правил дорожного движения»;
https://disk.yandex.ru/i/tDzHjs3ybxhpng - презентация «Виды перекрестка»;
https://disk.yandex.ru/i/M6wjsWdIusyfuA - презентация «Проезд перекрестка»;
https://disk.yandex.ru/i/J-BCZ2G1iKrzYw - мастер-класс – проезд перекрестка
при регулировании движения регулировщиком при однорядном, двурядном,
трехрядном движении.
https://disk.yandex.ru/i/1wjXqgU2x7gZxQ - ребусы по ПДД в режиме ондайн.
https://disk.yandex.ru/i/ihsjoRR3fUE8FQ - игры «Это детям надо знать
обязательно на 5».
https://disk.yandex.ru/d/_AVNN0UvGbrc0w – видеофильм защита проекта
«Перекресток».
Дидактический материал – памятки для учащихся и родителей, обращения,
рекомендации для родителей и учащихся по правилам дорожного движения,
таблицы, плакаты, сюжетные картины и другое.
Диагностическая материал – тесты, опросные задания, технические
диктанты, кроссворды,игры, проекты. Иногда проводятся тесты и опросные
задания.

26

V. Диагностический инструментарий.
Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая
его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического
состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в
участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на
прогнозирование перспектив этих изменений.
В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено
проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения
программы «Уровень подготовки знаний школьников» (Т.С.Комарова)
( см. Приложение 4)
Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития
ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической
деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса.
Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и
итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По
результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном
или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании
принимается решение о необходимости его развития или коррекции.
Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в
управление этими процессами.

27

VI.Список литературы.
1. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов и
родителей.
2. Правила дорожного движения на 01.08.2018 - Москва: Издательство АСТ,
2018.
3. Правила дорожного движения 2019 для «чайников»/ А. Приходько - Москва:
Издательство ООО «Издательство «Эксмо», 2018.
4. Сайт: «Госавтоинспекция».
5. Сайт: «ПДД для детей».
6. Сайт: «Подвижные игры для детей».
7. Сайт: «Инфоурок».
8. Сайт: ЮИД70.РФ,
9. Сайт: http://bdd-eor.edu/
10. Сайт: http://xn--dlahba2alia5i.xn--plai/
11. Центр пропаганды безопасности дорожного движения Российской
Федерации
Ресурсы интернета
Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm
Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493
http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html
http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-10-46
http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7
http://moraptalbikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-10-23
Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода.
Добрая дорога».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobrayaСайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a
71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. – http://propagandabdd.ru/index.php?act=pages&id=85

28

VII. Приложения
Приложение 1
Список воспитательных мероприятий детского объединения «Резервный отряд
ЮИД «Юные друзья светофора»
месяц

тематика

сентябрь «Посвящение
первоклассников в
пешеходы»
октябрь Смотр готовности
резервных отрядов ЮИД

ноябрь

декабрь
февраль

апрель
май

Праздник
Выступление агитбригады

День учителя

Концерт, поздравление учителей

Празник осени

Развлекательная программа «Осень, ты
моя подружка!»

Всемирный День памяти
жертв ДТП

Акция

День матери
Новогодний праздник
День защитников
отечества
Масленица

март

Мероприятие

Международный женский
день
Конкурс – фестиваль
«Безопасное колесо»
Конкурс творческих работ
«Школа веселого
Светофоркина»

Поздравление для мам «Мама – ты мой
самый лучший друг»
Выступление на Новогоднем утреннике
Онлайн – выступление. Поздравление
пап и дедушек с Днем защитника
Отечества.
Викторина «Народная Масленица»
Изготовление сувениров и подарков
для бабушек и мам. Поздравление
Конкурс
Конкурс

29

Приложение 2
Календарный учебный график 2 года обучения
№
п/п

Дата

Тема
занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Вводное занятие.

