1 ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план 2.2 Календарный учебный график III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы 3.2 Формы контроля и аттестации 3.3 Планируемые результаты IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ VII.ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 2 2 7 7 12 13 13 13 15 16 17 18 23 23 24 34 36 I. Пояснительная записка В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России С.О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе». Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 3 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13 Уставом МБУ ДО МДДиЮ Актуальность программы Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Новизна программы « Юный краевед» состоит в том, что при реализации в учебном процессе впервые будут использованы данные интервью, информация, полученная от старожилов изучаемой территории, проживающих на ней в XIX и XX веках. Методы и организационные формы при реализации будут направлены на 4 создание новых продуктов – проекта и презентаций при получении и переработке поступающей информации. Педагогическая целесообразность направлена на формирование и развитие индивидуальных творческих, и познавательных способностей в процессе обучения, закрепление знаний и умений по туризму и краеведению, способствует формированию творческого мышления и расширению общего кругозора обучающихся. Отличительная особенность программы заключаются в том, что она построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Адресат программы. данная программа рассчитана для детей 7-10 лет без ОВЗ. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения —15 человек; второй год обучения —15 человек. Режим занятий: Занятия в 1группе 1-го года обучения проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым часом. Занятия в 1группе 2-го года обучения проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым часом. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41): - в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк; - температура воздуха в учебном кабинете 20-22С; - помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка; -учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей. Уровень освоения: стартовый (ознакомительный). Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год -144 часа, занятия 2 раза в неделю; второй год обучения рассчитан на 216 часов, занятия 3 раза в неделю. Формы организации образовательного процесса. Очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий). Проводится групповое обучение. Состав группы – постоянный. При реализации программы используются следующие формы проведения занятия: групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации каждого обучающегося), а также: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии, выставки, игры, соревнования. 5 Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод. Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы: - добровольность – участие детей в программе на добровольных началах; - адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей; - доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы; - позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность; - последовательность – подача материала осуществляется поэтапно; - дозированность – информация не превышает запрос целевой группы; - непрерывность и систематичность; - осознание обучающимися личностной и социальной значимости их деятельности. Реализация воспитательной работы. Воспитательная работа в рамках Программы «Юный краевед» направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе, осознанного отношения к результатам своего и чужого труда, формирование санитарногигиенической культуры и соблюдение правил безопасного труда, мотивацию на дальнейшее саморазвитие обучающихся. Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. Список воспитательных мероприятий объединения « Юный краевед» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: личный пример и педагогическое мастерство педагога; высокая организация учебного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. (см Приложение №1) 6 Цель: формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру. Задачи: 1. Образовательные: изучать окружающий мир: природы, истории и культуры своего края; обучать знаниям о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; обучать видеть и понимать красоту живой природы; обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения; знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков. 2. Развивающие: развивать потребности общения с природой; развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства; развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса. 3. Воспитательные: воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам. воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь 7 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебный план 1 года обучения № п/п 1. 2 3 4 5 6 7 Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего Введение в программу. Проектная деятельность. Растения Миллеровского района Поисковоисследовательская деятельность. Животные Миллеровского района Традиции и праздники Миллеровского района. История Миллеровского района района. Войны в истории Миллеровского района Миллеровский район в лицах. 