образовательная программа 2023-2024 уч год

Принята на заседании
педагогического совета
МБУ ДО МДДиЮ
Протокол № 1
от «23.08.2023г»

Утверждаю:_____________
Директор МБУ ДО МДДиЮ
Чередниченко Т.Н
Приказ № 30
от «23.08.2023г»

Образовательная
программа
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Мальчевского Дома детства и юношества

2023 год

1

Пояснительная записка ……………………………………………………………3
Цели и задачи реализации образовательной программы………………………..4
Принципы и подходы к формированию образовательной программы………....4
Особенности организации образовательной деятельности……………………….5
Основное содержание программ (курсов, предметов) дополнительного
образования. Рабочие программы………………………………………………....6
6. Планируемые результаты освоения образовательной программы…………..…8
7. Учебный план……………………………………………………………………..….9
8. Календарный учебный график…………………………………………………….11
9. Промежуточная и итоговая аттестация…………………………………………...13
10. Система воспитания……………………………………………………………….13
10.1. Уровневость воспитательной системы (управленческая и информационно
содержательная)…………………………………………………………….………16
10.2. Основа воспитательной деятельности……………………………..……….16
11. Модель личности выпускника…………………………………………...………..17
12.Система условий реализации образовательной программы………..….………..19
13. Психолого – педагогическое обеспечение……………………………...………..21
14. Программно – методическое обеспечение…………………………...…………..22
15. Материально – техническое обеспечение ……………………………...………..24
16.Финансово – экономическое обеспечение…………………………….……….…25
17. Приложения к Программе……………………………………………………….26
17.1. Приложение 1. Учебно – методический комплекс………………………26
1.
2.
3.
4.
5.

2

Пояснительная записка
Образовательная программа представляет собой нормативно управленческий
документ, характеризующий основные характеристики образования, в том
числе содержание и сроки реализации дополнительных общеразвивающих
программ,
и организационно-педагогические условия образовательной
деятельности.
Нормативно – правовое обеспечение разработки образовательной программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании
в Ростовской области;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 4сентября 2014 г. № 1726-р;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-муниципальная программа Миллеровского района «Развитие образования»,
утвержденная постановлением Администрации Миллеровского района от
13.11.2018г №1078;
- Устав МБУ ДО МДДиЮ;
- Программа развития МБУ ДО МДДиЮ.
Данная программа обеспечивает личностное развитие, создает условия для
профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает
адаптации их к жизни в обществе; предполагает формирование общей
культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению
потребностей детей в занятиях, в общении. Настоящая программа разработана с
учетом запросов детей, потребностей семьи и общества, а также исходя из цели
и основных задач учреждения.

3

Она предназначена для удовлетворения потребности обучающихся в получении
качественного
бесплатного
дополнительного
образования,
выборе
объединения, педагога, дополнительной общеразвивающей программы и
формы получения дополнительного образования в соответствии с
потребностями, возможностями и способностями.
Цели и задачи реализации образовательной программы.
Основной целью реализации образовательной программы является создание
эффективной образовательной системы, интегрирующей опыт и потенциал
собственного
педагогического
коллектива,
других
образовательных
учреждений, обеспечивающей развитие детей и активизацию их
познавательных интересов в свободное время, формирование творческой,
гармонично развитой и социально ответственной личности, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях.
Достижение поставленной цели при реализации образовательной программы
достигается через решение следующих основных задач:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно – эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического,
трудового воспитания детей;
- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- формирование общей культуры обучающихся, социализация и адаптация
обучающихся к жизни в обществе;
- обеспечение современного качества, эффективности образовательной
деятельности путем освоения педагогами дополнительного образования нового
содержания, технологий, методов и форм организации образовательного
процесса;
- развитие взаимодействия с заинтересованными учреждениями и
организациями.
Принципы и подходы к формированию
образовательной программы.
Образовательная программа формируется с учетом психолого – педагогических
особенностей развития детей и подростков 5-18 лет и строится на основании
следующих принципов:
- гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого
достоинства, внимания к историческим ценностям;
- демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;
4

- дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие
склонностей, способностей обучающихся в различных направлениях
деятельности;
- системности – обеспечение преемственности знаний;
- сотрудничества – признание ценности совместной деятельности;
- культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности
обучающегося, единство человека и социума, адаптацию обучающихся к
современным условиям жизни.
Особенности организации образовательной деятельности.
МБУ ДО МДДиЮ осуществляет образовательную деятельность в свободное от
учебы время, в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Учебный процесс в Учреждении начинается с 1 сентября для групп II, III, и
последующих годов обучения, с 15 сентября для групп I года обучения.
Продолжительность обучения определяется образовательной программой
педагога, но не менее 36 – ти недель: для групп I года обучения составляет 144
часа в год, для II, III и следующих 216 часов.
Образовательная деятельность осуществляется в одновозрастных и
разновозрастных объединениях по интересам:
клуб;
театр; ансамбль;
коллектив;
объединение. Используются различные формы организации
учебного процесса: учебные занятия;
лекции, семинары, дискуссии;
экскурсии; тренировки, соревнования.
Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем
составом. Состав групп может быть временным или постоянным. Каждый
обучающийся может заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Численный состав объединения определяется в соответствии с характером
деятельности, возрастом детей, программой, действующим САН ПИН.
МДДиЮ реализуются разноуровневые программы:
–стартовые, рассчитанные на один год обучения, носят ознакомительный,
общеразвивающий характер, дающие начальные знания из той или иной
области;
- базовые, рассчитанные на два – три года обучения, направлены на развитие
творческой активности обучающихся, способствуют формированию навыков в
той или иной области;
- продвинутые, рассчитанные на три и более лет обучения, направленные на
получение глубоких знаний, мастерства, а также предпрофессиональное
самоопределение.
Организация образовательной деятельности регламентируется календарным
учебным графиком и учебным планом.

