Программа Качкина Л.Е. 2023-2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 6
2.1 Учебный план 7
2.2 Календарный учебный график 10
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 12
3.1 Условия реализации программы 12
3.2 Формы контроля и аттестации 12
3.3 Планируемые результаты 15
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 19
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1 22
Приложение 2 23
Приложение 3 27

2

I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальная палитра» имеет художественную направленность и предназначена
для детей 7-9 лет. Программа «Музыкальная палитра» направлена на развитие
творческого потенциала ребёнка, способствует развитию комплекса вокальных
умений, совершенствованию певческих навыков.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальная палитра » составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)";
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом МБУ ДО МДДиЮ.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к
классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях
разносторонних способностей.
Новизна программы «Музыкальная палитра» заключается в том, что данная
программа может помочь организовать работу вокального ансамбля. Допускается
творческий импровизированный подход со стороны детей и педагога. Особенно
активно
в
образовательном
процессе
используются
возможности
информационных технологий.
3

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы
обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности
детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и
эмоциональное состояние детей.
Отличительной особенностью программы от существующих программ той же
направленности можно считать комплексное изучение вокальной деятельности, не
ограниченное каким-то одним направлением. Такой подход позволяет
обучающимся получить творческий подход к деятельности.
Основной акцент программы делается натематические блоки, что
обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так
как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической
работы.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 7-9 лет без
медицинских противопоказаний.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения —15 - 20 человек.
Режим занятий:Занятия в группахпроводятся 2 раза в неделю, продолжительность
занятий 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым
часом.Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от
04.07.2014 №41):
- в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк;
- температура воздуха в учебном кабинете 20-22С;
- помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между
занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка;
-учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей.
Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа рассчитана на 1 год
обучения: 1 год -144 часа, занятия 2 раза в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Традиционная, обучение – очное (возможно дистанционное). При применении в
обучении
электронного
образования
с
применением
дистанционных
образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно
использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline
занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online
видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline –
обучающиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают
педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени
занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды
связи обучающегося.
При реализации программы используются следующие формы проведения
занятия: групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации
каждого обучающегося), а также: лекции, беседы, викторины, конкурсы,
тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа,
просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии,
4

выставки, игры, соревнования. Эффективность занятий в значительной степени
определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительноиллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения,
частично-поисковый, или эвристический, метод.
Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы:
-добровольность – участие детей в программе на добровольных началах;
-адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей;
-доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей
восприятия целевой группы;
-позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих,
действительность;
-последовательность – подача материала осуществляется поэтапно;
-дозированность – информация не превышает запрос целевой группы;
-непрерывность и систематичность;
-осознание обучающимися личностной и социальной значимости их деятельности.
Реализация воспитательной работы
Особое место в организации детской музыкальной деятельности занимает
комплекс мероприятий, которые не только повышают исполнительский
уровень учащихся, но и помогают решать важные нравственно - эстетические
задачи воспитания: концертная деятельность, участие в конкурсах,
фестивалях, смотрах районного и городского уровня, посещение концертов и
других музыкальных мероприятий, совместная работа педагога, родителей и
детей.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в
процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список
воспитательных мероприятий объединения «Музыкальная палитра» (см.
Приложение 1)
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия
и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и
методов воспитания:
 личный пример и педагогическое мастерство педагога;
 высокая организация учебного процесса;
 атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
 дружный коллектив.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни объединения и учреждения в целом;
 помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
5

 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
(мероприятий) в объединении.
Цель обучения: формирование и развитие музыкальных и творческих
способностей детей.
Задачи обучения:
Образовательные:
- Способствовать формированию выразительности исполнения;
- Способствовать формированию основных певческих навыков;
- Способствовать выработке умений у детей анализировать пение других;
-Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, знакомя с разными
музыкальными произведениями.
Развивающие:
-Развивать эмоциональную отзывчивость, гармонический, тембровый слух,
чувство ритма, творческий потенциал во всех видах музыкальной деятельности;
- Развивать певческий диапазон, вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
-Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным и
исполненным произведениям;
- Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству, пению.