2 2 4 8 12 20 6 14 20 Форм ы аттест ации/ контр Тестирован ие Проект Творческая работа Творческая работа 12 4 16 18 0 18 Проект 12 0 12 Проект 12 0 12 Проект 8 8 Воинская доблесть. 12 0 12 Проект 9 История военного искусства, битвы и Дни русской воинской славы. 4 0 4 Проект 10 Я и моя семья. 6 6 12 Проект Я – гражданин России. 6 6 12 Проект 12 Итоговое занятие. 2 11 Итого: 2 100 44 Устный опрос 144 Содержание учебного плана I год обучения 1. Введение в программу. Теория: Знакомство с программой. Перспективы освоения программного материала за учебный год. Тематика занятий. Режим занятий. Рекомендуемый список литературы для самостоятельных занятий. Инструктаж по технике безопасности. Практика: диагностика гражданско-патриотических качеств. 2. Проектная деятельность. Теория: Понятие проекта, особенности его создания и защиты. Общие требования. Этапы проектной работы. Методы проектной деятельности. Практика: мини-проектирование Растения Миллеровского района, защита проекта. Работа с интернет-сайтами. 3. Поисково-исследовательская деятельность. Теория: Введение в исследовательскую деятельность. Основные требования к исследовательской работе. Особенности написания исследовательских работ. Содержание исследовательской и поисковой деятельности. Этапы организации поисково-исследовательской деятельности. Основные источники получения информации о животных Миллеровского района. Практика: работа с источниками исследования животных Миллеровского района: архив, литература, интернет-сайты и т.д. 9 4. Традиции и праздники Миллеровского района. Теория: Традиционные праздники, народные забавы: Святки, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, день защитников Отечества, 8 Марта, 9 Мая, день скорби и памяти. Особенности празднования и обычаи. Практика: Подготовка сценариев, разучивание стихов, колядок. Изготовление сувениров. 5. История Миллеровского района. Теория: основные исторические факты и периоды развития Миллеровского района. 6. Войны в истории Миллеровского района. Теория: первая мировая война и вторая мировая война в истории Миллеровского района 7. Миллеровский район в лицах. Теория: выдающиеся личности Миллеровского района. 8. Воинская доблесть. Теория: выдающиеся личности России в области военного искусства: Дмитрий Донской, Александр Невский, Петр I, П.А. Румянцев. 9. История военного искусства, битвы и Дни русской воинской славы. Теория: День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. - военно-политическая обстановка начала и середины 13 века, борьба славянских народов за независимость - особенности вооружённого противоборства славян и тактика проведения сражений День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарским войском в Куликовской битве (1380г) День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612г) 10. Я и моя семья. Теория: Генеалогия как наука. Что в имени твоем? Историческое прошлое семьи. Практика: составление генеалогического древа семьи. 11. Я – гражданин России. Теория: знакомство с символами Российского государства и Ростовской области. Права и обязанности. Знакомство с понятием толерантной личности. Практика: занятие с элементами тренинга «Толерантен ли ты?», «Закон и порядок». 12. Итоговое занятие. Теория: подведение итогов учебного года. Практика: промежуточная аттестация. 10 2.1 Учебный план 2 года обучения № п/п Название раздела, темы Теория Практика Всего Формы аттестации/к онтроля Тестирование Количество часов 1. Введение в программу. 2 2 4 2. Музееведение. 4 16 20 3. Экскурсионное дело. 6 14 20 4. Экспозиционная деятельность. 4 18 22 5. Проектная деятельность. 0 22 22 Проект 0 20 20 Творческая работа 8 6 14 Творческая работа 18 0 18 Проект 12 0 12 Проект 12 0 12 Проект Поисково6. исследовательская деятельность. Традиции и праздники 7. Донского края. История 8. Миллеровского района. Войны в истории 9. Миллеровского района Миллеровский 10. район в лицах. 11 Творческая работа Творческая работа Творческая работа 11. Воинская доблесть. 12 0 12 Проект История военного 12. искусства, битвы и Дни русской воинской славы. 12 0 12 Проект 13. Я и моя семья. 6 6 12 Проект 14. Я – гражданин России. 0 14 14 Проект, викторина 15. Итоговое занятие. 1 1 2 Устный опрос 98 118 216 Итого: Содержание учебного плана 2 - го года обучения 1. Введение. Теория: Тематика занятий. Режим занятий. Рекомендуемый список литературы для самостоятельных занятий. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Диагностика гражданско-патриотических качеств. 3.Музееведение. Теория: Музеи России. Практика: Виртуальные экскурсии в музеи: обзорные и тематические. Учет и хранение фондов музея. 3. Экскурсионное дело. Теория: Методы ведения экскурсии. Практика: Проведение экскурсий учащимися. Посещение учащимися музеея города Миллерово: Музей казачества (здание сельской библиотеки) Посещение памятных мест и достопримечательностей города Миллерово. Написание тематической экскурсии и обзорной экскурсии. 4. Экспозиционная деятельность. Теория: Виртуальное знакомство с основным и вспомогательным фондом музея. Музейная атрибуция. Этикетаж, его основные требования. Практика: Оформление экспозиции, подготовка материала, документации. 5. Проектная деятельность. Практика: мини-проектирование по краеведению, защита проекта. Работа с 12 интернет-сайтами и литературными источниками. 