5

Основное содержание программ (курсов, предметов) дополнительного
образования. Рабочие программы.
В учреждении реализуется 32 образовательные программы.
Их можно классифицировать следующим образом:
1. По виду: общеразвивающие -32
2. По уровню освоения: общекультурные – 28; углубленные - 0;
профессионально-ориентированные – 4.
3. По уровню реализации: для дошкольников - 13; для младших
школьников - 8; для среднего школьного возраста - 7; для старших
школьников - 4.
4. По продолжительности освоения – 1 – годичных – 4 (13 %), 2годичных - 16 (50%); 3 –годичных - 10 (31 %); 5-годичных – 2 (6 %).
Ведущее место занимают программы художественной направленности программы, что составляет 59 % от общего числа реализуемых программ.
Художественная направленность осуществляется по следующим видам
деятельности:
- вокальное искусство;
- хореографическое искусство;
- фольклорное искусство;
- декоративно – прикладное искусство;
- театральное искусство.
Ведущее место занимают программы художественной направленности – они
составляют 59 % от общего числа реализуемых программ. Художественная
направленность осуществляется по следующим видам деятельности:
- вокальное искусство;
- хореографическое искусство;
- фольклорное искусство;
- декоративно – прикладное искусство;
- театральное искусство.
Программы развивают творческие способности детей, стремление к
самосовершенствованию
и
духовному
обогащению,
эстетическому
воспитанию, способствуют изучению культуры своего народа, сохранению
народных традиций, формируют культуру общения и умения самовыражения.
Программы социально - гуманитарной направленности составляют 22 %
от общего числа реализуемых программ. Программы направлены на
корректировку
и
развитие
психологических
качеств
личности,
коммуникативных навыков обучающихся, развитие лидерских качеств, духовно
6

– нравственных и социальных ценностей, формирование патриотизма и
гражданственности, организацию социализирующего досуга детей.
Программы туристско – краеведческой направленности составляют 6 % от
общего числа реализуемых программ. Туристко – краеведческая
направленность реализуется в целях воспитания физических качеств,
выносливости и активности. Программы способствуют формированию
личности , воспитанной на традиционной народной культуре и истории края,
приобщение к исследовательской деятельности.
Программы физкультурно - оздоровительной направленности программы, что составляет 13 % от общегсо числа реализуемых программ.
Целью реализации данных программ является создание условий для развития
двигательной активности, путем вовлечения обучающихся в систематические
занятия физкультурой и спортом, а также формирование основ здорового
образа жизни.
Все программы составлены с учетом требований к дополнительным
общеразвивающим программам. Основное содержание программ отражено в
рабочих программах, которые являются неотъемлемой частью настоящей
образовательной программы и представлены в электронном виде.

7

Планируемые результаты освоения образовательной Программы:
– обеспечение современного качества и доступности услуг по четырем
направленностям деятельности МДДиЮв интересах личности, общества,
государства;
– совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования;
– развитие дополнительного образования как открытой государственнообщественной системы на основе распределения ответственности между
субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
На уровне дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ у обучающихся будут сформированы компетенции:
Ценностно - смысловые компетенции. Это компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нѐм,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные компетенции. Это особенности национальной и
общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и
человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации свободного
времени.
Учебно - познавательные компетенции. Это совокупность компетенций в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет,
социальные сети) формируются умения самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,
8

навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в
коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо,
анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально - трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в
сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социально - трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области
профессионального самоопределения.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере
данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку
личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры
мышления и поведения.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся, прошедшие
обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам отражены в рабочих программах педагогов дополнительного
образования,
которые
являются
неотъемлемой
частью
настоящей
образовательной программы и представлены в электронном виде.
Учебный план
Учебный план МДДиЮ на 2023 -2024 учебный год составлен в соответствии с
выявленным и проанализированным социальным заказом, заявками
образовательных организаций о предварительном наборе детей в объединения
дополнительного образования, с учетом имеющегося кадрового, методического
и материально – технического обеспечения учебного процесса. Учебный план
сохраняет преемственность с учебным планом предыдущего года и
соответствует направленности дополнительных образовательных программ,
содержит информацию об объеме образовательных программ, в том числе о
распределении учебной нагрузки педагогов и детей в неделю на каждую группу
по возрастам и годам обучения, о сроках реализации дополнительных
образовательных программ. В учебный план включены программы с одно-,
двух-, трех- и более годичными сроками обучения. Учебный план состоит из
четырех
разделов
–
согласно
направленностям
дополнительных
общеобразовательных программ.

9

Учебный план
на 2023 – 2024 учебный год

Направления
работы
детских
объединений

Кол - во
объединений

Кол во
групп

Количество

Распределение
объединений по
занимающихся
кол - ву часов
в объединениях занятий в
неделю
2

4

6

8

Кол - во
часов
занятий
в
неделю

Художествен
ное

19

68

688

9

22

38

0

330

Социально гуманитарное
Физкультурно
- спортивное
Туристско краеведческое

16

27

339

1

10

16

0

202

4

16

221

0

4

12

0

88

6

6

88

0

3

3

0

34

ИТОГО

45

117

1336

10

39

69

0

654

10

Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график МБУ ДО Мальчевского ДДиЮ на 2023-2024
учебный год включает описание продолжительности учебного года на различных этапах
учебно - воспитательного процесса и различных сроках обучения, а также этапы и
содержание учебно - воспитательного процесса.
1.

Продолжительность учебного года:

Этапы учебно воспитательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

2 год обучения

3 и более года
обучения

01 сентября

01 сентября

01 сентября

15 сентября

1 сентября

1 сентября

15 сентября

1 сентября

1 сентября

на базе ДДиЮ

34 недели

36 недель

36 недель

на базе образовательных
учреждений

34 недели

36 недель

36 недель

Начало занятий
на базе ДДиЮ
на базе образовательных
учреждений
Продолжительность
учебного года:

Занятия организуются по шестидневной учебной неделе с 8.30 часов до 20.00 часов и
проводятся по расписанию, утвержденному директором МДДиЮ.
Продолжительность
занятия

5–7 лет- -25-40 мин.

6–7 лет- 30-40 мин.

8-18 лет- 40 минут

8-18 лет- 40 минут

Окончание учебного года
2.

31 мая

31 мая

7-18 лет- 40 минут

31 мая

Этапы и содержание учебно - воспитательного процесса:
Сроки

1 сентября

Этапы

Содержание учебной работы
Организационный период, набор детей в творческие
объединения, рекламная кампания в образовательных
подготовительный учреждениях, Дни открытых дверей, организационные
родительские собрания в детских творческих
объединениях.
11

Начало занятий с группами второго и последующего
годов обучения.

1 сентября

Начало занятий с группами первого года обучения.

15 сентября
подготовительный
15-30 сентября
октябрь-декабрь
1 полугодие
сентябрь-декабрь

сентябрь декабрь
Сентябрьдекабрь
31 декабря –
08 января

1 полугодие

1 полугодие
1 полугодие

Проведение занятий с группами первого года обучения
по временному расписанию.
Работа по расписанию 1 полугодия, выполнение
образовательных
программ
1
полугодия
с
укомплектованным составом детей.
Участие обучающихся творческих объединений
в
городских,
областных,
региональных
и
др.
соревнованиях, выставках, турнирах, фестивалях,
конкурсах.
Параллельно с основными занятиями согласно
расписанию I полугодия, проведение
досуговых
мероприятий
для
обучающихся
МДДиЮ
по
отдельному плану.
Посещение занятий педагогов согласно графика
внутреннего контроля на учебный год.
Проведение досуговых мероприятий для обучающихся
МДДиЮ по отдельному плану.

каникулы

09 января –

Занятия объединений МДДиЮ по расписанию II
полугодия.

