Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология и мы» разработана для обучающихся 11-13 лет. Направленность программы — туристско-краеведческая. Программа предназначена для получения дополнительного образования в области экологии. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология и мы » составлена в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)"; - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей); - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность данной программы связана с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьезных проблем, и в первую очередь проблемы экологической. Эта проблема тесным образом связана с проблемой выживания человечества. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Каждый человек должен быть психологически готов к экологически целесообразной деятельности в любой сфере труда, начиная с самого раннего детства. Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру, и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как часть микромира, связанный с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармонические отношения в природе, а природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, прежде всего, на ребенка – школьника, трудно переоценить. Программа «Экология и мы» построена с учетом интересов детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы. Общаясь с ней, изучая еѐ объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно эстетические чувства и переживания, пробуждающие их, заботятся о сохранении и приумножении природных богатств. Педагогическая целесообразность. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир природы, как работают в ней физические и экологические законы. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения естественнонаучной грамотности, учащиеся смогут увидеть «волшебство природы»; понять, основные физические и экологические законы существования живой и неживой природы. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимость для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми. Цель: Создание условий, способствующих становлению экологического сознания учащихся, формированию экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде через социально-значимую деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Предметные: - владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг; -определять типы наземных и водных экосистем своей местности; - осуществлять экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности; - определять изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора; - способствовать сохранению естественных экосистем своей местности; - планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния 6 экосистем местного уровня; - познакомиться с профессиями будущего на основе Атласа профессий. Личностные: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные: - развитие монологической речи, умение говорить ясно, понятно для окружающих, делать выводы и умозаключения - ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - находить нужную информацию используя различные источники; - установление причинно-следственных связей; В случае реализации программы (части программы) в электронном виде с применением дистанционных технологий, для учащихся ставятся следующие задачи: формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами; формирование навыка самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д; развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность; развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы: Пользуясь раньше обычными типовыми программами, я пришла к выводу, что они уже не удовлетворяют потребностей и интересов детей, поэтому я решила модифицировать существующую программу по предмету, разнообразив и усовершенствовав ее посредством различных методов форм и приемов обучения в соответствии с сегодняшней действительностью, экологической обстановкой и развивающимся познавательным интересом детей. Чем раньше ребенок приобретет основные знания и умения в области экологии, тем правильнее он будет оценивать свое «Я» в системе «Человек – общество – планета». В настоящие время происходит резкое ухудшение экологической обстановки в окружающем мире, наблюдается низкая экологическая культура учащихся, поэтому создается необходимость гуманного отношения к природе, и уже сегодня намечены новые пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения школьников в окружающей среде. Достигнуть этого можно с помощью занятий по программе «Экология и мы». Предлагаемая программа «Экология и мы» разработана с учетом особенностей учебного плана, современной концепции экологического образования и знаний учащихся, приобретенных в курсе «Природоведение», «Биология растений», «Биология животных». Адресат программы Возраст учащихся, занимающихся по данной программе, составляет 11-13 лет заинтересованных в изучении основ экологии и краеведения. В объединения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым часом (для 1 года обучения). Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41): – в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк; – температура воздуха в учебном кабинете 20-22С; – помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка; – учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей. Методическое обеспечение. Организуя познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, необходимо, прежде всего, учитывать содержание учебного материала, степень его усвоения, приобретенные учащимися умения и навыки и в соответствии с этим использовать наиболее эффективные методы, формы и приемы. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений в природоохранной деятельности, педагог в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личные отношения к проблеме. Методы: • Объяснительно – иллюстративный. Используется наглядный и дидактический материал: коллекции беспозвоночных животных, гербарии растений, натуральные объекты (аквариум с рыбками, комнатные растения, растения и животные в природе), различные слайды , плакаты, записи голосов птиц, шум дождя и др. • Метод эвристической беседы. Педагог проводит с учащимися диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести учащихся к самостоятельным выводам. • Исследовательско - поисковый метод. С учащимися проводиться позновательно - поисковая работа с природным материалом, с дополнительной литературой при подготовке докладов, сообщений, что позволяет стимулировать творческие способности учащихся и сотрудничать со своими родителями. • Метод наблюдения и сравнения. С учащимися проводятся различные фенологические наблюдения в природе во время экскурсий, сравнение всех происходящих явлений и выяснение их закономерностей. • Метод эксперимента. Усиливает практические умения и навыки, позволяет выяснить наблюдаемые явления с практической точки зрения сравнивать получаемые результаты и делать необходимые выводы и обобщения. • Метод проблемного обучения. Перед учащимися ставиться проблемная ситуация, через постановку вопросов решаются проблемные задачи. Формы: • Экскурсии в природу. • Практические работы по уходу за комнатными растениями и домашними животными. • Массовые мероприятия и активные формы: КВН, познавательные викторины, ролевые игры. Приѐмы: • Прием психологического текста. • Создание экологических сказок для формирования экологического сознания. • Создание проблемной ситуации, где учащиеся сами находят способ ее разрешения, излагают различные точки зрения на один и тот же вопрос, делают вывод из сложившейся ситуации, сопоставляют факты. • Использование ТСО, компьютерной технологии, мультимедиа – изданий, музыкальных и литературных произведений. Педагогические технологии: • технология развивающего обучения, • технология проблемного обучения, • игровая технология, • информационно – коммуникационная. Техническое оснащение занятий. Для реализации программы необходимы кабинет, оборудование, дидактические материалы и техническое оснащение занятий: • Гербарии растений разных экологических групп. • Коллекции беспозвоночных животных. • Схемы, таблицы, глобус. • ТСО (магнитофон, диапроектор, видеомагнитофон, фотоаппарат, компьютер). • Натуральные объекты: комнатные растения, аквариумные рыбки. • Мультимедийные издания, дидактические карточки. • Микроскопы. Планируемые результаты Программа ориентирована на достижение личностных планируемых, метапредметных планируемых и предметных образовательных результатов, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающегося. Личностные результаты: • ценностное отношение к природе, бережливость в отношении еѐ ресурсов, космическое предназначение человека; • высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека; • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлѐнность и настойчивость в достижении результата; • необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать активными защитниками окружающей среды. Предметные результаты : • существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система; земные связи как отражение общих связей в природе; • единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе; • различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности человека; • принципы экологически грамотного поведения; негативную деятельность человека вопреки законам природы, которая приводит к нарушению еѐ целостности. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; • умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинноследственных связей); • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; • умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе; • умение с достаточной чѐткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку и взаимооценку; готовить презентацию результатов и осуществлять публичные выступления. При реализации программы (или частей программы) в электронном виде с применением дистанционный технологий учащиеся овладеют: техническими средствами обучения и программами. навыком самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д. умением работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно бесконтактно; умением самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность. Учебно – тематический план объединения «Экология и мы» № п/п 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 Раздел Тема занятий Введение. Давайте знакомиться. Что такое экология? Наука о доме. Составление экологических знаков. Осенние явления в природе. Листопад. Осенние одежды Осенний огород. Советы грибника. По грибы без лукошка. Осенний праздник. Люби и знай свой край. Красота рядом с нами. Причины исчезновения растений и животных. По страницам Красной книги Жалобная книга природы Здоровье человека и окружающая среда. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моѐ здоровье. Влияние социальной среды на здоровье человека. Гигиена одежды и здоровье человека. Закаливание в борьбе против вирусов. Чистота – залог здоровья. Зимние явления в природе. Зимние портреты деревьев и кустарников. Значение снежного покрова в жизни растений и животных. Приспособленность растений и животных к жизни зимой. Следы птиц на снегу. Следы животных на Всего часов 4 2 Теория 2 2 2 6 4 2 2 2 2 4 10 4 2 2 2 2 2 14 8 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 4 2 4 2 4 4 2 2 6 2 4 4 2 4 4 2 2 2 2 2 2 Экскурсии 2 16 2 16 Практические занятия 2 6 6 2 2 2 2 5.6 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 9. 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 снегу. Экологический рейд. Птицы – наши друзья. Зимующие птицы Тамбовской области. Звездный час юного орнитолога Помоги птице. Наблюдения за жизнью птиц. Комнатные растения. Экологическое значение комнатных растений. Как узнать в « лицо » зелѐного друга? Многообразие комнатных растений в школе. Паспортизация комнатных растений Болезни растений. Уход за комнатными растениями. Растения и искусство. Путешествие с комнатными растениями. Вода – чудо природы. Значение воды в жизни живых организмов. Водоѐмы нашего края. Экологические сказки о воде. Водные растения нашего края. Животные – обитатели водоѐмов. Жизнь за стеклянным берегом. Морские обитатели среди растений и животных. Знаешь ли ты водных животных? Планета насекомых. Из истории насекомых. Жуки. Бабочки. Фабрика шѐлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие насекомые. 4 14 4 8 4 2 2 4 2 2 16 2 8 2 2 4 4 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 10 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 11 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 3 1 1 1 10. Зелѐная аптека. 10.1 История развития фитотерапии. 10.2 Плоды здоровья и копилка витаминов. 10.3 Лекарственные свойства овощей. 10.4 Экскурсия в аптеку. 11. Весенние явления в природе. 11.1 Роль птиц в природе 11.2 Лесные доктора. 11.3 Всемирный день Земли. 11.4 Путешествие в лесную страну. 11.5 Поход в природу. Общее количество часов. 10 2 6 2 2 2 2 2 4 16 4 2 4 2 4 144 4 4 6 2 2 4 6 2 4 2 71 47 4 26 Содержание программы Введение (4 ч.) Теория (2 ч.) Давайте знакомиться. Языки общения между растениями, животными и человеком. Мы учимся понимать друг друга, природу, мир, в котором мы живем. Практическое занятие (2 ч.) • Составление экологических знаков 1.Осенние явления в природе (16 ч) Теория (4 ч.) Листопад. Осенние одежды. Осенний огород. Значение овощей в жизни человека. Овощи – родник здоровья. Лекарственные свойства овощей. Советы грибника: ядовитые и съедобные грибы, их характеристика и отличительные особенности. Практические занятия (8 ч.) • «Осенние одежды». Оформление гербария. • «По грибы без лукошка». Ролевая игра. • Конкурс «Хлеб всему голова» • Осенний праздник урожая. Экскурсия. (4 ч.) • Экскурсия в осенний парк. Сбор листьев различных деревьев. • Экскурсия в осенний парк. Сезонные явления в природе. 2.Люби и знай свойкрай(10 ч.) Теория (4 ч.) Деятельность человека как антропогенный фактор. Причины исчезновения растений Красной книги. Охраняемые и редкие растения и животные Тамбовской области. По страницам Красной книги. Практическое занятие (2 ч.) • «Жалобная книга природы». Ролевая игра. Экскурсия (4 ч.) • Экскурсия в природу «Красота рядом с нами». • Экскурсия в природу «Красота рядом с нами». 3.Здоровье человека и окружающая среда. (14 ч.) Теория (8 ч.) Понятие о здоровье (стойкость к болезням, закалѐнность, выносливость, сила). Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моѐ здоровье. Вредные привычки. Гигиена одежды и здоровье человека. Гигиена питания. Режим и правила питания. Экологические продукты. Что значит правильно питаться? Практические занятия (6 ч.) • Диагностика и анкетирование «Влияние социальной среды на здоровье человека». • Тест «Ваш образ жизни». • Игротека на свежем воздухе «Закаливание в борьбе против вирусов». 4.