Содержание Пояснительная записка 1.Цели и задачи 2.Детская одаренность, признаки, виды, особенности личности 3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися 4.Формы работы с одаренными обучающимися 5.Педагогические технологии в работе с одаренными детьми 6.Этапы реализации программы 7.Направления программы «Одаренные дети» 8.Выявление одаренности 9.Развитие одаренности 10.Поддержка одаренности 11.Ожидаемые результаты 12.Показатели эффективности реализации программы Список литературы Приложение Пояснительная записка Основанием для разработки Программы «Одаренные дети» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Мальчевского дома детства и юношества (далее-МБУ ДО МДДиЮ) являются: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» от 21 июня 2021 г. № Р-126; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р; Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденная Правительством РФ от 03.10.2012 г. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы МБУ ДО МДДиЮ. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями не только для самих обучающихся, но и для педагога. Программа «Одаренные дети» МБУ ДО МДДиЮ(далее-программа) актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для ее развития. Срок реализации программы: 2023-2026 гг. Участники программы : •педагоги дополнительного образования; •психолог; •обучающиеся; •родители; •администрация МБУ ДО МДДиЮ 1.Цели и задачи Цель программы – создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся; создание оптимальной среды, способствующей формированию и максимально полной реализации их творческих способностей. Задачи: •изучать природу детской одаренности; •обеспечивать создание условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, предоставление возможности для продуктивной самореализации через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня; •разработать и внедрить индивидуальные и групповые программы, позволяющие более полно удовлетворять интересы обучающихся; •разработать систему диагностики одаренных детей; обеспечивать информационно-методическое и программное сопровождение, кадровые условия для работы с одаренными обучающимися; •организовывать совместную с родителями поддержку одаренного обучающегося в реализации его интересов ; •создавать базы данных одаренных детей. 2.Детская одарѐнность, признаки, виды, особенности личности Терминология Термины, которые используются при характеристике познавательных возможностей обучающихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо определенной деятельности. Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка : быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о безусловном наличии одаренности. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Виды одаренности Академическая одаренность Составляющие Как проявляются Мотивационноличностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов Способности к обучению Творческая одаренность Художественная одаренность Вокальная одаренность Литературная одаренность Артистическая одаренность Конструкторская Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память Развитое пространственное одаренность мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации Психомоторная Спортивная одаренность Высокие спортивные одаренность показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость Хореографическая Чувство ритма, музыкальный одаренность слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память Коммуникатив- СоциальноУмение понимать партнера по ная одаренность личностная одаренность общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию Особенности личности одаренного ребенка При градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития имеют очень высокий уровень отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития Качества личности Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы. Эти обучающиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность обучающегося при выполнении заданий. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. Излишнее вмешательство педагогов и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных обучающихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового. Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности, ответственности самого обучающегося. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия с взрослыми (в первую очередь с педагогами). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним. Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется. Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Педагогу следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. 3.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися При работе с одарѐнными определенные специальные принципы: детьми необходимо учитывать принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога; принцип гуманизации заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения; принцип индивидуализации состоит в учѐте психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психологических процессов; принцип дифференциации - это такой подход к обучению, который учитывает различие обучающихся; принцип свободы выбора дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества обучающимися. 4.Формы работы с одаренными детьми В программе МБУ ДО МДДиЮ выделяются следующие формы работы с одарѐнными детьми: групповые занятия; индивидуальные занятия, консультации; конкурсы, выставки, фестивали; исследовательская и проектная деятельность; каникулярные сборы, профильные смены оздоровительных лагерей, мастер-классы, творческие лаборатории; публичные выступления; творческий отчѐт персональная выставка; показ достижений. 5.Педагогические технологии в работе с одаренными детьми Использование перспективных образовательных технологий даѐт высокий результат в обучении всех детей и одарѐнных в частности. Поэтому педагоги МБУ ДО МДДиЮ используют в работе передовые педагогические технологии и методики, такие как: 1.Технология проблемного обучения. Это базовая технология. В процессе выполнения заданий проблемного характера деятельность обучающихся реализуется наиболее эффективно. 2.Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. 3.Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарѐнных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объѐмов информации и применяются компьютеризованные средства обучения. 4.Здоровьесберегающие. Технологии направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональная организация учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями . 5. Игровые технологии. Способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. 6.Этапы реализации программы Первый этап – диагностико-организационный (2023-2024гг.). Он включает в себя: создание и организацию деятельности творческой группы педагогов дополнительного образования; создание нормативно-правовой базы; обеспечение материально-технической базы; разработку диагностики одаренности обучающегося; изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одаренности, анализ полученной информации; отработку отдельных форм и методов работы с одаренными обучающимися; организацию информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования по проблемам одаренности. Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2024-2025 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися на всех уровнях и во всех направлениях. На этом этапе планируется: отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого одаренного обучающегося; отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными обучающимися; углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных; обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных программ объединений по интересам, методических материалов, диагностических методик; психологическая, педагогическая, социальная поддержка одаренных обучающихся. Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2025-2026 году (обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается: сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных обучающихся; мониторинг личных достижений обучающихся; анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными обучающимися; создание системы работы с одаренными обучающимися в условиях учреждения дополнительного образования; определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. 7. Направления программы «Одаренные дети» 1)Работа с обучающимися Организация и содержание учебно-воспитательного процесса: индивидуализация обучения; проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных обучающихся; проведение диагностики; создание банка данных «Одаренные дети»; создание образовательной среды для развития одаренных обучающихся; организация объединений интеллектуальной, художественноэстетической направленности; участие одаренных обучающихся в профильных сменах в детских лагерях различного уровня; создание условий для участия одаренных обучающихся в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся; использование информационно-коммуникационных технологий. 2)Работа с педагогическим коллективом повышение квалификации педагогов на разных уровнях; обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей; освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики; разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки обучающихся; ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка; оказание информационной, методической помощи педагогам дополнительного образования; создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей; разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ; определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными обучающимися; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий, образовательных программ. 3) Работа с родителями одаренных детей Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов–оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в проведении которых используются разные формы: круглые столы; творческие лаборатории родителей; привлечение родителей к совместной творческой деятельности; родительские педагогические тренинги; совместные с детьми мероприятия; обмен мнениями; беседы для родителей на темы : «Психологические особенности одаренных детей», «Способности и одаренность детей», «Факторы влияющие на развитие одаренности», «Как помочь ребенку, обладающему незаурядными способностями?». При организации работы с одаренными детьми следует: учитывать характер семейных отношений и развитие эмоциональноволевых качеств; создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я - концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка; оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения. Следовательно, задача каждого педагога дополнительного образования, методиста, психолога-разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого- педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей. 8.Выявление одаренности Основные методы выявления одаренности: психолого-педагогическое наблюдение; диагностика; мониторинг образовательных потребностей Кроме основных методов выявления одаренности могут использоваться практические занятия. Важнейшим элементом выявления одаренности является аналитическая деятельность педагогов дополнительного образования по данным участия детей в различных видах интеллектуально-творческой и конкурсной деятельности. В течение учебного года по результатам участия в конкурсах по каждому направлению выявляются обучающиеся, имеющие высокие достижения. 9.Развитие одаренности Психологической основой развития одаренности является самоактуализация личности. Самоактулизация - это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Опорой для самоактуализации обучающегося , в условиях дополнительного образования, становится педагог. Он занимает позицию помощника и помогает обучающемуся самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки. В этом случае используются следующие средства поддержки: понимание индивидуальности ребенка (родители, педагоги дополнительного образования); предоставление выбора; активное слушание; обсуждение планов (в разной временной перспективе); поддержка (родители, педагоги дополнительного образования). Педагог дополнительного образования использует (обеспечивает) следующие средства поддержки: включенность обучающегося в обсуждение критериев качества деятельности; специальные занятия по созданию навыков самоконтроля деятельности; наличие условий для оценочной самостоятельности (включенности в ситуацию оценивания); предоставление выбора (содержания и форм деятельности на занятии и т.