ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 10 2.1 Учебный план 10 2.2 Календарный учебный график 12 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 13 3.1 Условия реализации программы 13 3.2 Формы контроля и аттестации 13 3.3 Планируемые результаты 14 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 16 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 19 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 22 Приложение 1 22 Приложение 2 23 Приложение 3 30 2 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эковолонтер» имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для детей 13-14 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Эковолонтер» (далее Программа). Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства. Программа заключается в практико-ориентированном подходе в области естественно-научных знаний, который позволяет эковолонтерам формировать собственную экологическую культуру, ответственное отношение к природе привлекать внимание общественности к экологическим проблемам нашего времени. Программа предполагает обучение волонтеров основам экологической культуры, формами методам проведения различных природоохранных мероприятий. Актуальность программы заключается в том, что она соответствует потребностям времени. Эковолонтёрское движение Имеет большие Воспитательные возможности, поэтому приобретает особую актуальность.Учащиеся в процессе изучения данной программы участвуют в различных экологических акциях, результатом которых будет отчет о деятельности объединения «Эковолонтер» для участия в районном конкурсе «Делаем мир лучше», который является отборочным этапом для участия в республиканской акции «Дни защиты от экологической опасности» в которой ежегодно принимает участие Миллеровский район. Отличительной особенностью является популяризация экологического волонтерства. Программа заключается в практикоориентированном подходе в области естественнонаучных знаний, который позволяет учащимся, участвуя и организовывая различные природоохранные мероприятия. Новизна программы состоит в том, что занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей . Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкуренто способными на рынке труда. Педагогическая целесообразность заключается в эффективности выстроенной системы процесса обучения, воспитания, развития в применяемом на занятиях деятельностного подхода, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путём смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательные 3 интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. Практические занятия помогают развивать у детейвоображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе. Одна из распространенных форм работы – экскурсии и экологическая волонтёрская деятельность. Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 13-14 лет без медицинских противопоказаний. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Наполняемость в группах составляет15 человек; Режим занятий: Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут с 10-минутным перерывом между каждым часом. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41): - в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300500 лк; - температура воздуха в учебном кабинете 20-22С; - помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка; -учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа рассчитана на 1 год -216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа; Формы организации образовательного процесса. Традиционная, обучение – очное (возможно дистанционное). При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и 4 offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – обучающиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течении всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. При реализации программы используются следующие формы проведения занятия: групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации каждого обучающегося), а также: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод. Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы: -добровольность – участие детей в программе на добровольных началах; -адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей; -доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы; -позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность; -последовательность – подача материала осуществляется поэтапно; -дозированность – информация не превышает запрос целевой группы; -непрерывность и систематичность; -осознание обучающимися личностной и социальной значимости их деятельности. Реализация воспитательной работы осуществляется с помощью овладения знаниями и способами различной совместной деятельности при выполнении практических занятий на местности, в процессе обучения. Совместная деятельность по овладению знаниями и навыками выращивания растений на клумбах, в рекреациях, расширению знаний о волонтерской и экологической деятельностиимеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что молодое поколение вырастет открытым, честным, способным создавать красоту и дарить радость окружающим. Основные цели воспитательной и внеурочной работы: организация эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации, формирование представлений об общепринятой в обществе системе ценностей, создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального 5 опыта, создание условий для многогранного развития и социализации каждого ребенка. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в различных мероприятиях. Список воспитательных мероприятий объединения «Эковолонтер» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей,о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся; привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель обучения: Успешное саморазвитие обучающихся через формирование познавательного интереса в области экологии и волонтерства. Задачи: −Сформировать у обучающихся представление о добровольчестве как о важной социально-значимой деятельности. −Вовлечь обучающихся в разработку и реализацию социально-значимых природоохранных проектов. − Сформировать группу активистов-эковолонтёров из числа обучающихся лицея №7. − Содействовать профессиональному самоопределению обучающихся. Формирование универсальных учебных действий в текущем учебном году: Регулятивные УУД: − Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. 6 − Совместно с педагогом обнаруживать и формулировать учебную проблему. − Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом. − Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога. −В диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы на основе заданных критериев. − Адекватно воспринимать оценку своей деятельности. − Проявлять настойчивость в достижении цели. − Принимать участие и самостоятельно выбирать объекты экологической деятельности. − Владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД: −Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно определять, какая информация нужна для решения учебной задачи. −Находить и выделять необходимую информацию из разных источников для решения учебной задачи. −Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). −Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. − Устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. −Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. − Строить эмоционально-рефлексивные высказывания. Коммуникативные УУД: 7 −Взаимодействовать в группе на уровне осмысления ситуации и выбора способа действий. − Презентовать результаты своей работы, свободно владеть информацией. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. −Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. −Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. − Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). − Соблюдает нормы речевой этики. − Уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться. − Задавать вопросы и отвечать на них. В результате освоения программы обучения учащиеся должны Знать: − историю развития добровольчества и волонтерства в России и городе; − Законы экологии; − структуру социально-значимого проекта. − о некоторых экологических проблемах на местном уровне; − о значении охраны природы для сохранения самой природы. Уметь: − − определять экологические проблемы во взаимосвязи «объект-среда»; выработать способы действия по устранению экологических проблем (по улучшению окружающей среды); − реализовать выработанные способы действия; − зафиксировать и оценить степень улучшения окружающей среды. −принимать посильное участие в решении некоторых экологических проблем местного уровня; − работать с текстом, находить по плану нужную информацию; − работать на компьютере самостоятельно и по заданию педагога; 8 − принимать участие и самостоятельно выбирать объекты экологической деятельности; −взаимодействовать в группе на уровне осмысления ситуации и выбора способа действий; − презентовать результаты своей работы, − свободно владеть информацией по разрабатываемому проекту. 9 II. Учебный план. Календарный учебный график. № Темазанятий Всего Теория. Практик а 1. Введение 2. Добровольчество 3. Основыэкологии 4. Я познаюсебя 3 2 18 24 12 15 12 5. Основыпроектнойдеятельности Формы контроля 6 1 3 12 6 Контрольноезадание 42 12 30 Контрольноезадание 6. Презентацияпроектов 18 6 12 конференция 7. Участие в природоохранных акциях и просветительских мероприятиях 8. Подведениеитогов программы. Аттестация Итого 84 0 84 Контрольноезадание 3 1 2 204 54 150 тест собеседование Выставка Содержание учебного плана Содержание программы разделено на 2 модуля: «Основы волонтерской деятельности», «Экологическое проектирование». Модули реализуются параллельно друг другу. Модуль «Основы волонтёрской деятельности» включает темы: «Введение», «Добровольчество», «Основы экологии», «Я познаю себя», «Презентация проектов», «Подведение итогов программы». Модуль «Экологическое проектирование» включает темы: «Основы проектной деятельности», «Участие в природоохранных акциях и просветительских мероприятиях». Тема 1 «Введение» (3 ч.) Теория: Введение в программу, инструктаж по ТБ, входное анкетирование (3 ч.) Тема 2 «Добровольчество» (18 ч.) 10 Теория: История возникновения добровольчества в России. Личностные