ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 1 года обучения 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения 2.3 Учебный план 2 года обучения 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. VII ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 2 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сокол» имеет художественную направленность и разработана для детей 7-17 лет. Ее реализация позволяет направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей в современном обществе необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и на развитие речи. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ № 273); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018г. - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629); - Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); -Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых 6 образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09); - Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 3 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). - Устав МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность атмосфера, особое качество общения равных партнёров, взаимосвязь, которая создаётся между педагогом и детьми. Это общение происходит через игру. Именно через игру появляется возможность быть принятым окружающими без всяких условий, и ребёнок проявляет свою индивидуальность. В игровой форме не все дети должны делать так, как остальные, а каждый по – своему. Повторяющаяся структура занятия позволяет детям быстрее ориентироваться в новом материале, помогает быть более уверенным, создавать свои образы, самостоятельно творить, радоваться новым находкам. Новизна программы «Сокол» заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько направлений: сценическая речь, вокал и сценическое, мастерство. Вводятся элементы танца (хореографии). Создаются музыкально-терапевтические композиции. Дети познают музыкальный мир. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа обеспечивает ребенку формирование и совершенствование речевых, элементарных певческих и музыкальных навыков; содействует развитию личностных качеств и социального опыта ребенка, способствует творческой самореализации. Отличительной особенностью «Сокол» является: 1. Целевая установка: данная программа направлена на коррекцию и раскрытие творческого потенциала личности средствами музыкального искусства. Обучение ребенка по данной программе, предусматривает формирование умения петь сольно. 2. Форма организации деятельности: Учитывая индивидуальные особенности ребенка, занятия проводятся индивидуально, и группами. 3. Модульное построение программы: в общеобразовательной программе «Сокол» содержательную основу обучения составляют учебные модули. Характеристика содержания программы каждого года обучения дается по темам. 4. Наличие инвариантной и вариативной частей в содержании обучения: Инвариантная часть программы включает модули, предусматривающие базовую подготовку по предмету. Вариативная часть программы предусматривает реализацию ребенком полученных знаний, умений и навыков в творческой, концертной, конкурсной деятельности, которая может варьироваться в зависимости от физических возможностей, самочувствия и желаний ребенка, а также социальных условий и материально-технической базы. 5. Введение «Творческого модуля» как вариативной части программы: 4 «Творческий модуль» направлен на реализацию потребности ребенка в творческом самовыражении. Предполагает изучение части репертуара по желанию ребенка и его участие в конкурсной и концертной деятельности. 6. Применение инновационных технологий при обучении песенному искусству: сказкотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, вокалотерапии. В основе данных технологий лежат методы, направленные на социальнокультурную реабилитацию, психолого-педагогическою коррекцию, и развитие творческих способностей, интеллектуальной сферы личности. 7. Применение тренинговых технологий: Учитывая индивидуальные психофизические особенности ребёнка в образовательный процесс вводятся психологические тренинги, направленные на социальную адаптацию, сохранение психического здоровья ребенка, раскрытие личностных качеств, формирование культуры общения. 8. Разработка диагностического инструментария на каждый год обучения для отслеживания результативности развития личности ребенка. 9. Разработка уровней и критериев развития личности учащегося . 10. Использование «Портфолио моего успеха» (составляет учащийся с участием родителей), «Карты развития учащегося» (фиксируются данные об учащемся, динамика развития личностных, социально-значимых, творческих достижений, уровень освоения программы),как форм фиксирования результатов развития личности учащегося. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 7-17 Пол не имеет значения. Диагноз не имеет значения. Степень предварительной подготовки ребенка также значения не имеет. Кроме того, на основании показателей тестирования в группу может производиться набор в течение всего года обучения. Уровень освоения:Срок реализации программы: 1 года. 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа , 144 часа в год. 2-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год, 3-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год. Формы организации образовательного процесса. Форма организации занятий: индивидуальная (сольное пение), и малыми группами. Занятия проводятся индивидуально в кабинете, в случае необходимости на дому в присутствии родителей. В процессе проведения занятий учитывается психофизиологическое состояние и эмоциональный настрой ребенка на работу. Продолжительность занятий: 40 минут, с перерывом 10 мин. Формы работы: индивидуальная и групповая. Реализация воспитательной работы Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру 5 вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах. Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника. В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне: Актуального развития (исполнительская деятельность – хорошо исполненное произведение). Зоны ближайшего развития («перспективные действия» находящиеся еще в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области вокально–исполнительского творчества). Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий вокально–исполнительской деятельности опыт по получению новых знаний в области эстрадного вокала. Проверка результатов проходит в форме: – игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и д.р.); – собеседование (индивидуальное и групповое); – опросников; – тестирования; – проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и д.р. Метапредметные результаты : умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; 6 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение обобщать, устанавливать аналогии, умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; умение создавать, применять и преобразовывать музыкальные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, взаимодействовать и работать в ансамблях. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, работа с аппаратурой, микрофонами; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. – занятия–конкурсы на повторение практических умений; – занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы); – отчетные концерты объединения; – участие в концертах, конкурсах различного уровня. – Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающие: – результативность и самостоятельную деятельность ребенка; – активность; – аккуратность; – творческий подход к знаниям; – степень самостоятельности в их решении и выполнении Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; целостный, социально ориентировочный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; компетентность в решении моральных проблем на основе личного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; 7 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей4 признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Используется: – простое наблюдение; – проведение ролевых игр; – опросники; – анкетирование; – психолого-диагностические методики. Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) – Педагогические наблюдения. – Открытые занятия с последующим обсуждением. – Итоговые занятия. – Концертные выступления. – Конкурсы, фестивали, смотры. Цель программы состоит в том, чтобы дать детям возможность проявить себя, творчески раскрыться в области музыки.. В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи. Задачи программы: Воспиательные: формирование ценностных ориентаций воспитанников (истина, добро, красота, гуманизм); воспитание патриотизма, любви к Родине; формирование уважительного отношения к чужому труду; воспитание способности к сотрудничеству и взаимопониманию в творческой деятельности с другими; воспитание социально-психологического чувства удовлетворения от своего творчества; воспитание в детях чувство собственного достоинства, гордость и скромность. Развивающие: развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в вокально-эстрадном жанре; развитие творческого потенциала личности воспитанников; 8 развитие познавательной активности и способности к самообразованию развитие умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности; развитие общего культурного и музыкального уровня; развитие профессиональных певческих навыков (устойчивое дыхание на опоре, высокую вокальную позиционное интонирование, ровность звучания, расширении диапазона, дикционные навыки и ясную артикуляцию); развитие музыкальности (музыкальный слух, память, чувство ритма); развитие творческих способностей (фантазию, воображение, эмоциональность, сообразительность, артистизм, инициативность); Образовательные: знакомство с классической музыкальной культурой; обучение профессиональным навыкам вокала; вооружение специальными знаниями, необходимых для вокальноисполнительской деятельности; обучение принципам сценического поведения; формирование навыков самостоятельного совершенствования и применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 9 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план 1 года обучения. № п/п 1 1.1 Название раздела, темы Количество часов всего теори практика я Вводное занятие 2 (организационные вопросы, техника безопасности) 2 Эстрадное пение Пение как вид музыкальной деятель ности: Фонограмма, её 2.1 особенности и возможности 2 Форма организац ии занятий Форма аттестации, диагностики, контроля Групповое занятие Педагогическая диагностика. 1 1 1 1 30 14 16 1 1 - Групповое занятие Педагогическая диагностика. Групповое занятие Педагогическая диагностика. 2.2 Приёмы работы с микрофоном 10 4 6 2.3 Приёмы ансамблевого исполнения 6 2 4 Групповое занятие Правила охраны детского 2.4 голоса 1 1 - Групповое занятие Пластическое интонирование. Пение 2.5 учебно-тренировочного материала. Упражнения на дыхание 2.6 по методике А.Н. Стрельниковой 3 Формирование детского голоса 6 2 4 Групповое занятие Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Творческий отчет 6 4 2 Групповое занятие Творческое выступление 47 14 33 3.1 Звукообразование. 9 3 6 Групповое занятие Творческое выступление 3.2 Певческое дыхание 12 4 8 Групповое занятие Творческое выступление 3.3 Дикция и артикуляция. 12 4 8 Групповое занятие Творческое выступление 10 3.4 Учебно-тренировочный материал. Дыхательная гимнастика. 4 1 3 3.5 Вокальные упражнения 10 2 8 4 «Бэк –вокал» и его роль в эстрадном жанре 17 4.1 Роль бэк – вокала в эстрадной песне 5 2 4.2 Пение репертуарных песен 5 4.3 Сольное пение с беквокалом 5 Сольное пение с беквокалом 5.1 5.2 Путь к успеху Групповое занятие Творческое выступление Групповое занятие Творческое выступление 3 Групповое занятие Творческое выступление 2 3 Групповое занятие Творческое выступление 7 3 4 Групповое занятие Творческое выступление 7 3 4 Групповое занятие Творческое выступление Групповое занятие Творческое выступление 2 7 10 1 1 - 2 22 7 15 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. 2 6 Элементы хореографии 6.1 Основы музыкального движения 4 2 2 Групповое занятие Творческое выступление 6.2 Элементы хореографии 8 2 6 Групповое занятие Творческое выступление 6.3 Сценический имидж 10 3 7 Групповое занятие Творческое выступление 7 Социальная практика 7.1 Репетиционная работа Концертная деятельность Групповое занятие Творческое выступление 8 8.1 Итоговое занятие вокального коллектива « Форум успеха» Ах! Лучше этой песни, в мире нет. ИТОГО: 20 - 20 20 2 20 - 2 2 144 2 44 100 11 Содержание учебного плана 1 года обучения. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. Тема 1.1. Эстрадное творчество (1 час теории, 1 час практики) ТЕОРИЯ: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и охране, гигиене детского голоса творческого объединения эстрадного вокала «Сокол» Правила поведения на занятиях. История зарождения эстрадного жанра. ПРАКТИКА: Экскурсия в творческое объединение по эстрадному вокалу «Сокол» просмотр фотоматериалов и работ учащихся объединения. Просмотр концертных выступлений учащихся творческого объединения «Сокол». Раздел 2. ПЕНИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема 2.1 Фонограмма, её особенности и возможности (1 час теории) ТЕОРИЯ: Раскрытие слова фонограмма. Слушание видов фонограмм. Студийные, любительские фонограммы. Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых программ. Тема 2.2 Приёмы работы с микрофоном (4 часа теория, 6 часов практика) ТЕОРИЯ: Рассказать для чего используется микрофон, о типах микрофона. Показ и рассказ о видах микрофонов (стационарный, шнуровой, радиомикрофон, петельчатый, головной) ПРАКТИКА: Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Основные принципы работы (удаление, приближение микрофона). Тема 2.3 Приёмы ансамблевого исполнения (2 теория, 4 практика) ТЕОРИЯ: Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения - солист + подпевка, смена солистов, ПРАКТИКА: Познакомить с приемом ансамблевого пения с солистом. Просмотр и прослушивание примеров исполнения. Подбор репертуарных песен для исполнения. Тема 2.4 Правила охраны детского голоса (1 час теория) ТЕОРИЯ: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая 12 продолжительность занятий, ускоренные сроки произведений, пение в неподходящих помещениях. разучивания новых Тема 2.5 Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала. ( теория 2, практика 4) ТЕОРИЯ: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая пластика» Пластическое пение. ПРАКТИКА: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Тема 2.6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой ( теория 4 практика 2) ТЕОРИЯ: Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. ПРАКТИКА: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА. Тема 3.1 Звукообразование. ( теория 3, практика 6) ТЕОРИЯ: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. ПРАКТИКА: Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Тема 3.2 Певческое дыхание (4 теория, 8 практика) ТЕОРИЯ: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. ПРАКТИКА: Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тема 3.3 Дикция и артикуляция. ( теория 4, практика 8) ТЕОРИЯ: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. 13 Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. ПРАКТИКА: Разучивание распевок способствующих развитию дикции и артикуляции. Тема 3.4 Учебно-тренировочного материал. Дыхательная гимнастика. (теория 1 практика 3) ТЕОРИЯ: Отработка певческое дыхания. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое . ПРАКТИКА: Смена дыхания в процессе пения. Тема 3.5 Вокальные упражнения (теория 2, практика 8) ТЕОРИЯ: Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. ПРАКТИКА: Обучение в процессе пения распевок. Раздел 4. БЭК –ВОКАЛ» И ЕГО РОЛЬ В ЭСТРАДНОМ ЖАНРЕ Тема 4.1 Роль бэк – вокала в эстрадной песне (теория 2 практика 3) ТЕОРИЯ: Роль бэк – вокала в эстрадной песне ПРАКТИКА: Пение репертуарных песен для солиста и бэк-вокала. Разучивание партий. Тема 4.2 Пение репертуарных песен (теория2, практика 3) ТЕОРИЯ: Расшифровка слова «Бэк» и что оно означает. Кто такие бэквокалисты. Для чего предназначен бэк-вокал ПРАКТИКА: Прослушивание аудиозаписей с примером сольного исполнения и бэк –вокала. Кто такие бэк-вокалисты. Для чего предназначен бэк-вокал. Тема 4.3 Сольное пение с бек-вокалом (теория 3, практика 4) ТЕОРИЯ: Разучивание партий. Работа на сцене. Работа с микрофонами. Пение в сценическом образе. ПРАКТИКА: Пение репертуарных песен для солиста и бэк-вокала. 14 Раздел 5. РАСШИРЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Тема 5.1 Путь к успеху (теория 1, практика 1) ТЕОРИЯ: Разучивание репертуарных песен солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, ПРАКТИКА: Пение репертуарных песен. Тема 5.2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. (практика 2) ПРАКТИКА: Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива коллектива. Раздел 6. ЭЛЕМЕНТЫ ХОРЕОГРАФИИ. Тема 6.1 Основы музыкального движения. (теория 2, практика 2) ТЕОРИЯ:Просмотр видео записи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е пение с движением. ПРАКТИКА: Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни. Тема 6.2 Элементы хореографии. (теория 2, практика 6) ТЕОРИЯ: Понятие о хореографии. Основные ритмические движения. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Позиции и движения головы, рук, ног. Сюжетные движения. ПРАКТИКА: Выполнение ритмических упражнений под музыку. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Имитационные упражнения. Тема 6.3 Сценический имидж (теория 3, практика 7) ТЕОРИЯ: Раскрытие темы. Что такое «имидж» Как он влияет на человека. Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической культуры. Раздел 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Тема 7.1 Репетиционная работа. Концертная деятельность (практика 20 часов) ПРАКТИКА: Концертная деятельность - заключительный этап работы. Подготовка к творческому отчёту. Раздел 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ВОКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА « ФОРУМ УСПЕХА» 15 Тема 8.1 Ах! Лучше этой песни, в мире нет. (практика 2 часа) ПРАКТИКА: День открытых дверей. Выступление учащихся перед родителями. Вручение дипломов. Примерный репертуар на первый год обучения: Песня: Осень золотая. Т. Барбакуц. Песня: Мама первое слово. Сл. Ю. Энтин. Муз. Жерар Буржоа. Мама будь всегда со мною рядом. Сл. Муз Анастасия Чешегорова. Песня Песенка сладкоежек. Сл. Андреева Н.Г Муз. Андрианова А.