6. Поисково-исследовательская деятельность. Практика: работа с источниками исследования: архив, литература, интернет-сайты и т.д. Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов поисковой и исследовательской деятельности. 7. Традиции и праздники Миллеровского района. Теория: Традиционные праздники, народные забавы: Святки, Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, день защитников Отечества, 8 Марта, 9 Мая, день скорби и памяти. Особенности празднования и обычаи. Практика: Подготовка сценариев, разучивание стихов, колядок. Изготовление сувениров. 8. История Миллеровского района. Теория: основные исторические факты и периоды развития Миллеровского района. 9. Войны в истории Миллеровского района. Теория: локальные войны в истории Миллеовского района 10. Миллеровский район в лицах. Теория: выдающиеся личности Миллеровского района. 11. Воинская доблесть. Теория: выдающиеся личности России в области военного искусства: Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, К.К. Рокоссовский. 12.История военного искусства, битвы и Дни русской воинской славы. Теория: День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918г) - день Защитников Отечества День начала контрнаступления советских войск против немецкофашистских войск в битве под Москвой (1941 г) День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943г.) День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943г.) День снятия блокады города Ленинграда (1944г.) День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945гг. 13.Я и моя семья. Теория: Семейные реликвии. Известные семейные династии. Практика: исследовательская работа «Герб моей семьи», «Семейный альбом». 14.Я – гражданин России. Практика: Дискуссии: «Милосердие и доброта», «Для чего я рождён?», «Ты и твои друзья», «Наша страна – Россия» (викторина) 15. Итоговое занятие. Теория: подведение итогов учебного курса. Практика: итоговая аттестация. 13 2.2 Календарный учебный график Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; Дата начала 1 года обучения - 15.09.2022 г; 2 года обучения – 01.09.2023 г. Дата окончания обучения - 31.05.2023; Количество учебных недель 1 года обучения – 36; Количество учебных недель 1 года обучения – 38; Количество учебных дней 1 года обучения – 72; Количество учебных дней 1 года обучения – 144; Каникулы – отсутствуют; Календарный учебный график (см. в Приложении 2.) 14 III, Содержание программы 3.1 Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы " Юный краевед" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Техническое оснащение занятий: музыкальная колонка, компьютер, проектор, фотоаппарат. Учебно-наглядные средства обучения: видео-, интернет источники, книги, журналы, стихи и сценарии мероприятий. Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. Для реализации данной программы так же необходимо привлечение специалистов, родителей, сторожил села. 3.2 Формы контроля и аттестации Программой предусмотрено проведение психолого-педагогического диагностирования, позволяющего дать оценку результатам осуществляемой образовательной деятельности. Данная работа предполагает исследование социального благополучия детей, их психологического состояния, отслеживания степени усвоения знаний, умений, навыков, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности. 15 Обследование проводится при помощи тестирования, анкетирования и различных диагностических методик в начале и конце учебного года. Контроль результативности освоения материалов программы основывается на индивидуальном подходе к оценке деятельности каждого воспитанника. В этих целях педагог в процессе обучения ведёт дневник наблюдений за интеллектуальным ростом воспитанников, в котором находят отражение следующие параметры: краткая характеристика воспитанника; достижения в усвоении программного материала; интеллектуальный рост воспитанников (восприятие, воображение, мышление) и другие показатели. Подведение итогов реализации программы Результативность усвоения программы отслеживается в три этапа: входной контроль – сентябрь; промежуточный контроль – январь, февраль; итоговый контроль – май. Входной контроль – собеседование с целью определения уровня общеобразовательных знаний. Способ – диагностическая карта или тестирование. Формы промежуточного контроля – зачёт, защита творческих работ, интеллектуальная игра. Итоговый контроль имеет формы, направленные на обобщение программного материала по всему тематическому спектру за текущий учебный год. Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Критерии оценки промежуточной аттестации и итоговой аттестации № Оцениваемые параметры п/п 1. Качество доклада: - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; - четко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы; - зачитывается. 2. Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался; - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. 16 3. Качество ответов на вопросы по содержанию доклада: - отвечает на вопросы; - не может ответить на большинство вопросов; - не может четко ответить на вопросы. 4. Использование исторических источников: - автор в своём докладе использовал дополнительные источники; - исторические источники использовались, но есть неточности; - не использовались исторические источники. 