качества волонтера. Направления деятельности эковолонтеров. Нормативно-правовые основания деятельности волонтеров. Практика: Встреча с действующими волонтерами. Тема 3 «Основы экологии» (24 ч.) Теория: Наука «Экология». Основные законы экологии. Глобальные проблемы экологической безопасности в мире, России, Ростовской области, г. Миллерово. Обзор экологических социально-значимых проектов, реализуемых в России, Ростовской области, Миллеровском районе. Практика: Определение собственного уровня экологических знаний, уровня экологической культуры, уровня экологической активности. Моделирование способов решения экологических проблем. Презентация об экологических проблемах России, Ростовской области, Миллеровского района. Тема 4 «Я познаю себя» (12 ч.) Теория: Основы психологии, психологические тренинги. Преимущества командной работы. Практика: Тренинги на командообразование. Тренинги на развитие коммуникативных навыков. Тема 5 «Основы проектной деятельности» (42 ч.) Теория: Понятие «Проект». Виды проектов. Особенности социальнозначимых проектов, направленных на решение экологических проблем и сохранение биоразнообразия. Общая структура проектов. Подходы к разработке социально-значимых проектов. Практика: Генерирование идей возможных проектов. Совместное обсуждение идей, выбор лучших вариантов, формирование проектных групп. Разработка проектов. Тема 6 «Презентация проектов» (18 ч.) Теория: Особенности публичных выступлений. Практика: Практика публичных выступлений. Подготовка презентаций Тема 7 «Участие в природоохранных акциях и просветительских мероприятиях» (82 ч.) 11 Теория: Способы участия волонтеров в организации и проведении других мероприятий (акций, просветительских мероприятий). Правила игры «Хранители Земли» Практика: Участие в акциях. Проведение просветительского мероприятия с младшими школьниками. Игра «Хранители Земли». Тема 8 «Подведение итогов программы» (3 ч.) Выходное анкетирование (определение собственного уровня экологических знаний, уровня экологической культуры, уровня экологической активности). 2.2 Календарный учебный график Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала обучения - 15.09.2023 г; Дата окончания обучения - 31.05.2024; Количество учебных недель 1 года обучения – 36; Количество учебных дней 1 года обучения – 108; Количество часов обучения – 216; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график см. в Приложении 2. 12 III. Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы "Эковолонтер" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащениетеоретических занятий: компьютер, проектор, фотоаппарат. Техническое оснащение практических занятий: садовый инвентарь Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, книги, журналы, стихи и сценарии мероприятий. Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. Для реализации данной программы так же необходимо привлечение специалистов. 3.2 Формы контроля и аттестации Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль. Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии). Формами проведения первичной диагностики является: собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его друзей, проведение досуга; получить информацию о семье; диагностика личностных качеств подростков. Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно представление докладов с презентацией. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: • собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам; • презентация • буклет • участие в акциях, экологических мероприятиях. Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: • собеседование по теоретическому материалу представление информационной продукции: 13 - компьютерная презентация; • участие экологических акциях, субботниках Для оценки эффективности работы учащихся необходимы критерии. Критерии оценки готовности к волонтерской деятельности: • имеет сознательный интерес и желание включаться в деятельность по выращиванию растений, осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником мероприятий; • умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет свои лидерские качества, проявляет уверенность в действиях; • умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой деятельности; • умеет сотрудничать с людьми различных категорий; • умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать; • умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций; • владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в понятиях и терминах по проблеме; • владеет грамотной речью; • креативен; умеет неординарно мыслить, творчески подходить к поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных ситуаций; умеет адекватно действовать согласно ситуации. 3.3 Планируемые результаты В результате освоения программы обучения учащиеся должны Знать: − историю развития добровольчества и волонтерства в России и городе; − законыэкологии; − структурусоциально-значимогопроекта. − о некоторых экологических проблемах на местном уровне; − о значении охраны природы для сохранения самой природы. Уметь: − определять экологические проблемы во взаимосвязи «объект-среда»; − выработать способы действия по устранению экологических проблем (по улучшению окружающей среды); − реализовать выработанные способы действия; − зафиксировать и оценить степень улучшения окружающей среды. −принимать посильное участие в решении некоторых экологических проблем местного уровня; 14 − работать с текстом, находить по плану нужную информацию; − работать на компьютере самостоятельно и по заданию педагога; − принимать участие и самостоятельно выбирать объекты экологической деятельности; −взаимодействовать в группе на уровне осмысления ситуации и выбора способа действий; − презентовать результаты своей работы, − свободно владеть информацией по разрабатываемому проекту. 15 IV.Методическое обеспечение В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Возрастные особенности обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены проблемными ситуациями из жизни самих детей, Значительное место на занятиях отводится заданиям практического характера, приобретению навыков работы на пришкольном участке, творческого характера. Предусмотрены: беседы, тренинги, игры, практикумы, презентации. В ходе реализации программы «Эковолонтер» используются следующие педагогические технологии: игровое обучения, технология развития лидерских и диалогических способностей, технология развития межличностного общения в коллективе, интеграция в процессе создания коллективного творческого продукта, здоровьесберегающая технология. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и учащихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Алгоритм учебного занятия: I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 16 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированное занятие включает: 1. Организационную и содержательную установку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и обучающихся требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации.. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: 17 • видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров (Сферум и др.); • онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); • видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 18 IV. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки выполненной работы. Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты, Приложение №3 19 VI. Список литературы. 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 20 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы(включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. 14. По страницам Красной книги. Растения./Ю. А. Бибиков и др.Мн.:БелСЭ,1987.-248 с. 15.Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов. Под ред. В.Н. Журкова. М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 351 с. 21 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий объединения «Эковолонтер» месяц тематика ноябрь медиапроект декабрь Синичкин календарь февраль День защитников отечества март Международный женский день апрель День весеннего древонасаждения май День Победы мероприятие Экологический календарь Изготовление кормушек Урок мужества в музейном комплексе «Наследие» Выставка поделок Подарок маме Акция « Посади дерево» Акция «Экодежурный по стране» 22 Приложение 2 Календарный учебный график 1 год обучения № пп Дата Тема занятия 1 16.09 Введение 2 20.09 3 Кол -во часо в Время провед ения заняти я Форма занятия Место Форма проведения контроля 3 беседа История возникновения добровольчества в России. 3 лекция МБОУ лицей №7 МБОУ лицей №7 анкетировани е беседа 23.09 История возникновения добровольчества в России. 3 презентаци я МБОУ лицей №7 Конкурс работ 4 27.09 Личностные качества волонтера. Направления деятельности эковолонтеров. 3 Лекция, игра МБОУ лицей №7 тест 5 30.09 Направления деятельности эковолонтеров. Нормативноправовые основания деятельности волонтеров. 3 лекция МБОУ лицей № собеседовани е 6 04.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Участие в акции 7 07.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практическ МБОУ ая работа лицей № Объем выполненной работы 8 11.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практическ МБОУ ая работа лицей № Объем выполненной работы 9 14.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практическ МБОУ ая работа лицей № Объем выполненной 23 работы 10 18.10 Нормативноправовые основания деятельности волонтеров. 3 собеседов ание МБОУ лицей № собеседовани е 11 21.10 Встреча с волонтерами 3 Круглый стол МБОУ лицей № собеседовани е 12 25.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Объем выполненной работы 13 28.10 Участие в природоохранных акциях 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Объем выполненной работы 14 1.11 Наука «Экология». Основные законы экологии. 3 лекция МБОУ лицей № анкетировани е 15 8.11 Основные законы экологии. Глобальные проблемы экологической безопасности в мире, России, Ростовской области, г. Миллерово. Лекция, презентац ия МБОУ лицей № собеседовани е 16 11.11 Глобальные проблемы безопасности в мире, России, Ростовской области, г. Миллерово. 3 презентац ия МБОУ лицей № тест 17 15.11 Обзор 3 экологических социальнозначимых проектов, реализуемых в России, Ростовской области, Миллеровском районе Самостоят ельная работа с литератур ой МБОУ лицей № собеседовани е 3 24 18 18.11 Определение собственного уровня экологических знаний, уровня экологической культуры, уровня экологической активности. 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № анкетировани е 19 22.11 Моделирование способов решения экологических проблем. 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Конкурс работ 20 25.11 Моделирование способов решения экологических проблем. 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Защита модели 21 29.11 Презентация об экологических проблемах России, Ростовской области, Миллеровского района. 3 презентац ия МБОУ лицей № презентация 22 2.12 Участие в просветительских мероприятиях 3 Устный журнал МБОУ лицей № конкурс 23 6.12 Участие в природоохранных акциях 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Объем выполненной работы 24 9.12 Участие в природоохранных акциях 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Объем выполненной работы 25 13.12 Основы психологии, психологические тренинги. 3 лекция МБОУ лицей № собеседовани е 26 16.12 Преимущества командной работы. 3 диспут МБОУ лицей № игра 27 20.12 Тренинги на командообразован ие. 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № игра 28 23.12 Тренинги на развитие 3 Практичес кая работа МБОУ игра 25 коммуникативных навыков. лицей № 29 27.12 Участие в просветительских мероприятиях 3 Оформлен ие стенда МБОУ лицей № Конкурс материалов 30 30.12 Участие в просветительских мероприятиях 3 МБОУ лицей № Конкурс презентаций 31 10.01 Участие в просветительских мероприятиях 3 Подготовк а презентац ии в фойе Устный журнал МБОУ лицей № Конкурс выступлений 32 13.01 Понятие «Проект». Виды проектов. 3 лекция МБОУ лицей № собеседовани е 33 17.01 Виды проектов. Особенности социальнозначимых проектов, направленных на решение экологических проблем и сохранение биоразнообразия. 3 лекция МБОУ лицей № собеседовани е 34 20.01 Особенности социальнозначимых проектов, направленных на решение экологических проблем и сохранение биоразнообразия. 3 презентац ия МБОУ лицей № анкетировани е 35 24.01 Общая структура проектов. 3 лекция МБОУ лицей № беседа 36 27.01 Подходы к разработке социальнозначимых проектов. 3 лекция МБОУ лицей № собеседовани е 37 31.01 3 Практичес кая работа МБОУ лицей № Защита работы Подходы к разработке социально- 26 38 3.02 39 7.02 40 41 значимых проектов. Генерирование идей возможных проектов. 3 Мозговой штурм МБОУ лицей № игра Совместное обсуждение идей, выбор лучших вариантов, формирование проектных групп. 3 диспут МБОУ лицей № диспут 10.02 Совместное обсуждение идей, выбор лучших вариантов, формирование проектных групп. 3 конференц МБОУ ия лицей № диспут 14.02 Разработка проектов. 3 МБОУ лицей № конкурс Участие в просветительских мероприятиях 3 Самостоят ельная работа видеожур нал МБОУ лицей № Конкурс презентаций Индивиду альная работа Индивидуа льная работа МБОУ лицей № собеседовани е МБОУ лицей № собеседовани е 42 17.02 Разработка проектов. 3 43 21.02 Разработка проектов. 3 44 28.02 Разработка проектов. 3 Индивидуа льная работа МБОУ лицей № собеседовани е 45 2.03 Разработка проектов. 3 Индивидуа льная работа МБОУ лицей № собеседовани е 46 6.03 Участие в просветительских мероприятиях 3 Презентац ия МБОУ лицей № Конкурс презентаций 47 13.03 Особенности публичных выступлений. 3 лекция МБОУ лицей № Защита работы 48 16.03 Особенности публичных 3 Практичес кая работа МБОУ собеседовани е 27 выступлений. лицей № 49 20.03 Подготовка к защите проекта 3 Индивиду альная работа Индивидуа льная работа МБОУ лицей № собеседовани е 50 23.03 Подготовка к защите проекта 3 МБОУ лицей № собеседовани е 51 27.03 Подготовка к защите проекта 3 Индивидуа льная работа МБОУ лицей № собеседовани е 52 30.03 Защита проекта 3 конференц МБОУ ия лицей № конференция 53 3.04 Участие в просветительских мероприятиях 3 54 6.04 3 55 10.04 Участие в природоохранных акциях Участие в природоохранных акциях Оформлен ие информац ионного стенда субботник 3 субботник 56 13.04 Участие в природоохранных акциях 3 Экологиче ская акция 57 17.04 Участие в природоохранных акциях 58 20.04 59 МБОУ лицей № Конкурс материалов МБОУ лицей № Объем выполненной работы Объем выполненной работы МБОУ лицей № Объем выполненной работы 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 24.04 Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 60 27.04 Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 61 4.05 Участие в природоохранных 3 Экологичес МБОУ Объем выполненной 28 акциях кая акция лицей № работы 62 8.05 Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 63 15.05 Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 64 18.05 Участие в природоохранных акциях 3 Экологичес МБОУ кая акция лицей № Объем выполненной работы 65 22.05 Участие в природоохранных акциях 3 субботник МБОУ лицей № Объем выполненной работы 66 25.05 Участие в природоохранных акциях 3 субботник МБОУ лицей № Объем выполненной работы 67 29.05 выставка МБОУ лицей № аттестация Итоговая аттестация 29 Приложение 3 Диагностическая