1

16

Место
проведен
ия
МБОУ
Кудинов
ская
ООШ

Форма контроля

1.1 Инструктаж по технике
безопасности на занятиях
кружка. Задачи на новый
учебный год. Встреча с
работниками ГИБДД. О
совместных мероприятиях
ГИБДД и ЮИД
Миллеровского района.
«Что я знаю о ПДД?»
Занятие - повторение.
Основные правила
поведения учащихся на
улице, дороге.

8

теория

Беседа
Вопросы - ответы

4

Теория
Практ.

09.09.2023

1.2 Правила поведения в
местах массового
скопления людей. Правила
поведения в транспорте.
Правила дорожного
движения.

Беседа
Определение
безопасного
маршрута «Дом –
школа – дом»

15.09.2023

1.3 Входной контроль.

01.09.2023
02.09.2023
02.09.2023
08.09.2023

09.09.2023

Технический
диктант. Вопросы
первого года
обучения

4
16.09.2023

2
Правила дорожного
движения
16.09.2023 2.1 История возникновения
22.09.2023 правил дорожного
движения.
2.2 Перекресток.
23.09.2023 Регулируемый и
23.09.2023 нерегулируемый

Работа с
карточками,
иллюстрациями

112

4

4

30

комбин
ированн
ая

МБОУ
Кудинов
ская
комбин
ООШ
ированн
ая

Беседа, практикум

Иллюстрации,
практикум
Игра на макете

перекресток

29.09.2023
30.09.2023
30.09.2023
06.10.2023
07.10.2023
07.10.2023
13.10.2023
14.10.2023
14.10.2023
20.10.2023
21.10.2023
21.10.2023
27.10.2023
28.10.2023
28.10.2023
03.11.2023
10.11.2023
11.11.2023
11.11.2023
17.11.2023
18.11.2023
18.11.2023
24.11.2023
25.11.2023
25.11.2023
01.12.2023
02.12.2023
02.12.2023
08.12.2023
09.12.2023
09.12.2023
15.12.2023
16.12.2023
16.12.2023
22.12.2023
23.12.2023
23.12.2023
29.12.2023
30.12.2023
30.12.2023
12.01.2024
13.01.2024
13.01.2024
19.01.2024
20.01.2024
20.01.2024
26.01.2024
27.01.2024

2.3 Дорожные знаки.
40

комбин
ированн
ая

Игра, практикум

2.4 Светофор - наш верный
друг. Назначение
светофора, его сигналы,
виды.

4

комбин
ированн
ая

Игра, практикум
Лото «Дорожные
знаки»

2.5 Сигналы
регулировщика.

4

Комбин
ированн
ая

Беседа, практикум
Работа с жезлом

2.6 Промежуточная
аттестация

4

2.7 Виды транспортных
средств и дорожное
движение.

4

2.8 Интегрированное
занятие «Дорожная
разметка» совместно с
учащимися детского
объединения «Акварелька»

4

Практическая
работа

2.9 Правила движения
велосипедистов, группы
велосипедистов по
проезжей части.
Знакомство с устройством
велосипеда.

4

Конкурс по сборке
и разборке
велосипеда

2.10 Езда на велосипеде,
технические требования,
предъявляемые к
велосипеду. Экипировка.

40

Прохождение
трассы

Фигурное вождение
велосипеда.
Правила движения
велосипедистов. Подача
предупредительных
сигналов велосипедистом
световыми приборами и
рукой.
Дополнительные требования

31

Викторина на
знания ПДД
«АВС»
Игра командами

27.01.2024 к движению велосипедистов:
Правила проезда
02.02.2024 велосипедистами
03.02.2024 нерегулируемых
03.02.2024 перекрестков.
3.

Основы оказания первой
доврачебной помощи при
ДТП.

60

3.1 Что такое первая
09.02.2024 помощь при ДТП. Понятие
10.02.2024 о травмах и объеме первой
10.02.2024 помощи.