6

II. Учебный план. Календарный учебный график.
2.1 Учебный план1 группы
№ Раздел /Тема занятия
п/
п
1
2
2.1
2.2
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Количество часов
Всего Теория Практика
Групповые занятия
4
2

Прослушивание.
Входная
диагностика.
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
Виды вокального
4
2
2
Дидактические
искусства
игры.
Эстрадный вокал
4
2
2
Дидактические
игры.
Формирование певческих навыков
Певческая установка
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Певческое дыхание
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Звукообразование
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Артикуляция,дикция
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание
44
4
40
Практическая
произведений
работа.
Наблюдение.
Строй и ансамбль
30
5
25
Практическая
работа.
Наблюдение.
Работа с микрофоном и
16
2
14
Практическая
фонограммой
работа.
Наблюдение.
Сценическое мастерство
24
4
20
Практическая
работа.
Наблюдение.
Итоговое занятие
2
2
Отчётный концерт:
Итого
144
25
119
Вводное занятие

7

2

Формы контроля

Учебный план 2 группы
№ Раздел/ Тема занятия
п/
п
1
2
2.1
2.2
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Количество часов
Всего Теория Практика
Групповые занятия
4
2

Прослушивание.
Входная
диагностика.
Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
Виды вокального
4
2
2
Дидактические
искусства
игры.
Эстрадный вокал
4
2
2
Дидактические
игры.
Формирование певческихнавыков
Певческаяустановка
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Певческое дыхание
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Звукообразование
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Артикуляция, дикция
4
1
3
Практическая
работа.
Наблюдение.
Освоение эстрадного вокального репертуара
Разучивание
44
4
40
Практическая
произведений
работа.
Наблюдение.
Строй и ансамбль
30
5
25
Практическая
работа.
Наблюдение.
Работа с микрофоном и
16
2
14
Практическая
фонограммой
работа.
Наблюдение.
Сценическое мастерство
24
4
20
Практическая
работа.
Наблюдение.
Итоговое занятие
2
2
Отчётный концерт
Итого
144
25
119
Вводное занятие

8

2

Формы контроля

Содержание учебного плана
I год обучения
1. Раздел:Вводное занятие.

Теория
Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию,
на интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение
целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасностии поведении на
занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
Практика
Пение знакомых песен.
2. Раздел: Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1. Виды вокального искусства

Теория
Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал.
Их различие.
Практика
Прослушивание и анализ музыкального материала.
2.2. Эстрадныйвокал
Теория
Особенностиэстрадногопения.Сочетаниеразличныхтехникиспецифических
приёмов.
Практика
Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Раздел:Формированиепевческихнавыков
3.1. Певческая установка

Теория
Понятия: правила пения, охрана голоса и певческая установка.
Певческаяустановка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса,
шеи, головы, рук и ног при пении. Мимика лица при пении. Певческая
установка в различных ситуациях сценическогодействия.
Практика.
Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3.2. Певческое дыхание
Теория
Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании.
Цепное дыхание.
Практика
Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на
диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания.
Дыхательные упражнения для раскрытия головного резонатора.
9

Работа с репертуаром, пользуясь правильным дыханием.
3.3. Звукообразование
Теория
Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые
регистры, диапазон голоса (звуковой, динамический)
Практика
Вокальные упражнения-распевания:
 пение упражнений-распевок на одном дыхании на разных гласных звуках,
слогах;
 упражнения на исполнение legato, nonlegato, staccato
 работанадвысокойпевческойпозицией,«близкоепение», «купол»;
упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды,
скачки, арпеджио).
 упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
 разучивание одноголосных вокальных упражнений, распевок
 упражнения с использованием вокального приёма «скэт»
3.4. Артикуляция,дикция
Теория
Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация
слов ритмически и звуковысотно. Соотношение работы артикуляционного
аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика
Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
4. Раздел: Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1. Разучивание произведений

Теория
Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале,
жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика
Показ – исполнение песни или показ произведения в записи.
Разучивание иработа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над
сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами.
Работа надхудожественно – образной стороной произведения.
4.2. Строй и ансамбль
Теория
Понятие: эстрадный ансамбль. Основные правила пения в ансамбле.
Практика
Выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и
атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).
10

