Содержание I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 8 2.1 Учебный план 8 2.2 Календарный учебный график 14 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 15 3.1 Условия реализации программы 15 3.2 Формы контроля и аттестации 15 3.3 Планируемые результаты 16 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 17 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 20 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 23 Приложение 1 23 Приложение 2 24 Приложение 3 29 2 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» имеет естественно-научную направленность и предназначена для детей 13-14 лет. Программа «Цветоводство» предполагает включение детей в работу над появлением понимания роли труда в жизни человека и общества, формируется интерес к наиболее распространенным профессиям эколого-биологического направления (растениеводство, экология, ландшафтный дизайн, флористика), в процессе реализации программы формируются знания об охране и защите окружающей среды. Так же осуществляется практическое участие учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной деятельностях. Актуальность программы Стремление украшать свое жилище растениями родилось у человека давно. Оно не покидало его на всем пути культурного развития. Человек всегда интуитивно помнит о своей сопричастности всему живому на этой планете. Одни испытывают необычайную тягу к земле и с ранней весны до поздней осени с увлечением что-то сажают, поливают, пропалывают на садовом участке, который становится им вторым домом. Другие предпочитают ввести природу прямо к себе в квартиру, с трепетом и заботой ухаживая за ней, чтобы в конечном итоге иметь возможность любоваться еѐ бесценными дарами - красивыми растениями - ежедневно, независимо от времени года. С ростом концентрации населения и урбанизации постоянное общение с миром декоративных растений приобретает особую актуальность, становится для человека не только эстетической потребностью, но и жизненной необходимостью. Использование растений для улучшения среды закрытых помещений в условиях нашего региона чрезвычайно важно, так как в данном регионе человек проводит большую часть времени в помещениях, где флора декоративных растений очень бедна, а зачастую и совсем отсутствует. Общение с растительным миром облагораживает человека воспитывает в нѐм любовь к прекрасному. Любовь к растениям, привитая с детства, остаѐтся у человека на всю жизнь. И, где бы, не жил человек он, всю жизнь, будет стремиться украсить и обустроить окружающую обстановку. Данная программа ориентируется на раннюю профориентацию. Знакомство с профессиями флориста, ландшафтного дизайнера, цветовода очень актуальна в настоящее время. Так же в календарно – тематический план включен краевой компонент. 3 Изучение декоративных растений не только формирует и развивает у детей активную познавательную деятельность, умение наблюдать, логическое мышление, любознательность, самостоятельность, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, эстетическое отношение ко всему живому, трудовые навыки, но и способствует осуществлению межпредметных связей в области естественнонаучных предметов. Данная программ рассчитана на средний школьный возраст. Именно в этом возрасте обучающиеся начинают интересоваться различными профессиями и представлять себя в них. Поэтому программа будет актуальна и будет способствовать осознанию необходимости бережного и эстетического отношения к природе. Новизна программы «Цветоводство» заключается в возможности получения систематизированных знаний, умений и навыков по выращиванию цветочно-декоративной растений, уходу за комнатными цветами, размножению цветочных культур, разработке проектов для дизайна помещений, ландшафтного дизайна территорий, созданию цветочных композиций и гербариев. Важной особенностью программы является исследовательская деятельность обучающихся, особым значением которой является проведение занятий не только в стенах кабинетов, но и в природных условиях, где обучающиеся проводят наблюдения, сбор материала для экспериментальных исследований. Результатами такой деятельности являются выполненные обучающимися исследовательские работы, проекты, доклады, которые обучающиеся представляют на научно – практических конференциях и других мероприятиях различных уровней. Педагогическая целесообразность. В данном возрасте, в рамках объединения «Цветоводство» с обучающимися проводится работа над появлением понимания роли труда в жизни человека и общества, формируется интерес к наиболее распространенным профессиям экологобиологического направления (растениеводство, экология, ландшафтный дизайн, флористика), формируются знания об охране и защите окружающей среды. Так же осуществляется практическое участие учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной деятельностях (исследовательские работы, экологические акции, субботники), участие в трудовых процессах (посадка рассады, работа на опытническом участке). Знания, полученные детьми по освоению 4 программы «Цветоводство» помогут им в дальнейшем самоопределении, самореализации в таких областях как растениеводство, ботаника, ландшафтный дизайн и др. Отличительной особенностью программы от существующих программ той же направленности можно считать комплексное изучение природы, практическая направленность, знакомство с ландшафтным дизайном. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации - значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору профессии. Основной акцент программы делается так же на освоении обучающимися навыков двадцать первого века: коммуникативность, командная работа в группах, креативность, критическое мышление. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 13-14 лет без медицинских противопоказаний. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Наполняемость в группах составляет15 человек; Режим занятий: Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут с 10-минутным перерывом между каждым часом. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41): - в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк; - температура воздуха в учебном кабинете 20-22С; - помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка; -учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа рассчитана на 1 год -144 часа, занятия 2 раза в неделю; Формы организации образовательного процесса. 5 Традиционная, обучение – очное (возможно дистанционное). При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – обучающиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. При реализации программы используются следующие формы проведения занятия: групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации каждого обучающегося), а также: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии, выставки, игры, соревнования.Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод. Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы: -добровольность – участие детей в программе на добровольных началах; -адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей; -доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы; -позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность; -последовательность – подача материала осуществляется поэтапно; -дозированность – информация не превышает запрос целевой группы; -непрерывность и систематичность; -осознание обучающимися личностной и социальной значимости их деятельности. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами различной совместной деятельности при выполнении практических занятий на местности, в процессе обучения. Совместная деятельность по овладению знаниями и навыками выращивания растений на клумбах, в рекреациях, расширению знаний о ландшафтном дизайне имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, способным создавать красоту и дарить радость окружающим. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация 6 эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в различных мероприятиях. Список воспитательных мероприятий объединения «Цветоводство» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей,о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся; привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель обучения: Успешное саморазвитие обучающихся через формирование познавательного интереса в области естественных наук и цветочно – декоративного искусства. Задачи обучения: Предметные: формирование знаний о значении растений в жизни и хозяйственной деятельности человека; -образование учащихся в области цветоводства, экологии и фрагментарно в областях ботаники, основ почвоведения, ландшафтного и комнатного дизайна, аранжировки цветов; -расширить познания в растениеводстве и цветоводстве; 7 -познакомить с многообразием комнатных цветов и способах их разведения; познакомить с профессией ландшафтный дизайнер и флорист; научить основам комнатного и ландшафтного дизайна; -научить оперативно и творчески решать задачи, постоянно возникающие при выращивании растений. Метапредметные: развитие системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой; развитие у детей представление о мире растений, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развитие интереса к профессиям цветовода, растениевода, ландшафтного дизайнера; -развитие умений проводить исследования и эксперименты; -развитие чувства ответственности и любознательности. Личностные: -привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; -воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы; -воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды; -понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе; -формирование эмоционально - положительного отношения к окружающему миру; -воспитание навыков экологической культуры; -привитие уважения к добросовестному труду, полученным результатам. 8 II. Учебный план. Календарный учебный график. № п/п Название раздела Всего В том числе часов Теория Практик Формы аттестации (контроля) 1. Вводное занятие 2 1 1 2. Осенние работы на участке 6 2 4 3. Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека 6 2 4 Викторина «Мир цветов» 4. Уход за комнатными растениями в течение года 20 2 18 Конкурс рисунков «Мой домашний зеленый любимец» 5. Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 12 4 8 Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» 6. Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. 8 4 4 Проверочная работа: «Нанесение на карту мира растений по их происхождению» 7. Растения в интерьере. 16 10 6 Игра – викторина «Где должен стоять цветок» 8. Ландшафт как объект создания композиции. 10 6 4 Проверочная работа по терминологии. 9. Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 18 6 12 Разработка проекта ландшафтной композиции 10. Флористика как часть эстетики. 8 4 4 Составление букетов 11. Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур 18 4 14 Проверочная работа «Последовательность выращивания рассады 9 Анкетирование. Вводное тестирование. Собранные семена 12. Весенние работы на участке 4 1 3 Рейтинг участия. 13. Высадка рассады 4 1 3 Викторина «Как растет цветок» 14. Итоговое занятие 4 2 2 Итоговое тестирование Итого часов 136 49 87 Содержание учебного плана Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Теория.Знакомство с планом работы на год. Анкетирование. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Вводное тестирование. Праздник «Давайте познакомимся» Раздел 2: Осенние работы на участке (6 часов) Теория. Правила работы на участке. Техника безопасности при работе с садовым инвентарем. Практика. Субботник на территории образовательного учреждения. Уборка клумб от однолетних растений. Подготовка многолетних растений к зимовке. Сбор материала для гербария. Составление гербария. Раздел 3: Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека (6 часов) Теория. Знакомство с грунтовыми и цветочно-декоративными растениями, кустарниками, деревьями, травами, их биологические особенности. Использование цветочно – декоративных растений в озеленении. Презентация «Декоративные растения» Презентация «Комнатные растения в озеленении помещения» 10 Практика: Наблюдательно-исследовательская деятельность на территории школьного двора МБОУ лицея №7. Всероссийский открытый урок, посвященный особо охраняемым природным территориям. «Роль цветов в жизни человека». Экологическая акция « Сохрани дерево-сдай макулатуру» Оформление стенда в фойе на тему «Отходы – сырье 21 века» Раздел 4: Уход за комнатными растениями в течение года (20 часов) Теория. Требовательность комнатных растений к влажности почвы, воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения перевалки и пересадки растений. Практика. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению и температуре. Поливка, опрыскивание, обтирание листьев, рыхление почвы, мытье горшков. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений. Проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Оформление стенда в фойе на тему: «Особо охраняемые территории в Ростовской области» Раздел 5: Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. (12 часов) Теория. Основные группы цеточно – декоративных растений. Особенности однолетних, двулетник и многолетних цветочно – декоративных растений. Цветущие однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние, двулетние и многолетние растения, применяемые в озеленении. Способы их размножения. Практика. Составление альбома однолетних, двулетних и многолетних цветочно – декоративных растений. 