6

3.2 Раны. Кровотечения,
16.02.2024 виды кровотечений,
17.02.2024 порядок оказания первой
17.02.2024 помощи.

6

комбин
ированн
ая

3.3 Правила наложения
01.03.2024 повязок. Аптечка
02.03.2024 автомобиля и ее
02.03.2024 содержимое.

6

комбин
ированн
ая

3.4 Переломы, их виды.
15.03.2024 Оказание первой помощи
16.03.2024 пострадавшему.
16.03.2024

6

комбин
ированн
ая

3.5 Ожоги, степени ожогов.
22.03.2024 Оказание первой помощи.
23.03.2024
23.03.2024

6

комбин
ированн
ая

3.6 Обморок, оказание
29.03.2024 помощи.
30.03.2024
30.03.2024
3.7 Правила оказания первой
05.04.2024 помощи при солнечном и
06.04.2024 тепловом ударах.
06.04.2024 Обморожение. Оказание
первой помощи.

6

комбин
ированн
ая

6

Комбин
ированн
ая

12.04.2024 3.8 Сердечный приступ,
13.04.2024 первая помощь.

6

32

комбин
ированн
ая

МБОУ
Кудинов
ская
ООШ

Выполнение
теоретисеских
и
практических
заданий

3.9 Транспортировка
13.04.2024 пострадавшего,
19.04.2024 иммобилизация

6

6
20.04.2024 3.10 Итоговое занятие по
20.04.2024 разделу «Основы
доврачебной медицинской
помощи»

4

26.04.2024

Правила дорожного
движения

28

4.1 Правила пользования
транспортом. Мы
пассажиры.

4

27.04.2024 4.2 Дорожные ловушки
27.04.2024

МБОУ
Кудинов
ская
ООШ
Составление
памяток обращений

4

комбин
ированн
ая

Работа по
картинкам

4.3 Проведение акций по
предупреждению детского
ДТП и профилактике
нарушений ПДД.

8

комбин
ированн
ая

Изготовление
памяток
«Соблюдай ПДД»

4.4 Подготовка к
районным и областным
конкурсам, в том числе к
районному конкурсу
«Безопасное колесо»

8

комбин
ированн
ая

Подготовка и
участие в
конкурсах

25.05.2024 4.5 Экскурсия по селу.
Дорожное патрулирование.

2

Патрулирование

31.05.2024 4.6 Итоговая аттестация (за
год).

2

комбин
ированн
ая
комбин
ированн
ая

03.05.2024
04.05.2024
04.05.2024
17.05.2024
18.05.2024
18.05.2024
24.05.2024
25.05.2024

ИТОГО:

216

33

Игра «Знатоки
ПДД»

Приложение 3
Уровень подготовки знаний школьников
Анализ продукта деятельности
Методы и способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и
прочное усвоение программы:
 практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом
транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД,
макет дорога в детский сад);
 наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением
транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических
средств);
 словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод –
ИКТ (просмотр, обучение).
 методы формирования сознания личности, направленные на формирование
устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
 методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (проблемная ситуация, упражнения, дорожные ловушки);
 методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования,
поощрения).
Мониторинг знаний
Проведение мониторинга 2 раза в год: (входящий, в начале учебного года и
итоговый) позволит решить ряд актуальных проблем по обучению детей правилам
дорожного движения:
 Определить успешность и результативность протекания процесса всей
работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
 Осуществить целесообразность управления и качества состояния работы.
 Спрогнозировать перспективы развития детей в процессе усвоения знаний,
умений и навыков по правилам дорожного движения.
Диагностика на выявление уровня знаний по ПДД. Необходимость
отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений.
Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и
знания правил дорожного движения, используются тестовые задания. В
младшем школьном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому
содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос
(назови…, скажи…) или задание (расставь…, раскрась…), которые
предлагаются ребенку индивидуально. Это в значительной мере увеличивает
затрачиваемое на диагностику время, однако позволит получить более точные
результаты. По результатам решения заданий заполняется диагностическая
таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению
детей ПДД.
34