Упражнения на выработку чистого унисона. Работа над дикционным,
ритмическим, интонационным, темповым, динамическим ансамблем в пении
эстрадных произведений.
4.3. Работасмикрофономифонограммой
Теория
Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные
проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка»
микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности
сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под
фонограмму.
Практика
Работа над эстрадными вокальными произведениями с учётом уже
полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и
микрофоном.
4.4. Сценическое мастерство
Теория
Совершенствование основ сценического мастерства:
 Сценическая культура исполнителя
 Сценическое пространство
 Владение собой, устранение волнения на сцене
 Мимика (выражение лица, улыбка)
 Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов
и движений музыке и тексту.
 Песенный образ
Практика
 Сюжетно-ролевыеигры
 Мимический тренинг
 Психологический тренинг
Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы,
координацию движений.
 Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
5. Раздел: Итоговое занятие

Практика
Исполнение эстрадных вокальных произведений
на отчётном концерте.
Подведение итогов. Поощрение наиболее активных участников.
2.2 Календарный учебный график
 Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ;
 Дата начала 1 года обучения - 15.09.2022 г;
Дата окончания обучения - 31.05.2023;
 Количество учебных недель 1 года обучения – 36;
 Количество учебных дней 1 года обучения – 72;
 Количество учебных дней 1 года обучения – 144;
 Каникулы – отсутствуют;
Календарный учебный график см. в Приложении 2.
11

12

III.
Содержание программы
3.1 Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы представляют собой систему
требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы "Музыкальная палитра" с
целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной
программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует
требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные
столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная
доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для
игровой, учебной и творческой деятельности.
Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер,
проектор,
фотоаппарат,фонотека,синтезатор,музыкальныеколонки,флэшнакопитель,музыкальныйцентр,радиомикрофоны(2шт.),микшер.
Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет-источники, книги, журналы,
стихи и сценарии мероприятий.
Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог
дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное
образование. Для реализации данной программы так же необходимо привлечение
специалистов, работников социальной службы, сотрудников полиции.
3.2 Формы контроля и аттестации
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в
три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии).
Формами проведения первичной диагностики является:
собеседование, которое позволяет узнать интересы ребенка, круг его друзей,
проведение досуга; получить информацию о семье.
Предварительный контроль (проверка остаточных знаний обучающихся на начало
учебного года) осуществляется в виде фронтального, индивидуального и группового
опроса.
Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы.
Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно
представление докладов с презентацией, проведение ролевой игры.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение
итоговпроводитсянаоткрытых занятияхпоокончаниитематическихблоков
(декабрь,май),вконкурсах,фестивалях,смотрах.
Формы и виды контроля.

13

Сроки
выполнения

Вид контроля

Входящий контроль. Прослушивание
сентябрь
Творческий отчёт
декабрь
Участие в концертных мероприятиях, конкурсах
январь-май
муниципального уровня
Формы подведения итогов реализации программы:
Общиекритерииоцениваниярезультатов
Владениезнаниямипопрограмме.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях,
смотрах.Умение работать как самостоятельно, так и в
коллективе.Уровеньвоспитанностиикультуры учащихся.
Творческий
рост
и
личностные
достижения
воспитанников.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытыезанятияспоследующимобсуждением.
Итоговыезанятия.
Концертные выступления.
Конкурсы,фестивали,смотры.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика:первичная(напервомзанятии),промежуточная(декабрь),итоговая
(май).Основнойспособ:наблюдениезавыполнениемупражнений.
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
степеньинтересовиуровеньпод
готовленностидетейкзанятиям
Первичная

сентябрь,
наблюдение
октябрь

природные физические
данныекаждогоребенка
Уровень развития
культуры ребенка

общей

Высокий уровень
исполненияпесенного
произведения
Степень развития интеллекхудожественно- декабрь
Промежуточная туальных,
творческих
способностей
ребенка, еголичностных качеств

14

Концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,
смотры

уровень

общей

развития
культурыребенка
Высокий уровень исполнения
песенного произведения

Итоговая

Степень развития интеллектуальных,
художественнотворческих
способностей
май
ребенка,
его
личностных
качеств
Уровень
развития
культуры ребенка