11 Черенкование однолетних, двулетних и многолетних растений. Районный конкурс творческих работ из твердых бытовых отходов. Раздел 6: Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. (8 часов) Теория. Родина растений. Кактусы, фикус, лианы, орхидеи. История переселения растений. Сходство и отличие климатических условий обитания растений на родине и дома. Практика. Обозначение мест происхождения растений на географической карте. Презентация «Путешествие в мир комнатных растений». Районная акция «Помоги зимующим птицам». Раздел 7: Растения в интерьере. (16 часов) Теория. Искусство аранжировки цветов. Растения в различных интерьерах. Интерьер жилых помещений. Сочетание цветов. Размещение цветов. Декорирование. Практика. Формирование «Зеленого уголка». Краевая акция «Ёлка Эколят и Молодых защитников Природы». Районная акция «Помоги зимующим птицам». Раздел 8: Ландшафт как объект создания композиции. (10 часов) Теория. Что такое ландшафтный дизайн и кто этим занимается. Изучение ландшафтного дизайна и его направлений. История ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Основные понятия ландшафтного дизайна. Практика. Планирование участка. Районная акция «Помоги зимующим птицам». 12 Районный конкурс детского творчества «Природа и фантазия». Раздел 9: Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. (18 часов) Теория. Типы ландшафтов. Основные стадии ландшафтного проектирования. Использование особенностей естественного ландшафта. Основные зональные типы почв. Типы ландшафтов в зависимости от типов почв. Альпийские горки, рабатки, рокарии, клумбы. Дизайн и стиль сада. Основные стадии ландшафтного проектирования. Практика. Составление макета участка из разного материала. Создание дизайнерского проекта ландшафтного дизайна на территории образовательного учреждения. Знакомство с методическими материалами по ландшафтному дизайну. Районная акция «Помоги зимующим птицам». Раздел 10: Флористика как часть эстетики. (8 часов) Теория. История цветоводства и флористики. Виды композиций. Разнообразие техник выполнения аппликации из частей растений. Технология выполнения предметной, декоративной и сюжетной аппликации. Формирование цветочных композиций. Основные принципы составления гербария. Практика. Составление композиций из декоративных растений. Декорирование природными материалами вазы, бутылки. Районный конкурс детских творческих и научно исследовательских работ «Бережем планету вместе». Раздел 11: Выращивание рассады однолетних и двулетних растений. (18 часов) Теория. Выращивание рассады однолетних и двулетних растений. Правила смешивания и подготовки грунта. Практика. Подготовка почвосмеси для посева семян. Посев цветочных семян в ящики на рассаду. Уход за рассадой: подкормка, полив, рыхление. Пикировка рассады. Высадка рассады в грунт. 13 Районная акция «День Земли». Районная научно – практическая конференция «Старт в науку». Раздел 12: Весенние работы на участке. (8 часов) Теория. Календарь сезонных работ. Профилактика заболеваний древесных, кустарниковых пород, многолетних травянистых растений. Практика. Составление календаря сезонных работ. Районная акция «Дни защиты от экологических опасностей». Экологический субботник «Зеленая Весна». Раздел 13: Высадка рассады (8 часов) Теория. Правила подготовки территории для высадки рассады в грунт. Особенности ухода за высаженной рассадой. Практика. Высадка рассады в грунт. Уход за цветником. Экологический субботник «Зеленая Весна». Раздел 14: Итоговое занятие (4 часа) Теория. Подведение итогов. Итоговое тестирование. Практика. Фестиваль достижений «Мир вокруг нас». 2.2 Календарный учебный график Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 15.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель 1 года обучения – 36; Количество учебных дней 1 года обучения – 72; Количество часов обучения – 144; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 14 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Добрые сердца" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение теоретических занятий: компьютер, проектор, фотоаппарат. Техническое оснащение практических занятий: садовый инвентарь Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, книги, журналы, стихи и сценарии мероприятий. Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. Для реализации данной программы так же необходимо привлечение специалистов. 3.2 Формы контроля и аттестации Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль. Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии). Формами проведения первичной диагностики является: собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его друзей, проведение досуга; получить информацию о семье; диагностика личностных качеств подростков. Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно представление докладов с презентацией. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: • собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам; • плакат • буклет, компьютерная презентация • участие в акциях, экологических мероприятиях. Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: 15 • собеседование по теоретическому материалу представление информационной продукции: - компьютерная презентация; • участие экологических акциях, субботниках Для оценки эффективности работы учащихся необходимы критерии. Критерии оценки готовности к волонтерской деятельности: • имеет сознательный интерес и желание включаться в деятельность по выращиванию растений, осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником мероприятий; • умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет свои лидерские качества, проявляет уверенность в действиях; • умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой деятельности; • умеет сотрудничать с людьми различных категорий; • умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать; • умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций; • владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в понятиях и терминах по проблеме; • владеет грамотной речью; • креативен; умеет неординарно мыслить, творчески подходить к поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных ситуаций; умеет адекватно действовать согласно ситуации. 