Зимние явления в природе (16 ч.) Теория (2 ч.) Зимние явления в природе. Снег. Значение снега в жизни живых организмов. Приспособленность растений и животных к жизни зимой. Практические занятия (10 ч.) • Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. • Определение птиц по следам на снегу. • Определение животных по следам на снегу. • Экологический рейд «Как живѐшь, ѐлочка?» • Экологический рейд «Как живѐшь, ѐлочка?» Экскурсия (4 ч.) • Экскурсия в зимний парк. • Сезонные явления в природе. 5.Птицы – наши друзья. (14 ч.) Теория (8 ч.) Зимующие птицы Ростовской области. Птицы садов и парков. Хищные птицы. Совы, их значение в природе. Как птицы предсказывают погоду .Познавательная викторина «Звѐздный час юного орнитолога. Практические занятия (4 ч.) • Изготовление кормушек для птиц. • Экологический рейд «Помоги птице». Экскурсия (2 ч.) • Наблюдения за жизнью птиц зимой. 6. Комнатные растения.(16 ч.) Теория (8 ч.) Эколого – эстетическая характеристика комнатных растений и их влияние на здоровье человека. Болезни растений. Растениям тоже нужен доктор. Растения и искусство. Цветоводство как хобби. Практические занятия (6 ч.) • Работа с определителем комнатных растений. «Как узнать в «лицо» зелѐного друга?" • Паспортизация комнатных растений «Получите, друзья, документы!». • Уход за комнатными растениями. «Как улучшить растениям условия жизни?» Экскурсия (2 ч.) • Многообразие комнатных растений. 7.Вода – чудо природы. (!4 ч.) Теория (10 ч.) Значение воды в жизни живых организмов. Водоѐмы нашего края. Вода как источник существования и среда обитания растений и животных. Животные – обитатели водоѐмов. Жизнь за стеклянным берегом. Аквариум и его обитатели. Морские обитатели среди растений и животных. Познавательная викторина. Практическое занятие (4 ч.) • Составление экологических сказок о воде. • Оформление экологических сказок оводе. 8.Планета насекомых. (12 ч.) Теория (9 ч.) Из истории жизни насекомых. Жуки. Священные и обычные. В мире пѐстрых крыльев. Бабочки. Фабрика шѐлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. Биология рыжего лесного муравья. Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие виды насекомых. Практические занятия (3 ч.) • Работа с коллекцией и определителем жуков. • Работа с коллекцией и определителем бабочек. • Работа с иллюстрациями редких насекомых 9. Зелѐная аптека. (10 ч.) Теория (6 ч.) История развития фитотерапии. Первые аптекарские огороды. Археологические находки. Плоды здоровья и копилка витаминов. Целебные свойства ягод и фруктов. Аптека на грядке. Экскурсия (4 ч.) • Экскурсия в аптеку. Знакомство с лекарственными растениями. • Экскурсия в аптеку. Знакомство с правилами их сбора и хранения. 10.Весенние явления в природе (16 ч.) Теория (4 ч.) Весенние явления в природе. Лесные доктора. Птицы весной и их роль в природе. Наши пернатые друзья. Сезонные явления в жизни растений и животных. Практические занятия (8 ч.) • Экологический рейд. «Зелѐные патрули в действии». • Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев. • Участие в акции «День Земли». Посадка молодых деревьев. • «Путешествие в лесную страну». Ролевая игра. Экскурсия (4 ч.) Поход в природу. Календарный учебный график 1-й год обучения Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Дата начала обучения – 01.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2023; Количество учебных недель – 36; Количество учебных дней – 72. Каникулы – отсутствуют. Календарно – тематическое планирование объединения «Экология и мы» (144ч.) № п/п 1. 1.1 2.1 Раздел Всего Тема занятий часов Введение. 4 Давайте 2 знакомиться. Что такое экология? Наука о доме. Составление 2 экологических знаков. Осенние явления в 16 природе. Листопад. 4 2.2 Осенние одежды 2 2.3 Осенний огород. 2 2 2.4 Советы грибника. 2 2 2.5 По грибы без лукошка. Осенний праздник. 2 2 4 4 Люби и знай свой край. Красота рядом с нами. 10 Причины исчезновения растений и животных. По страницам Красной книги Жалобная книга природы Здоровье человека и окружающая среда. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Я и моѐ здоровье. 2 2 12.10 12.10 2 2 14.10 14.10 19.10 19.10 1.2 2. 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 Теория 2 2 Практич. занятия 2 Экскурсии 2.09 2.09 7.09 7.09 2 6 8 2 2 2 2 4 4 4 2 2 9.09 9.09 14.09 14.09 16.09 16.09 21.09 21.09 23.09 23.09 28.09 28.09 30.09 30.09 2 4 Дата проведения 5.10 5.10 7.10 7.10 14 8 6 2 2 21.10 21.10 2 2 26.10 26.10 4.3 4.4 4.5 4.6 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 7. 7.1 Влияние социальной среды на здоровье человека. Гигиена одежды и здоровье человека. Закаливание в борьбе против вирусов. 2 Чистота – залог здоровья. Зимние явления в природе. Зимние портреты деревьев и кустарников. Значение снежного покрова в жизни растений и животных. Приспособленность растений и животных к жизни зимой. Следы птиц на снегу. 