карта результатов итоговой аттестации Практическая подготовка параметры Критерии оцценивания деятельности волонтера Основные виды волонтерской деятельности История развития волонтерства Теоретическая подготовка параметры Понятие волонтер № Фамилия, имя обучп ся / п Всего баллов Уровень освоения программы Обеспеч Умение ение Работать безопас Умение с ности Умение презентов садовым при работать в ать свой инвентар работе в команде проект ем школьн ом дворе 1 2 Всего баллов Средний балл Критерии оценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийся усвоил менее половины объема ЗУН; 3-4 балла – обучающийся усвоил большую часть объема ЗУН; 5 баллов – обучающийся усвоил полный объем ЗУН) Шкала перевода баллов в уровни освоения программы: 36-40 баллов – высокий уровень; 26-35 баллов – средний уровень; 0-25 баллов – низкий уровень 30 Промежуточная аттестация. Тест. 1.Выберите НЕверное утверждение. В волонтерстве вы можете пройти путь от рядового волонтера до лидера организации На сайте добро.рф можно создать и масштабировать свой собственный проект Практика начисления абитуриентам при поступлении в вузы дополнительных баллов за волонтерство в России пока не прижилась Возможности для профессионального развития и построения карьеры считают своей основной мотивацией 47% добровольцев 2. Можно ли взаимодействовать с благотворительной организацией без заключения гражданско-правового договора? Нет, заключить договор необходимо Да, это допустимо 3. Какое из данных утверждений НЕ является мифом? Волонтерство – это только для молодых Волонтерам компенсируют личные расходы на транспорт и питаниеВолонтерам платят деньги Волонтерам не нужна подготовка 4. С какого возраста волонтер считается «серебряным»? 60 лет 55 лет 70 лет 75 лет 5. Какое из данных утверждений о волонтерстве является верным? 31 Чтобы стать волонтером, требуются специальное образование и соответствующая квалификация Волонтер может выбрать удобный гибкий график, чтобы совмещать волонтерство со своей основной деятельностью Волонтеры работают только с социальными проблемами Граждане РФ старше 70 лет не могут заниматься волонтерством 6. Какой тип волонтерства приносит наибольшую пользу? Организованное нерегулярное Организованное регулярное Спонтанное регулярное Спонтанное нерегулярное 7. Какой тип поддержки волонтерская организация не предоставляет волонтеру? Психологическая поддержка Обучение и подготовка Финансовая поддержка Материальная поддержка 8. Выберите неверное утверждение. Волонтерская организация, у которой нет деятельности в интернете, вызывает подозрения Посещать офис организации и лично встречаться с сотрудниками до начала волонтерской деятельности не стоит Волонтерская помощь должна быть регулярной и стабильной При выборе волонтерской организации важно учитывать расстояние до ее офиса 9. Выберите верное утверждение. Волонтер не имеет права в любой момент прекратить свою волонтерскую деятельность Волонтер имеет право требовать внесения всех необходимых сведений о своей работе в волонтерскую книжку 32 Волонтер должен приобрести оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые для работы, самостоятельно Волонтерская организация не обязана раскрывать волонтеру все свои мотивации 10. Выберите, какую материальную поддержку волонтерская организация НЕ обязана обеспечивать волонтеру: Страхование жизни и здоровья Методическую поддержку Возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного во времяволонтерстваВозмещение стоимости сувенирной продукции мероприятия/события, на котором работает волонтер 11. Кого затрагивает принцип «не навреди», которого обязан придерживаться волонтер? Самого волонтера, подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений Только подопечных волонтера Подопечных волонтера и других волонтеров Подопечных волонтера, их родственников, других волонтеров и персонала учреждений 12. Выберите верное утверждение: Волонтер не имеет права помогать своему подопечному деньгами и подарками Волонтер может ставить под сомнение компетенцию профессионалов учреждений, в которых он работает, если у него есть подобные подозренияВолонтер не обязан соблюдать правила пропускного режима учреждений, в которых он работает, поскольку это касается только рядовых посетителейИндивидуальный формат работы наиболее эффективен для волонтера 13. Выберите верное утверждение: В случае если вам захочется уйти из волонтерства после первой же попытки, вспомните о долге перед обществом и важности вашей помощи Если волонтерство вам не подошло, вероятно, вы недостаточно старались в нем разобраться 33 Чаще всего на ранних этапах добровольчества волонтер переживает внутренний конфликт из-за несоответствия его представлениям реальности Физические возможности волонтера всегда важнее, чем его психологическое состояние 14. Какое из данных утверждение НЕверное? Помните, что волонтеры в медучреждениях не занимаются медицинским уходом Взаимодействуйте с ребенком-подопечным так, как вам хотелось бы, чтобы с вами общались в детстве Волонтер может составить индивидуальный график посещения подопечных Не забывайте, что подопечных необходимо регулярно