3.3 Планируемые результаты Предметные результаты: знать основные понятия ландшафтного дизайна и цветоводства; иметь представлении о видах растений, применяемых в ландшафтном дизайне, растений, используемых в различных по назначению местах. Метапредметные результаты: владеть навыками ландшафтного проектирования; умение работать с садовым инвентарем, вести основные виды деятельности на пришкольном участке. Личностные результаты: формирование адаптированной личности к социальной среде; уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности цветовода; формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. 16 IV.Методическое обеспечение В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Возрастные особенности обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены проблемными ситуациями из жизни самих детей, Значительное место на занятиях отводится заданиям практического характера, приобретению навыков работы на пришкольном участке, творческого характера. Предусмотрены: беседы, тренинги, игры, игрыпутешествия, практикумы, презентации. В ходе реализации программы «Цветоводство» используются следующие педагогические технологии: игровое обучения, технология развития лидерских и диалогических способностей, технология развития межличностного общения в коллективе, интеграция в процессе создания коллективного творческого продукта, здоровьесберегающая технология. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и учащихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний 17 использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и обучающихся требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации.. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также 18 индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: • видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); • онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 19 V.Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки выполненной работы. Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты, Приложение №3 20 VI. Список литературы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой 21 оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 14. Учебники Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями.Минск: Народная асвета, 1991. 15. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Цветоводство: 16. учебник для ВПО / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. - Москва: Академия, 2011. 17. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 2006. 18. Соколова Т. А. Декоративное растениеводство : Цветоводство : учебник для студ. вузов / Т.А.Соколова, И.Ю.Бочкова. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 432 с. Методические пособия 1. Программа учебной практики по получению первичных умений и навыков в цветоводстве. Малышева А.И., Нагорная О.В., Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова.М.: ФОРУМ, 2016. 2. Научно – популярная литература (энциклопедии, справочники и др.) Азбукацветов.- С-П.: Кристалл. Терция, 1998. 3. Герасимов С.О., Журавлев И.М., Серяпин А.А. Редкие комнатные растения.- Москва: Изд-во «Аквариум», 2007. 4. Журнал «В мирерастений» 5. Журнал «Цветоводство» №2 6. Кларк Д, Твист К, Флинт Д. Энциклопедия окружающего мира.Москва: Махаон, 2005. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия.М.: Эксмо. 2008. 22 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий объединения «Цветоводство» месяц ноябрь тематика Осенний марафон мероприятие Конкурс картин из засушенных растений декабрь Мастерская деда мороза Изготовление игрушек на елку из природных материалов февраль День защитников Урок мужества в музейном отечества комплексе «Наследие» март Международный женский Выставка поделок Подарок маме день апрель День весеннего Акция « Посади дерево» древонасаждения май День Победы Акция «Окна Победы» 23 Приложение 2 Календарный учебный график 1 год обучения № пп Дата Тема занятия 1 16.09 Вводное занятие 2 20.09 Осенние работы на участке 3 23.09 4 К о лво ч ас ов 2 Время проведе ния занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля комбинирован ная МБОУ лицей №7 2 Практическая работа Пришкольны й участок Анкетировани е. Вводное тестирование Собранные семена Осенние работы на участке 2 Практическая работа Пришкольны й участок Собранные семена 27.09 Осенние работы на участке 2 Практическая работа Пришкольны й участок Собранные семена 5 30.09 2 комбинированн ая МБОУ лицей №7 Викторина «Мир цветов» 6 4.10 2 комбинированн ая МБОУ лицей №7 Викторина «Мир цветов» 7 7.10 2 комбинированн ая МБОУ лицей №7 Викторина «Мир цветов» 8 11.10 Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека Цветочно – декоративные растения, их значение в жизни человека Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 9 14.10 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 10 18.10 Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. 2 комбинирован ный МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» викторина 11 21.10 Растения в интерьере. 2 12 25.10 Ландшафт как объект создания композиции. 2 Практическая работа видеолекция 13 28.10 Ландшафтный дизайн в условиях городской 2 МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 Создание презентации проекта 24 Проверочная работа беседа презентация среды. 14 1.11 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Конкурс работ МБОУ лицей №7 конкурс 15 8.11 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 16 11.11 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур 2 комбинирован ный МБОУ лицей №7 17 15.11 Флористика как часть эстетики. 2 лекция МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» Проверочная работа «Последовател ьность выращивания рассады беседа 18 18.11 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 комбинирован ный МБОУ лицей №7 Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» 19 22.11 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 20 25.11 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 21 29.11 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 конференция МБОУ лицей №7 22 2.12 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 конференция МБОУ лицей №7 23 6.12 Цветочно – декоративные однолетние, двулетние и многолетние растения. 2 конференция МБОУ лицей №7 24 9.12 Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. 2 комбинирован ный МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» Выступление с рефератами на тему «Растение с клумбы» беседа 25 25 13.12 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 26 16.12 Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 27 20.12 Происхождение растений. Родина растений и их многообразие. Растения разных широт. 2 Контрольный тест МБОУ лицей №7 28 23.12 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 29 27.12 Растения в интерьере. 