Бородаенко

Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Мальчевский Дом детства и юношества

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Четыре коня»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы:
1 год (144ч)
Разработчик:
Бородаенко
Валерий
Анатольевич, педагог дополнительного
образования

ст. Мальчевская, 2023 г

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
2.2 Календарный учебный график
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

2

3
9
9
13
14
14
14
15
17
18
20
20
21
28

I. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Четыре коня» имеет физкультурно-спортивную направленность и
разработана для детей 5-7 лет. Ее реализация позволяет расширить
представления детей о шахматной игре, обучить детей основам шахматной
игры, развить интеллект ребенка, сформировать у ребенка такие качества
личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии
решения.
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с
нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р;
- Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
- Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МБУ ДО МДДиЮ.
Актуальность данной программы состоит в социальном заказе
образовательного учреждения МБДОУ Д/с № 14, а также детского и
родительского запроса на дополнительные образовательные услуги по
физкультурно-спортивному
направлению.
Востребованность
данной
программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда вся
наша жизнь связана с компьютерами и информационными технологиями,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно
разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать
3

логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют
повышению
уровня
интеллектуального
развития
детей,
умения
концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до
недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный
возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и
умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным
образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный
мир проявляются очень рано.
Шахматы являются идеальной моделью для успешного развития
способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 5-10летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения
шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также
начальные классы общеобразовательной школы.
Новизна программы «Четыре коня»
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной
школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним
практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить
об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном
детстве.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных
дидактических игр и пособий.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
она направлена на организацию содержательного досуга учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
4

шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у
ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств
характера.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая
фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто
модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть
объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав
свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» Древние
мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Отличительной особенностью программы является ее направленность
на создание непринужденной среды во время занятий, в простой и доходчивой
форме рассказать о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных
особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, познакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает
им любовь к древней и мудрой игре. Самое главное сделать занятие
максимально интересным для детей. Поэтому в программе широко
используются шахматные занимательные задачи и викторины, которые будут
интересны дошкольникам. Программа позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5 – 7
лет без медицинских противопоказаний. Уровень развития, круг интересов,
личностные характеристики ребят, конечно, имеют определенное значение, но
не являются решающими. Система образования открыта, вариативна, гибка и
универсальна для всех детей в равной степени. Она формируются в
зависимости от занятости обучающихся в детском саду. Пол не имеет значения.
Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет.
Разновозрастные группы детей позволяют младшим детям брать хороший
пример со старших. Кроме того, на основании показателей тестирования в
группу может производиться набор в течение всего года обучения.
Формы организации образовательного процесса.
Традиционные формы (групповая, индивидуальная), обучение - очное.
Основная форма занятия групповая, но также может использоваться
индивидуальная форма работы с обучающимися. Формой занятия является
учебное занятие. Итоговые занятия – демонстрация своих знаний.
Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек. Прием обучающихся
осуществляется по желанию.
Программа имеет разноуровневую форму и рассчитана на возрастную группу
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет и 6-7 лет). Полный объем
программы 144 учебных часа.
Организация занятий: занятия планируется
5

проводить 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом
между каждым часом.
Программа строится на следующих основаниях:
• соответствие образовательной программы формам дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• вариативность, гибкость и мобильность;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
• творческий и продуктивный характер;
• открытый характер реализации.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В
содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие
интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения
настоящей программы определяется:
• поставленными целями и задачами;
• принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех
качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
• возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные
особенности, уровень подготовленности);
• наличие соответствующей материально-технической базы.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают:
практическую работу, самостоятельную работу.
Ведущими принципами программы являются:
• принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным
особенностям ребенка.
• принцип последовательности – постепенное изучение от простого к
сложному.
• принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с наглядными
элементами проведения шахматного занятия.
• принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое
усвоение знаний, умений и навыков.
Программа адаптирована для реализации временного ограничения
(приостановки) для учащихся занятий в очной (контактной) форме по
санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям и включает все
необходимые инструменты электронного обучения. При применении в
обучении электронного образования с применением дистанционных
образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно
использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline
занятий. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые
консультации, используя доступные виды связи обучающегося.
Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью
овладения знаниями и способами деятельности, в процессе обучения. Все
элементы воспитания при обучении шахматному искусству тесно связаны
между собой. Чем активней проявляются и развиваются в воспитательном
6

процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его
жизненная позиция в дальнейшем. Основные цели воспитательной и
внеурочной работы: организация эффективных условий для получения
учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной
социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе
системе ценностей, создание условий для достижения учащимся необходимого
для жизни в обществе социального опыта, создание условий для многогранного
развития и социализации каждого ребенка.
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. В работе с учащимися применяется широкий круг
средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство
педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия,
взаимопомощи, творчества; дружный коллектив.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся
по выполнению домашних заданий и дополнительного обучения в домашней
среде. Привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел
(мероприятий) в объединении. (Смотри приложение 1).
Цель программы - обучение дошкольников принципам шахматной игры,
воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к
дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей
культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:
Расширить
кругозор,
пополнить
знания,
активизировать
мыслительную
деятельность
дошкольника,
учить
ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память,
наблюдательность, внимание. Дети должны иметь представление о шахматной
доске, ориентироваться на ней; различать и называть шахматные фигуры;
правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальном
положение; иметь представление об элементарных правилах игры; играть
малым числом фигур; правильно применять элементарные правила игры.
Развивающие: Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной
доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных
ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном –
необыкновенное,
получать
эстетическое
наслаждение,
восхищаться
удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать
сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать
лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы.
Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное
7

развитие через длительные тренировки для поддержания формы,
самообладания и эмоциональной устойчивости.
Воспитательные: Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю,
спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
Воспитание интереса к искусству игры в шахматы.
Воспитание уважительного отношения к традициям шахматной игры и
бережного отношения к наглядным материалам, используемым в обучении.
Воспитание
аккуратности,
усидчивости,
целеустремленности,
эстетического вкуса.
Метапредметные:
Развитие познавательного процесса: память, внимание, мышление,
воображение, восприятие.
Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании во время
шахматных партий.
Развитие у детей способностей прогнозировать свои действия в жизненных
ситуациях.
Предметные:
Знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами.
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями (линия,
квадрат, угол, сторона, середина и т.д.).
Знакомство с основными формами расположения и передвижения
шахматных фигур.
Формирование навыков ориентироваться на шахматной доске, различать
фигуры по величине и назначению.

8

II. Учебный план. Календарный учебный график.
2.1 Учебный план

1

2

3

4

Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике
безопасности.
1.1 Техника безопасности на занятиях. Правила
поведения в местах массового скопления людей.
Правила поведения в транспорте. Правила дорожного
движения.
Шахматы. Знакомство.
2.1 Рождение, история развития шахмат. Знакомство с
шахматной доской.
2.2 Рассказ о появлении шахмат, чтение
дидактической сказки «Как появились шахматы».
2.3 Вводные понятия. Белые и черные поля.
Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки
шахматной доски
3.1 Шахматные проспекты и улицы.
3.2 Представление о правилах размещения шахматной
доски между партнерами, понятия «горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ»
3.3 Горизонтальная линия. Вертикальная линия.
Дидактические задания "Горизонталь", "Вертикаль",
«Диагональ»
3.4 Расположение доски между партнерами.
Повторение и закрепление материала.
Дидактические задания "Горизонталь", "Вертикаль",
«Диагональ».
Знакомство с шахматными фигурами
4.1 Познакомить детей с расстановкой фигур перед
шахматной партией. Начальное положение фигур.
4.2 Связью между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур.
4.3 Дидактические задания "Кто выше", "Угадай-ка",
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»

9

Форма
контроля,
аттестации

всего

Количество часов

практика

Раздел / Тема занятия

теория

№

2

2

беседа

2

2

беседа

2

2

2

2

рассказ
беседа
беседа

2
2

2
2

беседа
беседа

2

2

беседа
опрос

4

практические
упражнения

2

беседа
практические
упражнения
опрос

2

2

2
1

1

2

1

1

2

5

Пешка. Знакомство с пешкой!
5.1 Познакомить с местом пешки в начальном
положении.
5.2 Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
5.3 Особенности пешки. Продолжать знакомить детей
с пешкой. Рисование и раскраска пешки.
5.4 Научить «сражаться пешками».
5.5 Дидактические игры и задания: ""Взятие",
"Защита", "Выиграй фигуру". Ответы на вопросы
«Загадки из тетрадки»