Ребенку предлагается лист с заданием, дается время, чтобы рассмотреть
рисунок. Затем педагог зачитывает вопрос, на который необходимо дать ответ.
Если ребенок затрудняется ответить, ему оказывается помощь. Задания могут
предлагаться в любой последовательности. Возможно изменения вопроса
(задания), его дополнения на усмотрение педагога. После решения всех
заданий, заполняется диагностическая карта. Для оценки параметров
используется оценочная шкала О.А. Сафоновой.
4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.
3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.
2 балла – помощь педагога значительна.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Диагностика результативности выполнения образовательных программ
Диагностика по программе включает в себя организацию контроля знаний,
умений, навыков и делится на входящую, текущую и итоговую. Результаты
оцениваются по уровню освоения материала (выделяются низкий, средний и
высокий уровни освоения материала).
1. Вводный контроль - это предварительное выявление уровня
подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду
деятельности; уровень воспитанности обучающихся (ценностные ориентации).
Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в
творческие объединения.
2. Промежуточный контроль – осуществляется в процессе усвоения учебного
материала по теме, блоку. В рамках этого контроля проводится повторная
проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение
пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением
взаимосвязей между структурными элементами образовательных программ, для
ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля проводится в
конце первого полугодия и в течение всего учебного года по мере
необходимости.
В конце второго и последующих годов обучения отслеживаем творческий
потенциал обучающихся, проводим диагностику общей одаренности, уровень
развития познавательных потребностей, самооценку. Кроме того, применяем
диагностику сформированности детских коллективов, изучаем микроклимат в
коллективах, выявляем уровень развития самоуправления в группах.
3. Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для проверки
знаний, умений и навыков по образовательным программам, для перевода
обучающихся с одного этапа обучения на следующий и сертификация
выпускников ДДТ. В соответствии с результатами итогового контроля
определяется, насколько реализованы поставленные задачи, достигнуты
результаты обучения каждым ребенком.
Педагог в своей программе выявляет результаты образовательной
деятельности детей на различных возрастных этапах их самоопределения,
определяет параметры результативности на основании содержания своей
35

образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами.
Задачи диагностики:
1. Выработать единый подход к оценке результативности освоения
образовательных программ.
2. Способствовать развитию личности ребенка выявлению индивидуальных
склонностей и способностей обучающихся, формированию самостоятельности,
творческого отношения, инициативности; профессиональному
самоопределению.
3. Помогать подросткам в осознанном личностном выборе, осваивать
индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя
и других.
4. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и
принимать меры по оказанию обучающимся различного вида помощи.
Показатели (оцениваемые параметры)
Степень выраженности оцениваемого качества
Методы диагностики
I. Теоретическая подготовка обучающихся:
1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы)
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
Низкий уровень (до50%)
Содержание учебного материала раскрыто обучающимся недостаточно,
допущены грубые ошибки в определении понятий.
Средний уровень (от 50 до 70%)
Обучающийся раскрывает основное содержание материала, но допускает
неточности при использовании терминов, в определении понятий.
Высокий уровень (свыше 70%)
Обучающийся показывает полное владение материалом в объеме
образовательной программы, грамотно использует термины.
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
II. Практическая подготовка обучающихся:
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по
основным учебно-тематическим планам программы).
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
- низкий уровень (обучающийся овладел менее чем ½, предусмотренных
умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением.
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и
оснащения.
36

- низкий уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе
с оборудованием);
- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
- высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей).
Креативность в выполнении практических заданий.
- начальный (низкий, элементарный) уровень развития креативности
(обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога);
- средний (репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе
образца);
- Высокий (творческий) уровень (выполняет практические задания с
элементами творчества).
I. III. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
- низкий уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе
с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или
родителей);
- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.1.3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать
рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования).
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
низкий уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения в
проведении учебных исследований);
средний уровень (обучающийся выполняет учебные исследования, следуя
образцу);
высокий уровень (обучающийся осуществляет самостоятельные учебные
исследования)
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1.Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.2.2.Умение выступать перед аудиторий
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.2.3.Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в
построении доказательств
37

Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1.Умение организовать свое рабочее (учебное) место
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и
убирать его за собой
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности
программным требованиям
- низкий уровень (обучающийся овладел менее ½ объема навыков соблюдения
правил безопасности, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных навыков составляет ½);
- высокий уровень (ребенок усвоил практически весь объем навыков
соблюдения техники безопасности, предусмотренных программой за
конкретный период).
3.3.3.Умение аккуратно выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
Диагностические игры и задания по ПДД
Цель: Пропаганда безопасности дорожного движения.
Задачи:
• Привлечь внимание педагогов к проблеме детского дорожно-транспортного
травматизма;
• Познакомить педагогов с проведением педагогической диагностики детей 6-7
лет по ПДД;
• Вызвать интерес к игровой диагностике по ПДД и желание применять в
практической деятельности.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом
была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных
происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных
ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят
к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и
безучастное отношение взрослых.
От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и
как применяет их в реальной ситуации , зависит его здоровье. Очень важно,
чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
Что такое педагогическая диагностика?
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач
теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика
позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою
деятельность
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных
особенностях развития ребенка.
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание»,
38

«определение». Педагогическая диагностика является составной частью
профессиональной деятельности педагога и имеет прямое отношение ко всем
компонентам этой деятельности.
С целью диагностики уровня овладения знаниями, умениями и навыками
можно использовать следующие виды диагностических заданий: опросные в
процессе беседы, или введение вопросов, в процессе игровой деятельности;
карта-задание, которая используется в ходе беседы; перфокарты, спортивные
диагностические игры, цель которых диагностика.
Дети младшего школьного возраста способны запоминать термины и объяснять
их суть, отвечать на вопросы, аргументируя ответ.
Знания, умения и навыки можно оценивать по трём уровням:
1 уровень (низкий)
а) не способен воспроизвести изученные термины и понятия, не может
объяснить их сути и установить логическую связь между ними;
б) не может выполнить практическое задание без помощи взрослого;
в) не способен объективно оценить дорожную ситуацию, правильно
ориентироваться в ней.
2 уровень (средний)
а) способен воспроизвести изученные термины и понятия, объяснить их суть и
установить логическую связь;
б) затрудняется в самостоятельном выполнении практического задания;
в) не способен объективно оценить дорожную ситуацию, правильно
ориентироваться в ней.
3 уровень (высокий)
а) способен воспроизвести изученные термины и понятия, объяснить их суть и
установить логическую взаимосвязь между ними;
б) самостоятельно выполняет практическое задание;
в) объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно
использовать самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов;
• компьютерные;
• интеллектуально-познавательные.
Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
-выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и
требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

39

1 этап. Подготовительный.
На этом этапе я отбираю диагностический материал по ПДД, игры по ПДД,
подготавливаю карту, бланк для заполнения полученных результатов
обследования, планирую деятельность в момент обследования детей.
2 этап. Основной (Сроки 10 – 15 дней).
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках Правил дорожного
движения у детей.
Задания предлагаю в занимательной игровой форме. Приёмы: игровые,
сюрпризные. Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование.
3 этап. Заключительный (Сроки 2-3 дня)
Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.
В этот период я оцениваю, анализирую, обобщаю полученную информацию
знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному
поведению на дороге. Определяю уровень знаний по ПДД. Для выявления
уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения и умение их
практического применения, я разработала примерное содержание показателей
уровня знаний и методику их выявления. В конце учебного года, в мае месяце, итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление
результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД,
на выполнение намеченных раннее перспективных задач по формированию
основ безопасного поведения детей в улично-дорожной сети.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».