В Песня: Музыка зовёт. Сл. Муз. Викторов В. Песня: Три желания. Сл. Шевчук И. Муз. Зарицкая Е. Песня: Далеко от дома. Сл. Муз. Любаша. Песня: Музыка. Сл. Муз. Игорь Крутой. Песня: Мы рисуем музыку. Сл. Муз. Обухова Е. Э. Песня: Маленькая страна. Сл. Муз Николаев И. Песня: Солнечные зайчики. Сл. Муз Атюрьевская Е. Песня: Ноты из звёзд. Сл. Муз Обухова Е. Э. Песня: Я петь хочу. Сл. Шевчук И. Муз. Зарицкая Е. Песня: Старый рояль. Сл. Иванов А. Муз Минков Марк. Песня: Так держать. Сл. Борисов В. Муз. Ермолов А. Песня: Простая песенка. Сл. Муз Войтович Леонид. Песня: Подарите мне игрушку. (неизвестен). Песня: Светит солнышко. Сл. Борисов В. Муз. Ермолов А. Песня: Куколка моя. Сл. Лячина Ю. Песня: Танцуют все. Сл. Муз Алина Гросу. Песня: Нет дороже мамы. Сл. Муз Петряшова А. Песня: Шёл по лесу дед мороз. Сл. Александрова З. Муз. Полякова О. Песня: Часики. Сл. Пляцковский М. Муз. Шаинский В. Песня: Масленица. (неизвестен) Песня: Мы дети твои, Россия. Сл. Осошник Н. Муз. Осошник В. Песня: Это наш край – Россия. (неизвестен) 2.2 Календарный учебный график 1 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 1. 16 2.3 Учебный план 2 года обучения. № п/п 1 1.1 Название раздела, темы Количество часов всего теори практика я Вводное занятие 2 (организационные вопросы, техника безопасности) 2 Вводное занятие 1 9 3 6 Эстрадное творчество 9 3 6 Произведения современных отечественных композиторов 8 3 5 2.1 Формирование музыкальной культуры 2.2 2.3 2.4 Творчество русских композиторов классиков 8 Певческая деятельность 88 3 3.1 Голосовой аппарат 3.4 1 12 Восприятие музыки 3.3 1 34 2 3.2 1 Певческая установка Дыхание-основа пения Артикуляция 3.5 Дикция 3.6 Различные пения 3.7 Фальцетный манеры 3 5 30 3 8 2 6 8 2 6 10 Групповое занятие Педагогическ ая диагностика. Групповое занятие Педагогическ ая диагностика. Педагогическ ая диагностика. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие 58 3 12 Форма аттестации, диагностики, контроля 22 6 9 Форма организации занятий 3 3 4 механизм 17 Групповое занятие Групповое занятие Групповое занятие Творческое выступление Творческое выступление Творческое выступление 6 Групповое занятие Творческое выступление 9 Групповое занятие Творческое выступление 6 Групповое занятие Творческое выступление Групповое Творческое 3.8 звукообразования 8 3 5 занятие выступление Вокально-технические правила. Певческая техника 10 3 7 Групповое занятие Творческое выступление Творческое выступление 3.9 Слуховое восприятие 5 2 3 Групповое занятие 3.10 Интонирование 8 3 5 Групповое занятие Творческое выступление 3.11 Профилактика и гигиена голоса 4 2 2 Групповое занятие Творческое выступление 26 8 4. Музыкальноритмические движения 18 4.1 Ритмические движения 6 2 4 Групповое занятие Творческое выступление 4.2 Танцевальные движения 6 2 4 Групповое занятие Творческое выступление Танцевальный репертуар 4 1 3 4.3 Групповое занятие Творческое выступление 4.4 Сценический имидж 4 1 3 Групповое занятие Творческое выступление Сценическая постановка произведения 6 2 4 4.5 Групповое занятие Творческое выступление Групповое занятие Творческое выступление 5. Работа над репертуаром 28 - 28 Социальная практика Репетиционная работа Концертная деятельность 36 36 - 7. Итоговое занятие: 2 - 2 Групповое занятие Творческое выступление 7.1 «С песней нам весело жить» 2 - 2 Групповое занятие Творческое выступление 216 51 6. 6.1 ИТОГО: 36 36 165 18 Содержание учебного плана 2 года обучения. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ Тема 1.1 Вводное занятие (теория 1, практика 1) ТЕОРИЯ: Знакомство с программой второго года обучения. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. История возникновения эстрадного искусства. Жанры вокального исполнительства. ПРАКТИКА: Игры на знакомство «Снежный ком», «Вернисаж». Слушание музыки. Раздел 2. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ Тема 2.1 Формирование музыкальной культуры (теория 3, практика 6) ТЕОРИЯ: Музыкальная культура: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы. Нотная грамота. Музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Понятие вокального слуха, умение слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализ качества пения исполнителя. Понятие «культура слушателя». Творчество композиторов. упражнений с определенными сложностями. ПРАКТИКА: Выполнение Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы. Тема 2.2 Эстрадное творчество (теория 3, практика 6) ТЕОРИЯ: Эстрадная песня как жанр музыкального произведения. Своеобразие эстрадного поэтического языка. Средства исполнительской выразительности в соответствии с жанрами песен. ПРАКТИКА: Слушание произведений данного жанра, беседа о прослушанном, анализ произведения. Пение оригинальных эстрадных песен без сопровождения, с сопровождением музыки. Исполнение эстрадной песни сольно и вокальным ансамблем. Тема 2.3 Произведения современных отечественных композиторов (теория 3, практика 5) ТЕОРИЯ: Знакомство с творчеством современных отечественных композиторов. Детское Евровидение. Теле проект «Голос» Краткая информация о жизни и творчестве Ген. Гладкова, В.Шаинского, М.Дунаевского, А. Пахмутовой. ПРАКТИКА:Слушание произведений современных отечественных композиторов. Беседа о прослушанном произведении, анализ произведения. Просмотр видео записи Детского Евровидения. Проект «Голос дети» Разбор выступлений. Тема 2.4 Творчество русских композиторов классиков 19 (теория 3 практика 5) ТЕОРИЯ: Знакомство с биографией и произведениями русских композиторов классиков. Краткая информация о жизни и творчестве П.И.Чайковского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского. произведений русских композиторов-классиков. ПРАКТИКА: Слушание П.И.Чайковский. Цикл пьес «Детский альбом»; музыкальные фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» ;М.П.Мусоргский. Пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки»; А. П. Бородин. Квартет №2. Беседа о прослушанном произведении, анализ произведения. Посещение концертного зала филармонии. Раздел 3. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 3.1 Голосовой аппарат (теория 3, практика 3) ТЕОРИЯ: Строение голосового аппарата с использованием наглядного и видеоматериала. ПРАКТИКА: Пение на одном звуке. Тема 3.2 Певческая установка (теория 2, практика 6) ТЕОРИЯ: Особенности певческая установка, правильная рабочая установка. Подготовка удобного положения корпуса, головы во время пения. ПРАКТИКА: Отработка навыков правильной певческой установки. Пение упражнений (на одном звуке, пение звукоряда). Тема 3.3 Дыхание-основа пения (теория 2 практика 6) ТЕОРИЯ: Понятие дыхание, дыхательная система, особенности дыхания. Понятие диафрагма. Типы певческого дыхания. Способы снятия внутреннего напряжения. ПРАКТИКА: Техника дыхания. Разминка на дыхание по Стрельниковой и Емельянову. Тренировка мышц диафрагмы. Упражнение на дыхание. Упражнения для снятия внутреннего напряжения. Тема 3.4 Артикуляция (теория 3, практика 6) ТЕОРИЯ: Понятие артикуляция. Строение артикуляционного аппарата. ПРАКТИКА: Упражнения на отработку навыков правильно сформированной артикуляции, на формирование гласных и согласных звуков. Выполнение упражнений перед зеркалом. Тема 3.5 Дикция (теория 3, практика 9) ТЕОРИЯ: Понятие дикции. Правильное произношение текстового содержания произведения. Произношение твердых согласных и гласных. Способы произношения сложных согласных (р ш с). Способы проведения гласных и согласных звуков. 20 ПРАКТИКА: Упражнения на развитие дикции, скороговорки «Андрей воробей», «Дон-дон», «Мы перебегали берега». Упражнения на гласные звуки. Пропевание согласных на примере упражнений «Родина моя», «Да-да-бра». Тема 3.6 Различные манеры пения (теория 4, практика 6) ТЕОРИЯ: Академическое, эстрадное, народное манеры пения. Виды штрихов (staccato, non legato, legato). ПРАКТИКА: Прослушивание музыкальных фрагментов. Упражнения на различные манеры пения. Отработка упражнений на (staccato, non legato, legato). Тема 3.7 Фальцетный механизм звукообразования (теория 3, практика 5) ТЕОРИЯ: Понятие голосовое звучание, звучание верхнего резонатора. Фальцетное звучание, правильное формирование фальцетного звучания. ПРАКТИКА: Упражнения, позволяющие освободить голосовой аппарат, связки. Упражнения на фальцетное звукоизвлечение. Отработка фальцетного, головного, полетного звучания. Упражнения «Качели», «Сверчок». Тема 3.8 Вокально-технические правила. Певческая техника (теория 3, практика 7) ТЕОРИЯ: Формирование правильной певческой техники пения. ПРАКТИКА: Исполнение несложных вокализов, упражнений. Тема 3.9 Слуховое восприятие (теория 2, практика 3) ТЕОРИЯ: Познакомить с термином слуховое восприятие. Разъяснить, как слух помогает при пении. ПРАКТИКА: Воспроизведение несложных мелодических последовательностей в пределах первой октавы. Тема 3.10 Интонирование (теория 3 практика 5) ТЕОРИЯ: Способы и приемы интонирования. Мелодический рисунок. Разбор мелодической линии. ПРАКТИКА: Исполнение несложных попевок в пределах одной октавы. Разучивание мелодии с соблюдением чистоты интонации. Отработка интонационно сложных мест. Тема 3.11 Профилактика и гигиена голоса (теория 2, практика 2) ТЕОРИЯ: Здоровье и уход за голосом. Правила поддержания хорошего голоса, правила предупреждения простудных заболеваний. ПРАКТИКА: Рекомендации в случае заболевания голосовых связок. 21 Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Теме 4.1 Ритмические движения (теория 2, практика 4) ТЕОРИЯ: Ритмика. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Ритмические рисунки на хлопках и шагах. Позиции и движения головы, рук, ног. Движения рук без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). ПРАКТИКА: Выполнение ритмических упражнений под музыку. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Тема 4.2 Танцевальные движения (теория 2, практика 2) ТЕОРИЯ: Дробные движения, присядки, хлопки. Сюжетные движения. ПРАКТИКА: Выполнение имитационных упражнений, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Тема 4.3 Танцевальный репертуар (теория 1 , практика 3) ТЕОРИЯ: Народное творчество. Русский переменный ход, русский дробный ход. Русский хоровод, русские пляски. ПРАКТИКА: Просмотр видео с народными песнями. Выполнение упражнений: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочерёдно, выставление ноги с носка на пятку. Тема 4.4. Сценический имидж. (теория 1, практика 3) ТЕОРИЯ: Раскрытие темы .Что такое «имидж» Как он влияет на человека. Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической культуры. Тема 4.5 Сценическая постановка произведения (теория 2, практика 4) 22 ТЕОРИЯ: Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на конкурсах (на видеоматериалах выступлений детей на детском Евровидении, Голос). ПРАКТИКА: Анализ выступлений (как подается произведение, как раскрывается художественный образ). Раздел 5. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ Тема 5.1 Работа над репертуаром (практика 28) ПРАКТИКА: Исполнение песни под аккомпанемент или минусовую фонограмму (контроль за процессом исполнения, работа с микрофоном). Отработка сценического движения (жест, мимика, раскрытие образа). Раздел 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА Тема 6.1 Репетиционная работа Концертная деятельность (практика 36) ПРАКТИКА: Повторение репертуара и музыкально-ритмических движений. Подготовка к концертным выступлениям. Раздел 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Тема 7.1 «С песней нам весело жить» (практика 2 часа) ПРАКТИКА: Концерт для родителей, коллектива «Форум успеха) Выдача дипломов . Примерный репертуар на второй год обучения: Песня: Рай семьи. Сл. Муз Обухова Е Э. Песня: Ах, какая осень. Сл Муз неизвестен. Песня: Нет дороже мамочки. Сл. Муз Обухова Е Э. Песня: Новогодние игрушки. Сл. Деменьтьев. А. Муз. Хоралов Аркадий. Песня: Ноты из звёзд. Сл. Муз Обухова Е Э. Песня: Лесной олень. Сл. Муз Крылатов Е Песня: Синий платочек. Сл. Якова Голицкого. Максимова. Муз Ежи Петербургского. Песня: Мой дед уходит на войну. Сл. Муз Юрий Привалов. 23 Песня: Мечта детства. Сл. Муз Обухова Е Э. Песня: Прекрасное далёко. Сл. Муз Крылатов Е Песня: Черный кот. Сл. Саульский Ю. Песня: В горнице. Сл. Муз. Морозов А. Песня: Мы желаем счастья вам. Сл. Намин С. Песня: Медленно уходит осень. Сл. Муз Шатунов. Песня: От улыбки. Сл. Шаинский В. Муз. Пляцковский М. Песня: Я на сцену выхожу. Сл. Зарицкая Е. Муз. Шевчук И. Песня: Живёт на свете красота. Сл. Пляцковский М. Муз. Антонов Ю. Песня: Ангел хранитель. Сл. Муз. Игорь Крутой. 