31 мая
январь – май
II полугодие

29 апреля –
31 мая
01 июня –
31 августа

графика

Участие обучающихся творческих объединений
в
городских,
областных,
региональных
и
др.
соревнованиях, выставках, турнирах, фестивалях,
конкурсах.

январь – май

январь - май

Посещение занятий педагогов согласно
внутреннего контроля на учебный год.

II полугодие

II полугодие
Летняя
оздоровительная
кампания

Проведение досуговых мероприятий для обучающихся
МДДиЮ по отдельному плану.
Итоговая аттестация обучающихся.
Отчетные выставки, концерты, собрания, творческие
отчеты. Вручение грамот выпускникам, другим
обучающимся ДДиЮ.
Участие педагогов в работе летних пришкольных
оздоровительных лагерей, работа по временному
летнему расписанию.
Методическая, организационная работа.

12

Промежуточная и итоговая аттестация
Аттестация обучающихся детских объединений МДДиЮ с целью контроля за
уровнем и качеством реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, организована в соответствии с положением. В
течение учебного года будет проводиться промежуточная и итоговая
аттестация.
Результативность
обучения
определяется
в
процессе
промежуточной (перевод на следующий год обучения) и итоговой аттестации
(по окончании курса обучения). Аттестация обучающихся строится на
принципах научности, учѐта индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся; адекватности специфики деятельности детского объединения к
периоду обучения; свободы выбора педагогом методов и форм проведения
оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов.
Целью промежуточной аттестации обучающихся является выявление уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие
прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе
обучения. В 2023 - 2024 году будут использоваться разнообразные формы
проведения промежуточной аттестации: отчѐтный концерт, выставка, тесты,
экскурсии. Промежуточная аттестация проводится при переводе обучающихся
на следующий год обучения в апреле-мае (допускается проведение в декабре,
мае).
Целью итоговой аттестации обучающихся является выявление уровня освоения
образовательной программы за весь период обучения. Формы проведения
итоговой аттестации также разнообразны и зависят от специфики деятельности
детского творческого коллектива. Это контрольное итоговое занятие, защита
творческих работ и проектов, олимпиада, конкурс, игра - путешествие, тест,
блиц - опрос, итоговая выставка творческих работ, отчѐтный концерт,
проводится в апреле – мае.
Система воспитания
Воспитательная деятельность МДДиЮ осуществляется путем организации
работы детских объединений следующих направлений: художественное,
физкультурно - спортивное, туристско - краеведческое, социально гуманитарное, направленные на развитие социально активной, образованной,
нравственно и физически здоровой личности ребенка.
В МДДиЮ реализуются следующие проекты и дополнительные программы:
1. Программа «Мир во мне и я для мира»
13

Цель - создание благоприятных условий для гармоничного развития
обучающихся, пропаганда здорового образа жизни.
2. «Каникулы светофора»
Охрана жизни и здоровья юных граждан путѐм предупреждения дорожно транспортных происшествий.
3. «Незабудки»
Программа по работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья,
цель программы: формирование основ комплексного решения проблем детей с
отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни.
4. Программа «Зажигаем звезды»
Цель программы: создание условий для выявления, развития и поддержки
одарѐнных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и
профессионального самоопределения.
5. Программа «Мир вокруг нас»
Привлечение детей и подростков к активно организованной досугововоспитательной деятельности.
6. Программа «Дорога в мир увлечений»
Работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
7. Программа «Мир, в котором нет чужих!»
Создание условий для успешной реабилитации и социальной адаптации в
обществе всех категорий детей, посредством участия в досуговой деятельности.
8. Программа «Я рождѐн в России».
Программа
по патриотическому
воспитанию
обучающихся (цель
программы: создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие
каждому ребенку возможность гармоничного развития личности, формируя у
него чувство патриотизма, ответственности, самобытности, духовности).
9. «Ура, каникулы!»
Цель программы: организация содержательного досуга детей, физическое и
нравственное оздоровление детей, воспитание детей с активной жизненной позицией.
10. «Секрет семейного счастья»

14

Цель программы: установление партнѐрских отношений с семьѐй каждого
ребѐнка. Создание атмосферы доверия и взаимоподдержки в интересах
творческого развития детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная
защита семьи и детства.
11. «Уберечь от дурмана»
Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, цель
программы: профилактика правонарушений, преступлений, формирование
здоровых установок и навыков ответственного поведения.
12. «Мастер радости»
Программа по социализации и адаптации детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Программу реализовывают педагоги дополнительного
образования. Проводятся различные игровые программы, праздники, конкурсы,
викторины.

Одним из основных направлений работы МДДиЮ является взаимодействие с
социокультурными учреждениями города и района.
ВДПО

ОУ всех
типов
(ЭБЦ,
УПК,СЮТ,
Городской
ДДиЮ,
школы и
детские сады
города и
района).

Комитет по делам
молодежи

ГИБДД

Мальчевский
Дом детства и
юношества

Библиотеки

МиРЦ

Дом культуры

15

Уровневость воспитательной системы
(управленческая и информационно - содержательная)
Формы организации

Объект контроля

Работа с
педагогическими
кадрами

- Инструктивно - методическая деятельность
- Индивидуальная деятельность с педагогом
- Педсоветы
- Открытые мероприятия

Работа с
воспитанниками

Посещение занятий, мероприятий

Работа с родителями

Собрания, консультации, дни открытых дверей

Связи с другими
образовательными
учреждениями

Взаимодействия с образовательными учреждениями
всех типов

Основа воспитательной деятельности
Направление
воспитательной
деятельности

Формы деятельности

Гражданско патриотическое

Праздники народной культуры, районные и массовые
мероприятия, совместная деятельность с ГИБДД,
календарные праздники

Работа с семьей

Концертные программы, дни открытых дверей и др

Профилактическая мероприятия по ПДД «Юные инспектора движения»,
деятельность
досуговые программы, познавательные игры
Работа по месту
жительства

Районные праздники; организация детской площадки.

Духовно нравственное

Праздники народной культуры; выставки декоративноприкладного творчества;

Организация

Культурно-развивающий досуг д/детей районных школ;
16

деятельности в
каникулярное
время

организация работы трудового отряда.

Воспитание
здорового образа
жизни

Праздники, соревнования

Интеллектуально - КВН, выставки декоративно-прикладного творчества,
познавательное
викторины и т.д.