жалеть и сочувствовать им 15. Какому совету стоит последовать, чтобы не выгореть в волонтерской деятельности? Тщательно следите за своим психологическим состоянием Сначала помогайте подопечным, а уже потом себе Постоянно меняйте группу и сферу деятельности Помните, что волонтерство – это непосредственная помощь, которая важнее, чем работа или учеба. Высокий: 13 – 15 баллов Средний: 10-12 баллов Низкий: 10 и менее баллов Диагностический материал. Итоговая аттестация 1. Каким способом большинство волонтеров в России попадает в волонтерство? По инициативе работодателя 34 Самостоятельно, по собственной инициативе Через некоммерческие организации Через образовательные учреждения 2. Выберите все признаки волонтерства: Вне круга семьи, добровольное, нематериальное, организованное В том числе в кругу семьи, добровольное, нематериальное, неорганизованное Вне круга семьи, добровольное, материальное, организованное Вне круга семьи, добровольное, материальное, неорганизованное 3. К какому типу мотивации волонтера относится возможность получить новые навыки? Нематериальная Материальная 4. Что не может являться мотивацией для волонтера? Желание помочь животным Возможность путешествовать Знакомство с новыми людьми Заработная плата 5. Кому, как правило, помогают медиаволонтеры? Подопечным напрямую Волонтерам-координаторам Организаторам волонтерской деятельности Волонтерам-новичкам 35 6. В какой сфере волонтерства иметь профильные навыки необходимо? Волонтерство общественной безопасности Эковолонтерство Медицинское волонтерство Корпоративное волонтерство 7. Выберите верное утверждение: Взаимоотношения с волонтерами могут быть только на регулярной основеВолонтер-новичок может найти через волонтерскую организацию добровольческий проект, но присоединиться к команде организации он не может Волонтеры практически никогда не действуют в одиночку По закону органы местного управления не могут самостоятельно привлекать волонтеров для участия в проектах 8. Вы – волонтер, отправившийся на фестиваль в другой город. Вы купили билеты на поезд на собственные средства. Можете ли вы рассчитывать на то, что волонтерская организация возместит вам расходы? Зависит от стоимости билета Да Нет Зависит от организации 9. Вы стремитесь помочь ветеранам военных действий в Афганистане: приносить им на дом продукты, ухаживать за ними, поддерживать их в хорошем настроении. К какому виду волонтерства можно отнести ваши действия? Медицинское волонтерство Социальное волонтерство Волонтерство общественной безопасности Патриотическое волонтерство 36 10. Вы решили стать волонтером в Центре паллиативной помощи. Каков первый этап отбора и обучения на эту позицию? Распределение в команду Заполнение анкеты Стажировка Инструктаж 11. Вы пришли работать в медучреждение. На ваших глазах одному из пациентов становится нехорошо. Несколько лет назад вы проходили инструктаж по оказанию первой помощи, и вам кажется, что последовательность действий врача неверна. Что вы предпримете? Сообщу своему тимлидеру, что врач может нанести пациенту ущерб Ничего. Врач — профессионал и знает, что делать Поговорю с руководством больницы Вмешаюсь и предложу врачу оказать помощь иначе 12. Вы решили отправиться на станцию переливания крови и на безвозмездной основе сдать кровь, чтобы принести пользу обществу и спасти жизни. Можно ли вас считать волонтером? Нет Только при регулярной сдаче крови Только если вас направила волонтерская организация Да 13. Вы добровольно приходите на презентацию новой благотворительной организации с целью на безвозмездной основе сделать серию фотографий и написать пост об организации в своем блоге. К какому виду волонтерства можно отнести вашу деятельность? Социальное волонтерство 37 Корпоративное волонтерство Событийное волонтерство Медиаволонтерство 14. Выберите, что из этого является волонтерством: Покупка продуктов больной матери Транспортировка животных из приюта к ветеринару Обязательные работы, выполняемые согласно судебному постановлениюЧтение лекции за пожертвования 15. Вы работаете в волонтерской организации и в том числе занимаетесь составлением документации. Имеете ли вы право рассказывать членам семьи про персональные сведения, которые вам попадаются в документах? Да Нет Только близким членам семьи Только сведения из документов без грифа «секретно» 16. Вам очень хочется помогать тем, кто нуждается в помощи. Однако вы работаете полный рабочий день, и на волонтерство у вас остается всего лишь 3-4 часа в неделю. Сможете ли вы стать волонтером? Да, этого достаточно — можно выстроить график регулярной деятельности Да, но вы сможете заниматься лишь дистанционным волонтерством — онлайн или медиа Нет, этого мало, нужно уделять волонтерству хотя бы 8 часов в неделю Нет, совмещать волонтерство и работу в формате полного рабочего дня не рекомендуется. 17. Вы отправились в заповедник помогать в лечении больных птиц. К какому направлению волонтерства можно отнести вашу деятельность? Событийное волонтерство 38 Медицинское волонтерство Эковолонтерство Поисково-спасательное волонтерство Высокий: 15 – 17 баллов Средний: 12-14 баллов Низкий: 11 и менее баллов 39