2 2 16 4 2 28.10 28.10 2 9.11 9.11 11.11 11.11 16.11 16.11 18.11 18.11 2 4 4 4 6 6 2 2 23.11 23.11 2 2 25.11 25.11 2 2 2.12 2.12 2 2 Следы животных на снегу. Экологический рейд. 2 2 Птицы – наши друзья. Зимующие птицы Ростовской области. 14 8 4 4 21.12 21.12 23.12 23.12 Звездный час юного орнитолога Помоги птице. 2 2 4 2 28.12 28.12 30.12 30.12 11.01 11.01 Наблюдения за жизнью птиц. Комнатные растения. Экологическое значение комнатных растений. 2 4 14.12 14.12 16.12 16.12 4 16 8 2 2 4 7.12 7.12 9.12 9.12 2 2 2 2 6 2 13.01 13.01 18.01 18.01 Как узнать в « лицо » зелѐного друга? Многообразие комнатных растений в школе. Паспортизация комнатных растений Болезни растений. 2 2 9.2 Уход за комнатными растениями. Растения и искусство. Путешествие с комнатными растениями. Вода – чудо природы. Значение воды в жизни живых организмов. Водоѐмы нашего края. Экологические сказки о воде. Водные растения нашего края. Животные – обитатели водоѐмов. Жизнь за стеклянным берегом. Морские обитатели среди растений и животных. Знаешь ли ты водных животных? Планета насекомых. Из истории насекомых. Жуки. 9.3 9.4 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 9. 9.1 9.5 9.6 9.7 2 2 2 2 20.01 20.01 2 2 2 2 2 2 2 2 14 10 2 2 25.01 25.01 27.01 27.01 1.02 1.02 3.02 3.02 8.02 8.02 10.02 10.02 4 15.02 15.02 2 2 2 2 17.02 17.02 22.02 22.02 24.02 24.02 29.02 29.02 2 2 2 2 2 2 2.03 2.03 2 2 7.03 7.03 14 11 2 2 2 1 1 Бабочки. 2 1 1 Фабрика шѐлка. Тутовый шелкопряд. Муравьиные тайны. 2 2 2 2 Насекомые просят о помощи. Редкие и исчезающие 2 1 2 2 3 1 9.03 9.03 14.03 14.03 16.03 16.03 21.03 21.03 23.03 23.03 4.04 4.04 6.04 6.04 насекомые. 10. Зелѐная аптека. 10.1 История развития фитотерапии. 10.2 Плоды здоровья и копилка витаминов. 10.3 Лекарственные свойства овощей. 10.4 Экскурсия в аптеку. 10 2 6 2 2 2 2 2 4 16 4 4 2 11.2 Лесные доктора. 2 2 11.3 Всемирный Земли. день 11.4 Путешествие лесную страну. 11.5 Поход в природу. в Общее количество часов. 11.04 11.04 13.04 13.04 18.04 18.04 4 Весенние явления в природе. 11.1 Роль птиц в природе 11. 4 6 4 2 2 4 144 6 2 4 4 71 47 20.04 20.04 25.04 25.04 26 27.04 27.04 4.05 4.05 11.05 11.05 16.05 16.05 18.05 18.05 23.05 23.05 25.05 25.05 30.05 30.05 Формы контроля и аттестации Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются: Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения: опрос, игра-викторина, выполнение практических заданий, конкурс, участие в природоохранной акции, тестирование, решение экологических задач, участие в выставке, изготовление наглядного пособия. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года (декабрь) по изученным темам, разделам для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, практическая работа; защита проекта . Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы. Форма проведения: защита экологического проекта. В течение учебного года лучшие работы обучающихся участвуют в районных и городских конкурсах. Формы аттестации: зачет, творческая работа, тестирование, анкетирование, защита проектов, рефератов, письменный отчет, конкурс, экологическая викторина, конференция. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты: 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. Основная и дополнительная литература: 1. И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Ю. П. Королев, И. В. Хомутова, Естественно – научные предметы.© Издательство «Просвещение», 2020г. 2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2е изд., доп. — М. :Просвещение,2007. 3. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов Биология в школе. —2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7. 4. Самкова В.А Интегрированный курс Экология 5-9 классы для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. :Академкнига/учебник, 2011. 5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СанктПетербург, «Детство-Пресс», 2006. 6. Карлтон Р.Дж. Живой мир полярных районов. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1988. 7. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. – М.: 2006. 8. Рыжова Н.А. Не просто сказки. - М.: Линка-ПРЕСС, 2002. 9. Рыжова Н.А. Наш дом - природа, Волшебница вода. - М.: Просвещение, 1997. 10. Рыжова Н.А. Наш дом - природа, Я и Природа. - М.: Просвещение, 1996. Интернет – ресурсы: 1. http://www.greenschools.ca/seeds - ―Green School Program‖ – краткие описания учебных экологических проектов, направленных на привлечение школьников к участию в улучшении местной экологической обстановки; 2. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm - «Глобальное мышление» образовательный проект по изучению окружающей природной среды и ее компонентов, включая обсуждение и сравнение результатов; 3. http://www.eco-project.org. – «Экологические проекты России» - описания российских экологических проектов по мониторингу окружающей среды и здоровью человека; 4. http://soil.msu.ru – сайт крупнейшего в России учебного и научного центра по почвоведению; 5. http://list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам;