ОГЛАВЛЕНИЕ I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА 3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙУЧЕБНЫЙГРАФИК 10 Учебный план 10 Календарный учебный график 34 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 35 Условияреализации программы 35 Формы контроля и аттестации 35 Планируемые результаты 36 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ 38 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙИНСТРУМЕНТАРИЙ 41 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42 VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 45 Приложение 1 45 Приложение 2 46 Приложение 3 66 2 I. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Модница» художественной направленности, направляет на созидательную деятельность в оформлении предметной среды в пространстве моды и позволяет выявить интерес к выбору будущей профессии. Программа включает в себя систему занятий, которая помогает пройти путь от простейших швов до сложных отделок, от пошива простой юбки до разработки и создания творческих моделей коллекции, от изучения пропорций фигуры человека до сложных формообразующих элементов костюма, от зарисовки небольших элементов одежды до разработки эскизных проектов . Дополнительная образовательная программа составлена в соответствиис: -Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.201273-ФЗ; -Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; -Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") -Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) -СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; -СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами учреждения; -Уставом МБУ ДО МДДиЮ. Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, смогут самостоятельно свой неповторимый стиль и имидж, научатся одеваться сами и одевать других без лишних затрат. 3 Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, учит осознавать свое “Я” в социуме, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Новизна программы «Модница» заключается в том, что для создания индивидуального стиля и подбора имиджа будут использоваться журналы «Космополитен» и «Салон красоты». В грамотно созданном имидже согласованы все детали — не только внешние атрибуты: стиль одежды, аксессуары, но прическа и макияж тоже работают на заданную цель. Поэтому кроме современных направлений моды обучающиеся смогут познакомиться с основными правилами ухода за лицом, правилами использования декоративной косметики. Педагогическая целесообразностьданной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыкиумения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Отличительная особенность программы:принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся, принципы наглядности и доступности, сознательности и творческой активности. Программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с обучающимися. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года. Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук. Адресат программы. Программа предназначена для детей от 13 до 16 лет. Детям этой возрастной группы свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная 4 деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию. Обучающиеся, занимающиеся по программе «Модница», имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои достижения с успехами других детей. Занятия по настоящей программе обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка. Уровень развития детей при приеме в объединение определяется собеседованием, главный критерий, проявление интереса к изобразительным видам творчества. Производится отслеживание (мониторинг) уровня развития обучающихся, зачисленных на обучение и уровень развития обучающихся. Потенциальные роли в программе: обучающиеся, более старшие и опытные могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними опытом, принимать участие в конкурсах и мастерклассах. Программа охватывает период ранней юности (13-16 лет). Этот возраст является сензитивным периодом для развития креативности, творческого мышления. В период юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение). Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебнопрофессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляетсясознательное отношение к обучению. Количество обучающихся в группе - от 10 до 15 человек. Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком. Режим занятий: Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа с 10-минутным перерывом между каждым часом. Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41): - в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300500 лк; - температура воздуха в учебном кабинете 20-22С; 5 - помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка; -учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей. Уровень освоения: ознакомительный (стартовый). Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение начальных знаний в области декоративно-прикладного творчества, элементарных умений и навыков шитья. Формы организации образовательного процесса. Традиционная, обучение – очное (возможно дистанционное). При применении в обучении электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий, учитывая специфику программы, целесообразно использовать смешанный тип занятий, включающий элементы и online и offline занятий. Для представления нового учебного материала проводятся online видеоконференции по темам на образовательной платформе Сферум. Offline – обучающиеся выполняют полученные посредством WhatsApp задания и высылают педагогу, используя различные доступные виды связи. В течение всего времени занятия педагог готов дать необходимые консультации, используя доступные виды связи обучающегося. При реализации программы используются следующие формы проведения занятия: групповая (работа с группой детей); индивидуальная (консультации каждого обучающегося), а также: лекции, беседы, викторины, конкурсы, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просветительская и информационная, трудовая деятельность, экскурсии, выставки, игры, соревнования. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод. Организация образовательного процесса опирается на следующие принципы: добровольность – участие детей в программе на добровольных началах; - адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей; доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы; позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность; последовательность – подача материала осуществляется поэтапно; дозированность – информация не превышает запрос целевой группы; - непрерывностьисистематичность; 6 Реализация воспитательной работыв рамках программы направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, обучающиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях объединения, учреждения, города: беседах, мастер-классах, выставках, конкурсах, соревнованиях. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышения интереса к занятиям и уровня личностных достижений. Список воспитательных мероприятий объединения «Модница» (см. Приложение 1) В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания: - личный пример и педагогическое мастерство педагога; - высокая организация учебного процесса; - атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; - дружный коллектив. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; - помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении. Цель: обучение детей навыкам шитья красивой, модной и удобной одежды и к профессиональному самоопределению в жизни. Задачи: Образовательные: – познакомить детей с историей возникновения одежды, с направлениями современной моды; – научить работать с тканью, пользоваться необходимыми инструментами, лекалами, строить выкройку, пользоваться журналами, производить раскрой, делать примерку, выполнять отделку изделия; – научить пользоваться швейной машиной; 7 – познакомить с основными законами моделирования. – совершенствовать необходимые навыки в области конструирования, моделирования и пошива одежды; – научить выполнять эскиз моделей, набросок. – дать углубленный объем знаний, умений и навыков в области пошива, декоративного оформления, демонстрации коллекций одежды и причесок; – научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий; – предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и реализовать свой творческий потенциал; – совершенствовать необходимые навыки в области конструирования, моделирования и пошива одежды. Развивающие: – содействовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения; – содействовать пробуждению любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства; – содействовать развитию изобретательности и устойчивого интереса к творчеству; – содействовать развитию индивидуальности в процессе творческой деятельности; – содействовать укреплению системы нравственных ценностей, развивать склонности и способности детей к художественному творчеству; – продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм; Воспитательные: – способствовать воспитанию творческого отношения к труду, целеустремлённости; – способствовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего интересу к образовательному предмету и творческому общению обучающихся. 8 II. Учебный план. Календарный учебный график. 2.1 Учебныйплан 1 годаобучения 2 Вводное занятие. 1 1 2 1.1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правилаповедения. 1 1 2 2 Виды ручных работ . 2.1 Ручные работы временного назначения. 2.2Ручные работы постоянного назначения. 4 1 1 Машинные работы. 3.1Организация рабочего места. Заправка верхней и нижней нитей .Техника выполнения машинных строчек. 3.2 Техника выполнения соединительных швов. 3.3.Техника краевых и швов. Собеседование, 6 2 1 2.3.Выполнение аппликации. 3 Формаконтроля, аттестации всего Количествочасов практика 1 Раздел / Темазанятия теория № 1 2 2 2 Презентация Беседа, практикум Практическая работа 2 4 1 1 1 1 2 Практикум 2 2 Беседа, практикум выполнения отделочных 9 6 2 Беседа, практикум 4 Влажно-тепловая обработка изделий. 1 3 4 1 1 2 2 2 2 8 10 5.1Изготовлениенаволочк и. 1 3 4 5.2 Изготовлениефартука. 1 5 4.1Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО 4.2 Терминология ВТО. Приемы ВТО. 5 6 Обработка отдельных деталей и узлов. Тематический контроль Наблюдение, практикум Тематический контроль 2 6 8 1 3 4 Тематический контроль 1 3 4 Наблюдение, практикум прямой 1 9 10 7.1 Построение чертежа прямой юбки. 1 1 2 Тематический контроль 1 7 8 Наблюдение, практикум Заглянем в журналы: современные направления моды 6.1.Изучение современных стилей и направлений моды на данный сезон. 6.2 Работа с журналами мод, книгами. 7 6 Тематический контроль Изготовление юбки. 7.2. Пошив прямой юбки 10 8 9 Выбор и изготовление платья 8.1 Подбор ткани и раскрой платья. 10 40 50 1 3 4 Тематический контроль 8.2.Сметывание кроя. деталей 1 3 4 Тематический контроль 8.3.Примерка изделия, уточнение изменений. 1 3 4 Наблюдение, практикум 8.4.Обработка деталей. 1 3 4 Наблюдение, практикум 8.5.Пошив платья. 6 28 34 Выбор и изготовление блузы. 9.1. Подбор модели, ткани и раскрой блузы. 4 22 26 1 3 4 Тематический контроль 2 2 Практическая работа 1 2 Практикум 2 2 Наблюдение, практикум Практическая работа мелких 9.2 Сметывание деталей кроя. 9.3. Примерка изделия, уточнение изменений. 9.4. Обработка деталей. 10 1 мелких 9.5.Пошив блузы. 2 14 16 Выбор и изготовление брюк. 1 9 10 10.1.Подбор ткани раскрой брюк. 1 1 и 11 2 Практическая работа Тематический контроль 10.2.Сметывание деталей кроя. 2 10.3.Примерка уточнение изменений. 2 и 10.4.Пошивбрюк. 11 Практикум 2 Практическая работа Практическая работа 4 Устранение дефектов, ремонт изделий. 1 7 4 8 11.1.Устранение возможных дефектов изделиях. 1 1 2 Тематический контроль 4 4 Практикум 2 2 Практическая работа в 11.2. Ремонт изделий. Укоротить брюки. 11.3.Ремонт изделий. Укоротить юбку. 12 2 Контроль и оценка знаний. Подведение итогов обучения. Оценивание презентаций «Мои творческие работы» Проведениевыставкитвор ческихработ. 27 12 4 4 2 2 Презентация 2 2 Выставка творческих работ 117 144 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Вводное занятие (2 часа) Теория: знакомство с группой детей. Беседа о плане работы на учебный год, знакомство с образовательной программой в целом. Правила техники безопасности с ииструментами и приспособлениями, правила поведения в учебной мастерской. Практика: Собеседование 2.Виды ручных работ (6час) Теория:Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ: виды, назначения и правила пользования. Технические условия выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Ручные стежки и швы: виды, назначение и применение. Практика: Выполнение прямых, косых и петельных ручных стежков и швов: «шов вперёд иголку», «за иголку», «тамбурный», «петельный», «потайной». 3. Машинные работы (6 час) Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ. Правила техники безопасности при машинных работах. Основные регулировки машин. Технические условия выполнения машинных швов. Виды машинных швов, из назначение и применение. Соединительные, краевые и отделочные машинные швы. Практика: Выполнение соединительных машинных швов.Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов. Выполнение отделочных машинных швов. 4. Влажно-тепловая обработка изделий (4 час) Теория:Оборудование, приспособление для ВТО. Правила применения. Техника безопасности. Технические требования к выполнению операций ВТО. Практика:Технологические режимы ВТО. Правила и приёмы ВТО деталей и узлов швейных изделий. Терминология ВТО деталей одежды. Влажнотепловая обработка. 5.Обработка отдельных деталей и узлов (10 час) Теория:Способы и технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды (клапаны, шлёвки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки). Практика: Технология обработки односторонних, встречных и бантовых складок. Технология обработки разрезов в изделиях. Технология обработки шлиц. 13 6. Заглянем в журналы: современные направления моды (8 час) Теория: Рекомендации по использованию методической литературы, журналов, чертежей. Изучение современных стилей и направлений моды на данный сезон. Выбор проектного изделия «Легкое летнее платье» . Практика: Работа с журналами мод, книгами. Практические занятия как правильно снимать с чертежей выкройки, как увеличивать или уменьшать чертёж и готовую выкройку. 7. Изготовление прямой юбки (10час) Теория: Выбор модели юбки, учитывая особенности фигуры.. Особенности моделирования юбок. Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов. Практика: Расчёт по формулам. Конструирование прямой юбки. Раскрой изделия.Технологическая обработка юбки. Влажно-тепловая обработка. Обработка нижнего среза юбки. Заключительная обработка изделия. Контроль качества. 8. Выбор и изготовление платья (50 час) Теория: Правила раскроя. Правила проведения примерки. Способы обработки горловины. Способы обработки нижнего среза. Практика: Перевод контурных линий. Сметывание изделий. Проведение примерки и исправление ошибок. Обработка изделия после примерки. Стачивание боковых швов. Обработка боковых срезов, обработка горловины и нижнего среза.Заключительная обработка изделия. Контроль качества. 9. Выбор и изготовление блузы (26 час) Теория: Обсуждение и выбор фасона с использованием журналов мод. Особенности моделирования юбок. Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов. Практика: Построение чертежа, изготовление лекал, подготовка и раскрой ткани. Пошив изделия с применением приёмов и способов обработки узлов и деталей. Окончательная отделка изделия. Контроль качества. 10. Выбор и изготовление брюк (10 час) Теория:Разновидности брюк по силуэту, покрою. Выбор модели брюк, учитывая особенности фигуры.Измерения необходимые для построения чертежа и изготовления выкройки. Определение расхода ткани. Моделирование. Подготовка выкройки к раскрою. Практика:Построение чертежа брюк в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Расчёт по формулам, выбор коэффициента. Раскладка выкройки на ткани, обмеловка и раскрой изделия. Прокладывание контурных и контрольных линий. Выполнение ручных и машинных работ, сметывание и 14 стачивание всех деталей, согласно технологической последовательность обработки изделия. Соединение шаговых и боковых срезов: сметывание, стачивание, обметывание, разутюживание. Соблюдение режимов ВТО и выполнение ВТО деталей одежды. 11. Устранение дефектов, ремонт изделий (8 час) Теория:Конструктивные и технологические дефекты. Краткие сведения о ремонте одежды. Виды ремонта. Методы ремонта и обновление одежды. Практика:Практическая работа по контролю качества и устранению дефектов.Ремонт с помощью заплаты, ремонт с помощью аппликации. 12. Контроль и оценка знаний. Подведение итогов обучения (4 час) Практика:Оценивание презентаций «Мои творческие работы». Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями. Календарный учебный график • Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО МДДиЮ; • Дата начала 1 года обучения - 15.09.2023 г • Датаокончанияобучения - 31.05.2024 • Количество учебных недель 1 года обучения – 36; • Количество учебных дней 1 года обучения – 72; Каникулы – отсутствуют. Календарный учебный график см. в Приложении 2. III. Содержание программы Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально 15 техническим и иным условиям реализации программы "Модница" с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы. Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой деятельности. Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:швейные машины, утюг, нитки, ножницы, булавки, ткани, см лента, линейки, циркуль, гелиевая ручка, карандаш, наполнитель (синтепон), капрон (капроновые гольфы и следки), пряжа, ленты, кружева, клей титан, пуговицы, глазки для кукол и игрушек, ресницы искусственные, проволока. Техническое оснащение занятий: компьютер, интерактивная доска, принтер. Учебно-наглядные средства обучения: Диски с фото и видео мастер классами, диски с образцами изделий, комплекты выкроек различных размеров, наглядные пособия, образцы готовых изделий. Кадровое обеспечение программы – программу реализовывает педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. Формы контроля и аттестации За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: анкетирование, тестирование, собеседование с обучающимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – текущие тестирование, анкетирование, собеседование, творческий зачёт. Итоговый контроль может принимать следующие формы: итоговые тестирования, анкетирование, творческий зачёт. Исходя из того, что контингент обучающихся различен по своей подготовке и уровню развития педагогу необходимо повседневно оценивать каждого обучающегося, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности ребенка, анализировать динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к обучению. Важная оценка - отзывы обучающихся и их родителей. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении. Динамика личных 16 достижений и удовлетворенности детей и родителей оценивается на основе собеседования. Ну и конечно оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов, где независимое жюри оценивает уровень подготовки обучающихся. Непосредственное участие в организации и проведении выставок принимают и сами дети. Деятельность в подготовке к ним способствует развитию у них инициативы, развития сравнительного анализа, внутреннего соревновательного момента, воспитывает коллектив единомышленников, самооценку. Требования к организации контроля: - индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов работы каждого обучающегося; - систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; - разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции; - объективность; - дифференцированный подход, учитывающий особенности учебного курса. 17 Планируемые результаты Личностные результаты: - проявление познавательного интереса и активности в данной области деятельности; - мотивация деятельности на дополнительных занятиях; - развитие готовности к самостоятельным действиям; - нравственно-эстетическая ориентация; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - освоение национальных ценностей, традиций,культуры; - проявление технико - технологического и экономического мышления; - знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, бережное отношение к природным ресурсам. Метапредметные результаты: - планирование процесса проектирования изделий; - определение способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; - самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию изделий; - выявление потребностей, проектирование и создание объектов - исследовательские и проектные действия; - осуществление поиска информации; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; - соблюдение норм и правил культуры труда; - умение работать в команде, проявлять инициативу, принимать решения; - умение самоорганизовать свою деятельность. Предметные результаты: - осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области обработки тканей для проектирования и создания изделий; - уметь организовать свое рабочее место; - соблюдать правила охраны труда; - составлять несложные схемы вышивки; - владеть технологиями выполнения декоративных и вышивальныхшвов; - работать с тканью, пользоваться необходимыми инструментами, подбирать нужное цветовое решение, пользоваться журналами, выполнять отделку изделия; - уметь сметать изделие, подготовить к примерке. 18 IV. Методическое обеспечение В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Основной и ведущей формой обучения является занятие как главное звено всей системы образовательной среды. Другие формы обучения задействуются в учебном процессе, в тесной связи с занятием для более глубокого и полноценного решения задач обучения. По всей сущности и назначению занятие представляет собой ограниченную о времени, организованную систему обучения – воспитательного коллективно – индивидуального взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которых происходит усвоение детьми знаний. Умений и навыков. Развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (познавательные беседы), практическую часть (совместная, индивидуальная и самостоятельная работа), конкурсы, индивидуальные выставки, творческие проекты, творческую защиту работы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы, демонстрация рисунков, готовых изделий педагога и учащихся прошлых лет с пояснением. Также используются различные наглядные пособия. Цель показа готовых изделий – вызвать желание у детей творить самим, что-то менять и совершенствовать. Порядок тем программы составлен таким образом, что каждая следующая тема даёт возможность перейти на новый, более сложный этап с получением новой законченной работы обучающегося. По каждой выполненной работе обучающийся высказывает своё мнение, отмечая ее достоинства и недостатки. Такой методический подход помогает детям закрепить полученные знания и учесть свои ошибки. При закреплении материала используются такие формы работы как устный опрос, выполнение практических заданий по изготовлению конечного продукта (изделия), мини выставки работ и т.д. В процессе работы педагог не только предлагает, направляет, подсказывает, но и обобщает лучшие идеи обучающихся, способствует развитию их таланта. Методы организации учебно-воспитательного процесса: Алгоритмучебногозанятия: I этап - организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной 19 деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. 3. Закрепление знаний. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. 4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространеннымиспособамиработыявляютсябеседаипрактическиезадания. IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). Комбинированное занятие – в его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком занятии совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения обучающимися учебного материала. Комбинированноезанятиевключает: 1. Организационнуюисодержательнуюустановку. 2. Проверку глубины понимания и прочности знаний обучающихся, изученных на предыдущих уроках, путем широкого использования устного и письменного, индивидуального и массового опроса, кратковременных практических заданий. 3. Педагога и детей на основе общения – усвоения новых знаний, умений и навыков. 4. Закрепление изученного материала и упражнения. 5. Диагностику прочности усвоения знаний, умений и навыков. 6. Инструктаж по выполнению дополнительного задания по этой теме на дом. Диалектика обучающего взаимодействия педагога и обучающихся требует, чтобы структура комбинированного занятия была гибкой, подвижной. 20 Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на занятии знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации.. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитываетхарактериукрепляетзнания. Организация образовательного процесса в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий выстраивается в соответствии с учебным планом, сформированных в группы обучающихся являющихся основным составом объединения, а также индивидуально для обучающихся, не имеющих технической и иной возможности для освоения программы в электронной форме. В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности: •видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в системе дистанционного обучения (СДО), ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); •видеоконференции, форумы, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты различных сред; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред дляпроведениявебинаров (Сферумидр.); •онлайн - семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); •видео-консультирование, в том числе вебинары, дистанционные конкурсы, фестивали, мастер-классы, веб – занятия, электронные экскурсии. Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи). 21 IV. Диагностический инструментарий. Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В ходе бесед с детьми и родителями изучается: степень заинтересованности в занятиях; предложения по расширению содержания занятий; использование поделок в практике. Динамика развития ребенка при освоении программы, определение достижений обучающегося планируемых результатов осуществляется с помощью следующих методов диагностики: - педагогическое наблюдение, - беседы с детьми, их родителями, - опрос, - анкетирование. Используются следующие методики: - карта самооценки обучающихся и оценки педагогом компетентности обучающегося; - индивидуальная карта диагностики освоения программы. Диагностические материалы подбираются педагогом дополнительного образования с помощью психолога-педагога Дома детства и юношества. ( Приложение №3) 22 V.Списоклитературы. Нормативныеправовыеакты 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее–ФЗ№273). 3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенкавРоссийскойФедерации» (сизменениямиот 29.12.2022г.). 4.Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря2018г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжениеПравительстваРФот 31 марта 2022 г№ 678-р). 6. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года№МР-81/02вн); 7. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам». 8.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой моделиразвития региональных систем дополнительногообразованиядетей» (вредакцииот 02.02.2021г.). 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648Санитарно-эпидемиологические санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее-Сан ПиН). 10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиеническиенормативыитребования кобеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 11.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289«О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономическихмеханизмов вобразованиидетейв Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национальногопроекта «Образование». 12.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». 13. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные): методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021. – 67 с. Основнаяидополнительнаялитература 1. Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2019 г. 2. Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2019 г. 3. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2017г. 4. Журналы мод различных изданий. 5. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2018 г. 6. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2017 г. 7. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лѐгкой одежды. – М., 2017 г. 8. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2018 г. 9. Черемных, А. И. Основы художественного проектирования одежды. – М: 2018г 10. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2017 г. Списоклитературыдляобучающихся 1. Белякова.М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности.// Педагогический журнал. – 2017,-56с.-№1. 2. «Бурда» - журнал моды. 3. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2017 г. 4. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лѐгкой одежды. – М., 2017 г. Списоклитературыдляродителей 1. ЕрзенковаН.Шьем – перешиваем М.Гатр - 2017 г 2. Мешкова Е.В. Конструирование одежды: Учеб.пособие: - М.: Издательство Оникс, 2019 г. 3. Монастырная В.П., Егорова Р.И.. Учись шить, Просвещение - 2018г 4.Научно-методический журнал «Дополнительное образование» № 7, 2019 г. 5. Научно методический журнал «Педагогическая мастерская» №1, 2020 г. Интернет-источники 1.http://festival.1september.ru/- Викторины http://.schol-collection.edu.ru/ 2.http://www.uchportal.ru/load/149- Учительский портал 3.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября" 4.Школа Кукольного Дизайна –Вконтакте.m.vk.com/ dollscholl 5.Панпина – школа кукольного мастерства – Вконтакте VII. Приложения Приложение 1 Списоквоспитательныхмероприятийобъединения «Модница» Месяц Октябрь Декабрь Тематика Деньпожилого человека Мастерская Деда Мороза Февраль День ЗащитникаОтечества Март Апрель Май Международныйженскийден ь ПраздникПасхи ДеньПобеды Мероприятие Акция «От всей души» Изготовлениеигрушекнаелкуиз различныхматериалов Фото выставка «Мужество, доблесть и честь» Акция ««Спасибо, вам, любимые!»» Подготовкак муниципальному конкурсу «ПасхупразднуетРоссия!» Музыкальный конкурс «Угадай мелодию песен военных лет» Приложение 2 Календарный учебный график 1год обучения № п/п 1 2 Дата 19.09 21.09 3 26.09 4 28.09 5 3.10 6 5.10 7 10.10 8 12.10 9 17.10 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правилаповедения. Кво час 2 Ручные работы временного назначения. 2 Ручные работы постоянного назначения. Выполнение аппликации Организация рабочего места. Заправка верхней и нижней нитей .Техника выполнения машинных строчек. Техника выполнения соединительных швов. Техника выполнения краевых и отделочных швов. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО Терминология ВТО. Приемы ВТО Врем я прове дения занят ия 16.1017.40 Форма занятия Комбини рованное занятие Место проведения Форма контро ля МДДиЮ Собеседов ание 16.1017.40 Урокпрезентац ия МДДиЮ 2 16.1017.40 МДДиЮ Беседа, практикум 2 16.1017.40 МДДиЮ Практичес кая работа 2 16.1017.40 Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие МДДиЮ Беседа, практикум 2 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Практикум 2 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Беседа, практикум 2 16.1017.40 Комбини рованное занятие МДДиЮ Тематичес кий контроль 2 16.1017.40 Комбини рованное МДДиЮ Тематичес кий Презентац ия занятие 1 0 19.10 24.10 Практиче ское занятие Комбини рованное занятие МДДиЮ 1 1 26.10 31.10 2.11 1 2 7.11 9.11 Изучение современных стилей и направлений моды на данный сезон. 4 16.1017.40 Комбини рованное занятие МДДиЮ Тематичес кий контроль 1 3 14.11 16.11 Работа журналами книгами. с мод, 4 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Наблюден ие, практикум 1 4 21.11 Построение чертежа прямой юбки. 2 16.1017.40 Комбини рованное занятие МДДиЮ Тематичес кий контроль 1 5 1 6 23.11 28.11 30.11 5.12 7.12 12.12 8 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Наблюден ие, практикум 4 16.1017.40 Комбини рованное занятие МДДиЮ Тематичес кий контроль 1 7 14.12 19.12 Сметывание деталей кроя. 4 16.1017.40 Комбини рованное МДДиЮ Тематичес кий контроль 1 8 21.12 26.12 Примерка изделия, уточнение изменений. 4 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Наблюден ие, практикум 1 9 28.12 9.01 4 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Наблюден ие, практикум 2 0 11.01 16.01 18.01 23.01 25.01 30.01 1.02 6.02 34 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Практичес кая работа Изготовление наволочки. 