2 30 30.12 Растения в интерьере. 2 Практическая работа Практическая работа МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 31 10.01 Растения в интерьере. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 Практическая работа 32 13.01 Растения в интерьере. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 Индивидуальн ый проект 33 17.01 Растения в интерьере. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 Индивидуальна я работа 34 20.01 Растения в интерьере. 2 итоговый МБОУ лицей №7 тест 35 24.01 Растения в интерьере. 2 итоговый МБОУ лицей №7 Оформление стенгазеты 36 27.01 2 теоретический 31.01 2 теоретический МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 беседа 37 Ландшафт как объект создания композиции. Ландшафт как объект создания композиции. 38 3.02 Ландшафт как объект создания композиции. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 Конкурс на лучший эскиз 39 7.02 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 40 10.02 Ландшафт как объект создания композиции. 2 Презентация проекта МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» тест 26 «Мой домашний зеленый любимец» Проверочная работа: «Нанесение на карту мира растений по их происхождени ю» Тестовая работа «Мой домашний зеленый любимец» Проверочная работа тест Проверочная работа по терминологии. 41 14.02 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Индивидуальн ая работа МБОУ лицей №7 Разработка проекта ландшафтной композиции 42 17.02 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Индивидуальн ая работа МБОУ лицей №7 Разработка проекта ландшафтной композиции 43 21.02 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Индивидуальн ая работа МБОУ лицей №7 Разработка проекта ландшафтной композиции 44 28.02 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Индивидуальн ая работа МБОУ лицей №7 Разработка проекта ландшафтной композиции 45 2.03 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 46 6.03 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Создание презентации проекта МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» Разработка проекта ландшафтной композиции 47 13.03 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Подготовка к защите проекта МБОУ лицей №7 выступление 48 16.03 Ландшафтный дизайн в условиях городской среды. 2 Подготовка к защите проекта МБОУ лицей №7 выступление 49 20.03 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 50 23.03 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 51 27.03 Флористика как часть эстетики. 2 видеолекция МБОУ лицей №7 «Мой домашний зеленый любимец» «Мой домашний зеленый любимец» тест 52 30.03 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 53 3.04 Флористика как часть эстетики. 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 54 6.04 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур 2 комбинирован ный МБОУ лицей №7 27 «Мой домашний зеленый любимец» Составление букетов беседа 55 10.04 Уход за комнатными растениями в рекреациях лицея 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 56 13.04 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур 2 Практическая работа в теплице МБОУ лицей №7 57 17.04 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 58 20.04 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 59 24.04 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 Рейтинг участия 60 27.04 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур «Мой домашний зеленый любимец» Проверочная работа «Последовател ьность выращивания рассады Навыки работы с садовым инвентарем Проверочная работа 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 61 4.05 2 Практическая работа МБОУ лицей №7 62 8.05 Выращивание рассады однолетних и двулетних цветочных культур Весенние работы на участке Проверочная работа «Последовател ьность выращивания рассады Рейтинг участия 2 Практическая работа Пришкольны й участок Рейтинг участия. 63 15.05 Весенние работы на участке 2 Практическая работа Пришкольны й участок Рейтинг участия. 64 18.05 Высадка рассады 2 Практическая работа Пришкольны й участок Викторина «Как растет цветок» 65 22.05 Высадка рассады 2 Практическая работа Пришкольны й участок Викторина «Как растет цветок» 66 25.05 Итоговое занятие 2 аттестация МБОУ лицей №7 Итоговое тестирование 67 29.05 Итоговое занятие 2 Игровая форма МБОУ лицей №7 викторина Итого часов 1 3 6 28 Приложение 3 Диагностическая карта результатов итоговой аттестации Практическая подготовка параметры Особенности ландшафтного дизайна в образовательных организациях Однолетние цветочные культуры, используемые на клумбах Многолетние растения, используемые в интерьере участков Теоретическая подготовка параметры Понятие «ландшафтный дизайн № Фамилия, имя обучп ся / п Всего баллов Уровень освоения программы Умение Использо Умение Умение вать Работать Вести Умение органиче с декорат Пересажив ские и садовым ивную ать неоргани инвентар обрезку растения ческие ем растени удобрени й я на участке 1 2 Всего баллов Средний балл Критерии оценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийся усвоил менее половины объема ЗУН; 3-4 балла – обучающийся усвоил большую часть объема ЗУН; 5 баллов – обучающийся усвоил полный объем ЗУН) Шкала перевода баллов в уровни освоения программы: 36-40 баллов – высокий уровень; 26-35 баллов – средний уровень; 0-25 баллов – низкий уровень 29 Тест № 1 «Значение полива для жизни комнатных растений» 1. Какую воду используют для полива комнатных растений? (Выбери 1 правильный ответ). а) холодной водой; б) отфильтрованной водой; в) отстоявшейся водой комнатной температуры. 2. Выбери и отметь растение, которому требуется полив. а б в 3. Когда сокращают полив комнатного растения? (Выбери 1 правильный ответ). а) весной и летом (во время усиленного роста и развития растения); б) осенью и зимой (во время покоя); в) после пересадки растения. 4. Что происходит с растением при недостаточном поливе? (Выбери 1 правильный ответ). а) прекращается рост растения, засыхают листья; б) комнатное растение не цветет; в) у растения загнивают корни, чернеют листья. 5. Как влияет избыточный полив на состояние комнатного растения? (Выбери 1 правильный ответ). а) комнатное растение обильно цветет; б) растение прекращает расти, листья желтеют и засыхают; в) у растения загнивают корни, чернеют листья. 30 Ключ к тесту № 1: 1 — в (1 балл); 2 — б (1 балл); 3 — б (1 балл); 4 — а (1балл); 5 — в (1балл). Максимальная оценка за тест — 5 баллов Тест № 2 «Значение удаления пыли с листьев комнатных растений» 1. Как удаляют пыль с крупных, плотных, гладких листьев? (Выбери 1 правильный ответ). а) пыль удаляют влажной тряпочкой или губкой; б) пыль удаляют с помощью кисточки или щетки; в) пыль удаляют опрыскивая листья с пульверизатора. 