д.); стимуляция самостоятельного планирования обучающимся ближайшего и отдаленного будущего; повышенные возможности для креативной деятельности; включение достаточных элементов партнерства с педагогом дополнительного образования и родителями. Наиболее эффективны индивидуальные занятия с обучающимися. 10.Поддержка одаренности Одаренные обучающиеся, особенно в творческой и интеллектуальной сфере, обычно обладают высоким уровнем внутренней мотивации. Тем не менее, они нуждаются во внешней оценке своей деятельности. Для поддержки обучающихся используются все возможности поощрения в виде грамот, благодарностей, ценных подарков и др. На сайте МБУ ДО МДДиЮ, в СМИ, на стендах учреждения ДО публикуется информация о результатах деятельности с одаренными обучающимися. Размещается информация о результатах участия детей в творческих конкурсах. Родителям одаренных обучающихся вручаются благодарственные письма. 11.Ожидаемые результаты Повышение компетентности педагогов в работе с одаренными обучающимися. Охват всех обучающихся, имеющих общие или специальные признаки одаренности в той или иной сфере. Опыт сопровождения одаренных обучающихся. Создание банка данных одаренных обучающихся. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в областях, к которым у них есть способности. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с обучающимися, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня. Повышение социального престижа МБУ ДО МДДиЮ. 12.Показатели эффективности реализации Программы Повышение уровня индивидуальных достижений, обучающихся в областях, к которым у них есть способности. Повышение уровня владения обучающимися ключевыми компетенциями в изучаемой области. Создание банка данных одаренных детей, победителей конкурсов и мероприятий, конференций; банка методического обеспечения поддержки одаренных детей. Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования по актуальным вопросам одаренности. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Удовлетворенность одаренных детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся. Список литературы 1.Бискер, Л.М. Программа «Одаренные дети» / Л.М. Бискер // Завуч. – 2001. – №4. –39-45с. 2.Завельский, Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми / Ю.К. Завельский // Завуч. – 2000. – №1. –107-116с. 3.Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с. 4.Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея / Л.Г. Петросян // Дополнительное образование детей. – 2001. – №24. –37-39с. 5.Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – Москва : Владос, 2003. – 576с. 6.Крушельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах своих сверстников и педагогов / О.Б. Крушельницкая // Школа здоровья. – 1999. – № 1. –73-80с. Кулемзина, А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / 7.А.В. Кулемзина. – Москва : КМК-пресс, 2004. – 264 с. 8.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. / Н. С. Лейтес ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд., испр. и доп. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 478 с. 9.Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. –29-34с. 10.Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия готовности учителя к работе с одаренными детьми: автореф. дисс... канд. пед. наук / Г.В. Тарасова. – Казань, 2005. – 171с. 11.Щебланова, Е.И. Трудности в обучении одаренных Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – 133с. школьников/ Приложение №1 №/ п 1 2 Основные мероприятия МБУ ДО МДДиЮ, направленные на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся Направление Мероприятия Сроки ответственные деятельности Система выявления 1.1. Выявление сентябрьПедагоги ДО, психолог одарѐнности у мнения родителей о октябрь обучающихся склонностях, ежегодно области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребѐнка Пополнение научнометодической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей. 1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребѐнка Октябрь Педагоги ДО 1.3. Выявление и мониторинг одарѐнности обучающихся октябрьноябрь 2.1.Пополнение электронной и печатной методической литературы по проблеме одарѐнности В течение периода Педагоги ДО, методист 2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся В течение года Психолог 2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с сентябрьноябрь, в течение периода Методист ежегодно Педагоги ДО, психолог ежегодно одарѐнными детьми 3 4 Профессиональноличностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. 2.4. Разработка сентябрьноябрь практических рекомендаций по В течение составлению периода программ индивидуального развития одарѐнных детей Зам.директор, методист 2.5 Разработка гибких программ индивидуального развития обучающихся с различным сроком реализации. В течение периода Педагоги ДО, методист 2.6. Разработка календарнотематических планов Октябрь, Методист 3.1. Семинар для педагогов, работающих с одарѐнными детьми В течение периода Методист, 3.2. Методическая учѐба В течение периода Зам. директора 3.3. Консультации В течение периода Методист 4.1. Проведение проблемных занятий с одарѐнными детьми: В течение периода Педагоги ДО - использование тренинговых методов; - использование предметных ситуаций, которые ежегодно психолог моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребѐнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; - анализ реальных достижений ребѐнка. 5 Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарѐнными детьми 4.2. Прогнозирование участия одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня сентябрьоктябрь Методист, педагоги ДО 4.3. Участие одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративноприкладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, проектов обучающихся) Ежегодно Педагоги ДО, методист 5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарѐнными детьми В течение периода Методист ежегодно 5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарѐнных детей В течение периода Зам.директора по УМР, методист 5.3. Создание и пополнение портфолио одарѐнных обучающимися В течение периода Педагоги ДО 5.4. Пополнение банка данных одарѐнных детей В течение периода Методист 5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарѐнными детьми В течение периода Методист, педагоги ДО