4 16.1017.40 6 16.1017.40 контроль Изготовление фартука. Пошив юбки прямой Подбор ткани раскрой платья. и Обработка мелких деталей Пошив платья. Наблюден ие, практикум МДДиЮ Тематичес кий контроль 2 1 8.02 13.02 15.02 20.02 22.02 27.02 29.02 5.03 7.03 Подбор ткани и блузы модели, раскрой 4 16.1017.40 Комбини рованное МДДиЮ Тематичес кий контроль 2 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Практичес кая работа Практиче ское занятие Практиче ское занятие МДДиЮ Практикум МДДиЮ Наблюден ие, практикум 2 2 12.03 2 3 14.03 Примерка изделия, уточнение изменений. 2 16.1017.40 2 4 19.03 Обработка мелких деталей. 2 16.1017.40 2 5 21.03 26.03 28.03 2.04 4.04 9.04 11.04 16.04 18.04 16 16.1017.40 Практиче ское занятие МДДиЮ Практичес кая работа 2 16.1017.40 Комбини рованное МДДиЮ 2 16.1017.40 МДДиЮ 2 16.1017.40 Практиче ское занятие Практиче ское занятие Тематичес кий контроль Практикум МДДиЮ Практичес кая работа 4 16.1017.40 МДДиЮ Практичес кая работа 2 16.1017.40 Практиче ское занятие Комбини рованное МДДиЮ Тематичес кий контроль 4 16.1017.40 МДДиЮ Практикум МДДиЮ Практичес 2 6 Сметывание деталей кроя Пошив блузы. Подбор ткани раскрой брюк. 2 7 23.04 Сметывание деталей кроя. 2 8 25.04 Примерка уточнение изменений. 2 9 7.05 14.05 3 0 16.05 3 1 21.05 23.05 3 28.05 и и Пошив брюк. Устранение возможных дефектов изделиях. в Ремонт изделий. Укоротить брюки. Ремонт изделий. 2 16.10- Практиче ское занятие Практиче 2 3 3 3 4 17.40 Укоротить юбку. 30.05 Оценивание презентаций «Мои творческие работы» 2 16.1017.40 Проведение выставки творческих работ. 2 16.1017.40 ское занятие Урокпрезентац ия кая работа МДДиЮ Презента ция Выставка МДДиЮ Выставка творческих работ Приложение 3 Карта самооценки обучающихся и оценки педагогом компетентности обучающегося. По пятибалльной шкале оцените знания и умения, которые вы получили, занимаясь по программе «Модница»» в этом учебном году, и зачеркните соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая) Таблица«Картасамооценки» № Вопросы 1 Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) 2 Используюпрофессиональнуютерминол огию 3 Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности 4 Умею выполнять практические задания, которые дает педагог 5 Научился самостоятельно выполнять творческие задания 6 Умею воплощать свои творческие замыслы 7 Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях Самооценкаобучающег ося 12345 Мнениепедаго га 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 8 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач 9 Научился получать информацию из различных источников 1 Знаю о профессиях и необходимых 0. профессиональных навыках для специальностей легкой промышленности 1 Мои достижения в результате занятий 1. 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 12345 Процедура проведения диагностики: данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог. Обработка результатов: самооценка обучающегося и оценки педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике: Пункты 1, 2 – опыт освоения теоретической информации Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности Пункты 5, 6 – опыт творческой деятельности Пункты 7, 8 – опыт коммуникации Пункты 9, 10, 11 – опыт социализации, социально-значимой деятельности, самореализации и профессионального самоопределения Обработка анкет и интерпретация результатов освоения программы «Модница». Данная обработка результатов проводится и педагогом, и обучающимся (по пятибалльной системе, поочередно) № Параметры результативности освоенияпрограммы Оценкаобучающего 1 Опытосвоения теоретическойинформации 2 Опытосвоенияпрактическойдеятельност и 3 Опыттворческойдеятельности 4 Опыткоммуникации 5 Опытсоциально-значимойдеятельности Общаясуммабаллов: 10-22 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 23-35 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; Обработкарезультатов Оценкапедагог Среднеарифмети а скоезначение 36-50 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. Диагностика освоения образовательной программы Фамилия, имя обучающегося _______________________________________ Таблица « Индивидуальная карта диагностики освоения программы» № Наименованиенавыков умений 1 Знание правил техникибезопасности и 2 Владениепонятийнымаппарато мшвейного производства 3 Владениешвейнымоборудован ием 4 Практическоевладениенавыка мипошива 5 Понимание технологических карт по изготовлению швейных изделий Се н. Ок т. Но яб. Де к. Ян в. Фе в. Ма р. Ап р. М ай Итогиг ода 6 Осмысление инструкционных карт поузловой обработки 7 Владение технологией изготовления поясных и плечевых изделий Шкалаоценок Характерответа/ выполнениязадания Быстрый правильный ответ/ быстрое правильное выполнение практического задания Правильный ответ (верное выполнение задания) при долгом обдумывании Ошибочный ответ (неверное выполнение задания) и самостоятельное исправление Ошибочный ответ (неверное выполнение задания) и исправление путем наводящих вопросов педагога Отсутствиеответа (невыполнениезадания) Количествобаллов 5 4 3 2 1 Сводная таблица результатов образовательной деятельности обучающихся Фамилия, имяобучающихся: ____________________________________________ № п/ п 1 2 3 4 5 Параметры результативности деятельности учащегося образовательной Оценкапедагога Теоретическиезнания Общеучебныеумения и навыки