Я – Ладья
6.1 Знакомство с ладьей. Рисование и раскраска.
6.2 Ладья. Практические упражнения. Дидактические
задания и игры "Кратчайший путь", "Лабиринт",
6.3 Ладья. Повторение и закрепление материала.
Дидактические задания и игры.
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»
Беседа по технике безопасности
7 «Кто такой Слон»
7.1 Знакомство со слоном. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие. Рисование и раскраска.
7.2 Белопольные и чернопольные слоны
Слон. Практические упражнения
7.3 Слон. Повторение и закрепление материала.
Дидактические задания и игры.
7.4 Практические упражнения «Слон и пешки»
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»
Беседа по технике безопасности
8 Ферзь – тяжелая фигура
8.1 Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь»,
Рисование и раскраска.
8.2 Дидактические задания и игры "Кратчайший путь",
"Лабиринт", Дидактические задания и игры
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", «Захват
контрольного поля»,
8.3 Повторение и закрепление материала.
Практическая игра «Ферзь и пешки».
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»
9 Конь – легкая фигура
9.1 Знакомство с конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня, взятие. Рисование и раскраска.
9.2 Практические упражнения. Дидактические задания
и игры "Лабиринт", "Кратчайший путь" "Перехитри
часовых", "Один в поле воин".
9.3 Повторение и закрепление материала.
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»
Практическая игра «Конь и пешки».
Беседа по технике безопасности
10 Король.
10.1 Знакомство с королем. Рассказ о месте короля в
начальном положении.

1

1

2

беседа

2
2

2
2

4
4

практические
упражнения

2
2

2
4

4
6

беседа
практические
упражнения
опрос

2
2

2
4

4
6

4

4

8

беседа
практические
упражнения
практические
упражнения

2

2

4

беседа

2

2

4

2

4

6

2

2

4

практические
упражнения
опрос
практические
упражнения

2

2

4

2

4

6

2

4

6

2

2

4

2

4

6

2

4

6

2

2

4

6

10

беседа
беседа
практические
упражнения
опрос
беседа
практические
упражнения
беседа
практические
упражнения
опрос
беседа
практические
упражнения

беседа
практические

Ход короля, взятие. Рисование и раскраска.
10.2 Дидактические задания: "Лабиринт",
"Кратчайший путь" "Перехитри часовых", "Один в
поле воин".
10.3 Повторение и закрепление материала. Ответы на
вопросы «Загадки из тетрадки»
Практическая игра» Король и пешки».
11 Шах и мат.
11.1 Что это такое? Разъяснение. Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
11.2 Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три
способа защиты.
11.3 Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай
шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки»
Беседа по технике безопасности.
12 Подведение итогов.
14.1 Тренировочные упражнения
14.2 Итоговое занятие

2

4

6

2

4

6

упражнения
беседа
опрос
практические
упражнения

2

беседа
беседа
опрос
практические
упражнения

2
2

2

4

2

6

8

2
2

2
2

практические
упражнения

144ч

Содержание учебного плана.
1) Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности
Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим
ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на
уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и
выполнять его задания.
Данная беседа необходима для безопасности проведения занятий.
Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике
безопасности.
2) Шахматы. Знакомство.
Задачи: познакомить детей с игрой шахматы, с историей ее возникновения и
распространения.
Теория: рассказать историю возникновения шахмат, Знакомство с шахматной
доской, чтение дидактической сказки «Как появились шахматы». Беседа по
содержанию сказки, особенности игры в шахматы, ее свойства и
положительные воздействия на интеллектуальное развитие человека.
Вводные понятия. Точка и множество точек. Прямая линия. Линии прямые и
ломаные.
Вертикаль – верх и низ, Горизонталь – влево и вправо.
3) Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.
Задачи: познакомить детей с шахматной доской.
Теория: беседа о шахматной доске, Чередование белых и черных полей на
шахматной доске. Шахматные проспекты и улицы.
11

Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между
партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»
Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и
черных полей в горизонтали и вертикали.
Практика: учимся и изучаем шахматную доску, выполняем Дидактические
задания "Горизонталь", "Вертикаль", «Диагональ».
4) Знакомство с шахматными фигурами.
Задачи: познакомить детей с шахматными фигурами расстановкой фигур перед
шахматной партией.
Теория: какие бывают шахматные фигуры, их начальное положение на
шахматной доске. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Познакомить детей с расстановкой фигур перед
шахматной партией.
Практика: расстанавливаем фигуры на шахматной доске, выполняем
дидактические задания "Кто выше", "Угадай-ка", отвечаем на вопросы «Загадки
из тетрадки».
5) Пешка. Знакомство с пешкой!
Задачи: познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями:
ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
Теория: познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями:
ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Превращение пешки. Особенности пешки. Научить «сражаться пешками».
Практика: игра с пешками, Дидактические игры и задания: "Взятие", "Защита",
"Выиграй фигуру". Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки». Рисование и
раскраска.
6) Я – Ладья.
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой Ладья.
Теория: знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и
взятие ладьи. ладья.
Практика: дидактические задания и игры "Перехитри часовых", "Один в поле
воин". Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки».
Практическая игра «Ладья и пешки». Рисование и раскраска.
7) «Кто такой Слон».
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой Слон.
Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении.
Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Практика: дидактические задания и игры "Кратчайший путь", "Лабиринт",
Дидактические задания и игры "Перехитри часовых", "Один в поле воин".
Отработка практических навыков. Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки».
Практическая игра «Слон и пешки». Рисование и раскраска.
8) Ферзь – тяжелая фигура.
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь»
12

