ОГЛАВЛЕНИЕ I. Пояснительная записка II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1. Учебный план. 2.2. Календарный учебный график. III. Содержание программы. 3.1. Условия реализации программы. 3.2. Формы контроля и аттестации. 3.3. Планируемые результаты. IV. Методическое обеспечение. V. Диагностический инструментарий. VI. Список литературы. VII. Приложения. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 I. Пояснительная записка Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ № 273); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018г. - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629); - Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); -Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых 6 образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК641/09); - Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; - Устав МБУ ДО МДДиЮ. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социальногостатуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности вначальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большойобъем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к новым требования. Актуальность программы: Одной из задач первой ступени школьного образования является адаптация первоклассника к школе. Решению этой задачи помогает данная программа. Она готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности. Освоение знаний в игровой форме, на занимательном материале способствует достижению цели программы. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда педагог имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение напервой ступени. Отличительные особенности программы/новизна Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Образовательная программа «Школа будущего первоклассника» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности Цель данной программы: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Задачи программы: 1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь. 3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям: 1. Развитие внимания и памяти. 2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. 3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте. 4. Развитие умственных способностей. 5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими). 6. Развитие волевой готовности ребенка. Принципы работы при подготовке детей к обучению: - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; - системность и плановость; - уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса; - развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; - контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам - вариативность содержания и форм проведения занятий; - наглядность. Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования. Ожидаемые результаты: - обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, - формирование его готовности к систематическому обучению. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход .из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двухсмежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. Уровень освоения Срок реализации программы: - начало занятий – 1 сентября 2023 года. - окончание занятий – 30 мая 2024 года - режим занятий: 4 раза в неделю – 1 занятие продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут с перерывами наотдых 5-10 минут. - наполняемость групп от 10 до 20 человек; - форма проведения занятий – игровая, двигательная. 1 год обучения: 144 часов в год. Адресат программы – обучающиеся 6-7 лет. Направленность программы – социально-педагогическая. Формы организации образовательного процесса. Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть). Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе». Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» недопускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе. Занятия включают следующие разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», «Развитие элементарных математических представлений», «Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук», «Нейроигры». Занятия проводятся 4 раз в неделю с помощью комплекта пособий,подготовленных к программе «Преемственность». Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность. Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течении всего периода обучения. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Выбор форм обучения настоящей программы определяется: - поставленными целями и задачами; - принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка; - возможностями обучающихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности); - наличие соответствующей материально-технической базы. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения обучающимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: - личный пример и педагогическое мастерство педагога; - высокая организация учебного процесса; - атмосфера трудолюбия, взаимопомощи; - дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; - помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. II. Учебный план. Календарный учебный график. Учебный план «Школа будущего первоклассника» на 2023-2024уч. год Образовательные области Филология Учебные предметы «От слова к букве» Кол-во часов в неделю 1 Общее кол-во часов 38 Математика Обществознание и естествознание Каллиграфия Психология «Математические ступеньки» «Зелёные тропинки» «Подготовка к письму» Нейроигры 1 36 1 36 1 16 1 18 Рабочая программа модуля «От слова к букве» Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана наоснове программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова кбукве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта начальногообразования. Рабочая программа рассчитана на 38 часов в год. Для реализации программного содержания используются: - Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016. - Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей кшколе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2017. - Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». -М.: Просвещение, 2018 Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений,при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются: — расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; — формирование грамматического строя речи ребенка; — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественноигровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.). В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамотеи чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; — беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слухвыразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); — разучивание наизусть и выразительное чтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовкек обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развитыкоординация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкоймоторики и развитию координации движений. Речевые игры развиваютмышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Планируемые результаты: — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферамобщения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; — осознавать, что в различных ситуациях говорить можно поразному:громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильнаяартикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать наобращение; — использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:смотреть на собеседника, - не перебивать говорящего, - использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседникупонять сказанное и т. д.; — сообщать определенную информацию, договариваться о совместнойдеятельности; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательноеслушание; — правильно произносить все звуки; — отчетливо и ясно произносить слова; — выделять из слов звуки; — находить слова с определенным звуком; — определять место звука в слове; — соблюдать орфоэпические нормы произношения; — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорнымиллюстрациям; — соблюдать элементарные гигиенические правила; — ориентироваться на странице тетради. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тематическое планирование по модулю «От слова к букве» дата темы Кол-во часов 05.09 Правила поведения в школе. Приметы осени. 1 час. Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа. 12.09 Устная и письменная речь. История возникновения 1 час. речи. Предложение. Слово. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Пальчиковая гимнастика. Обведение предметов по контуру. 19.09 Развитие связной речи. Составление рассказа – 1 час. описания по картинке одного из животных. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. 26.09 Развитие связной речи. Пересказ текста с опорой на 1 час. сюжетную картинку. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. 03.10 Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. 1 час. Для чегомы говорим. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. 10.10 Описание картинки. Слово. Предложение. 1 час. Прямые инаклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. 17.10 Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше 1 час. назоветслов на темы «Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождениепредложенных форм в нарисованных предметах. 24.10 Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет 1 час. слов на темы «Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. 31.10 Обобщение, его формы (словесные и несловесные). 1 час. Игра «Догадайся, что показал». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. 07.11 Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра 1 час. 11 14.11 12 21.11 13 28.11 14 05.12 15 12.12 16 19.12 17 26.12 18 09.01 19 16.01 20 23.01 21 30.01 22 06.02 23 13.02 24 20.02 25 27.02 26 05.03 «Кто наблюдательнее». Контур предмета и раскрашиваниеего внутри. Гласные буквы и звуки. Предметы окружающего мира. Твоя любимая игрушка. Контур предмета Линии, образующиевнутренний контур предметов. Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Согласные звуки и буквы. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем вгости». Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Дорога к письменности. Древние письмена. Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей строке В стране говорящих скал. .Игра «Составь слово» Буква У (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Временные категории: «раньше», «позже», «потом».. Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Игра «Разложи по порядку» Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко» Работа в рабочей строке. Твердые и мягкие согласные. Буква Н. Работа в рабочей строке. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Буква Р. Работа в рабочей строке. Игра «Раздели слово на части». Буква Л. Работа в рабочей строке. Ударение. Обозначение ударения. Игра «Молоточки». Буква М. Работа в рабочей строке. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Звонкие и Глухие согласные. Буквы Б-П. Составление и написание слогов. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда этобывает?» Буквы Б-П. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 27 12.03 28 19.03 29 26.03 30 02.04 31 09.04 32 16.04 33 23.04 34 30.04 35 07.05 36 14.05 37 21.05 38 28.05 Итого часов Составление и написание слогов. Звуки и буквы. Игра «Составь слово». Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. В стране зеркал. Буква и её отражение. Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. Игра «Электронная муха» Буквы Г-К. Составление и написание слогов. Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Буквы Г-К. Составление и написание слогов. Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Буквы В-Ф. Составление и написание слогов. Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Буквы З-С. Составление и написание слогов. Слова похожие и разные. Проговаривание Скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Составление и написание слогов. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Праздник звуков. Буквы ж-ш. Составление и написание слогов. Слияния изученных согласных с гласными. Пословицы о семье. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Составление вопросительных предложений. Работа в тетради. Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Составление рассказа – описания по картинке. Цепочки из слов. Пальчиковая гимнастика. Итоговое занятие. Обобщение знаний об изученных буквах и звуках. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 38 Рабочая программа модуля «Математические ступеньки» Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год. Для реализации программного содержания используются: - Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие дляподготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2017. - Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей кшколе». - М.: Просвещение, 2018. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать: - состав чисел первого десятка; - как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); - цифры 0-9, знаки +,-,=; - название текущего месяца, последовательность дней недели; - монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Данный раздел программы направлен на развитие умений: - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; - соотносить цифру с числом предметов; - пользоваться арифметическими знаками действий; - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; - измерять длину предметов с помощью условной меры; - составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера; - делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; - ориентироваться на листке клетчатой бумаги. - проводить наблюдения; - сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; - понимать относительность свойств объекта; - делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; - уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. Тематическое планирование по модулю «Математические ступеньки» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 дата темы Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа 06.09 Различение предметов по цвету, форме, расположению. 13.09 Уточнение пространственных представлений (снизусверху, между, слева, справа) 20.09. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. 27.09 Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. 04.10 Ориентация на плоскости: слева, справа. 11.10 Длина. Длиннее – короче. 18.10 Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 25.10 Закрепление пройденного материала. 01.11 Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. 08.11 Прямоугольник, квадрат. 15.11 Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. 22.11 Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче –тяжелее. 29.11 Закрепление пройденного материала. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. 06.12 Число и цифра 1. Понятия «один – много». 13.12 Число и цифра 2. Понятие «пара». 20.12 Число и цифра 3. Понятия: «больше», «меньше», «равно» 27.12 Число и цифра 4. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. 10.01 Число и цифра 0. Объединение предметов в множества по определённым свойствам. 17.01 Число и цифра 5. Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. Игры «Где, чей дом?» 24.01 Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа до любого заданного. 31.01 Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +. Кол-во часов 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 22 07.02 23 14.02 24 21.02 25 28.02 26 06.03 27 13.03 28 20.03 29 30 31 27.03 03.04 10.04 32 17.04 33 24.04 34 15.05 35 22.05 36 29.05 Итого часов Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -. Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон» Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон» Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка» Число и цифра 7. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе. Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе. Число и цифра 9 Последовательность месяцев в году Число и цифра 9 Последовательность месяцев в году Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Весёлая математика (игра-соревнование). Логические задачи (ребусы). Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам). Конструирование из палочек. Знакомство с фигурами: ромб, овал, трапеция. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Моделирование фигур. Графические работы (рисование узоров на слух по клеточкам). Решение задач. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти). Итоговое занятие. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 36 Рабочая программа модуля «Зелёная тропинка» Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработанана основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 36 часов в год. Для реализации программного содержания используются: - А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовкидетей к школе. - М.: Просвещение, 2018. - Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2018 Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование уних заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельностьдополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д.При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений,как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить ихобщие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена относительно порядка их изложения в программе. Содержание Наши друзья животные. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашиваниеизображений. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразиептиц, сравнение их по размерам и окраске. Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей,сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание ихна рисунках и в природе. Зеленое чудо — растение. Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Звезды, Солнце и Луна. Наблюдение звездного неба, выделение отдельныхсозвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе. Игра «Путешествие на Луну» Круглый год. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года. Планируемые результаты: Неживая природа: Дети должны: -иметь представление о сезонных изменениях в природе; -определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпалснег; -уметь вести календарь природы с помощью взрослых. Живая природа: Дети должны иметь представление: -о домашних животных; -о перелётных и зимующих птицах; -о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Растительный мир: Дети должны иметь представление: -об условиях необходимых для роста растений; -о лесных ягодах и грибах; -об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах.Дети должны уметь: -различать и называть деревья по коре, листьям, плодам. Тематическое планирование по модулю «Зелёная тропинка» № 1 дата 07.09 темы Звёзды, солнце и луна. Звездное небо Кол-во часов 1 час. 2 3 14.09 21.09 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 02.11 09.11 16.11 23.11 30.11 07.12 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 29.02 07.03 14.03 21.03 29 30 31 32 33 34 35 36 28.03 04.04 11.04 18.04 25.04 16.05 23.05 30.05 Солнце и луна Откуда взялась радуга? Зелёное чудо – растения. Как узнать растения? Травянистые растения Кустарники Деревья Декоративные растения Овощи и фрукты Съедобные и ядовитые растения Лекарственные растения Мхи и папоротники Грибы Твоя мастерская Наши друзья –животные. Как узнать животных? В живом уголке Домашние животные Породы собак Дикие животные Животные нашей местности В мире насекомых В мире рыб В мире птиц В мире птиц В мире зверей В мире зверей Какие еще бывают животные? Какие еще бывают животные? Круглый год. Времена года Времена года Осень Зима Осень Зима Весна Лето Весна Лето Обобщение знаний. Все о неживой природе. Итоговое занятие. Обобщение знаний. Все о живой природе. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. Итого часов 36 Рабочая программа модуля «Подготовка к письму» Рабочая программа по развитию и укреплению мелкой моторики рук для дошкольников разработанана основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 16 часов в год. Для реализации программного содержания используются: - Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2018 Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Тематическое планирование по модулю «Подготовка к письму» Тема № п/п Дата 1. 01.09 Вводное занятие. День знаний. 1 час 2. 15.09 1 час 3. 29.09 4. 13.10 5. 27.10 6. 10.11 История возникновения письма. Гигиенические правила. Рабочая строка. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо правых и левых полуовалов. Обведение Кол-во часов 1 час 1 час. 1 час 1 час контура рисунка и его штриховка. 7. 24.11 8. 08.12 9. 22.12 10. 19.01 11. 09.02 12. 01.03 13. 22.03 14. 12.04 15. 26.04 16. 24.05 Итого часов Письмо овалов. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо буквы «а». Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо буквы «А». Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка. Письмо строчной буквы «о». Обведение контура рисунка и его штриховка. 1 час Письмо заглавной буквы «О» Обведение контура рисунка и его штриховка. Обведение контура рисунка и его штриховка. Строчная буква «и». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «И». Обведение контура рисунка и его штриховка. Строчная буква «у». Обведение контура рисунка и его штриховка. Заглавная буква «У». Обведение контура рисунка и его штриховка. Знакомство с соединением букв. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1час 1 час 16 часов Рабочая программа по модулю «Нейроигры» Рабочая программа рассчитана на 18 часов в год. Пояснительная записка Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Очень важно, что в этот знаменательный период жизни возникает и интенсивно развивается способность к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа). Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено проблемам детей дошкольного возраста, которые не имеют резко выраженной клинико-патологической характеристики, однако обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиямжизни. Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать логическое мышление, реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенными в дальнейшей жизни. А ведь современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, логически верно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении. Цель программы: развить познавательные процессы дошкольников. Цель достигается через решение следующих задач: Задачи: 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 2. 2.Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях. 3. 3.Развитие коммуникативных навыков. 4. Повышение самооценки. Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на сплочение, доверие, коммуникативность. Срез эффективности: До начала и после занятий проводится диагностика познавательных процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, восприятия, речи. II. Используемые психодиагностические методики: «Какие предметы спрятались?» «Чего не хватает на рисунках?» «Нелепицы» «Лабиринт» «Проставь значки» «Образная память» «Четвертый лишний» «Найди отличия» «10 слов» «Собери картинку» «Последовательность событий» «Дорисуй фигуру» Общая структура занятий. Вводная часть 1. Приветствие. 2. Упражнения, направленные на установление взаимного доверительногоконтакта, на развитие эмоционально-волевой сферы. Основная часть 1. игровые упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка, усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора; 2. упражнения, направленные на умение контролировать свои действия / наснятия внутреннего мышечного напряжения; 3. динамические упражнения, пальчиковая гимнастика. Заключительная часть 1. Подведение итогов занятия 2. Ритуал прощания Тематическое планирование по модулю «Нейроигры» № п/п Дата Тема 1. 08.09 Что было сначала, а что потом. 1 час 2. 22.09 Сложи картинку. Что перепутал художник. 1 час 3. 06.10 Нелепицы. 1 час 4. 20.10 1 час. 5. 03.11 Угадай на ощупь. Выбор аналогии. Волшебный карман. Чего не хватает на рисунках? Дорисуй. 6. 17.11 Рисование «Моя семья» 1 час 7. 01.12 Лабиринты. 1 час 8. 15.12 Выбор аналогии. Исключение лишнего. 1 час 9. 29.12 Графический диктант. Рисование. 1 час 1 час 11. 26.01 Какие предметы спрятались? Общие и отличительные признаки. Пиктограмма. 12. 02.02 Думай и считай. 1 час 13. 