5. Последовательность и полнота изложения темы: - тема раскрыта полностью; - тема раскрыта, но изложена недостаточно последовательно; - тема не раскрыта. III.3 Планируемые результаты Личностные результаты: – развито уважительное отношение у обучающихся к музеям как к уникальным хранилищам предметного мира, истории и культуры; – развит ценностный подход к культурно-историческим явлениям; – развиты навыки социальной активности, дисциплины, инициативности, нравственности и трудолюбия; – развиты навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Метапредметные: – способности к целеполаганию и планированию; – умение подчинять свои действия задачам коллектива; – владение простыми способами поиска информации с использованием предложенных педагогом источников; – умение договариваться и планировать в совместной краеведческой и музейной деятельности. Предметные: Обучающиеся будут знать: – историю возникновения музеев; – крупнейшие музеи России и областного центра; – основные типы и виды музеев; – структуру организации музея, в зависимости от его предназначения; – основную музейную терминологию; – основную учетную документацию музея; – требования к организации фонда музея; 17 – требования к составлению коллекции, экспозиции, выставки; – правила работы с архивными и музейными экспонатами; – методы музейного архитектурно-художественного проектирования экспозиции; – виды культурно-образовательной деятельности музея; – методику подготовки экскурсий; – механизм проведения экскурсий; – правила поведения экскурсовода. уметь: – собирать, систематизировать и обобщать материал, оформлять и хранить его; – составлять тематико-экспозиционные планы; – оформлять музейные экспозиции, выставки; – заполнять инвентарные книги, составлять паспорта экспонатов, музейные учетные карточки; – владеть навыками самостоятельной работы в научно-фондовом отделе музея; владеть: – владеть письменной речью при составлении текстов экскурсий; – навыками оценивания музейной аудитории; – навыками ориентирования в экспозиционно-выставочном пространстве музея. ( см. Приложение 3) IV.Методическое обеспечение При реализации программы используются различные методы обучения: Объяснительно-иллюстрационный метод. Используется наглядный и дидактический материал: - географические, - исторические карты, - различные плакаты, - фотографии, - альбомы, - музейный экспозиционный материал, - предметы старины, - схемы, - карточки. Метод эвристической беседы. Педагог проводит с детьми диалог, который позволяет с помощью вопросов выстроить материал в логической последовательности, подвести детей к самостоятельным выводам. Исследовательско-поисковый метод. С детьми проводится познавательно-поисковая работа с дополнительной литературой при подготовке сообщений, докладов, что позволяет стимулировать творческие способности ребят, их сотрудничества с педагогом, работниками библиотеки, родителями, между собой. В предлагаемой программе используются различные виды педагогических технологий: 1. Технология развивающего обучения, которая направлена на патриотическое воспитание детей с применением дидактических 18 принципов научности и доступности. 2. Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов учебно-познавательной деятельности воспитанников на основе принципа проблемности. Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы чтение и анализ краеведческих материалов, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских работ, практические работы. Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме. IV. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся. Для того, чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты ( см. Приложение №4) 19 V. Список литературы. Нормативные правовые акты. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). с 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4.Федеральный декабря2018г. проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г № 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР81/02вн); 20 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13 Уставом МБУ ДО МДДиЮ Основная и дополнительная литература. 1. Гашук Е.А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с. 2. Голиков А.Г. Методика работы с историческими источниками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2014. 3. Дюкато Ф., Петен Ш. День в музее/ Перевод: И.Михайловой М.: Пешком в историю, 2014. – 32 с. – (Идём в музей) 4. Епремян С.Ж. Мои музейные заметки. – М.: ЭКСМО, 2018 5. Идема Й. Как ходить в музей. Советы о том, как сделать посещение по-настоящему запоминающимся. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 6. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г.В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. – 2-е изд., испр. и доп., 2018. 21 7. Королева А.Ю., Проскунина Т.Н. Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные исследования - 2018. Сборник статей по материалам Международных научнопрактических конференций. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 72-75. 8. Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе: Методическое пособие. – М.: Прометей, 2013 г. 9. Матт Г. Искусство управлять музеями. – М.: ЭКСМО, 2019. 10. Основы музейного дела: теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд. Шляхтина Л.М. 11. Позднякова Т.М. Школьный музей как центр патриотического воспитания. В сборнике: Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 136-138. 12. Сафонов А.