2.4 Календарный учебный график 2 года обучения. Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 108; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 24 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Результат реализации программы «Сокол» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Материально – техническое обеспечение: - Учебный кабинет №7, для занятий с детьми, имеющее хорошее освещение (до 200 лк) и вентиляцию; - Информационный стенд; - Столы и стулья, соответствующие росту обучающихся; - Доска; - Реквизиты для игр; - Гитара; - Видео и аудио аппаратура; - Пюпитр; - Стойка для микрофона; - Микрофон. Кадровое обеспечение программы По данной программе «Вокальная студия «Сокол» для учащихся 7-17 лет может работать педагог дополнительного образования е уровнем, образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта. 3.2 Формы контроля и аттестации Основной формой работы является: музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода. беседа, в ходе которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые музыкальными примерами, видеоматериалами практические занятия, где обучающиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни занятие – постановка, репетиция на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности. занятия - концерт, репетиции, творческие отчеты. заключительное занятие, завершающее тему, может проводиться для обучающихся, педагогов, гостей Содержание программы подбирается в соответствии с возрастными 25 особенностями детей. Песенный материал подбирается с учетом доступности, необходимости, носит воспитательный характер, закрепляет приобретенные умения и навыки. Каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. Каждое занятие строится по схеме: 1. настройка певческих голосов (комплекс упражнений над певческим дыханием 2-3 минуты) 2. дыхательная гимнастика 3.распевание 4. работа над произведением 5. анализ занятия 6. домашнее задание Данная схема постепенно усложняется по мере занятий в студии. Методы организации занятий: устное изложение (рассказ, беседа, анализ материала, структура музыкального произведения) наглядные методы обучения (показ, исполнение педагогом, видеоматериалы, иллюстрации, наблюдение) практические методы обучения (вокальные упражнения, разучивание и работа над песней, движения под музыку, элементы театрализации, музыкальные игры) Отличительной особенностью программы является использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других школы. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Используемые методы и приемы обучения: наглядно – слуховой (аудиозаписи) наглядно – зрительный (видеозаписи) словесный (рассказ, беседа, художественное слово) практический (показ приемов исполнения, импровизация) частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) методические ошибки 26 методические игры В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: создание дружного коллектива; взаимодействие между детьми, педагогом и родителями; 3.3 Планируемые результаты К концу первого года обучения дети должны знать/понимать: приёмы правильного дыхания; • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать слова – петь «мягко, нежно, легко»; уметь: •: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в произведениях с подвижным темпом делать быстрый вдох; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения с внятной артикуляцией; звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера. 27 IV. Методическое обеспечение Разноуровневый образовательный комплекс органично взаимосвязывает обучающие базовые занятия, вариативные дополнительные занятия и массовые досуговые мероприятия. Основные формы занятий Индивидуальная позволяет выстраивать субъективный образовательный маршрут, вести полноценный творческий диалог, находить уникальные приѐмы мотивации, контролировать соотношение уровня пения и владения гитарой. Допустима разновидность – звеньевое занятие. - групповая - позволяет выдерживать уровень образовательного алгоритма на каждом этапе обучения, способствует общению обучающихся, даѐт возможность экспериментировать в выборе образовательных приѐмов. Допустима разновидность – малая группа. - массовое мероприятие несѐт выраженный воспитательный акцент, использует различные формы – тематический концерт, итоговое этапное выступление, конкурс, вечер для родителей и т.п. Основные занятия предполагают соотнесение и взаимопроникновение теоретических и практических элементов, проведение комплексных, комбинированных занятий, направленных на создание естественного творческого общения педагога и обучающегося и достижения определѐнного результата. Методы комбинирования форм, способов и приѐмов, используемых на занятиях, и интеграции содержания образовательного процесса являются основными, позволяющими максимально мотивировать обучающегося к выполнению технических задач и к творчеству. Для их обеспечения к каждому подростку подбираются индивидуальные способы и приѐмы воздействия, опирающиеся на методы технологий развивающего, модульного и проблемного обучения. При выборе методов педагогического воздействия следует дать педагогу возможность «творить образовательный процесс» на основе профессиональной компетентности. Первый этап обучения – самый психологически трудный для обеих сторон педагогического процесса. Обучающийся, как правило, совершенно не представляет, с какими трудностями ему придѐтся столкнуться, насколько мощное сопротивление окажет организм при выполнении двигательных упражнений, насколько непривычно уху умное поэтическое слово, 28 проникновенное, искреннее исполнение. И это часто обескураживает подростка, так как в его представлении «научиться играть на гитаре» очень легко. Но легко научиться «бренчать по-дворовому», а не осваивать профессиональный, качественный, интеллектуальный аккомпанемент, и, тем более, качественное пение под него. Именно, третий месяц обучения является показательным –насколько студиец готов к серьѐзной работе над собой. Поэтому начальный курс обучения и рассчитан на полгода, чтобы, не прибегая к насилию, дать возможность подростку уйти из студии с надеждой, что