16.02 Что было сначала, а что потом. 1 час 14. 15.03 Визуальная аналогия. 1 час 15. 29.03 Запомни и назови. 1час 16. 05.04 Что было сначала, а что потом. 1 час 17. 19.04 Найди отличия. 1 час Кол-во часов 10. 12.01 1 час 1 час 18 17.05 Итого часов Выбор аналогии. Классификация, дифференциация. Исключение лишнего. 1 час 18 часов III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Школа будущего первоклассника" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, книги, альбомы с образцами, подборки рисунков, иллюстраций Кадровое обеспечение программы - для работы по данной образовательной программе необходим педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, коммуникативные и творческие способности, организаторские и артистические способности, умение анализировать свою деятельность, адекватную самооценку. 3.2 Формы контроля и аттестации Требования к организации контроля: - индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого обучающегося; - систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; - разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей развивающей и воспитывающей функции; - объективность; - дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса. Формы контроля: Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование и открытое итоговое занятие. 3.3 Прогнозируемые результаты. В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок научится: - выделять из слов звуки; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения на заданную тему по опорным словам: - составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; - пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; - ориентироваться на странице тетради; - писать основные элементы букв; - рисовать узоры и различные элементы - отчётливо и ясно произносить слова. - соотносить цифру с числом предметов; - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10 - пользоваться арифметическими знаками действий; - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; - измерять длину предметов с помощью условной меры; - составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера; - ориентироваться на листе клетчатой бумаги. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе; - перечислять в правильной последовательности времена года и суток; - называть основные признаки времён года. В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок будет знать: - состав чисел первого десятка; - как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); - цифры 0-9, знаки +, -. =; - название текущего месяца, последовательность дней недели. IV. Методическое обеспечение. Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного, раздаточного материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях. Требования к подготовке обучающихся «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дети могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные способности. В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, расширение кругозора, словарного запаса, формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения. В первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированное у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Организационная работа Подготовка списочного состава. Организация набора детей. Проведение организационного собрания. Подготовка кабинета к началу учебного года. Подготовка наглядных пособий и дидактических материалов. Оформление документации. Составление отчета о деятельности подготовки к школе за учебный год. Методы и приемы Методы: - словесный; - наглядный; - игровой; - практический. Приемы: - рассказ; - беседа; - описание; - указание и объяснение; - вопросы детям; - ответы детей, образец; -показ реальных предметов,-картин; -действия с числовыми карточками, цифрами; - модели и схемы; - дидактические игры и упражнения; - логические задачи; - игры-эксперименты; - развивающие и подвижные игры и др. Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос -ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Деятельность начинается в игровой форме, используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Для словотворческого развития даются специальные задания па придумывание игр и упражнений. Насыщая групповое пространство, педагог заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена наглядным, игровым и демонстрационным материалом, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Структура занятий I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и ребенка требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Материалы и инструменты: - демонстрационный и раздаточный материал - рабочие тетради, прописи - карандаши, линейки, ластики - магниты - учебные плакаты - счетный материал - подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.) - наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. -дидактические игры с буквами, со словами -ребусы для детей -буквы из разрезной азбуки -комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв) -наборы сюжетных (предметных) картинок. -репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме) -наглядные пособия, счетный материал - карточки с печатными заглавными и прописными буквами - касса букв и слогов - карточки и схемы звуко-буквенного анализа слов - карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы - карточки и схемы составления предложений - магнитная азбука - символические обозначения звуков. V. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса. Благодаря диагностике осуществляется мониторинг начального и итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании принимается решение о необходимости его развития или коррекции. Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в управление этими процессами. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга результатов освоения программы Методики психолого-педагогической диагностики личности: Анкеты При приеме в коллектив (для детей, родителей) Опросники Для выявления мотивации Игры Диагностические карты Психолого-педагогическая характеристика обучающихся Памятки для детей и родителей Правила внутреннего распорядка и техники безопасности Методики педагогической диагностики коллектива: Анкеты Готовность шестилетнего ребенка к школе Опросники «Что вы ожидаете от школы?», «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Диагностические карты Психолого-педагогическая характеристика обучающихся. VI. Список литературы. Список литературы для педагога и подготовки программы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. – М.: Просвещение, 2016. 14. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей кшколе: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. 15. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». –М.: Просвещение, 2018 16. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2017. 17. А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовкидетей к школе. – М.: Просвещение, 2018. Приложение 1 Календарно-тематический план 2023-2024 учебный год Вводное занятие 1 Модуль «От слова к 38 букве» 2 Модуль «Математические ступеньки». 36 Практика Количество часов Теория Содержание программы Всего № п/п Дата проведения план 01.09 05.09; 12.09; 19.09; 26.09; 03.10; 10.10; 17.10; 24.10; 31,10; 07.11; 14.11; 21.11; 28.11; 05.12; 12.12; 19.12; 26.12; 09.01; 16.01; 23.01; 30.01; 06.02; 13.02; 20.02; 27.02; 05.03; 12.03; 19.03; 26.03; 02.04; 09.04; 16.04; 23.04; 30.04; 07.05; 14.05; 21.05; 28.05. 06.09; 13.09; 20.09; 27.09; 04.10; 11.10; 18.10; 25.10; 01.11; 08.11; 15.11; 22.11; 29.11; 06.12; 13.12; 20.12; 27.12; 10.01; 17.01; 24.01; 31.01; 07.02; 14.02; 21.02; 28.02; 06.03; 13.03; 20.03; 27.03; 03.04; фактический 3 Модуль «Зеленая тропинка». 4 Модуль «Подготовка 16 к письму» 5 Модуль «Нейроигры» Итого 36 18 10.04; 17.04; 24.04;15.05; 22.05; 29.05. 07.09; 14.09; 21.09; 28.09; 05.10; 12.10; 19.10; 26.10; 02.11; 09.11; 16.11; 23.11; 30.11; 07.12; 14.12; 21.12; 28.12; 11.01; 18.01; 25.01; 01.02; 08.02; 15.02; 22.02; 29.02; 07.03; 14.03; 21.03; 28.03; 04.04; 11.04; 18.04; 25.04; 16.05; 23.05; 30.05. 01.09;15.09; 29.09;13.10; 27.10;10.11; 24.11;08.12; 22.12;19.01; 09.02;01.03; 22.03;12.04; 26.04;24.05 08.09; 22.09; 06.10; 20.10; 03.11; 17.11; 01.12; 15.12; 29.12; 12.01; 26.01; 02.02; 16.02; 15.03; 29.03; 05.04; 19.04;17.05. 144 ч. Приложение 2 Модель ребенка - будущего первоклассника Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно- следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Приложение 3 Тест № 1 «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» Тест проводится в форме беседы. Вопросы для беседы 1. Как твоя фамилия, имя, отчество? 2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей. 3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей? 4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три? 5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше? 6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 7. Кем работают твои родители? 8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?) 9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед? 10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье? 11. Почему снег выпадает не летом, а зимой? 12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь? 13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой? 14. Зачем в школе нужны парта и звонок? 15. Хочешь ли ты учиться в школе? 16. Что делает учитель? Врач? Продавец? 17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь. 18. Каких ты знаешь птиц? А животных? 19. У кого больше лап – у утки или у коровы? 20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь? 21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7? 22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку? Обработка теста 1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных – см. ниже). 2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д. 3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла. 4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом: - № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла. - № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла. - № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл. - № 22 – за правильный ответ – 2 балла. 5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х). Оценка результатов 24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости). 20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость. 15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости. Тест №2 Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) Адаптированная стандартная беседа Т.А. Нежновой Интерпретация содержания ответов и критерии оценки. А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла); Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл); В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов). Вопросы Содержание ответов Баллы 1. Хочешь ли ты идти в школу? А – очень хочу 2 Б – так себе, не знаю 1 В – не хочу 0 2. Почему ты хочешь идти в школу? А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. 2 Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д. 1 В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама 0 сказала и т.д. А – занимаюсь в группе подготовки, с 2 мамой учим буквы, решаем задачки и т.д. 3. Готовишься ли ты к школе? Б – мне купили форму, школьные 1 Как ты готовишься (как тебя принадлежности и др. готовят) к школе? В (упоминает занятия, не относящиеся к 0 школе) А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д. 2 4. Если бы тебе не надо было Б – рисовал(а) бы, лепил(а), ходить в школу и в детский 1 конструировал(а) и т.д. сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день? В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по 0 дому, ухаживал(а) за животными Результат 7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована; 4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника; 0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована. С родителями необходимо обсудить результаты беседы, дать рекомендации. Тест №3 «Готов ли Ваш ребенок к школе?» 1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)? 17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Проверка готовности: 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.