А., Сафонова М.А. Музейное дело и охрана памятников. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. 13. Я поведу тебя в музей…. Истории, рассказанные музейщиками/ Редактор: Бастиан Филипп. – М.: АСТ, 2017 г. – 254 с. – (Народная книга) 14. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации – М., Турист, 1974. 15. Борисов Н.С., Драшников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. методика историкокраеведческой работы в школе: пособие для учителей / Н.С. Борисов, В.В. Драшников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н.С. Борисова – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. 16. Вансалова Е. Г. Музейный всеобуч.: Метод рекомендации – М., 1988. 17. Десятков М.Г. Легенды старого Оренбурга. – Издательство «Золотая аллея», 1994. Список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет источники. 18. Марденская С.Ф., Марденский С.В. Проектная деятельность в системе военнопатриотического воспитания: (Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения) // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – №1. – с.17 – 2010. 19. Павлычев И.Г., Моргачев К.Д. Малая Родина – Оренбургский район. – Оренбург, издательство ИПК «Южный Урал», 2008. 20. Суслова Т.Е. Место школьной медиатеки в информационном пространстве современной школы./ Суслова Т.Е. //Школьная библиотека, 2010 г. (№ 3-4) 21. Чибилев А.А. Природное наследие Ростовской области / А.А. Чибилев. – Оренбург: Ростовское кн. изд-во, 1996. – 356 с. 22. 3аруцкий Б.А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., «Просвещение», 1965. 23. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., «Молодая гвардия», 1965. 24. Большакова Л. А. Третьяковская галерея: Краткий путеводитель – М, 1976 25. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина. – М., 1973. 26. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru, http://festival.1september.ru 27. Корсаков С.Н. Краеведение – комплексное воспитание человека. (Из Интернета). 22 28. Краеведение в школе. – Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520. 29. Креин А.3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969. 30. Суслов В. А. Русский музей – Л, Сов. Художник, 1967 Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1. В.И. Лутовинов, В.В. Новиков, портал «Патриотика.ру» 2. http://www.stjag.ru/new.php?nid=29699 3. Учебно-методический, информационный и организационный портал военнопатриотического воспитания — Стяг 4. http://www.fadm.gov.ru/projects/280/525/MAIN/ 5. http://www.fadm.gov.ru/projects/280/525/MAIN/ 6. раздел «Патриотическое воспитание» сайта Росмолодежь Федерального агентства по делам молодежи Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ 7. http://www.patriot-rf.ru 8. Государственное учреждение «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) 9. http://www.patriot-rf.ru 10. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) 11. http://www.patriotika.ru/node/20 — Патриотика и геполитика 12. http://www.pobeda.ru/content/view/10103/143/ 13. Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 14. http://www.pobeda-60.ru 15. Российский комитет ветеранов войны и военной службы 16. http://adygheya.minobr.ru/index.php?razd=4&podrazd=23&f=2 17. http://gorodbryansk.info/life/2007/05/29/zarniza_final/ 18. http://www.fadm.gov.ru/regionmain/region29/suborg/skcpv.php 19. http://komi.e-adres.ru/descr/60136239/ 20. http://kostry.nspt.ru/node/279 21. http://minmolrk.narod.ru/molod/molod.htm 22. http://mol-rm.13rus.ru/mrmc.php 23. http://mdmst.tatar.ru/rus/info.php?id=6431&department_id=17974 24. http://mon95.ru/content/view/25/61/ 25. http://otechestvo.ipian.kazan.ru/METOD/main.htm 26. http://pobeda.gov.karelia.ru/Docs/otchet_patr.html 27. http://pobeda.karelia.ru/veteran1_p.html 28. http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=897&LNG=RUS 29. http://www.astnet.ru/index.php?content=articles&cat_id=144&article_id=205 30. http://www.mgopu.ru/dmp/regions.htm#orenburg 31. http://www.molodezh40.ru/ 23 VII. Приложения Приложение 1 Список воспитательных мероприятий объединения « Юный краевед» Мероприятия Содержание работы Час знакомства Кафе именинников Беседа ПППУД (по -правилам «В мирепопрекрасного» выставка поделок правильного пользования перехода улиц и дорог) Игра «Путешествие по островам вопросов «Возьмем и ответов» в соавторы природу» -поделки из природного материала Беседа «Поговорим о моде Участие в проведение праздника «День Поле чудес учителя» . «Наши пернатые друзья» Выставкав поделок Участие проведение праздника «Наши Беседа «Поговорим пернатые друзья» о дружбе» В рамках какой программы «Досуг» «Досуг» «Этика «Досуг»и эстетика» «Досуг» «Экология и мы» «Этика и эстетика» «Шаг навстречу» «Досуг» «Шаг навстречу» Шаг навстречу» «Сильные, «смелые, Операция: Забота»ловкие» Поздравление учителей, мам, бабушек Участие Беседа «Культура поведения в в проведение праздника 8 Марта общественных местах» Беседа «Мой лучший друг» Мастерская Деда Мороза Конкурс умельцев «Пасхальный Благовест» «Здоровый образ жизни» «Шаг навстречу» Беседа о вредных привычках «Здоровый образ жизни» Участие в проведение праздника посвященного ВОВ Конкурс «Веселые старты» «Шаг навстречу» «Этика и эстетика» «Этика и эстетика» «Досуг» «Досуг» «Здоровый образ жизни» 24 Беседа «О повышении бдительности в связи с угрозой терроризма» Экскурсия в природу «Шаг навстречу» «Экология и мы» 25 Приложение 2 Календарный учебный график 1 год обучения «Юный краевед» Дата № Кол во часов Тема занятия 1 Организационное занятие. Игра «знакомство». 