15

общей

Концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,
смотры

3.3

Планируемые результаты

Предметные результаты:
В конце1-гогода обучения: чисто интонировать,
петь на дыхании, петь
чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон ссопровождением и
без сопровождения инструмента, фонограммы, должен быть развит
гармонический и мелодический слух, эстетический вкус..
Метапредметные результаты:
1год
обучения:обучающийсяпоитогамосвоения
программы:
Обучение
вокалу
в
учебной
деятельности
обеспечивает
личностное,социальное,познавательное,коммуникативноеразвитиеобучаю
щихся.Ушкольниковобогащаетсяэмоционально–
духовнаясфера,формируютсяценностныеориентации,умение
решать
художественно – творческие задачи; воспитывается художественный
вкус,развивается воображение, образное и ассоциативное мышление,
стремление
приниматьучастиевсоциальнозначимойдеятельности,вхудожественныхпро
ектахшколы,конкурсахифестивалях вне школыидр.
Личностные результаты:
1 Год обучения:
восприятиемузыкальногопроизведения,определениеосновногонастроени
яихарактера,эмоциональноевосприятиеобразовроднойприроды,отражен
ныхвмузыке,чувствогордостизарусскуюнароднуюмузыкальную
культуру, положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес
к отдельным видам музыкально-практической деятельности, основа для
развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для
детского восприятия музыкальными произведениями,
уважениекчувстваминастроениямдругогочеловека,представлениеодруж
бе,доброжелательномотношенииклюдям.
Обучающийся получит возможность для формирования: понимания
значениямузыкального искусства в жизни человека; начальной стадии
внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и
исполнителя музыкальных сочинений, первоначальной ориентации на
оценку результатов собственной музыкально-исполнительской
деятельности; эстетических переживаний музыки, понимания роли
музыки в собственной жизни.

16

IV.Методическое обеспечение
В процессе реализации программы используются методы обучения:
словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания:
убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Возрастные особенности обучающихся требуют, чтобы занятия велись в
увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно
построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих
детей, из детской литературы, детских мультфильмов. Для этого на занятиях
используются различные видеоматериалы. Значительное место на занятиях
отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы,
тренинги, игры, игры-путешествия, практикумы, викторины, презентации.
В ходе реализации программы «Музыкальная палитра» используются
следующие педагогические технологии: игровое обучения, технология
развития лидерских и диалогических способностей, технология развития
межличностного общения в коллективе, интеграция в процессе создания
коллективного творческого продукта, технология проектного обучения,
здоровьесберегающая технология.
Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено
всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются
в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и
полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению
занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную
систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального
взаимодействия педагога и учащихся, в результате которых происходит
усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и
совершенствование опыта педагога.
Структура учебного занятия:
I этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
III этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.

2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных
представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания,
которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием.
3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания,
выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы
являются беседа и практические задания.
IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения
знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного
опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации
присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени
на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл
педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала.
Комбинированное занятие включает:
1. Организационную и содержательную установку.
2. Проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на
предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного,
индивидуального и массового опроса, кратковременных практических
заданий.
3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и
навыков.
4. Закрепление изученного материала и упражнения.
5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков.
6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом.
Диалектика обучающего взаимодействия педагога и обучающихся требует,
чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной.
Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью
закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков;
самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной
информации. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность
воспитывает характер и укрепляет знания.
Организация образовательного процесса в условиях электронного
обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в
соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся
являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для
18

обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения
программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут
применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:
• видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов
в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы;
онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения
вебинаров);
• видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты
различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред
для проведения вебинаров (Сферум и др.);
• онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров);
• видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы,
фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии.
Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий,
замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение
опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).

19

IV.

Диагностический инструментарий.

Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его
профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического
состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в
участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на
прогнозирование перспектив этих изменений.
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения,
собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки
подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем
самоопределении обучающихся.
Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются
следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные
листы, диагностические карты, методика «Что мы ценим в людях»,методика
диагностики толерантности (В.В.Бойко). Приложение №3

20

VI. Список литературы.
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее–ФЗ№273).
3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря2018г.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р).
6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн);
7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан
ПиН).
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской
области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
21

12.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской
области».
13.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы(включая
разноуровневые
и
модульные):
методические
рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО
«ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с.
14.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
15.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.
1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
16.Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева,
С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой,
О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
17.Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост.
Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. –
224 с.
18.Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.:
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
19.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
20.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М.,
1972.
21.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль,
1997.
22.Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т.Н. - М., Просвещение, 1986.
/ Сб. Программы для внешкольных учреждений.
23.Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С.
Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных
учреждений.
24.Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981.
25.Сафарова Н.Э. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994
26.Спутник учителя музыки. / Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.
27.Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Изд-во «Лань». 1997.
28.Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
29.Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994
22

VII. Приложения
Приложение 1
Список воспитательных мероприятий объединения
«Музыкальная палитра»

месяц
ноябрь
декабрь

тематика
День матери
Хорошо, что каждый год к
нам приходит Новый год
февраль День защитников
отечества
март
Международный женский
день
апрель
Праздник Пасхи
май

День Победы

мероприятие
Концерт «Вам теплоту сердец»
Выступление на новогодних
мероприятиях
Конкурсно-развлекательная программа
«Будущие защитники Отечества»
Концерт «Вас поздравляем от души»
Подготовка к муниципальному
конкурсу «Пасху празднует Россия!»
Концерт «Весна Победы»

23

Приложение 2
Календарный учебный график
1 год обучения
№
пп

1

2

3

Дата

Тема
занятия

Правила
поведения в
местах массового
скопления людей.
Правила
дорожного
движения.
Певческая
установка.
Навыки пения
сидя и стоя.
Постановка дыхания.

Кол
-во
часо
в

Время
провед
ения
заняти
я

Форма
занятия

Место
Форма
проведения контроля

4

Вводное
занятие.

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Беседа,
анкета

4

Занятиепрактикум

Презентация

4

Занятиепрактикум

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

4

Практичес
кое
занятие

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ

Беседа,
практикум

Дыхательные
упражнения
4

Владение
голосовым
аппаратом

5

Типы певческих
голосов.

4

Занятиеигра

6

Постановка голоса.

4

дискуссия

7

Работа над
звуковедением.

4

Занятиепрактикум

8

Чистота
интонирования

4

Занятиепрактикум

4

Игровое

9

Использование

24

Фронтальный
опрос

Наблюдение,
игра

Беседа,
практикум

Фронтальный
опрос,практи
кум
Беседа,
практикум

Наблюдение,

вокальных
упражнений
10

11

Работа
звуковедением.

Чистота
интонирования

занятие

над4

Групповая
консульта
ция

4

Занятиеигра

12

Работа над дикцией и4
артикуляцией.

Занятиепрактикум

13

Дикция

4

Игровое
занятие

14

Опорное дыхание.

4

Занятиепрактикум

15

Артикуляция.

4

Практичес
кое
занятие

4

Игровое
занятие

Певческая
позиция
16

Знакомство с
произведениями
различных жанров.

17

Манера
исполнения.

4

Занятиепрактикум

18

Подбор песенного
репертуара

4

Занятиеигра

19

Разучивание
песенного
репертуара

4

Практичес
кое
занятие
25

лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

игра

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Наблюдение,
практикум

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Тестирование

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Презентация,
практика

Тематически
й контроль

Собеседован
ие,игра

Тестирование

Тематически
й контроль

Тематически
й контроль

Собеседован
ие, игра

Презентация,
тест

20

Вокально-хоровая
работа.

4

Игровое
занятие

21

Ритм.

4

Занятиеигра

22

Темп.

4

Практичес
кое
занятие

23

Лад.

4

Занятиеигра

24

Звуковедение.

4

Акция

25

Ансамблевое
пение.

4

Занятиеигра

26

Ритмические
упражнения.Элем
енты
музыкальной речи

4

Практичес
кое
занятие

27

Выработка
активного
унисона.

4

Практичес
кое
занятие

4

Занятиеигра

28

Отработка
полученных
вокальных
данных.Регистр.

29

Навыки работы с
микрофоном.