через год он, повзрослевший, придѐт снова покорять себя, но с большей уверенностью на успех. Мотив «я отношусь к тебе как к взрослому, ответственному человеку» здесь становится определяющим. И, как показывает опыт, 50 процентов уходящих возвращаются снова. Педагог создаѐт очень тѐплую и дружелюбную атмосферу на всех занятиях, независимо от формы их проведения – «я тут на равных, мы – команда» и это, как огонѐк свечи во тьме, зовѐт подростка погреться душой, являясь сильнейшим мотиватором к преодолению технических трудностей обучения. На первом этапе педагог подбирает равный стиль общения с обучающимся, отталкиваясь от зоны его ближайшего развития, проявляя эмпатию, несколько «вживаясь в образ» подростка. Такой метод позволяет достичь (завоевать, заслужить) доверительного контакта, готовности подросткак мотивированной, творческой работе над собой. На втором и третьем этапах стиль общения педагога и обучающегося более всего соответствует понятию дружелюбное сотрудничество. Мотивация познавательного интереса соотносится с действиями коллектива, группы, с самооцениванием своего статуса, своей роли в коллективных проектах, своей профильной результативности. К этому времени, благодаря привыканию к группе, педагогу, достигнув своим трудом определѐнных исполнительских вершин, ребѐнок уже имеет сложившуюся духовную ориентацию, иногда, за два-три года жизни в коллективе, полностью поменяв в лучшую сторону личностные принципы, приоритеты и ориентиры. И это, на наш взгляд, дороже всех явных технических успехов и побед на конкурсах. Сам жанр авторской песни своей идеологией подводит к такому результату. И воспитательный потенциал авторской песни теперь не оспаривается, а наоборот, находит всѐ большую поддержку. На всех уровнях обучения необходимо стремиться к разрешению затруднительных учебных ситуаций по алгоритму – «общая познавательная задача» - «моѐ оригинальное решение». Поэтому персонификация обучения в данной образовательной системе является подчѐркнуто необходимым условием успешного выполнения поставленных задач, особенно на индивидуальных занятиях. Мотив «изменить себя к лучшему» является у подростков естественным. Задача педагога – тактично и мудро использовать его в достижении образовательной цели. Кроме того, соотношение применяемых методов, приемов, форм деятельности позволяет педагогу поддерживать метод 29 экспериментирования, поиск новых форм и приѐмов взаимоотношения со студийцами, реализуя потребность в педагогическом творчестве. Обучение организовано в систему, следуя логике (природе) развития личности ребѐнка, вследствие чего группы возможно формировать по гомогенным признакам: - по интересу; - по половозрастным психофизиологическим особенностям; - по способностям и уровню, имеющихся до поступления в коллектив; - по уровню общей культурно-музыкальной подготовки. Формирование групп начального полугодового курса, как правило, опирается только на соотнесение учебной нагрузки педагога с удобством расписания обучающихся, наставник совершенно не знает входные данные своих подопечных, и какое-то альтернативное, удобное ему для работы ранжирование на самых первых неделях обучения просто невозможно. Но, со второго полугодия становятся явными многие основные параметры успешности каждого обучающегося: темпы усвоения информации, стабильность приобретѐнных навыков, степень понимания и ответственности, прочность мотивации. И, посему, становится возможным компоновать группы по наиболее общим и подходящим признакам, добиваясь большего комфорта в отношениях педагога и обучающихся. Обучающиеся второго и последующих годов обучения заинтересованы в учебном процессе первогодок, могут посещать их занятия и включаться (тактично) в педагогический процесс, вовлекают их в коллективные проектные дела, делают первые пробные шаги в преподавании своих умений и навыков в сохранении интереса и успешном освоении программы. 30 V. Диагностический инструментарий. При поступлении в творческое объединение учащиеся проходят прослушивание, где им предлагается: 1.Спеть знакомые песенки (1-2) с музыкальным сопровождением и без него. 2.Повторить с помощью голоса музыкальный отрывок после проигрывания его на инструменте. 3.Определить на слух количество исполненных педагогом на инструменте звуков (1-2-3) 4.«Прохлопать» ритмические рисунки, предложенные педагогом. 5.Определить настроение, переданное в прозвучавшей музыке (определение ладового восприятия). Система оценивания: Высокий уровень – 5 баллов Средний уровень – 3 балла Низкий уровень – 1-2 балла По окончании первого года обучения учащимся предлагается пройти испытания, в ходе которых определяется уровень их теоретической и практической подготовки. 31 VI. Список литературы. Список литературы для педагога и подготовки программы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в 32 Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 14.Спутник учителя музыки. / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981. 15.Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. -СПб.: Изд-во «Лань». 1997. 16.Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988. 17.Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994 18.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. 19.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983. 20.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972. 21.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997. 33 VII. Приложения Список воспитательных мероприятий вокальной студии «Сокол» месяц 1 тематика Сентябрь 3 Ноябрь 4 Ноябрь 5 Декабрь 26 Декабрь 17 Январь 28 Январь 9 Февраль 11 Февраль 10 Март 18 Март 1 Апрель 1 Май 2 1 Октябрь Март мероприятие посвященный Концерт «Дню знаний» Окружной конкурс вокалистов «Любовь и Родина – едины» Городской конкурс «Горжусь тобой, мой город!» Окружной конкурс вокалистов «Музыкальная карусель» Новогодняя елка для кружковцев, выступления на Новогодних утренниках. Участие в городском конкурсе вокалистов «Россия – это я и ты» Участие в окружном конкурсе «Путь к мастерству» Участие в концерте ко «Дню защитников отечества» Участие в городском фестивале – конкурсе «Талант, музыка, дети» Участие в концерте ко дню «8-е марта» Участие в джазовом городском фестивале «Джаз-детям» Участие в городском конкурсе патриотической песни «Край родной, навек любимый» День открытых дверей для родителей. Отчетный концерт музыкальной студии за текущий год. Подведение итогов. Вручение призов. Обмен впечатлениями. Участие в концерте ко дню учителя Проведение смотра художественной самодеятельности «Я – Миллеровец! Я- Россиянин! Я – землянин!» 