Модель личности выпускника.
Конечной целью деятельности нашего коллектива является образование
ребенка. В создании модели личности воспитанника мы опирались на
несколько факторов: имеющийся педагогический опыт, изучение социального
заказа, историко-культурные традиции нашего города и района, возможности
нашего образовательного учреждения.
Работа с личностью ребенка
предполагает изучение, развитие, формирование и коррекцию потребностей
данной личности и мотивов еѐ поведения, черт характера. Образовательный
процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в которых
наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также
приобретаются знания, умения и навыки. Поэтому модель личности
воспитанника мы представляем следующим образом.
Самопознание и самоприятие личности.
Самопознание – это познание себя, своих психофизиологических
особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, свойств,
темперамента, а в итоге – особенностей характера, стиля и тактики собственной
жизни.
Самоприятие – убежденность в реальности, законности и
ответственности собственного бытия; наличие у личности позитивной «Яконцепции»; принятие себя такой, какова она есть, и при этом осознающей свои
сильные и слабые стороны; открытой для общения и взаимодействия.
Самоприятие – важнейшее психологическое основание для социального
здоровья личности.
Признание и принятие окружающего мира – это уверенность в том, что
этот мир гуманен, гармоничен, целесообразен. Убежденность, что он не
является угрозой, его не надо опасаться. Человек не может жить в мире хаоса,
17

абсурда, угрозы. Проявление агрессивности – это ответ на обиды,
несправедливость и агрессию внешней среды (может быть и кажущуюся).
Способность к рефлексии – умение анализировать свои чувства,
понимать себя, свои потребности, чувства, выбирать способы эффективного
поведения, предвидеть последствия, чтобы быть способным за них отвечать.
Наиболее активно формируется это качество в подростковом возрасте.
Способность к пониманию, сочувствие и сострадание другому (эмпатия)
– Умение поставить себя на место другого человека, почувствовать его
эмоциональный настрой, понять мотив его поведения. Бездушие, жестокость
чаще всего возникают из-за неспособности поставить себя на место другого
человека, почувствовать его эмоциональное состояние.
Активность – это нацеленность на деятельность, преодоление
жизненных проблем, оптимизм. Человек рождается активным, деятельным,
устремленным на достижение и победу. Любопытство, желание реализоваться –
качества, которые изначально присущи ребенку. Инертность, заторможенность,
уход от общения, лень есть реакция на длительное неправильное воспитание.
Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от
жизни, радоваться, быть счастливым. Жить радостно – это также великое
умение и смысл жизни. Многие дети не научились получать удовольствие от
приобретения знаний, от чтения литературы, от общения с педагогом и со
сверстниками, от процесса интеллектуальной и трудовой деятельности.
Обученность на уровне требований предъявленных соответствующими
образовательными программами – предусматривает овладение ребенком
знаниями,
умениями,
навыками
определенными
образовательными
программами соответствующей направленности.

18

Система условий реализации образовательной программы.
Кадровое обеспечение
Учреждение полностью укомплектовано кадрами согласно
штатному
расписанию. Непрерывность профессионального развития педагогических
работников обеспечивается освоением работниками дополнительных
профессиональных образовательных программ не реже чем каждые три года в
учреждениях повышения квалификации, имеющих лицензию на право ведения
данного вида образовательной деятельности. В учреждении ежегодно
разрабатывается и реализуется План - график повышения квалификации
работников, созданы условия для ведения постоянной методической
поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам образования,
использования инновационного опыта других ОУ с этой целью ежегодно
разрабатывается и реализуется план методической работы.

Показатели

2021 - 2022

2022 - 2023

2023 - 2024

Колво

Кол- % к
во
общему
кол-ву

Колво

40

30

%к
общему
кол-ву

Всего пед.работников 40

%к
общему
кол-ву

Педагоги, имеющие образование:
Среднее
Средне специальное, всего

15

37,5%

16

40%

9

30%

В т.ч. педагогическое

24

60%

9

22,5%

21

70%

Незаконченное
высшее, всего

-

-

-

-

-

-

В т.ч. педагогическое

-

-

-

-

-

-

Высшее всего

25

62,5%

24

60%

21

70%

В т. ч.
педагогическое

24

60%

18

45%

21

70%

19

Педагоги, имеющие стаж:
До 5 лет

7

17,5%

6

15%

3

10%

От 5 до 10 лет

4

10%

4

10%

4

13,3%

От 10 до 20 лет

13

32,5%

14

35%

9

30
%

Свыше 20 лет

16

40%

16

40%

14

46,7%

Педагоги, имеющие квалификационные категории
Высшую

11

27,5%

4

10%

9

30%

Первую

8

20%

16

40%

7

23,3%

Педагоги, имеющие
ученые звания:

-

-

-

-

-

-

Отличник
просвещения РФ

3

7,5%

1

2,5%

3

10%

20

Психолого – педагогическое обеспечение
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является
обеспечение психологической поддержки учебно-воспитательного процесса,
нахождение индивидуальных путей личностного развития обучающихся,
реализация их творческого потенциала. Работа по психолого-педагогическому
сопровождению осуществляется в двух направлениях:
- актуальное (ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,
возникших у обучающихся);
- перспективное (ориентированное на профилактику отклонений в обучении и
развитии).
Оба направления реализуются совместными усилиями педагога – психолога и
педагогов дополнительного образования.
В деятельности педагога – психолога имеется три обязательных компонента,
взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);
реализация
программ
индивидуальных
коррекционноразвивающей направленности:

и

групповых

занятий

- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она
имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к
уровню развития ребенка.
Формы работы:
1. Психологическая диагностика
2. Психологическое консультирование
3. Психологическая коррекция
4. Психологическое просвещение
5. Психологическая профилактика.

21

Программно – методическое обеспечение
Образовательная деятельность осуществляется по 4 направленностям:
- художественная;
- физкультурно – спортивная;
- социально-гуманитарная;
- туристско-краеведческая.
Принципы отнесения образовательных программ к направленностям
соответствуют целям, задачам, ожидаемым результатам, зафиксированным в
рабочих программах педагогов.

Наименование
направленности

Наименование
дополнительной
образовательной
программы

Уровень освоения
(общекультурный,
углубленный,
профессиональноориентированный)

1.

Художественное

Хореографическая
студия
«Ритм»

основное

общекультурный

3

«Вдохновение»
«Вдохновение»

дошкольное
начальное

общекультурный
общекультурный

1

Волшебная лепка
«Цветиксемицветик»
«Город мастеров»

дошкольное
дошкольное

общекультурный
общекультурный

1
2

среднее

Вокальная студия
«Каприз»
«Волшебный
клубок»
«Пуговка»
«Аленький
цветочек»

основное
Начальное

профессионально - 3
ориентированный
профессионально - 3
ориентированный
общекультурный
2

начальное
начальное

общекультурный
общекультурный

Продолжительность освоения

№
п/п

Уровень реализации (дошкольный,
или
основного
начального,
общего
(полного)
среднего
образования)

Реализуемые образовательные программы

3

2
2

22

«Сокол»
«Калинка»
«Волшебный
завиток»

2.

3.