15.09.23 2 2 Знакомство с фондами музея Народного быта. 20.09.23 2 3 Знакомство с фондами музея Народного быта и Музея пионерского движения. 22.09.23 4 Экскурсия в Музей города Миллерово 5 Поиск и сбор информации об истории Миллеровского района Время проведения занятий 12.10 -12.50 13.00-13.40 Форма занятия Место проведения Форма контроля Беседа. Игра МБОУ Тестирование Первомайская СОШ 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность МБОУ Первомайская СОШ МБОУ Первомайская СОШ 27.09.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Экскурсия 29.09.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая работа, архивная деятельность 26 МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ - - Творчес кая работа 6 Поиск и сбор информации об истории Миллеровского района в сети интернет. 04.10.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практические методы МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 7 Из истории праздника День пожилых людей. Изготовление открыток. 06.10.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность. Творчес кая работа 8 Подготовка исследовательской работы «Из истории нашего края» 11.10.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Исследователь ская и поисковая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 9 Подготовка исследовательской работы «Из истории нашего края» 13.10.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Исследователь ская и поисковая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ Проект Краеведческие чтения «Из истории нашего края» 18.10.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность. Творчес кая работа 11 Краеведческие чтения «Из истории нашего края» 20.10.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность. 12 Сбор информации для экспозиции «Школьные годы чудесные» 25.10.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Беседа, поисковая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 10 27 Творчес кая работа Творчес кая работа Творчес кая работа МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа Беседа МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 12.10 -12.50 13.00-13.40 Беседа. МБОУ Первомай ская СОШ Творчес ка я работа 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Поисковая деятельность Творчес кая работа 17.11.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая деятельность 22.11.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 13 Сбор информации для экспозиции «Школьные годы чудесные» 27.10.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая работа 14 Составление экспозиции «Школьные годы чудесные» 01.11.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 15 Составление экспозиции «Школьные годы чудесные» 03.11.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность 16 Из истории праздника День народного единства 08.11.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 17 Государственная символика России 10.11.23 2 18 Поиск информации «Наши земляки участники ВОВ» 15.11.23 19 Поиск информации «Наши земляки участники ВОВ» 20 Подготовка исследовательской работы «Наши земляки участники ВОВ» 28 Творчес кая работа Творчес кая работа Творчес кая работа Проект 21 Поиск информации «Наши земляки участники локальных войн» 24.11.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая деятельность метод МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 22 Поиск информации «Наши земляки участники локальных войн» 29.11.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Экскурсия Поисковая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 23 Оформление экспозиции «Наши земляки участники локальных войн» 01.12.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 24 Защитники земли русской. Александр Невский 06.12.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Наглядноиллюстративный метод, практическая деятельность Наглядно- МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 25 Родина моя – Россия. Стихи и рассказы о Родине 08.12.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Конкурс МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 26 Написание эссе «Нет войне!» 13.12.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность Творчес кая работа 27 Подготовка медиапрезентации «Победа далёкая и близка» 15.12.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая работа, практическая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 29 иллюстративный, беседа Проект 28 Подготовка медиапрезентации «Победа далёкая и близка» 20.12.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность. МБОУ Первомай ская СОШ Проект 29 Защита творческих работ «Победа далёкая и близка» 22.12.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность Проект 30 Просмотр патриотического фильма 27.12.23 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Урок мужества, наглядноиллюстративн ый метод, дискуссия МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 31 Народные традиции и приметы Православного праздника «Рождество» 29.12.23 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Беседа МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 32 Проведение праздника «Рождество» 10.01.