2. Что нельзя делать с опушенными листьями? (Выбери 2 правильных ответа). а) удалять пыль с помощью кисточки или щетки; б) опрыскивать листья с пульверизатора; в) при удалении пыли с листьев использовать влажную тряпочку или губку. 3. Как удаляют пыль с мелких листьев у растения? (Выбери 1 правильный ответ). а) пыль удаляют опрыскивая листья с пульверизатора; б) чистят листья с помощью щетки или кисточки; в) пыль удаляют влажной тряпочкой или губкой. 4. Выбери комнатные растения, которые нельзя опрыскивать. а б в г д 5. Покажи стрелочкой способ удаления пыли у комнатных растений. 31 1. Опрыскивание листьев с пульверизатора. 2. Чистка листьев с помощью кисточки или щетки. а б 3. Удаление пыли влажной тряпочкой или губкой. в Ключ к тесту № 2: 1 — а (1 балл); 2 — б, в (2 балла); 3 — а (1балл); 4 — б,г (1 балла); 5 — 1-в, 2-а, 3-б (3 балла). Максимальная оценка за тест — 8 баллов Тест № 3 «Подкормка комнатных растений» 1. Когда начинают проводить подкормку комнатных растений? (Выбери 1 правильный ответ). а) конец марта — начало апреля; б) в сентябре; в) конец декабря — начало января. 2. Подкормку комнатных растений проводят… а) 2 раза в месяц; б) 1 раз в неделю; в) 2 раза в неделю. 3. Почему комнатным растениям необходимо вносить удобрения? (Выбери 1 правильный ответ). а) для лучшего роста и развития растений; б) для размножения растений; 32 в) для удаления пыли с растений. 4. Когда можно вносить удобрения после пересадки комнатного растения? (Выбери 1 правильный ответ). а) вовремя пересадки комнатного растения; б) через 2-3 месяца после пересадки; в) через 1 месяц после пересадки. 5. Какие удобрения используют для комнатных растений? (Выбери 1 правильный ответ). а) универсальные удобрения; б) куриный помёт; в) комплексные удобрения. Ключ к тесту № 3: 1 — а (1 балл); 2 — б (1 балл); 3 — а (1 балл); 4 — б (1 балл); 5 — а (1 балл); Максимальная оценка за тест — 5 баллов Тест № 4 «Пересадка комнатных растений» 1. При каких признаках необходима пересадка комнатного растения? (Выбери 1 правильный ответ). а) когда корни комнатного растения выходят сверху из земли; б) когда у комнатного растения чернеют листья; в) когда комнатное растение не цветет. 2. Что укладывают в горшок перед внесением почвы? (Выбери 1 правильный ответ). а) удобрения; б) черепок; в) песок. 3. Найди и отметь комнатное растение, которому нужна пересадка. а б в 33 4. Выбери необходимый инвентарь для работы по пересадки комнатного растения. а б в г д 5. Напиши цифрами последовательность выполняемых работ по пересадке комнатного растения. положить в горшок черепок или керамзит; полить растение; вымыть горшок; пересадить растение в новый горшок; насыпать в горшок подготовленный грунт, увлажнить; вынуть из старого горшка растение. Ключ к тесту № 4: 1 — а (1 балл); 2 — б (1 балл); 3 — б (1 балл); 4 — а,в,г (2 балла); 5 — 2 балла. Максимальная оценка за тест — 7 баллов Тест № 5 «Размножение комнатных растений» 34 1. Какое комнатное растение можно размножать «детками»? (Выбери правильный ответ). а) спатифиллум; б) герань; в) хлорофитум. 2. Чем размножают герань? (Выбери 1 правильный ответ). а) черенками; б) делением корневища; в) луковицами. 3. В чем заключается уход за молодым комнатным растением? (Выбери 1 правильный ответ). а) подкормки растения; б) поливе, опрыскивании с пульверизатора; в) рыхлении земли. 4. Покажите стрелочкой способ размножения комнатного растения. спатифиллум размножают черенками фиалка размножают «детками» герань размножают делением растения хлорофитум размножают листьями 5. В какое время лучше проводить размножение комнатного растения? (Выбери 2 правильных ответа). а) зимой; б) летом; в) весной. Ключ к тесту № 5: 1 — в (1 балл); 2 — а (1 балл); 3 — б (1 балл); 35 4 — спатифиллум размножают делением растения; герань размножают черенками; фиалку размножают листьями; хлорофитум размножают «детками» (2 балла); 5 — б, в (1 балл). Максимальная оценка за тест — 6 баллов 36 Тест № 1 1. Летники – это: А – растения цветущие только летом; Б – только однолетние растения; В – однолетние и многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в первый год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой; Г – растения, вегетирующие только в теплое время, на зиму надземная часть отмирает и возобновляется весной следующего года; Д – только многолетние растения, которые размножаются семенами, цветут в первый год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой. 2. Какие растения относят к многолетникам? А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, штокроза, лунария; Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула; В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек. 3. К ковровым растениям относятся: А – алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум; Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус; В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек. 4. Агератум, тагетес, петуния, настурция, сальвия – это: А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 5. Аквилегия, аконит, анемона, примула, астильба, хоста, ирис болотный: А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; 37 Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 6. По морфологической классификации дельфиниум относится к: А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам; Б – высоким (1-2 м) многолетникам; В – средним (0,5-1 м) многолетникам; Г – низким (25-50 см) многолетникам; Д – карликовым (10-15 см) многолетникам. 7. Партер: А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях; Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера; В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений; Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.; Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. 8. Солитер: А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей; Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп; В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона; Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры; Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами. 9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания рокария? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; 38 Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. Тест № 2 1. Двулетники – это: А – растения цветущие только на второй год; Б – растения, полностью отмирающие через два года вегетации; В – растения, достигающие своего полного развития на второй год жизни, хотя многие из них по своей природе являются многолетниками; Г – растения, в первый год жизни формирующие стебель и листья, а на второй год у них наступает цветение и плодоношение; Д – только многолетние растения, которые цветут на второй год жизни и, в наших условиях, вымерзают зимой. 