Физкультурноспортивное

Социальногуманитарное

начальное
основное
дошкольное

общекультурный
общекультурный
общекультурный

3
5
2

«Мастер на все дошкольное
руки»
«Мастер на все начальное
руки»
«Текстильная
среднее
кукла»
«Творческая
среднее
мастерская»
ИЗО-студия
дошкольное
Акварелька
Радость моя
среднее
«Спортивная
дошкольное
аэробика»

общекультурный

2

общекультурный

2

общекультурный

3

общекультурный

2

общекультурный

2

общекультурный
общекультурный

2
2

«Русский бильярд»
«Четыре коня»
«Здоровишка»

среднее
дошкольное
дошкольное
Среднее

общекультурный
общекультурный
общекультурный
общекультурный

3
1
2
5

«Счастливый
дошкольное
английский»
«Иностранный в дошкольное
играх»
«Радуга»
дошкольное
начальное
«Умелые ручки»

общекультурный

1

общекультурный

2

общекультурный

2
2
3

«ЮИД»

«КВН»
«Домашний
компьютер»
4.

Туристско-краеведческое «Юный краевед»
«Знатоки Родного
края

основное

среднее
начальное
дошкольное

общекультурный

профессионально
ориентированный
профессиональноориентированный
общекультурный
общекультурный

3
2
2

23

Материально – техническое обеспечение.
Административно – хозяйственная деятельность направлена на создание
современных условий для обеспечения образовательной деятельности.
Материально – техническое обеспечение складывается из собственных
ресурсов и привлеченных ресурсов образовательных учреждений, на базе
которых согласно договорам проводятся занятия.
Техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование
п/п
Средства ТСО

Характеристики, количество
Количество

1.

Компьютер

7

2.

Телевизор

1

3.

Видеомагнитофон 2

4.

Магнитофон

4

5.

Диапроектор

2

6.

Кодоскоп и др.

-

7.

Комплект
музыкальной
аппаратуры

1

Учебные помещения
1.

Учебные классы

Собственные

Арендуемые

База других
образовательных
учреждений

2.

Хореографически
е классы

-

2

2

3.

Спортивные залы

-

2

2

4.

Актовый зал

-

3

3

5.

Бассейн

-

-

-

24

Финансово – экономическое обеспечение
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы опирается на
исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право
граждан на бесплатное и доступное дополнительное образование. Объѐм
действующих расходных обязательств отражен в муниципальном задании
учредителя
по
оказанию
муниципальных
образовательных
услуг.
Муниципальное задание учредителя обеспечивает соответствие показателей
объѐмов и качества предоставляемых Учреждением услуг (выполнения работ)
размерам направляемых на эти цели средств бюджета.

25

Приложение № 1
Учебно - методический комплекс
Художественная направленность
ФИО педагога – Стрюкова О.С.
Образовательная программа – Волшебный завиток
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога
1.Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных
завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных
лент.- М.: Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной
технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М:
2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной
технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной
технике – 3. М.: ООО Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
7.Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айриспресс, 2006.
ФИО педагога – Луданова Д.О.
2
Образовательная программа - Каприз
Срок реализации программы – 3 года
1

Литература для детей
1. Мосин И.Г. «Рисование»,
Екатеринбург
«У-ФАКТОРИЯ»,
1996 г
2.Иванов В.И. О тоне и цвете.
Библиотека юного художника.
Часть 1. –
М.: «Юный
художник», 2001.
3.Каменева Е.
Какого цвета
радуга. – М.: Детская литература,
1984.
4. Чиотти Д. «Оригинальные
поделки из бумаги». ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2009 г

Литература для педагога
1. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и
тренинг. Издательство «Лань», 1997.
2. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования.
Методические
рекомендации.
Издательство «Наука», 1991.
3. Суртаев В.Я. Социокультурное пространство
молодѐжи: методология, теория, практика. Санкт
Петербург:
изд.
Санкт
Петербургского
гос.
Университета К. и И., 2006.
ФИО педагога – Долгодушева Т.А.
3
Образовательная программа - Цветик-семицветик
Срок реализации программы – 2 года

Литература для детей
1. Кадобнова И.В. Усачѐва В.О.
Учебная
книга
«Искусство
слышать» Издательство «Паносаэро», 1990.
2. Петрушин В.И. Слушай, пой,
играй. Москва, 1997.

Литература для педагога

Литература для детей

26

1. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников:
конспекты, тематические занятия и демонстрационный
материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ, ГномПресс, 2005 г
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. Москва, 1989.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Москва,
1989.
5. Некрасова. Современное народное искусство. Л.,
1987.
ФИО педагога – Дубовая Н.И.
4
Образовательная программа – Волшебный клубок
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога
1. Ильновская Ю.А. Игрушки своими руками. Изд. Мир
книги. 2007
2. Калашникова Т.С. Модели для детей. ООО ДД изд.
Мир книги, 2009.
3. Трибис Е.Е. Большая коллекция узоров. ООО ДД
Изд. Мир книги, 2006.
4. Максимова М. Азбука вязания. ЗАО Изд. ЭКСМОпресс, 2004.
5. Буклеты. Волшебный клубок. ООО изд.Премьера,
2007-2008.
5

ФИО педагога – Чижикова Л.А.
Образовательная программа – Калинка
Срок реализации программы – 5 лет
Литература для педагога

1 Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре.
Учебно-методическое пособие. Москва, 1987.
2. Струве Г.А. Школьный хор. Москва, 1981
3. Казачков С. От урока к концерту. Казань, 1990.
4. Шепелев В. Методика работы над выразительностью
пения школьников. Орѐл, 1962.
ФИО педагога – Тарасов В.Н.
6

Образовательная программа – Город мастеров
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога
1. Алексеев И.М. «Домовая резьба». «Нива России»,
2000 г.
2. Буриков В.Г. «Домовая резьба». «Владос», 1994 г
3.Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство
в школе». «Просвещение», 1981 г
4.
Гульянц
Э.К.
«Учите детей
мастерить»,
«Просвещение», 1979 г
ФИО педагога – Журбина К.В.
7
Образовательная программа – Акварелька

1. Каменева Е.И. Какого цвета
радуга. Москва, 1984.
2.
Максимов
Ю.В.
Родник
творчества. Москва, 1998.
3. Журнал «Юный художник».

Литература для детей
1. Коновалова И.Е. Вязание
крючком. Салфетки и скатерти.
ООО Академ-центр, 2007.
2. Кирьянова Ю.С. Модная
коллекция. Вязание изделия. ООО
группа компаний «РИПОЛ», 2008.
3. Трибис И.Е. Школа вязания
спицами и крючком. ООО ДД
ИЗД. Мир книги, 2007-2008.
(серия книг)

Литература для детей
1. Уколов В., Рыбакина Е. Музыка в
потоке времени. Москва, 1988.
2. Хентова С.М. Музыка и еѐ
исполнители. Москва, 1969.
3. Щуров В.М. Песня, традиция,
память. Москва, 1987.