Теория: ферзь – знакомство. Место ферзя в начальном положении, ходы
ферзя, взятие. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура».
Практика: дидактические задания и игры "Кратчайший путь", "Лабиринт",
дидактические задания и игры "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
«Захват контрольного поля», ответы на вопросы «Загадки из тетрадки».
Практическая игра «Ферзь и пешки». Рисование и раскраска.
9) Конь – легкая фигура.
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «Конь».
Теория: знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Рассказать и показать сложность ходов коня. Конь – легкая фигура.
Практика: практические упражнения. Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Кратчайший путь" "Перехитри часовых", "Один в поле воин".
Ответы на вопросы «Загадки из тетрадки». Практическая игра «Конь и пешки».
Рисование и раскраска.
10) Король.
Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «Король».
Теория: знакомство с королем. Рассказ о месте короля в начальном положении.
Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает.
Практика: дидактические задания: "Лабиринт", "Кратчайший путь" "Перехитри
часовых", "Один в поле воин". Повторение и закрепление материала. Ответы на
вопросы «Загадки из тетрадки». Практическая игра «Король и пешки».
Рисование и раскраска.
11) Шах и мат.
Задачи: рассказать детям, что такое шах и мат.
Теория: шах и мат. Разъяснение. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три способа
защиты.
Практика: дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов",
"Защита от шаха".
12) Подведение итогов.
Задачи: обобщить знания, умения, навыки, полученные во время занятий.
Теория: итоговая беседа.
Практика: шахматные упражнения.
2.2 Календарный учебный график
• Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;
• Дата начала обучения - 01.09.2023 г;
• Дата окончания обучения - 31.05.2024;
• Количество учебных недель – 36;
• Количество учебных дней – 72;
• Каникулы – отсутствуют;
• Календарный учебный график см. в Приложении 2.
13

III. Содержание программы
3.1 Условия реализации программы
В выработьДОУ созданы оптимальные партию материально-технические условия для перхода
реализации программы развить дополнительного образования. Учебный зрительногкабинет
оснащен необходимыми упражнеиматериально-техническими ресурсами:
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий
соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14. В помещении находятся
столы и стулья, соответствующие ростовой группе, настольные семйног шахматы
разных тог видов, демонстрационная настенная март магнитная доска формиуется с комплектом
шахматных лучший фигур, наглядные олимпад пособия, детская литература, большие
шахматные фигуры, рабочее ладьи место преподавателя, комплект детй методической
литературы.
Кадровое обеспечение программы - для работы по данной
образовательной программе необходим педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование, знания
дошкольной педагогики и психологии, любовь к детям, творческие и
организаторские способности, умение анализировать свою деятельность,
адекватную самооценку.
3.2 Формы контроля и аттестации
Требования к организации контроля:
• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого учащегося;
• систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах
процесса обучения;
• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его
обучающей развивающей и воспитывающей функции;
• объективность;
• дифференцированный подход, учитывающий специфические
особенности учебного курса.
Формы контроля:
• Формы входного контроля: опрос, игра
• Формы текущего контроля: игра, беседа,
• Формы итогового контроля: беседа, опрос, соревнования.
• При проведении аттестации используются методы: педагогическая
диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания.
Критериями оценивания полученных знаний являются следующие
параметры: назначение шахматной доски, знания шахматных фигур, их
начальное положение, ходы и передвижения шахматных фигур, простые
приемы игры.
.

14

IV.

Методическое обеспечение

Данная образовательная программа для детей старшего дошкольного
возраста (5 – 7 лет) направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию умственных процессов, становление которых
особенно активно в дошкольном возрасте.
Методы, используемые при организации занятий с детьми на начальном
этапе работы преподаются в словесной, игровой и наглядной форме. Они
применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой
метод предусматривает
использование
разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он
определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного
образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного
содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях
окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам
мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной
15

деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные,
дидактические, подвижные.
Основные формы и средства обучения:
1.
Дидактические игры и задания;
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3.
Практическая игра;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры;
5.
Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием
разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Организация образовательного процесса в условиях электронного
обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в
соответствии с учебным планом, сформированных в группы учащихся
являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для
учащихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения
программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут
применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:
видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве
ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернетресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для
проведения вебинаров);
онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров);
видео-консультирование, в том числе дистанционные конкурсы,
фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии.