Учебно-организационные умения и навыки Учебно-коммуникативные умения и навыки Учебно-интеллектуальные умения и навыки Практическиеумения и навыки Владение специальным оборудованием и средствами для выполнения швейных работ Созданиеэскизаизделия Организация рабочего места, применение приспособлений, инструментов, средств Технологическаяпоследовательностьвыполненияпошива Соответствиефурнитуры, нитокизделию Представлениерезультатовработы Развитие личностных и профессиональных качеств Трудолюбие и аккуратность Терпение Креативность, эстетическийвкус Мастерствовыполненияработы Профессионализм Выполнение практического задания модуля ВСОШ по технологии Общаясуммабаллов: Выводы:_________________________________________________________ ______ _________________________________________________________________ _______ _________________________________________________________________ _______ _________________________________________________________________ _______ Используется 5-ти бальная шкала оценок. Рассчитанные результаты интерпретируются следующим образом: Если общая сумма баллов оценки педагога: -находится в диапазоне от 10 до 15 баллов, то делается вывод о том, что программа в целом освоена на низком уровне; находится в диапазоне от 16 до 20 баллов, то делается вывод о том, что программа в целом освоена на среднем уровне; находится в диапазоне от 21 до 25 баллов, то делается вывод о том, что программа в целом освоена на высоком уровне. Приложение 3 Приложение3 Диагностическаякартарезультатовитоговойаттестации1 годобучения Критерииоценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийсяусвоилменееполовиныобъемаЗУН; 3-4 балла – обучающийсяусвоилбольшуючастьобъемаЗУН; 5 баллов – обучающийсяусвоилполныйобъемЗУН) Шкалапереводабалловвуровниосвоенияпрограммы: 36-40 баллов – высокийуровень; 26-35 баллов – среднийуровень; 0-25 баллов – низкийуровень 48 Приложение3 Диагностическаякартарезультатовитоговойаттестации2 годобучения № Фамил Теоретическаяподготовкапараметры ия, п имяоб Основы Правил Вирусныеин уч-ся безопасностижиз а фекции недеятельн ости дорожн огодви жения Практическаяподготовкапараметры Всегоба Уровен ллов ь освоен Умение Умениесоздава Умениесоздават Этикет Умение и телефо разрабатывать и организ тьфлаерс. ьплейкаст япрогра нного организовыватьс овать ммы разгово оциальные акции игровые програм ра. мы Правил а телефо нных разгово ров. 1 2 Всегоба ллов Средний балл Критерииоценки: от 1 до 5 баллов (1-2 балла – обучающийсяусвоилменееполовиныобъемаЗУН; 3-4 балла – обучающийсяусвоилбольшуючастьобъемаЗУН; 5 баллов – обучающийсяусвоилполныйобъемЗУН) Шкалапереводабалловвуровниосвоенияпрограммы: 36-40 баллов – высокийуровень; 26-35 баллов – среднийуровень; 0-25 баллов – низкийуровень 49 Приложение4 Тест «Волонтер» 1.Кактыпонимаешьследующиеслова? • Волонтер • Добровольно • Ответственность • Социальнаяреклама • Кодексволонтера • Социальныйплакат • Картаволонтера • Новвоведение • Семья • Социальныйпроект 2.Напишиизкакихразделовсостоитсоциальныйпроект 3.Напишикакиминормативно-правовымидокументамируководствуется волонтер. 4.Какиеособенностиработыспожилымилюдьми 5. Вчемсутьсоциальнойрекламыисоциальногоплаката Ответыдетейоцениваютсяиклассифицируютсяпоследующимуровням: 1)понятиенесформировано, ребенокнепонимает, очемидетречь 2)смутныепредставленияопонятии, противоречивые, запутанные 3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова. Методика «Чтомыценимвлюдях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, накоторогоребенокхотелбыбытьпохожим, другой – плохой. Послечегопросятназватьтеихкачества, которыенравятсявнихикоторыене нравятся, ипривестипотрипримерапоступковнаэтикачества. Исследованиепроводитсяиндивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодованиеит.п.) – набезнравственныйпоступок. Обработкарезультатов. 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильнообъясняетпоступки, эмоциональныереакциинеадекватныилиотсутствуют. 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональныереакциинеадекватны. 50 3балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточноустойчивое. 4балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активноеиустойчивое. Методикадиагностики толерантности (В.В.Бойко) Методика диагностики толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать толерантные и интолерантныеустановкиличности, проявляющиесявпроцессеобщения. Тест «Проявляешьлитытолерантность?» 1. Длятогочтобынебыловойны… а) нельзяничегосделать, посколькувойныбудутвсегда! б) нужнопонимать, почемуонипроисходят. 2. Вшколепроходитакция «Милосердие»… а) этотебянеинтересует; б) пытаешься, чемможешь, помочьветеранам. 3. Тыпротивостоишьнасилию… а) насилием; б) тыприсоединяешьсякдругимлюдям, чтобысказатьнет. 4. Одинтоварищтебяпредал… а) тымстишьему; б) тыпытаешьсяобъяснитьсясним. 5. Видишь, когдасильныйобижаетслабого… а) равнодушнопроходишьмимо; б) вмешиваешься. 6. Ты не согласен с кем-то… а) ты не даешь ему говорить; б) тывсе-такислушаешьего. 7. Учительждетответаучащегося… а) кричишьсместа; б) даешьвозможностьответитьдругому. 8. Утебявклассебеженецилибеженцыиздругихреспублик… а) тынеобщаешьсясним; б) помогаешьемувлитьсявколлектив. Выберитотответ, которыйтысчитаешьправильным, исосчитай, сколько ответовподпунктом «б» получилось. Ключктесту: Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается. Еслиутебяот 3 до 5 «б»: Да! Тынеоченьтолерантен. Тыслишкомстремишьсянавязатьсвоиидеи, нопроявляешьлюбознательность. 51