Литература для детей
1. Муронец Е., Сергеева С. Книга
для мальчиков «Сделай сам»,
«Астрель», 2001 г.
2. Хворостов А.С., Хворостов Д.А.
«Художественные
работы
по
дереву», «Владос», 2002 г

27

Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

Литература для детей

1.Алексеева А.С. Обучение детей в дошкольных
учреждениях села. М: Просвещение, 1990 г
2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования, М:
Просвещение, 1976 г
3. Пантелеева Г.Н. Декоративное искусство детям, М:
Просвещение, 1976 г
ФИО педагога – Дубовая Н.И.
8
Образовательная программа – Аленький цветочек
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1.Перевертень Г.И. Самоделки из
бумаги, М- Просвещение, 1983 г
2. Коротеева Е.И. Я учусь
рисовать, М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
г

1.Григорьев Е.И. «Современные технологии социальнокультурной деятельности», Тамбов, 2004 г
2. Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного
образования детей». Учебно-методическое пособие для
руководителей
ОУДОД,
методиста,
педагоговорганизаторов, специалистов по дополнительному
образованию детей, руководителей образовательных
учреждений, учителей, студентов педагогических
учебных заведений, слушателей ИПК. Ростон-на-Дону,
«Учитель», 2007 г
3.Сафонова Е.Ю. Вместе с детьми – по ступенькам
творческого роста. Доп. образование, 2004 - № 7
ФИО педагога – Доценко Е.Д.
9
Образовательная программа – Пуговка
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога
1. Матюхина Ю.А. Вязание крючком, Ростов-на Дону,
2007 г
2. Ткаченко Т.О. Мягкая игрушка, Ростов-на-Дону, 2004
г
3. Дж. Дженкинс. Узоры из бумажных лент, Москва,
2003 г
4. Божко Л.С. Бисер. Уроки мастерства, 2012 г
10 ФИО педагога – Алексеева А.С.
Образовательная программа – Ритм
Срок реализации программы – 5 лет
Литература для педагога

1.Перевертень Г.И. Самоделки из
разных
материалов.
М.
–
Просвещение, 1985 г
2. Паньшина И.Г. Декоративноприкладное искусство, 1975 г.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии, С-пб: ЛЮКСИ,
1996 г
2. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Ростов-на Дону:
Феникс, 2008 г
3. Заикин И.И. Областные особенности русского
народного танца, Орел, 1999 г

1. Котова Л. Современные детские
танцы, Москва, Искусство, 2000 г
2. Смит Люси. Танцы. Начальный
курс. Москва: Энциклопедия, 2004
г
3. Богаткова Л.Н. И Мы танцуем,
М: Детская литература, 1985 г

Литература для детей

Литература для детей
1. Грушина Л.В. Живые игрушки,
Смоленск, 2005 г
2. Плотникова Т.Ф. Умелые руки,
Ярославль, 2009 г
3. Шалда В.В. Цветы из ткани,
Москва, 2005 г

Литература для детей

28

11

ФИО педагога – Кудрявцева А.О.
Образовательная программа – Волшебная лепка
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1.Дашкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СанктПетербург, Кристал, 2000 г
2. Кискальт Т.И. Соленое тесто. М. Профиздаг, 2002 г
3.Кискальт
Т.И. Увлекательное
моделирование,
Ярославль, АСТ-Пресс, 2001 г
4.Фролова Е.С. Забытое ремесло, М: АСТ – Пресс, 2000
г
5.Поливанова
К.Н.
Проектная
деятельность
школьников.- М: Просвещение, 2011 г
ФИО педагога – Гребенникова Я.Н.
Образовательная программа – Вдохновение
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога
1.Барышникова Т.К. Азбука хореографии.-СПб., 1996 г
2.Белов М. Эстетическое воспитание детей средствами
хореографического искусства. –М., 1963 г
3.Звездочкин В.А. Классический танец.-Ростов н/Д.,
2003 г
4. Ярмолович С.В. Принципы оформления урока
классического танца.
5.Белкина С.И. Музыка и движение.-М. 1984 г.
13 ФИО педагога – Пономарева Т.И.
Образовательная программа – Текстильная кукла
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога

Литература для детей
1. Романовская А.Л., Чезлов Е.М.
Поделеи из соленого теста.-М:
АСТ-Пресс, 2006 г
2. Силаева К.К. Соленое тестоукрашения, сувениры, поделки» М: Изд. Эксмо, 2006 г
3.Хананова И. Соленое тесто. – М:
«Дрофа», 2007 г
4. Журнал «Мое любимое хобби.
Мастерим с детьми», 2013 г

12

1.Норенко И.Г. Технология. Русские традиции при
изготовлении различных изделий. 2007г.
2.Соколова Ю., Сидорович Ю. « Мягкая игрушка».
2000г.
3.Грин М. « Шитье из лоскутов». 1981г.
4.Егорова Р. И. Монастырская В.П. «Учитесь шить»
1998г.
5.Соколова В.А. «Лучший клад – ремесло» 1996г.
6.Воротилова Т.Е. « Учитесь шить красиво»1993г.

14

ФИО педагога – Лях О.А.
Образовательная программа – Мастер на все руки
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. М.
Творческий центр «Сфера», 2001 г
2.Курочкин Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена

Литература для детей
1.Блинов И.И., Е.А. Веселкова
Балетная школа, СПб., 2002 г
2.Пасютинская В. Волшебный мир
танца.-.М.: Просвещение, 1986 г
3.Пуртова Т.В., Беликова А.Н.,
Учите детей танцевать.-М., 2003 г
4.Рубштейн Н. Секреты успешной
тренировки. – М., 2001 г

Литература для детей
1.Дайн Г.Л. Русская тряпичная
кукла. М,: Культура и традиции.
2007
2. Зайцева А.А. Оригинальные
куклы. М,: Эксмо. 2010
3. Лежнѐва С.С. Сказка своими
руками. М,: Полымя.1996
4. Максименко О.П. Как шить
красиво. М.: Внешсигма. 1998
5. Полилина Л. О. Русский
костюм. М,: Дрофа.1997.

Литература для детей
1. Лыкова И.А. Пластилиновый
остров, «Карапуз-дидактика»,
2006 г
29

года. СПБ., 2003 г
3.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду, М., Просвещение, 1982 г
4. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская, 2000 г

15

ФИО педагога – Соколова М.А.
Образовательная программа – Сокол
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и
тренинг. Издательство «Лань», 1997.
2. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования.
Методические
рекомендации.
Издательство «Наука», 1991.
3. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о
детском голосе. - М., 1972.
4. Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного
исполнителя. Молодежная эстрада. № 5 - 1990 г.