2. Какие растения относят к летникам в наших условиях? А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, штокроза, лунария; Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула; В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек. 3. К декоративно-лиственным многолетникам относятся: А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум; Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус; В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек. 4. Хризантема, лилия, мак, флокс, пион, тюльпан, гладиолус: А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники; В – светолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; 39 Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 5. По морфологической классификации пион относится к: А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам; Б – высоким (1-2 м) многолетникам; В – средним (0,5-1 м) многолетникам; Г – низким (25-50 см) многолетникам; Д – карликовым (10-15 см) многолетникам. 6. Под цветником понимают площадь, на которой расположены: А – только одно - дву - и многолетние цветущие и декоративно-лиственные растения; Б – газоны, деревья и кустарники; В – газоны, дорожки, одно - дву - и многолетние цветущие и декоративнолиственные растения, малые архитектурные формы; Г – только клумбы; Д – только группы, клумбы, рабатки. 7. Бордюр: А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей; Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп; В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона; Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры; Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами. 8. Какой ассортимент растений больше всего подходит для озеленения водоема? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. 9. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что: А – выкладывают дорожки и засевают газоны; Б – высаживают деревья и кустарники; 40 В – создают клумбы и рабатки; Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами; Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д. Вариант № 3 1. Многолетники – это: А – травянистые красивоцветущие растения, произрастающие на одном месте в течение нескольких лет и не теряющие своей декоративности; Б – растения вегетирующие в течение всей жизни и не имеющие периода покоя; В – многолетние растения с жизненным циклом, состоящим из чередующихся периодов активного роста и покоя; Г – только луковичные и клубнелуковичные растения, возобновляющие рост весной; Д – только многолетние растения, теряющие надземную часть в зимний период. 2. Какие растения относят к двулетникам? А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, штокроза, лунария; Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула; В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек. 3. К декоративно-лиственным однолетникам относятся: А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум; Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус; В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек. 4. Капуста декоративная, алиссум морской, календула, каллистефус относятся к: 41 А – холодостойким летникам; Б – жаростойким летникам; В – свето - и теплолюбивым многолетникам; Г – теневыносливым многолетникам; Д – теневыносливым летникам. 5. Папоротники, ландыш, пахизандра: А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – тенелюбивые, влаголюбивые многолетники. 6. По морфологической классификации посконник относится к: А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам; Б – высоким (1-2 м) многолетникам; В – средним (0,5-1 м) многолетникам; Г – низким (25-50 см) многолетникам; Д – карликовым (10-15 см) многолетникам. 7. Клумба: А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях; Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера; В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений; Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.; Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. 8. Миксбордер: А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей; Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп; В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона; 42 Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры; Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами. 9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания тенистого сада? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. 10. Какие сочетания, согласно закону контраста колеров, являются наиболее красивыми и яркими? А – оранжевый с желтым, синий с фиолетовым; Б – зеленый с желтым, зеленый с синим; В – оранжевый с желтым; Г – синий с фиолетовым; Д – желтый с фиолетовым. 11. Какие из перечисленных декоративных растений встречаются Крыму в дикой природе? А – тагетесы; Б – астильба; В – люпин; Г – эремурусы; Д – петунии. 12. По правилу «золотой» пропорции соотношение цветочных насаждений : дорожек : газонов составляет: А – 2 : 10 : 5; Б – 10 : 5 : 1; В – 6 : 12 : 24; Г – 3 : 5 : 8; Д – 8 : 5 : 3. Вариант № 4 1. Значение летников: А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб; 43 Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения; В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности; Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни; Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни. 2. Какие растения относят к луковичным? А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, штокроза, лунария; Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула; В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек. 3. К обладающим ароматом однолетникам относятся: А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, седум, эхеверия, традесканция, хлорофитум; Б – клещевина, кохия, цинерария приморская, перилла, колеус; В – борщевик, маклея, горец, хмель, плющ, белокопытник; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, настурция, душистый горошек. 4. Агератум, тагетес, петуния, настурция, сальвия – это: А – холодостойкие летники; Б – теневыносливые летники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 5. Эхинацея, молочай, гипсофила, дельфиниум: А – холодостойкие летники; Б – засухоустойчивые многолетники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 44 6. По морфологической классификации камнеломка и примула относятся к: А – исполинским (выше 2-х м) многолетникам; Б – высоким (1-2 м) многолетникам; В – средним (0,5-1 м) многолетникам; Г – низким (25-50 см) многолетникам; Д – карликовым (10-15 см) многолетникам. 