34 Приложение 1 Календарный учебный график 1 года обучения № п/п Дата 1 6.09 7.09 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 11.09 12.09 Понятие "Эстрадное пение" 2 13.09 14.09 3 18.09 19.09 20.09 21.09 25.09 26.09 27.09 28.09 02.10 03.10 04.10 05.10 09.10 10.10 11.10 12.10 16.10 17.10 18.10 19.10 23.10 24.10 25.10 26.10 Тема занятия Колво часо в Время проведения занятия Форма заня-тия Место провед ения Форма контроля Теория МБУ ДО СЮТ Беседа МБУ ДО СЮТ Беседа, практикум 2 2 Теория 2 Комбинир ованная Прослушивание и разбор произведения Беседа, практикум 2 Комбинир ованная Виды микрофонов 4 Комбинир ованная Иллюстрации, практикум "Что такое расспевка?" 8 Комбинир ованная Игра, практикум Сценическое движение. 8 Комбинир ованная Игра, практикум Комбинир ованная Игра, практикум Прослушивание фонограммы Упражнение на тренировку 2 35 МБУ ДО СЮТ Беседа, практикум диафрагмы "РАЗ,ДВА, ТРИ.." 4 30.10 31.10 01.11 02.11 06.11 07.11 08.11 09.11 13.11 14.11 15.11 16.11 Определение "Атака звука". Слуховой контроль упражнение "громче-тише" МБУ ДО СЮТ 8 Комбинир ованная 4 Комбинир ованная Творческое задание, практикум 4 Комбинир ованная Иллюстрация, практикум Игра, практикум 20.11 21.11 22.11 23.11 Упражнение дыхание 27.11 28.11 29.11 30.11 Артикуляция 4 Комбинир ованная Игра, практикум 04.12 05.12 06.12 07.12 11.12 12.12 13.12 14.12 18.12 19.12 Дыхательная гимнастика "прыгскок" 6 Комбинир ованная Игра, практикум Смена дыхания 4 Комбинир ованная Игра, практикум 20.12 21.12 25.12 26.12 27.12 28.12 10.01 11.01 15.01 16.01 17.01 18.01 22.01 23.01 Упражнение "медленно-быстро" 8 Комбинир ованная Игра, практикум Дикция "язык" 6 Комбинир ованная Игра, практикум 24.01 25.01 29.01 Сказка баба" 3 Комбинир ованная Игра, практикум "Дед на и 36 5 6 7 30.01 31.01 01.02 05.02 06.02 07.02 Округление звука Комбинир ованная 08.02 12.02 13.02 14.02 Расспевки "ма,мо,ме,ми,му" 4 Комбинир ованная Иллюстрирование, практикум 15.02 19.02 20.02 21.02 22.02 26.02 27.02 29.02 04.03 05.03 06.03 07.03 11.03 12.03 Бэк вокал 7 Комбинир ованная Наглядное пособие, практикум Работа на сцене 4 Комбинир ованная Посещение концерта 3 Комбинир ованная 13.03 14.03 18.03 19.03 20.03 21.03 25.03 26.03 27.03 Картина "Мой творческий путь" 28.03 01.04 02.04 03.04 04.04 08.04 09.04 10.04 11.04 15.04 16.04 17.04 18.04 22.04 Движения. Постановка. 6 Игра, практикум МБУ ДО СЮТ Комбинир ованная 9 Комбинир ованная 14 37 МБУ ДО СЮТ Практикум, беседа Практикум МБУ ДО СЮТ Практикум Практикум 8 23.04 24.042 5.04 29.04 30.04 02.05 06.05 07.05 08.05 13.05 14.05 15.05 16.05 20.05 21.05 22.05 23.05 27.05 28.05 29.05 Комбинир ованная Подготовка к отчетному концерту 16 Подвидение итогов 2 Комбинир ованная 2 Комбинир ованная Проведение отчетного концерта Итог:144 часа 38 Практикум Практикум МБУ ДО СЮТ Практикум Приложение 2 Календарный учебный график 2 года обучения № п/п Дата 1 6.09 7.09 Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности. 11.09 12.09 Восприятие. 13.09 14.09 15.09 Музыкальная история. 18.09 19.09 20.09 21.09 22.09 25.09 26.09 27.09 28.09 02.10 03.10 04.10 05.10 06.10 09.10 10.10 11.10 12.10 13.10 16.10 17.10 18.10 19.10 20.10 23.10 24.10 2 3 Тема занятия Колво часо в Время проведения занятия Форма заня-тия Место провед ения Форма контроля Теория МБУ ДО СЮТ Беседа МБУ ДО СЮТ Беседа, практикум 2 2 Теория 3 Комбинир ованная Разбор эстрадных произведений. Беседа, практикум 2 Комбинир ованная Прослушивание Вагнера. 5 Комбинир ованная Иллюстрации, практикум МБУ ДО СЮТ Беседа, практикум Прослушивание русских классиков. 9 Комбинир ованная Игра, практикум Голос,как инструмент. 10 Комбинир ованная Игра, практикум 39 4 25.10 26.10 27.10 Певческая постановка. Правила пения. 3 Комбинир ованная 30.10 31.10 01.11 02.11 03.11 06.11 07.11 08.11 09.11 10.11 13.11 14.11 15.11 16.11 17.11 20.11 21.11 22.11 23.11 24.11 Правила певческого дыхания 10 Комбинир ованная Упражнение " Язычек" 5 Комбинир ованная Творческое задание, практикум 5 Комбинир ованная Иллюстрация, практикум 27.11 28.11 29.11 30.11 3 манеры пения. 4 Комбинир ованная Игра, практикум 01.12 04.12 05.12 06.12 07.12 08.12 11.12 12.12 13.12 14.12 15.12 18.12 19.12 Подробно фальцете. 8 Комбинир ованная Игра, практикум Вокальные техники. 5 Комбинир ованная Игра, практикум 20.12 21.12 22.12 25.12 26.12 27.12 28.12 29.12 10.01 11.01 12.01 15.01 "Ушко" - слуховое восприятие. 10 Комбинир ованная Игра, практикум Интонирование на гласных. 8 Комбинир ованная Игра, практикум Комплекс упражнений дикцию на о 40 Игра, практикум МБУ ДО СЮТ Игра, практикум 16.01 17.01 18.01 19.01 22.01 23.01 5 6 7 24.01 25.01 26.01 29.01 Гигиена Распевки простуды. 30.01 31.01 01.02 02.02 05.02 06.02 07.02 Ритмика 08.02 09.02 12.02 13.02 14.02 15.02 16.02 19.02 20.02 21.02 22.02 23.02 26.02 27.02 29.02 01.03 04.03 05.03 06.03 07.03 11.03 12.03 Базовые движения в танце. 5 Комбинир ованная Иллюстрирование, практикум Танец и песня. 9 Комбинир ованная Наглядное пособие, практикум Сценический образ. 5 Комбинир ованная Сценическая постановка. 3 Комбинир ованная 13.03 14.03 15.03 18.03 19.03 20.03 21.03 22.03 25.03 Работа над репертуаром. голоса. после 4 Комбинир ованная Игра, практикум 7 Комбинир ованная Игра, практикум МБУ ДО СЮТ Комбинир ованная 11 41 МБУ ДО СЮТ Практикум, беседа Практикум МБУ ДО СЮТ Практикум 26.03 27.03 8 28.03 29.03 01.04 02.04 03.04 04.04 05.04 08.04 09.04 10.04 11.04 12.04 15.04 16.04 17.04 18.04 19.04 22.04 Репетиция всех песен. 18 Комбинир ованная Практикум 23.04 24.04 25.04 26.04 29.04 30.04 02.05 03.05 06.05 07.05 08.05 10.05 13.05 14.05 15.05 16.05 17.05 20.05 21.05 22.05 Подготовка к отчетному концерту 20 Комбинир ованная Практикум 23.05 24.05 27.05 Подведение итогов 3 Комбинир ованная 28.05 29.05 Проведение отчетного концерта 2 Комбинир ованная 42 Практикум МБУ ДО СЮТ Практикум