16

2. Лыкова И.А. Листопад в
ладошках, «Карапуз-дидактика»,
2006 г
3.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.
Аппликация в детском саду,
Ярославль «Академия развития»,
2006 г
4. Новикова И.В, Базулина Л.В.
Времена года, 2008 г

Литература для детей
1.Ермакова И.И. Коррекция речи и
голоса у детей и подростков. – М.,
Просвещение, 2000 г
2. Кацер О.В. Игровая методика
обучения детей пению: Учебнометодическое пособие. – М.,
Музыкальная палитра,2005г
3.
Озерова
О.Е.
Развитие
творческого
мышления
и
воображения у детей. Игры и
упражнения. - Ростов-на-Дону,
Феникс, 2005.
4. Орлова Т.М., Бекина С.И.
Учите детей петь. Песни и
упражнения для развития голоса у
детей 6-7 лет. - М., Просвещение,
1988 г

ФИО педагога – Тарханова О.М.
Образовательная программа – Радость моя
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

Литература для детей

1.Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской
1.Матвеев Н.В. Хоровое пение. –
Православной Церкви.- Сергиев Посад, 1998г.
М., 1998
2.Королева Т.И., Перелешина В.Ю. Регентское
2.Осмогласие. Учебное пособие .
мастерство. – М., 2010
Издательский совет РПЦ. –М.,
3.Матвеев Н.В. Хоровое пение. – М., 1998
2005.
4.Осмогласие. Учебное пособие . Издательский совет
3.Стулова Г.П. Школа церковного
РПЦ. –М., 2005.
пения – Владимир, 2002
5.Стулова Г.П. Школа церковного пения – Владимир,
2002 г.
17 ФИО педагога – Осипова М.В.
Образовательная программа – Творческая мастерская
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога
Литература для детей
1.Горский В.А. под ред. Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное

1.В.С. Горичева Сказку делаем из
глины, теста, снега, пластилина.
30

образование. М. Просвещение, 2013 г.
2. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы
внеурочной деятельности. Художественное
творчество» М. Просвещение, 2011 г.Григорьев Д.В.,
Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор», М. Просвещение, 2010 г.
3. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»
Образовательная программа и конспекты занятий (для
детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
4.А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт Петербург, 1996.

М., 2002
2.Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100
замечательных поделок из всякой
всячины. Ростов-на-Дону, Феникс,
2009.
3.Вешкина
О.Б.
Декупаж.
Стильные идеи шаг за шагом. –
М.: АСТ: Астрель, 2010.

Физкультурно - спортивная направленность
1

ФИО педагога – Жидкова А.Б.
Образовательная программа – Спортивная аэробика
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

Литература для детей

1. Гофман Р.В. Программа знай и люби своѐ тело.
Ростов на Дону, 1998.
2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика
оздоровления. Москва, 2000.
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической
культурой в ДОУ. Москва, 2005.
4. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и
праздники в ДУ. Москва, 2001.
2
ФИО педагога – Тарасов В.Н.
Образовательная программа – Русский бильярд
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога

1.Казина
О.Б.
Весѐлая
физкультура для детей и их
родителей. Ярославль, 2005.
2.Журнал «Книжки, нотки и
игрушки для Танюшки и
Андрюшки».

1. Железнев В.П. Бильярд. Секреты обучения и техники
игры, « Феникс», 2004 г
2. Бирковский В.В. Бильярд. Спорт, отдых, развлечение.
«Феникс», 2002 г
3. Надеждина В. Русский бильярд, «АСТ», 2007 г
3
ФИО педагога – Караваев Е.В.
Образовательная программа –Здоровишка
Срок реализации программы – 1 год
Литература для педагога

1. Злобников Н.С. Бильярд.
Самоучитель.
«Современная
школа», 2006 г
2. Белин И.В. В мире бильярда,
«Феникс», 2001 г

1.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:
Пособие для воспитателя детского сада. - М.:
Просвещение, 1993г.
2.Галанов А.С. «Игры, которые лечат».
2016г
3.Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых
маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. М.:
Мозаика-Синтез, 2006г. 4.Утробина К.К. Занимательная
физкультура в детском саду для детей 3-5 лет.
Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в
спортивном зале: Пособие для воспитателей и
инструкторов по физкультуре.- М.: Издательство ГНОМ

1.Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е.
Физкульт – привет минуткам и
паузам! Методическое пособие,
СПб, «Детство-пресс», 2006.
2.Голубева Л.Г. Гимнастика и
массаж для самых маленьких:
Пособие
для
родителей
и
воспитателей.
М.:
МозаикаСинтез, 2006г

Литература для детей

Литература для детей

31

и Д., 2003г.
5.Утробина К.К.
Занимательная физкультура в детском саду для детей 57лет.
Конспекты
нетрадиционных
занятий
и
развлечений в спортивном зале: Пособие для
воспитателей и инструкторов по физкультуре. - М,
издательство ГНОМ и Д, 2003
4
ФИО педагога – Бородаенко В.А.
Образовательная программа – Четыре коня
Срок реализации программы – 1 год
Литература для педагога
1.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в
Шахматной стране — М: Поматур, 2000;
2.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких — М.:
Астрель; АСТ, 2000.
3.Е. П. Быкова, Т.И. Локтева Шахматы для малышей –
Ростов на Дону, Феникс, 2008
4.В.Г. Гришин Малыши играют в шахматы – М,
Просвещение, 1991
5.В.В. Костров Шахматы для
детей и родителей – С-П, ЛИТЕРА, 2017

Литература для детей
1.Е. П. Быкова, Т.И. Локтева
Шахматы для малышей – Ростов
на Дону, Феникс, 2008
2.В.Г. Гришин Малыши играют в
шахматы – М, Просвещение, 1991
3.В.В. Костров
Шахматы для
детей и родителей – С-П,
ЛИТЕРА, 2017 г

Туристско - краеведческая направленность
1

ФИО педагога – Дубовая Н.И.
Образовательная программа – Юный краевед
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. –
Кишинев, 1985.
2. Буровыик К. Родословная вещей. – М., 1985.
3. Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 1974.
4. Волина В. Учимся играя. – М., 1998.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 1998.
6. Живые страницы/ Под ред. А.М. Аббасова. –
Воронеж, 1995.
7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия,
предания и поэзия. – М., 1996.

Литература для детей
1. Старинные русские пословицы
и поговорки/ Сост.В.П. Аникин –
М.,1987.
2. Рогов А. Как строили на Руси. –
М., 1997.
3. Русский народный костюм. – Л.,
1984
4. Русские народные загадки,
сказки «Ни окон, ни дверей» - М.,
1998
5. Успенский Л.В. Ты и твое имя –
Волгоград, 1994.