16

V. Диагностический инструментарий.
Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая
его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического
состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в
участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на
прогнозирование перспектив этих изменений.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится
1 раз в год: в мае.
В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено
проведение мониторинга по диагностической карте результатов освоения
шахматной программы для детей-дошкольников. (Михайлова, Ю.В.) (см.
Приложение 3)
Именно диагностика позволяет выявить реальные проблемы развития
ребенка и направить усилия педагога на их разрешение, без диагностической
деятельности немыслима гуманитаризация педагогического процесса.
Благодаря этой диагностике осуществляется мониторинг начального и
итогового уровня развития свойств личности в образовательном процессе. По
результатам начальных диагностических данных делается вывод о достаточном
или недостаточном развитии того или иного качества, и на этом основании
принимается решение о необходимости его развития или коррекции.
Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в
управление этими процессами.

17

VI. Список литературы.
Список литературы для педагога и подготовки программы.
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее–ФЗ№273).
3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря2018г.
5. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан
ПиН).
8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
9.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 №
289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений
и организационно-экономических механизмов в образования детей в
Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
11. Гришин задачи В.Г. Малыши пешкой играют в шахматы.- М.
«Просвещение» 1991;
12. Костров соревнованиях В.В., Давлетов уверенно Д.А. Шахматный
функция учебник для индивидуальную детей и родителей. – В ноябрь двух
частях. – СПб.: Издательский приводится Дом «Литера», 2005;
18

13. Петрушина Н. Шахматный пешки учебник для закрепление детей. –
Изд 7-е. – Ростов которые н/Д : Феникс, 2006;
14. Сухин И. Волшебные когда фигуры, или шахматные Шахматы для
комплекты детей 2–5 лет. – М.: продолжать Новая школа, 1994;
15. Сухин И. Шахматы, настойчивость первый год, настойчивость или
Там шахматная клетки черно-белые ребенок чудес и тайн чтение полны:
Учебник поля для начальной учебник школы. – Обнинск: проводятся
Духовное возрождение, 2009;
16. Сухин И. Шахматы, проводится первый год, диагонали или Учусь
шахматный и учу: Пособие деятедля учителя – Обнинск: правилам Духовное
возрождение, 1999;
17. Туров король Б.И. Жемчужины процесс шахматного творчества. –
Ростов целью н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
18.Балашова, Е.Ю. Герои сказки играют в шахматы / Е. Ю. Балашова. М.: Просвещение, 2009. -96 с.
19. Гришин, В. В гостях у Короля // В. Гришин, Н. Осипов Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. – 126 с.
20. Михайлова, Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников
посредством обучения игре в шахматы / Ю. В. Михайлова // Молодой ученый. –
2015. – №22.4. – С. 43-48
Интернет-ресурсы
Шахматы: [сайт] URL: https://chessiki.ru/category/biblioteka
Шахматы: [сайт] URL: https://chess.gpntb.ru/
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Шахматы: [сайт] URL: https://chesswood.ru/

19

VII. Приложения
Приложение 1
Список воспитательных мероприятий творческого объединения «Четыре коня»
месяц
декабрь

тематика
Встречаем Новый год
вместе с шахматами.
февраль Шахматная викторина
апрель

Шахматный турнир

мероприятие
Конкурс шахматных рисунков
Вопросы и загадки по шахматной
тематике.
Выступления лучших шахматистов
объединения.

20

Приложение 2
Календарный учебный график
Старшая группа 1, Старшая группа 2
№ Дата
п/п

1
04.09

2
06.09

11.09

13.09
3
18.09
20.09

25.09

27.09

4
02.10
04.10

Тема
занятия

Кол
-во
час
ов

Знакомство. Вводная беседа.
Беседа по технике безопасности.
1.1 Техника безопасности на
занятиях. Правила поведения в
местах массового скопления
людей. Правила поведения в
транспорте. Правила дорожного
движения.
Шахматы. Знакомство.
2.1 Рождение, история развития
шахмат. Знакомство с шахматной
доской.
2.2 Рассказ о появлении шахмат,
чтение дидактической сказки «Как
появились шахматы».
2.3 Вводные понятия. Белые и
черные поля.
Шахматная доска. Проспекты,
улицы, переулки шахматной доски
3.1 Шахматные проспекты и
улицы.
3.2 Представление о правилах
размещения шахматной доски
между партнерами, понятия
«горизонталь», «вертикаль»,
«диагональ»
3.3
Горизонтальная
линия.
Вертикальная линия.
Дидактические
задания
"Горизонталь",
"Вертикаль",
«Диагональ»
3.4 Расположение доски между
партнерами.
Повторение и закрепление
материала.
Дидактические задания
"Горизонталь", "Вертикаль",
«Диагональ».
Знакомство с шахматными
фигурами
4.1 Познакомить детей с
расстановкой фигур перед
шахматной партией. Начальное
положение фигур.
21