7. Рабатка: А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях; Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера; В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений; Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.; Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. 8. Альпинарий, рокарий: А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей; Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп; В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона; Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры; Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами. 9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для озеленения административного здания? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; 45 Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. 10. Какие сочетания, согласно закону гармонии колеров, могут сочетаться между собой? А – белый, бледно голубой, светло синий, темно синий; Б – зеленый с желтым; В – красный с желтым; Г – синий с зеленым; Д – желтый с фиолетовым. 11. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что: А – выкладывают дорожки и засевают газоны; Б – высаживают деревья и кустарники; В – создают клумбы и рабатки; Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами; Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д. Тест № 5 1. Значение двулетников: А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб; Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения; В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности; Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни; Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни. 2. Какие растения относят к многолетникам? А – наперстянка, маргаритка, виола, незабудка, гвоздика бородатая, штокроза, лунария; Б – дельфиниум, пионы, георгины, лапчатка, барвинок, эхинацея, рудбекия, аквилегия, аконит, люпин, мак восточный, флокс, примула; В – календула, алиссум морской, петуния, тагетес, львиный зев, вербена, космея; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; 46 Д – левкой, матиола, сальвия, агератум, настурция, душистый горошек. 3. К ядовитым растениям относятся: А – пеларгония, алиссум, ирезине, бегонии, флокс шиловидный, колеус, хлорофитум; Б – клещевина, борщевик, наперстянка, плющ, белокопытник, аконит, горицвет весенний, клематис, дурман, дельфиниум, морозник, молочаи, лютики, калужницы и купальницы; В – календула, настурция, любисток, шток-роза, хмель, лабазник, артишок, капуста декоративная, фиалка трехцветная, лабазник; Г – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии, пролеска, мускари, пушкиния, птицемлечник, подснежник; Д – левкой, матиола, сальвия, душистый горошек. 4. Бальзамин Уоллера, лобелия, бегония вечноцветущая относятся к: А – светолюбивым летникам; Б – жаростойким летникам; В – свето - и теплолюбивым многолетникам; Г – теневыносливым многолетникам; Д – теневыносливым летникам. 5. Луковичные, люпин, пион, астильба, флокс метельчатый и флокс шиловидный, ирис садовый: А – растущие на умеренно влажных почвах многолетники; Б – теневыносливые летники; В – свето - и теплолюбивые многолетники; Г – свето - и теплолюбивые летники; Д – теневыносливые, влаголюбивые многолетники. 6. По морфологической классификации к ползучим многолетникам относятся: А – алиссум морской, настурция; Б – люпин, дельфиниум, пион, астильба, хоста; В – маргаритка, виола Витрокка, незабудка лесная; Г – ирис, ландыш, барвинок, флокс шиловидный; Д – мальва, наперстянка. 7. Арабеска: А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях; Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера; 47 В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений; Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.; Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. 8. Модульный цветник: А – форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных и декоративно-лиственных насаждений по контуру клумбы, вдоль дорожек, рабаток, газона, аллей; Б – многогрупповые смешанные посадки декоративных растений, расположенные в виде естественных групп; В – одна из форм отдельных насаждений отдельных летних или многолетних растений на фоне газона; Г – каменистый сад, садик, участок, горка – искусственно созданное каменистое сооружение с использованием альпийской флоры; Д – цветники, состоящие из одинаковых по форме замощенных участков и засаженных цветочными и декоративно-лиственными культурами. 9. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания миксбордера? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. 10. Значение многолетников: А – способствуют созданию непрерывно цветущих клумб; Б – многие из них зацветают через 2-2,5 месяца после посева семян, что позволяет различными сроками посева изменять сроки цветения; В – произрастают на одном месте в течение нескольких лет, каждый год обильно цветут и не теряют своей декоративности; Г – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают в первый год жизни; Д – можно выращивать с помощью рассады и посевом семян в открытый грунт, зацветают на второй год жизни. 11. Группа: 48 А – часть цветника, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях; Б – парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера; В – цветочные грядки, расположенные вдоль дорожек, площадок или строений; Г – небольшие по площади клумбы, вычурной формы, напоминающие по своему абрису, листья, цветы, гирлянды, венки, бабочки и др.; Д – часть цветника, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. 12. Рабатки бывают: А – односкатными или двускатными; Б – непрерывными или прерывистыми, односторонними (ассиметричные) или двухсторонними (симметричные); В – состоящие из дорожек, выстланных декоративной галькой; Г – состоящими из газона; Д – состоящими из крупномерных многолетников. 13. Какой ассортимент растений больше всего подходит для создания тенистого сада? А – ирис болотный, калла эфиопская, рогоз, нимфея; Б – очиток, флокс шиловидный, крокус, цикламен Кузнецова, горицвет весенний, примула, камнеломка, живучка; В – ландыш, хоста, астильба, примула, анемона; Г – канна, сальвия, роза; Д – наперстянка, ирис садовый, астра, дельфиниум, пион, флокс метельчатый, тюльпаны, пролеска, примула. 14. На практике освоение озеленяемого объекта начинают с того, что: А – выкладывают дорожки и засевают газоны; Б – высаживают деревья и кустарники; В – создают клумбы и рабатки; Г – планируют, вносят удобрения, пашут, боронуют и засевают многолетними злаковыми травами; Д – устанавливают лавочки, малые архитектурные формы, песочницы, качели и т. д. 49