ФИО педагога – Дармосюк Н.А.
Образовательная программа – Знатоки родного края
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога
Литература для детей
1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском 1. Курочкин Н.А. дети и
пейзажная живопись. Времена
саду, М., Творческий центр «Сфера»,2010
2. Швайко Г.С. занятия по изобразительной года. С – П., Детство – пресс,
деятельности в детском саду (старшая группа), М. 2003.
2.Дыбина О.В. Творим.изменяем.
«Владос». 2002
М.
Творческий
3. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная Преобразуем.
центр «Сфера» 2002.
деятельность в детском саду, М., Просвещение, 1982

2

32

3

ФИО педагога – Воропаева И.В.
Образовательная программа – Добрые сердца
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога

1.Волохов А.В. Программы деятельности волонтеров.
М., 2011г
2.Дик Н.Ф. 100 добрых дел для нас
не предел.- Ростов н/Д., 2007 г
3.Базаркина Е.В.
Беседы о нравственности для старшеклассников.Волгоград, 2006 г
4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.СПб.,2003 г
5.Галеева Н. Формирование
организаторских умений у школьников, 2008 г
6. Бородатая М.Н., Лыскова В.И. Дневник добровольца.
Вятка – территория добровольчества. – Киров, 2012 г

Литература для детей
1. Алещенок С.В. Социальное
добровольчество в России:
состояние и перспективы
развития.- М., 1994 г
2.Козак О.Н. Летние игры для
больших и маленьких. Союз
Санкт-Петербург, 1997 г
3. Смирнова Л.А.
Общеразвивающие упражнения
для младших школьников, Владос,
2002 г
4.Кулинич Г.Г. Вредные
привычки. Профилактика
зависимостей.-М, 2008 г

Социально - гуманитарная направленность
1

ФИО педагога – Собка Н. А.
Образовательная программа – Счастливый английский
Срок реализации программы – 1 год
Литература для педагога

1.Гузеева К.А. Английский язык. Справочные 1.
материалы. 1993.
2. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому 2.
языку. Москва «Вако», 2006.
3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя
иностранного языка. Минск «Вышейшая школа», 2000. 3.
4. Негневицкая Е.И. Английский язык. Книга для
учителя. Москва «Просвещение», 1992.
5. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном 4.
языке.
Москва,1980.
6. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения
иностранным языкам. Ростов на Дону, 1999.
2
ФИО педагога – Бондарев А.И.
Образовательная программа – Домашний компьютер
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога

Литература для детей
Сѐмина Е.А. Английская азбука
в рифмах. Москва, 1996.
Скультэ В. Английский для
детей.
Москва
«Айриспресс»,2006.
Шишкова И.А. Английский для
самых маленьких. Москва
«Росмэн», 2007.
Минаев Ю.Л. 29 Монологов и
диалогов на английском языке
для
школьников.
Москва
«Дрофа», 2001.

Литература для детей

1. Нечаев В.С. Персональный компьютер, Интернет, 1. Симонович С.В., Евсеев Г.А.
Специальная
информатика.
электронная почта. Москва, 2001.
Москва «Аст-пресс», 2001.
2. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Windows 9x. Москва
2.
Справочная
система
2001.
компьютера.
3
ФИО педагога – Плескачева Е.Ф.
Образовательная программа – ЮИД
Срок реализации программы – 5 лет
33

Литература для педагога

Литература для детей

1. Правила дорожного движения
Российской
федерации по состоянию на 2010 год. АСТ»Астрель»,
Полиграф. Изд. Москва, 2010.
2. Маркова Е.Н. Программа изучения ПДД, история
ПДД, развитие транспорта и дорог в системе
дополнительного обюразования. Ростов на Дону, 2002.
3. Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма в
начальной и средней школе. Волгоград. Учитель, 2007.
4
ФИО педагога – Дармосюк Н.А.
Образовательная программа – Радуга
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Рублях В.Э. ПДД – 7-8 класс.
Москва «Просвещение», 1981.
2. Дорохов А.А. Зелѐный. Жѐлтый.
Красный.
Москва.
Детская
литература, 2004.
3. Всероссийская газета для детей,
педагогов, родителей «Добрая
дорога детства».

1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском
саду, М: Сфера, 2010 г
2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду (старшая группа), М –
Вдадос, 2002 г
3. Саккулина Н.П. Комарова Т. С. Изобразительная деять в детском саду, М: Просвещение, 1982 г
5
ФИО педагога – Дубовая Н.И.
Образовательная программа – Умелые ручки
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Дыбина О.В. Творим, изменяем,
преобразуем.
М:
Творческий
центр «Сфера», 2002 г
2. Курочкин Н.А. Дети и
пейзажная живопись. Времена
года. С-Пб: Детство. ПРЕСС., 2003
г

1. Санчук Т., Некрашевич Е. журнал «Делаем сами».
Изд. Дом «Толока» ООО «Студио Модерна», 2010.
2. Доброва Е.В. Украшение дома своими руками. Изд.
«Рипол Классик», 2008.
3.Сержантова Т.Б. «366 моделей из оригами», Айриспресс.,2006 г

1. Долженко Е.И. 100 поделок из
бумаги. — Ярославль: Академия
развития, 2002.
2. Дубровская Н.В. «Поделки из
природного материала», Москва
АСТ «Астрель», «Сова»-СанктПетербург, 2010 г.
3. Шалаева Д.А. 350 идей для
творчества (Большая энциклопедия
поделок). ООО изд. «ЭКСМО»,
2009.
4.Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг
за шагом, Харьков,2007 г

6

ФИО педагога – Петрич А.Е.
Образовательная программа – КВН
Срок реализации программы – 3 года
Литература для педагога

1.Жириненко О.Е. Как играть в КВН, М.: Просвещение,
2005 г
2. Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые
темы, Р н/Д, Феникс, 2008 г
3. Турыгина С.В. КВН. Методика проведения занятий и
сценарии для школ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 г

Литература для детей

Литература для детей

Литература для детей
1. Воронова Е.К. Сценарии
школьного КВН на любые темы, Р
н/Д, Феникс, 2008 г
2.Кулинич Г.Г. Школьный клуб,
М: ВАКО, 2007 г
3. Сгибнева Т.Б. Школьный КВН,
34

Р н/Д, Феникс, 2002
7

ФИО педагога – Митина О.И.
Образовательная программа –Иностранный в играх
Срок реализации программы – 2 года
Литература для педагога

1. Журавлева Р.И. – Учимся читать по-английски.Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г
2. Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку:
английское произношение. –М., Астрель АСТ, 2000г
3.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга
преподавателя иностранного языка. – Минск,
Вышэйшая школа, 1997г
4. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения
иностранным языкам. Ростов на Дону, 1999.

Литература для детей
1. Вронская И.В. 105 занятий по
английскому
языку
для
дошкольников. – С.-Петербург,
КАРО, 2009 г
2. Конышева А: Английский для
малышей: стихи, песни, игры,
рифмовки,
инсценировки,
утренники. КАРО, 2018 г

Каждая образовательная программа обеспечена методическим комплексом.
Недостаточное количество литературы у педагогов
физкультурно спортивной, социально – гуманистической
направленности. Остальные
программы обеспечены литературой в достаточном количестве.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».