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Праздник Творчес кая работа 33 Просмотр видеоролика «Хроники великой отечественной войны 12.01.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Наглядноиллюстративн ый метод, дискуссия МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ Подготовка исследовательских работ «И помнит мир спасённый» 17.01.24 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Поисковая работа, МБОУ Первомай исследовательс ская кая деятельность СОШ 34 2 30 - - Творчес кая работа МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ Проект МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ - 35 Защита исследовательских работ «И помнит мир спасённый» 19.01.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность 36 Учётно-архивная деятельность. Работа с инвентарной книгой. 24.01.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 37 Работа с инвентарной книгой. 26.01.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность 38 Работа с инвентарной книгой. 31.01.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 39 Сбор материала для экспозиции «Велика Победа» 02.02.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Творчес кая работа 40 Веков связующая нить 07.02.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 41 Посещение краеведческого музея сельской библиотеки 09.02.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Поисковая деятельность, исследовательс кая деятельность МБОУ Словесные Первомай методы, наглядноская иллюстративн ые СОШ методы МБОУ Экскурсия Защитники земли русской. Дмитрий Донской 14.02.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 42 31 Первомай ская СОШ Беседа - - Творчес кая работа - 43 Защитники земли русской. Пётр I. 16.02.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Беседа МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 44 Защитники земли русской. Минин и Пожарский. 21.02.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Беседа МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 45 День воинской славы. Победа на Чудском озере 28.02.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Беседа МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 46 Просмотр фильма «Александр Невский» 01.03.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Наглядноиллюстративный метод - 47 День воинской славы. Полтавская битва 06.03.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Беседа 48 Родительское собрание «Только мама всё помнит, мама не забывает» 13.03.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Родительское собрание. МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 49 Написание сочинений «Память жива». 15.03.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность, нагляднообразные методы, применение художественно го слова. МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 32 Творчес кая работа Творчес кая работа 50 Подготовка экспозиции «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живёшь! 20.03.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность. МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 51 Составление экспозиции к фотоконкурсу «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живёшь!» Подготовка к Празднику мам 22.03.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа 27.03.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность. Творчес кая работа 53 Написание статьи в районную газету о празднике мам 29.03.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 54 Генеалогия как наука. 03.04.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Корреспондент ская деятельность. художественно е слово. Беседа МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ - 55 Составление генеалогического древа 05.04.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность 56 Конкурс чтецов «Салют, Победа!» 10.04.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Словесные методы. 57 Подготовка к празднику «День космонавтики» 12.04.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность. МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 52 33 Творчес кая работа Проект Творчес кая работа Творчес кая работа 58 День космонавтики 17.04.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Игровые методы. беседа 59 Субботник по уборке территории у Вечного огня. 19.04.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность. Огонек. 60 Подготовка к конкурсу-выставке детского творчества «Этих дней не смолкнет слава» 24.04.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 61 Составление экспозиции «Этих дней не смолкнет слава. 26.04.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 62 Презентация исследовательских работ «Родительский дом – начало начал» 03.05.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомайская СОШ Экспозиционна я МБОУ Первомай работа. ская СОШ МБОУ Наглядные Первомай методы, ская проектная СОШ Творчес кая работа - Творчес кая работа Творчес кая работа Проект деятельность. 63 Презентация исследовательских работ «Родительский дом – начало начал» 08.05.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая, проектная деятельность МБОУ Первомай ская СОШ Проект 64 День воинской славы. Гангутское сражение. 15.05.