Форма
Место
Форма
занятия проведен контроля
ия
МБДОУ
д\с № 14

2

беседа

2

беседа

2

рассказ

2

беседа

опрос

МБДОУ
д\с № 14

опрос

МБДОУ
д\с № 14
2

беседа

2

беседа

опрос

2

беседа
опрос

опрос

2

практиче
ские
упражне
ния

опрос
учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14
4

беседа

5

6

7

09.10 4.2 Связью между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур.
11.10 4.3 Дидактические задания "Кто
выше", "Угадай-ка",
Ответы на вопросы «Загадки из
тетрадки»
Пешка. Знакомство с пешкой!
16.10 5.1 Познакомить с местом пешки в
начальном положении.
18.10 5.2 Ход пешки, взятие.
23.10 Превращение пешки.
25.10 5.3
Особенности
пешки.
30.10 Продолжать знакомить детей с
пешкой. Рисование и раскраска
пешки.
01.11 5.4 Научить «сражаться пешками».
08.11 Варианты ходов пешек.
13.11 5.5 Дидактические игры и задания:
15.11 ""Взятие", "Защита", "Выиграй
20.11 фигуру".
Ответы на вопросы
«Загадки из тетрадки»
Я – Ладья
22.11 6.1 Знакомство с ладьей.
27.11 Рисование и раскраска.
29.11 Беседа по технике безопасности.
04.12 6.2 Ладья. Практические
06.12 упражнения. Дидактические
11.12 задания и игры "Кратчайший
путь", "Лабиринт",
13.12 6.3 Ладья. Повторение и
18.12 закрепление материала.
20.12 Дидактические задания и игры.
Ответы на вопросы «Загадки из
тетрадки»
«Кто такой Слон»
25.12 7.1 Знакомство со слоном. Место
27.12 слона в начальном положении.
Ход слона, взятие. Рисование и
2024г раскраска.
10.01 7.2 Беседа по технике
15.01 безопасности.
Белопольные и чернопольные
слоны. Практические упражнения
17.01 7.3 Слон. Повторение и
22.01 закрепление материала.
24.01 Дидактические задания и игры.
29.01 7.4 Практические упражнения
31.01 «Слон и пешки»
Ответы на вопросы «Загадки из
тетрадки»
22

2

2

практиче
ские
упражне
ния
опрос

2

беседа

4

практиче
ские
упражне
ния

4

4
6

беседа

2
6

беседа
практиче
ские
упражне
ния
практиче
ские
упражне
ния

4

беседа

4

практиче
ские
упражне
ния
опрос

6

4

учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14

опрос

беседа
практиче
ские
упражне
ния
опрос

4

6

опрос

практиче
ские
упражне
ния
опрос

учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14
опрос
учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14

опрос
учебные
задания

8
05.02
07.02
12.02
14.02
19.02

21.02
26.02
28.02

9
04.03
06.03

11.03
13.03
18.03

20.03
25.03
27.03

10
01.04
03.04

08.04
10.04
15.04
17.04
22.04
24.04

11
29.04

06.05
08.05

Ферзь – тяжелая фигура
8.1 Познакомить с шахматной
фигурой «Ферзь»,
8.2 Дидактические задания и игры
"Кратчайший путь", "Лабиринт",
Дидактические задания и игры
"Перехитри часовых",
"Один в поле воин",
8.3 Повторение и закрепление
материала.
Практическая игра «Ферзь и
пешки». Рисование и раскраска.
Ответы на вопросы «Загадки из
тетрадки»
Конь – легкая фигура
9.1 Беседа по технике
безопасности.
Знакомство с конем. Место коня в
начальном положении. Ход коня,
взятие. Рисование и раскраска.
9.2 Практические упражнения.
Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Кратчайший путь"
"Перехитри часовых", "Один в
поле воин".
9.3 Повторение и закрепление
материала. Ответы на вопросы
«Загадки из тетрадки»
Практическая игра «Конь и
пешки».
Король.
10.1 Знакомство с королем.
Рассказ о месте короля в
начальном положении.
Ход короля, взятие. Рисование и
раскраска.
10.2 Дидактические задания:
"Лабиринт", "Кратчайший путь"
"Перехитри часовых", "Один в
поле воин".
10.3 Повторение и закрепление
материала. Ответы на вопросы
«Загадки из тетрадки»
Практическая игра» Король и
пешки».
Шах и мат.
11.1 Что это такое? Разъяснение.
Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
11.2 Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Три способа
защиты.
23