4

Занятиеигра

30

Нотная грамота

4

Групповая
26

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Наблюдение,
практикум

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Практикум,
выставка
рисунков

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ

Презентация,
проведение
игровых
программ
Фронтальный

Наблюдение,
игра

Просмотр и
обсуждение
видеороликов
Наблюдение,
игра

Проведение
акции

Практикум

Мероприятия
для разных
целевых
групп

Мероприятия
для разных
целевых
групп

Работа над
имиджем.

консульта
ция

лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

опрос

31

Формирование
сценической
культуры.Песниигры.

4

Практичес
кое
занятие

32

Работа над
репертуаромСцен
ическая культура

4

Практичес
кое
занятие

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Игра

Развитие
артистических
способностей
детей.

4

Занятиепрактикум

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Создание
буклетов.

Патриотические
песни.Песни о
войне.Исполнител
ьносценическийобраз
..
Развитие образа

4

Практичес
кое
занятие

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

Концерт

4

Лекция

Фронтальный
опрос

Подготовка к
итоговому
концерту

4

Акция

МБОУ
лицей№7
кабинет
№237
МБОУ
лицей№7
кабинет
№237

33

34

35

36

Концерт

27

Тематически
й контроль.

Проведение
концерта

Приложение 3
Диагностическая карта результатов итоговой аттестации
1 год обучения

Практическая подготовка параметры

Особенностиработыспожилыми
людьми

Правовыеаспектыдеятельности
волонтера

Происхождение понятияволонтер,
доброволец

Теоретическая подготовка
параметры

История волонтерской
деятельности

№ Фамилия, имя обучп ся
/
п

Умение
разрабатывать и
организовывать
социальные акции

1

2

Всего баллов
Средний балл
28

Умение
организ
овать
игровые
перемен
ки

Умение
Умение
создавать
создавать
презентаци
буклет
ю

Всего
баллов Уровень освоения
программы

Критерии оценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийся усвоил менее половины объема ЗУН; 3-4 балла – обучающийся усвоил
большую часть объема ЗУН; 5 баллов – обучающийся усвоил полный объем ЗУН)
Шкала перевода баллов в уровни освоения программы: 36-40 баллов – высокий уровень; 26-35 баллов – средний уровень; 0-25 баллов –
низкий уровень

29

Оценочныематериалы
Отслеживаниерезультативностиобразовательнойдеятельностипопрограмме.
Виды контроля Формы проведения
Входной
Прослушивание. Собеседование
Текущий
Наблюдение педагога в ходе занятий и
выступлений на концертах и праздничных
мероприятиях учреждения, района, города, а
также участия в музыкальных конкурсах
районного и городского уровней.
Промежуточны Контрольное занятие. Отчётный концерт.
й
Итоговый
Отчётный концерт.

Сроки
Сентябрь
В течение всего
периода
обучения.
Декабрь. Май.
Май. В конце
обучения по
Данной
программе.

Формы фиксации образовательных результатов
 Таблица входной
диагностики Параметры:
 Уровеньобщегомузыкальногоразвитияивокальныхспособностей.
Показатели:
 Ладовоечувство
 Музыкально-слуховыепредставления
 Чувстворитма
 Чистота интонирования
 Техникаречи,вокальнаядикция
 Певческоедыхание
 Звукообразование
 Яркое,осмысленное,выразительноеисполнениепесни
Таблицынаблюдений(текущий,промежуточный,итоговыйко
нтроль) Параметры:
 Уровеньразвитиявокально-эстрадныхспособностей
Показатели:
 Основыэстрадного пения
 Музыкальнаяграмота


30

Программныепроизведения
Звукообразование
Певческоедыхание
Артикуляция
Слуховыенавыки
Навыкиэмоциональнойвыразительности
Опыттворческойдеятельно
сти Параметры:
 Уровеньразвитияартистическихспособностей.Личностныехарактеристики
.
Показатели:
 Артистическиенавыки:
 Ориентированиевсценическомпространстве
 Сценическаякультураповедения
 Яркое,выразительное,осмысленноеисполнениепроизведений
 Личностныехарактеристики:
 Внутренняяраскрепощённость,свободавыражения
 Увлечённость
 Чувствособственнойзначимости
 Стремлениекадекватнойсамооценке
 Коммуникативность
 Культураповедения,эмоциональнаяуравновешенность
Формыконтроля:участиедетейвконкурсахифестивалях,выступлениянаконцертах.








31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».