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Беседа Творчес кая работа 65 Субботник по уборке территории у Вечного огня 17.05.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ 34 - 66 День Победы. (конкурсная викторина) 22.05.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Игровые методы, словесные 67 Подготовка к митингу, посвящённому 9 Мая. 22.05.24 2 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 Практическая деятельность 68 Обзорная экскурсия по селу 24.05.24 2 Экскурсия 69 Обзорная экскурсия в лес. 24.05.24 2 70 Обзорная экскурсия на водоем. 29.05.24 2 71 День воинской славы. Битва за крепость Измаил. 29.05.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 12.10 -12.50 13.00-13.40 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 12.00 -12.40 12.50 – 13.30 72 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Подведение итогов работы. 31.05.24 2 12.10 -12.50 13.00-13.40 Практическая деятельность 35 Экскурсия Экскурсия Беседа МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ Малотокмацки й Творчес кая работа Малотокмац кий Малотокмац кий - МБОУ Первомай ская СОШ МБОУ Первомай ская СОШ Творчес кая работа - - - проект Приложение 3 Диагностическая карта результатов итоговой аттестации 1 год обучения правила поиска, сбора и обработки информационного материала; историю своей Малой Родины; имена и достижения знаменитых земляков; Теоретическая подготовка параметры историю своей семьи; № Фамилия, имя обучп ся / п Практическая подготовка параметры уметь пользовать ся фотоаппар проводить правильно атом, поисковую вести опрос и диктофоно запись бесед; м, работу; находить нужный материал в Интернете; 1 . 2 . Всего баллов 36 Всего Уровень балло освоения в программы составлять своё генеалогич еское древо. Средний балл Критерии оценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийся усвоил менее половины объема ЗУН; 3-4 балла – обучающийся усвоил большую часть объема ЗУН; 5 баллов – обучающийся усвоил полный объем ЗУН) Шкала перевода баллов в уровни освоения программы: 36-40 баллов – высокий уровень; 26-35 баллов – средний уровень; 0-25 баллов – низкий уровень Приложение 3 Диагностическая карта результатов итоговой аттестации 2 год обучения № Фамилия, имя обуч-ся п / п Теоретическая подготовка параметры названи главные я улиц; события в истории пионерс кого и молоде жного движен ия имена героев в годы ВОВ ; участнико в военных событий в Афганиста не и Чечне Практическая подготовка параметры . природные особенност и своего края, особенност и животного и растительн ого мира; 1 . 2 . Всего баллов Средний балл 37 сопоставлять информацию из разных источников; провод ить поиско воисслед овател ьскую деятел ьность ; . оценивать правильность выполненных действий, согласно поставленной задаче совместно с педагогом и учащимися; провес ти экскур сию по одном у из раздел ов экспоз иции; Всего баллов Уровень освоени я програ ммы Критерии оценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийся усвоил менее половины объема ЗУН; 3-4 балла – обучающийся усвоил большую часть объема ЗУН; 5 баллов – обучающийся усвоил полный объем ЗУН) Шкала перевода баллов в уровни освоения программы: 36-40 баллов – высокий уровень; 26-35 баллов – средний уровень; 0-25 баллов – низкий уровень Приложение 4. Методические рекомендации при подготовке экскурсии Экскурсии проводятся в два этапа: подготовительный и заключительный. составляется паспорт экскурсии, оформленный по следующей схеме: 1. Титульный лист, на котором указывается: тема (название) экскурсии, автор разработки. 2.Общая характеристика экскурсии: назначение, класс, возраст участников. 3. Маршрут (основные пункты): протяженность, продолжительность экскурсии. 38 По итогам работы 4. Цели и задачи данной экскурсии. 5. Способы, маршрут, время подъезда к начальной точке и выезда с конечной точки экскурсионного маршрута. 6. Схема экскурсионного маршрута с указанием на ней: маршрута экскурсии, мест остановок, экскурсионных объектов, запасных вариантов выезда. 7. Краткая характеристика экскурсионных объектов, иллюстрации. 8. Рекомендуемая литература. 9. Рекомендации по обеспечению безопасности на экскурсионном маршруте. 10. Задания для участников экскурсии. Методические рекомендации по этапам поиска информации, структуре и защите исследовательской работы Этапы информационного поиска. 1. Определение информационного запроса. 2. Поиск и локализация информации. 3. Критическая оценка полученной информации. 4. Сравнение информации, полученной из разных источников. 5. Презентация полученных результатов. 6. Подготовка отчёта. План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности. 39 1. 2. 3. 5. 6. 8. 9. Приветствие Тема учебно-исследовательской работы. Актуальность темы учебно-исследовательской работы. 4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы. Гипотеза учебно-исследовательской работы. Значимость учебно-исследовательской работы. 7. Объект и предмет исследования. Этапы учебно-исследовательской работы. Результаты учебно-исследовательской работы. 10. Выводы учебно-исследовательской работы. Технология защиты учебно-исследовательской работы. 1. Выступление автора с докладом (10 мин) 2. Вопросы участников конференции и ответы автора. 3. Вопросы членов жюри и ответы автора. 4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе. 5. Ответы на замечания рецензента. 6. Обмен мнениями о работе и рекомендации. 40