4

беседа

6

6

беседа
практиче
ские
упражне
ния
опрос
беседа
практиче
ские
упражне
ния

4

беседа

МБДОУ
д\с № 14
опрос

учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14

опрос
6

6

4

6

6

практиче
ские
упражне
ния

учебные
задания

опрос
практиче
ские
упражне
ния
беседа
практиче
ские
упражне
ния
практиче
ские
упражне
ния
опрос

2

беседа

4

беседа
опрос
практиче

опрос

МБДОУ
д\с № 14

опрос
учебные
задания
опрос
учебные
задания
МБДОУ
д\с № 14
опрос

11.3 Дидактические задания "Шах
или не шах", "Дай шах", "Пять
шахов", "Защита от шаха".
Повторение пройденного
материала.
Беседа по технике безопасности
Подведение итогов.
27.05 14.1 Тренировочные упражнения
29.05 14.2 Итоговое занятие
13.05
15.05
20.05
22.05

12

8

2
2

144
ч

24

ские
упражне
ния

учебные
задания

МБДОУ
практиче д\с № 14
ские
учебные
упражне
задания
ния

Подготовительная группа 1, Подготовительная группа 2
№ Дата
п/п

1
05.09

2
07.09

12.09

14.09
3
19.09
21.09

26.09
28.09

4
03.10
05.10
10.10
12.10

5
17.10
19.10
24.10
26.10

Тема
занятия

Кол
-во
час
ов

Знакомство. Вводная беседа.
Беседа по технике безопасности.
1.1 Техника безопасности на
занятиях. Правила поведения в
местах массового скопления
людей. Правила поведения в
транспорте. Правила дорожного
движения.
Шахматы. Знакомство.
2.1 Рождение, история развития
шахмат. Легенда появления
шахмат.
2.2 Значение шахматной игры для
интеллектуального развития
человека.
2.3
Шахматная
федерация.
Знаменитые шахматисты.
Шахматная доска.
3.1 Шахматные проспекты и
улицы. Из чего состоит доска.
3.2 Размещения шахматной доски,
понятия «горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ».
Повторение и закрепление
материала.
3.3
Дидактические
задания
"Горизонталь",
"Вертикаль",
«Диагональ»
Повторение и закрепление
материала.
Знакомство с шахматными
фигурами.
4.1 Расстановка фигур перед
шахматной партией. Начальное
положение фигур.
4.2 Названия фигур. Траектория
движений. Дидактические
задания "Кто выше", "Угадай-ка",
«Секретная фигура», «Волшебный
мешочек»
Пешка.
5.1 Место пешки в начальном
положении. Ходы, взятие.
5.2 Превращение пешки. Взятие
на проходе. Игра с пешками.
5.3 Пешка и другие фигуры.
25

Форма
Место
Форма
занятия проведен контроля
ия
МБДОУ
д\с № 14

2

беседа

2

рассказ

2

беседа

2

беседа

2

беседа

2

беседа
опрос

4

опрос

МБДОУ
д\с № 14

опрос

МБДОУ
д\с № 14
опрос

практиче
ские
упражне
ния

опрос
учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14
4

беседа

4

практиче
ские
упражне
ния

2

беседа

опрос
учебные
задания
МБДОУ
д\с № 14
опрос

4
4

практиче
ские
упражне

учебные

6

7

8

31.10 Особенности пешки. Повторение и
закрепление материала.
02.11 5.4 Практическая игра пешками.
07.11 Варианты ходов пешек и других
фигур .
09.11 5.5 Тактика игры пешками.
14.11 Дидактические игры и задания:
16.11 ""Взятие", "Защита", "Выиграй
фигуру", «Двойной удар»,
Ладья
21.11 6.1 Ладья. Ходы ладьи.
23.11 Беседа по технике безопасности.
28.11 6.2 Ладья. Практические
30.11 упражнения. Дидактические
05.12 задания и игры "Кратчайший
путь", "Лабиринт", «Один в поле
воин», «Перехитри часовых»
07.12 6.3 Ладья. Игра с ладьей и
12.12 пешками. Повторение и
14.12 закрепление материала.
19.12 Дидактические задания и игры.
Слон
21.12 7.1 Слон. Место слона в
26.12 начальном положении. Ход слона,
взятие. Отличие белопольного и
чернопольного слона.
2024г 7.2 Беседа по технике
09.01 безопасности.
11.01 Повторение и закрепление
материала.
16.01 7.3 Дидактические задания и игры
18.01 "Кратчайший путь", "Лабиринт",
23.01 «Один в поле воин», «Перехитри
часовых». Повторение и
закрепление материала.
25.01 7.4 Практические упражнения,
30.01 игра «Слон и пешки», «Слон,
пешки, ладья»
Ферзь
01.02 8.1 Ферзь, начальное положение,
06.02 ходы, взятие.
08.02 8.2 Дидактические задания и игры
13.02 "Кратчайший путь", "Лабиринт",
15.02 Дидактические задания и игры
"Кратчайший путь", "Лабиринт",
«Один в поле воин», «Перехитри
часовых».
20.02 8.3 Повторение и закрепление
22.02 материала.
27.02 Практическая игра «Ферзь и
пешки», «Ферзь, пешки, ладья»,
26

6

ния
опрос
практиче
ские
упражне
ния

4

беседа

6

беседа
практиче
ские
упражне
ния
практиче
ские
упражне
ния

4

8

4

беседа

4

практиче
ские
упражне
ния
опрос

6

задания

МБДОУ
д\с № 14
опрос
учебные
задания

МБДОУ
д\с № 14

опрос

практиче
ские
упражне
ния
опрос

учебные
задания

4

4

беседа

6

беседа
практиче
ские
упражне
ния
опрос
беседа
практиче
ские
упражне

6

МБДОУ
д\с № 14
опрос

учебные
задания

9
05.03
07.03

12.03
14.03
19.03

21.03
26.03
28.03

10
02.04
04.04
09.04
11.04
16.04

18.04
23.04
25.04
11
30.04
02.05
07.05

14.05
16.05
21.05
23.05
12
28.05
30.05

«Ферзь, пешки, ладья, слон»
Конь
9.1 Беседа по технике
безопасности.
Место коня в начальном
положении. Ход коня, взятие.
9.2 Практические упражнения.
Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Кратчайший путь"
"Перехитри часовых", "Один в
поле воин".
9.3 Повторение и закрепление
материала. Практическая игра
«Конь, слон и пешки», «Конь,
ферзь, пешки, ладья», «Конь,
ферзь, пешки, ладья, слон»
Король.
10.1 Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Особенности фигуры Король.
10.2 Дидактические задания:
"Лабиринт", "Кратчайший путь"
"Перехитри часовых", "Один в
поле воин". Повторение и
закрепление материала.
10.3 Практическая игра «Король и
пешки», Игра всеми фигурами.
Шах и мат.
11.1. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
11.2 Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Три способа
защиты.
Повторение
и
закрепление материала.
11.3 Дидактические задания "Шах
или не шах", "Дай шах", "Пять
шахов", "Защита от шаха".
Практическая игра.
Беседа по технике безопасности
Подведение итогов.
14.1 Тренировочные упражнения
14.2 Итоговое занятие

ния
4

опрос
6

6

практиче
ские
упражне
ния
опрос
практиче
ские
упражне
ния

4

беседа

6

практиче
ские
упражне
ния

6

практиче
ские
упражне
ния

2

беседа

4

беседа
опрос

8

2
2

144
ч

27

беседа

МБДОУ
д\с № 14

практиче
ские
упражне
ния

учебные
задания
опрос

МБДОУ
д\с № 14
опрос
учебные
задания
опрос
учебные
задания
МБДОУ
д\с № 14
опрос
учебные
задания

МБДОУ
практиче д\с № 14
ские
учебные
упражне
задания
ния

Приложение 3
Уровень подготовки знаний дошкольников
Анализ продукта деятельности
Форма подведения итогов.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится
1 раз в год: в мае.
Критерии уровней развития детей
Высокий(2): ребенок имеет представление о шахматной игре. Умеет
быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и
называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы
шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный
ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность
думать, мыслить, анализировать.
Средний(1): ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не
сразу называет название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их
отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Не всегда
узнаёт и различает шахматные фигуры в различных положениях.
Низкий(0): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает, не различает
или не называет шахматные фигуры. Не знает всех ходов шахматных фигур и
их отличия. Недостаточно имеет понятие «шах» и «мат».
ФИО

Знает
шахматные
термины:
поле,
горизонталь,
вертикаль

Знает
Название
шахматны
х фигур и
их отличия

Знает
Правила
хода, взятие
каждой
фигуры

Ориентир
уется на
шахматно
й доске.

Играет
каждой
фигурой

Правильно
располагает
доску и
фигуры

Умеет
перемеща
ть фигуры

Решает
простые
шахматны
е задания

Урове
нь
развит
ия

0-6 баллов – низкий уровень;7-13 баллов – средний уровень;14-16 баллов – высокий уровень.

Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники будут:
знать: представление о шахматной доске; название шахматных фигур;
представление об элементарных правилах игры; представление об истории
шахмат и выдающихся шахматистах; элементарные правила игры;
представление о некоторых тактических приемах.
уметь: правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение; ориентироваться на ней; играть малым числом фигур;
применять элементарные правила игры; играть в парах; использовать в речи
основные шахматные термины.
владеть: основными шахматными терминами; элементарными
правилами игры; умением играть в парах; некоторыми тактическими приемами.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».